Раздул 1. Научно-методические основы школьной профориентации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздул 1. Научно-методические основы школьной профориентации

2023-01-01 35
Раздул 1. Научно-методические основы школьной профориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы).

3. Расписать все занятия по дням и часам.

4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем - к более конкретным).

5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем теория - это важно для работы со школьниками),                                             i

6. Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен

 

 

Файл скачан с сайта http://www.psy.5igorsk.ru Psy.5igorsk.ru - первый психологический портал г.Пятигорска


принцип чередования: немного теории - практика, немного теории - практика...).

7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип разнообразия: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то - больше играть...).

8. Рассчитать все по времени.

9. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик про запас (на случай, если вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро, и останется свободное время, которое нечем заполнить).

10. Составить небольшие конспекты для всего курса.

Кроме того, постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсуЬитъ результаты со своими родителями... Такж мы рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций...), но при этом не превращать занятия в сплошную игру, так как даже детям это надоедает, они могут начать воспринимать вашу работу как сплошное развлечение.

По нашему опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками около 25-30% общего времени занятий. Не следует увлекаться сложным и обширным материалом - лучше пусть вопросов будет меньше* но они б у д у т понятными и значимыми для подростков; именно эти вопросы обсуждать более подробно.

Наконец, сложные ценностнсхмысловые вопросы обсуждать следует ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически нейтральный материал, чтобы не вызывать недоумение некоторых учащихся и администраторов.

Основные правила при подготрвке и проведения конкретных занятий и профконсультаций:

1. Определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя цель - в виде доступных для понимания инструкций) и цель - для себя (внутренняя цель).

Организация профориентационных занятий и профконсультаций  29

2. Подобрать методики и теоретический материал - в соответствие с целью.

3. Спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом желательно:

- в начале - как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения);

- далее - предложить что-то серьезное;

- ближе к концу - опять больше интриги.

4. Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать эффект незавершенного действия).

5. Но при этом важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствие с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должны быть выполнены).

6. Также важно подобрать резервные темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть...).

7. Подбирать только те методики, которыми психолог владеет, а также учесть общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся.

8. При планировании группового занятия помнить, что часто его естественным продолжением является индивидуальная профконсуль-тация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются...

9. Приемы поддержания дисциплины:

- высокая динамика проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);

- особое внимание лидерам класса (чаще давать особые задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);

- ввести необычные правила (например, «можно громко смеяться и даже ржать, но только стоя»...);

- если дисциплина не удовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данная форма работы (например, игра) прекращается, и учащимся просто устно излагается материал или предлагается какая-то письменная работа;

- использовать вербальные и, главное, невербальные средства воздействия (естественно, если психолог ими владеет).

10. Советы по самостоятельному освоению сложных методик:

- сначала провести методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями);


- затем - на близком человеке (прочувствовать всю процедуру);

- только после этого - на подростках (сначала - на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем - на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения);

- в начале использования сложной методики лучше составить краткую шпаргалочку с основными этапами и конкретными действи-

30 Раздел 1, Научно-методические основы школьной профориентации

ями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно, в работе со школьниками).

ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД: ОБСУЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Дискуссионный метод используется тогда, когда требуется актуализировать значимую проблему (с точки зрения преподавателя) в сознании обучающихся. Применительно к профориентации - это, прежде всего, неоднозначные вопросы ценностно-смыслового самоопределения на современном рынке труда, а также многие другие вопросы профессионального самоопределения.

Сами дискуссии в классе могут быть как спонтанными, так и специально организованными. Спонтанные дискуссии обычно возникают, если кто-то из обучающихся задает интересный и неожиданный вопрос, если сам преподаватель провоцирует споры между обучающимися. Ценность спонтанных дискуссий заключается в том, что они проходят, во-первых, очень увлекательно (в них соединяется артистизм участников дискуссии и «живость» мысли), а во- вторых, в     том,           что      у  учащихся    не возникает ощущения заданности, специальной запрограммированности занятия, и это создает особую атмосферу непринужденности в общении. Но одновременно, спонтанные дискуссии имеют существенные недостатки: 1) часто они проходят сумбурно, неуправляемо; 2) служат для «выпускания пара», т.е. накопившихся сомнений или эмоций; 3) используются кем-то из участников для самодемонстрации (здесь на высоте оказываются те, кто остроумен и «за словом в карман не лезет»); 4) в таких дискуссиях побеждает тот, кто умеет «работать на п у -блику», т.е. в коротких, эффектных высказываниях якобы побеждает своего оппонента.

Поэтому большую пользу учащимся приносят специально организованные дискуссии. Общая логика их проведения примерно следующая:

1. На каком-либо очередном занятии ведущий формулирует для учащихся интересную проблему. Например, высказывает определенное мнение (не обязательно собственное) по поводу каких-то примеров, связанных с выбором профессии и т.п. Желательно заранее заготовить такую

«провокацию». В качестве специально заготовленного «провокационного» примера можно использовать ситуации, представленные в конце данного параграфа. На этом этапе желательно не делать однозначных оценок и выводов.

2. Далее ведущий провоцирует высказывание разных мнений по поводу данного факта или информации. Например, можно попросить высказаться учащихся, имеющих разные точки зрения. Очень

Дискуссионный метод 31

важно при этом самому ведущему ни с кем не спорить, иначе возникнет ситуация спонтанной дискуссии, когда многие (обычно это наиболее активные и демонстративные ученики) спорят с самим ведущим, а остальные наблюдают за этим как за очередной «хохмой».

3. После этого желательно подвести предварительный итог, который должен заключаться, во- первых, в признании данного вопроса заслуживающим внимания и специального обсуждения и, во-вторых, в обозначении основных позиций (здесь можно еще раз попросить учащихся повторить свои основные позиции). Эти учащиеся и будут основными участниками дискуссии, но при этом в ней смогут участвовать и остальные ученики (с помощью вопросов, отдельных высказываний, комментариев и т.п.).

4. Предложить участникам организовать саму дискуссию на другом занятии, а тем, кто обозначил свои основные позиции специально к этому подготовиться. Здесь ведущий может даже порекомендовать, что нужно почитать или где получить интересную информацию по обсуждаемому вопросу.

5. На этом же занятии желательно общими усилиями обозначить правила, по которым будет проходить дискуссия.

Например:

1) для развернутого сообщения и обоснования своей точки зрения каждый из основных

 

 

Файл скачан с сайта http://www.psy.5igorsk.ru Psy.5igorsk.ru - первый психологический портал г.Пятигорска


участников дискуссии делает небольшое сообщение на столько-то минут (желательно не более 5-7 минут);

2) после того как кратко выскажутся все участники, остальные ученики задают им уточняющие вопросы и получают короткие ответы (для этого также выделяется специально оговоренное время);.

3) далее организуются свободные прения, когда каждый может высказать свое отношение к услышанному или высказать собственную, оригинальную точку зрения;

4) далее ведущий организует совместное подведение итогов, т.е. сам класс (группа) определяет, чьи рассуждения по обсуждаемому вопросу оказались наиболее обоснованными (для этого также оговаривается определенное время).

6. На данном занятии также можно кратко сказать о том, что является критерием успешной дискуссии. Важно не то, кто победит (хотя это также интересно), но, прежде всего то, что участники с помощью дискуссии узнают для себя что-то новое или могут взглянуть по-новому на уже известные явления. Возникает даже парадокс дискуссии: по-настоящему выигрывает не тот, кто сумеет переубедить своего оппонента, а тот, кого переубедят, ведь именно последний станет немного умнее.

И уже на одном из следующих занятий организуется сама дискуссия. Здесь ведущему желательно выполнять следующие рекомендации: 1) свою собственную точку зрения желательно не обозначать до

32 Раздел 1. Научно-м етодичес кие основы школьной профориентации

самого последнего момента, т. к. главная задача ведущего - организовать спор между учениками, а не превращать дискуссию в лекцию;

2) не принимать однозначно чью-либо сторону, более того, если одна из спорящих сторон терпит поражение, стараться тактично помогать ей морально и интеллектуально;

3) эмоционально не увлекаться процессом спора и, конечно же, самому поменьше демонстрировать свои эмоции (положительные эмоции ведущего должны лишь поощрять различных оппонентов на корректную дискуссию);

4) если ситуация выходит из-под контроля и ученики нарушают ранее обозначенные правила, то ведущий напоминает о данных правилах или даже прекращает дискуссию;

5) если участники пассивны, то с помощью определенных приемов нужно их спровоцировать на большую активность и смелость (например, обратиться с вопросами к тем ученикам, которые считаются лидерами класса, напомнить в острой форме о различных мнениях, высказанных на предшествующем занятии и т.п.).

Очень помогают ведущему в специальном планировании дискуссий заранее заготовленные ситуации, которые могут даже рассматри ваться как своеобразные учебные задачи. Эти ситуации не должны быть слишком громоздкими, главное в йих - понятная и четко обозначенная проблема.

Желательно также для каждой ситуации заранее продумать аргументы «за» и «против» различных точек зрения. Сами эти ситуации, а также некоторые из возможных аргументов «за» и «против» можно использовать на этапе актуализации проблемы перед учениками. Если проводить дискуссию повторно, с обсуждением иных задач-ситуаций, то новые ситуации также могут придумывать и сами ученики. Опыт показывает, что такой вариант может даже оказаться интереснее, чем заранее заготовленные ситуации.

Ниже приводятся.примеры таких ситуаций, которые можно использовать при обсуждении сложных вопросов профессионального и личностного самоопределения. Заметим, что подобные ситуации легко можно подготовить и самостоятельно, с учетом общего уровня развития тех подростков, £ которыми вы их собираетесь рассмотреть.

Ситуация 1.

Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз по блату: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее у родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится пло-

Дискуссионный метод 33

хо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить родители есть военная кафедра, а самому ему очень не


хочется идти в армию...

Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступать по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то - взятки); 5) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна какая-то помощь.

Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя уважать перестану; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это и предложили; 3) долго придется соглашаться с тем, что без помощи родителей я не в состоянии решать важные жизненные проблемы; 4) если когда- нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 5) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижном вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе.

Ситуация 2.

Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться *в этой жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованиям в большинстве случаев мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы его содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более, что родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравиться, то всегда можно отчислиться из института; 5) вуз может уберечь от армии.

Аргументы «против»: 1) сейчас в стране высшим образованием никого не удавишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав

34 Раздел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.

Ситуация 3.

Как-то в компании друзей вы начали обсуждать известного эстрадного артиста. С одной стороны, он сочиняет и поет отличные песни, но с другой стороны, вы узнали, что в обыденной жизни он отвратительный человек (бросил свою первую жену с ребенком и мало беспокоится о их судьбе, часто напивается, как свинья, и дебоширит, не всегда выплачивает обещанные деньги своему кардебалету и т.п.). Возникает вопрос: заслуживает ли любви и уважения такая эстрадная

«звезда»?

Аргументы «за» (в пользу сохранения к «звезде» уважения и даже любви): 1) многие талантливые люди имеют дурной характер; 2) мы уважаем его за творчество, и здесь он прекрасен, а отдельные недостатки - это его личное дело и проблема тех, кто с ним слишком близко сошелся; 3) у талантливых людей широкий диапазон чувств и поступков: с одной стороны, они готовы грешить, но с другой стороны, готовы и к раскаянию (само творчество - это своеобразное раскаяние, расплата за «грехи»); 4) даже у многих добропорядочных людей много пороков, только о них никто не знает.

Аргументы «против»: 1) поэт и певец - это целостная личность, поэтому нельзя разделять его творчество и поведение в обыденной жизни; 2) известный певец должен всегда помнить, что его жизнь находится в центре общественного внимания, поэтому он должен отвечать за свои поступки; 4) как только человек становится известным, когда его любят и уважают миллионы почитателей, он перестает принадлежать только себе, его талант - это общественное достояние, поэтому он также должен отвечать за все свои поступки; 5) многие талантливые люди начинают деградировать, как только они теряют контроль над собой и становятся рабами своих пороков и страстей. *

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ П О Д Г О Т О В К А В ШКОЛЕ

Файл скачан с сайта http://www.psy.5igorsk.ru Psy.5igorsk.ru - первый психологический портал г.Пятигорска


В основе идей предпрофильной и профильной ориентации учащихся общеобразовательной школы лежит тот факт, что немалая часть школьников в 9 — 1 0 - х классах уже определились с выбором профессии. По крайней мере, об этом говорится в «Концепции профильного о б у -чения на старшей ступени общего образования» (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002) со ссылкой на данные социологов. Определенный опыт профильной подготовки накоплен как за рубежом, так и в России. Например, еще в 1864 году был принят указ, Предпрофильная и профильная подготовка в школе                                   35

согласно которому организовывались семиклассные гимназии двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель -подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). В дальнейшем к проблеме ранней про- филизации и специализации обращались неоднократно.

В современном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить, прежде всего, профориента-ционную задачу.

В «Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного ббучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/ 2004 учебный год» (Приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) также указывается, что все это организуется «для создания специализированной подготовки... с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии».

Общая логика здесь такая: сначала учащийся должен сориентироваться в профилях дальнейшего обучения в школе (или в специализированном учебном заведении после 9 - г о класса), затем к моменту окончания в школе он не только должен выбрать конкретную про- ' фессию и профессиональное учебное заведение, но и поучить определенную подготовку (через курсы по выбору или в профильных классах) для дальнейшего профессионального образования. По мнению авторов Концепции профильного обучения, это существенно снизит практику репетиторства, платных подготовительных курсов и т.п.

Главным положительным моментом данной Концепции является то, что наконец-то высшая официальная власть обратила внимание на профориентацию. Ведь согласно Концепции и Рекомендациям об организации предпрофильной подготовки (пусть даже на уровне эксперимента) на эту работу в 9-х классах выделяется 100 учебных часов в год, из которых 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводится на предметные курсы по выбору и ориентационные курсы, а 1/3 объема (примерно 1 час в неделю) - на информационную работу и Профильную ориентацию.

При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.п.). Профильная ориентация предполагает «оказание учащимся психо-^ого- педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Как мы поняли, профильная ориентация больше ориентирова-

36  Раздел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

на на обследование учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения. Также отмечается, что «профильная ориентация способствует «...созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом»! Правда, отведенных для этого 30-35 учебных часов в год, на наш взгляд, явно недостаточно...

Следует отметить, что пока каких-то жестких указаний на обязательные методы и формы работы не дается. Более того, в Концепции даже отмечается необходимость «многообразия форм ее реализации», а также возможность использовать различные модели организации самой профильной подготовки (внутришкольная или сетевая организация, когда несколько школ группируются вокруг такого учебного заведения, где имеется больший образовательный ресурс для профильного обучения).

Пока данная затея находится на уровне эксперимента. Можно лишь предполагать, каковы б у д у т результаты этого эксперимента. Все зависит от того, насколько серьезно этим будет заниматься центральная власть, а также власти муниципальные, ведь даже анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что «отчетливо проявляется влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования».

В этой связи можно обозначить некоторые трудности (и даже сомнения) относительно успеха


предпрофильной и профильной подготовки с учетом нынешних российских реальностей:

1. Неопределенность с финансированием предпрофильной и профильной подготовки. Понятно, что затраты потребуются немалые. Это и финансирование новых планов и программ, и стимулирование администраторов и исполнителей данной Концепции и соответствующих рабочих программ, это и материально-техническое обеспечение (и переоснащение) имеющихся кабинетов, аудиторий и мастерских и т.п.

2. Другим серьезным сомнением относительно введения предпро-фильной и профильной ориентации является то, что это предполагается сделать за счет основной программы средней школы. И в Концепции по этому поводу пишется: «Очевидно, что любая форма профилизации ведет к сокращению инвариантного компонента». Правда, в другом месте Концепции говорится о том, что для создания образовательного пространства самоопределяющегося учащегося

«необходимо... увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования». Как известно, перекраивать устоявшиеся образовательные программы не только очень сложно, но и ответственно, что предполагает прогнозирование последствий таких вмешательств в учебный процесс. Нам даже Предпрофильная и профильная подготовка в школе                                   37

представляется, что важным неиспользованным резервом здесь явилось бы более творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывали бы учащимся о связи их предмета с близкими профессиями.

3. Следующее сомнение связано с реальной неготовностью многих педагогов и психологов к реализации предпрофильной и профильной подготовки. Это требует серьезнейшей подготовки специалистов к данному нововведению, а это предполагает немалые финансовые расходы (в государстве, где денег именно на образование почему-то явно не хватает). Кроме того, у большинства педагогов и так достаточно высокая загруженность основной работой, и у них нет внутреннего (да и внешнего) стимула для освоения новых идей и методов работы. Похожая ситуация была в конце 8 0 - х годов, когда всю профориентаци-онную работу пытались буквально

«свалить» на учителей труда, которые естественно от нее отмахивались в большинстве случаев.

4. Полноценная профориентационная работа со школьниками помимо использования массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает индивидуальные профконсуль-тации. Из Концепции не совсем понятно, кто и когда будет такие индивидуальные профконсультации проводить. Если учесть, что Центры профориентации молодежи, показавшие свою эффективность во второй половине 80-х годов, сейчас в значительной степени развалены, то получается, что старшекласснику фактически не к кому обратиться в большинстве случаев. А рассчитывать только на педагогов или психологов-энтузиастов недальновидно. Но чтобы организовать индивидуальные профконсультации необходимо предусмотреть для этого не только время, но и подготовить специалистов, готовых и к такой ответственной работе.

5. Наконец, еще одно очень важное сомнение связано с тем, что профилизация - это фактически способ социально-профессиональной сегрегации населения. Ведь даже в Концепции оговаривается, что школы могут быть и непрофильными. Если обратиться к истории, то именно непрофильные школы дают более обширное, универсальное образование, которое в перспективе может стать основой и для получения университесткого образования (университет - от лат. - universi-tatis, т.е. «совокупный», разносторонний). И именно разносторонний человек больше приспособлен для жизни в сложном обществе.

И все-таки следует признать, что для определенной части подростков получение разностороннего образования является неинтересным занятием, и они в школе скорее не учатся, а мучаются. И тогда они с большей охотой б у д у т обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе - всеобщего высшего образования достаточ-

38 Раздел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

но устойчивы именно в цивилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются.

Педагоги и психологи должны понимать, что подростничество -это время экспериментирования, это пробы в разнообразных учебно-профессиональных выборах. Более того, цивилизованные народы даже дают подросткам право на неизбежные ошибки в ходе таких проб, ведь недаром Э. Эриксон ввел такое понятие как «психосоциальный мораторий», когда взрослые с пониманием относятся к экспериментированию подростка. Поэтому ограничивать подростка в таких выборах - очень недальновидно. И хотя Концепция профильной подготовки допускает возможность смены

 

 

Файл скачан с сайта http://www.psy.5igorsk.ru Psy.5igorsk.ru - первый психологический портал г.Пятигорска


профиля, но реально для многих учащихся это будет сделать крайне сложно. ИНФОРМАЦИОННОЕ О Б Е С П Е Ч Е Н И Е ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ Р А Б О Т Ы СО ШКОЛЬНИКАМИ

К настоящему  времени  во  многих  городах  складывается  ситуация,  когда  информации

профессиографического характера накапливается слишком, много - это и различные справочники о вариантах трудоустройства, дальнейшего профессионального образования (особенно, платного), и объявления о разнообразных подготовительных курсах и репетиторах и т.п. Обилие информации часто порождает хаос, который осложняет полноценную ориентировку в такой пестрой информации. Отсюда проблема: систематизировать данную информацию.

К сожалению, даже специалисты-психологи пока не в состоянии полноценно решить данную проблему. Дело осложняется тем, что такого рода информация постоянно меняется, само качество информации (особенно в плане ее достоверности) вызывает серьезные сомнения, да и самих психологов-профконсультантов после развала школьной профориентации и служб занятости явно недостаточно для того, чтобы проводить такую работу серьезно.

Необходимо создавать централизованные базы данных о всех вариантах трудоустройства и получения профессионального образования не только на уровне районов и микрорайонов, но и на уровне больших городов и даже регионов с использованием современной компьютерной техники. Это позволит создавать реально действующие информационно-поисковые системы (ИПС), в которых бы информация постоянно обновлялась, и были бы люди (работники Центров профориентации и Центров занятости), специально работающие с этой информацией, т.е. поддерживающие связь с соответствующими предприятиями и учебными заведениями.

А пока многое зависит от школьных психологов (педагогов-психологов). Для Информационного обеспечения профориентационной работы в школе педагог-психолог может:

Программы профориентационной работы со старшеклассниками 39

1. Составить перечень учебных заведений, к у д а чаще всего поступают выпускники данной школы, а также - учащиеся после окончания 9-го класса.

2. Составить перечень возможных организаций и предприятий, куда могли бы устроиться те выпускники школы, которые по разным причинам не попали в вузы. Понятно, что в условиях нынешнего развала экономики такой перечень будет составить непросто, но можно хотя бы попробовать это сделать.

3. Найти (или самостоятельно разработать) профессиограммы -краткие описания тех профессий, которые вызывают наибольший интерес у школьников. Желательно, чтобы профессиограммы не были слишком сложными для восприятия, т.е. были написаны живым языком с примерами, а по возможности - и с иллюстрациями (см., например, серию «Мир профессий», М.: Молодая гвардия, 1988, в рамках которой выпущены несколько томов с описанием профессий по пяти основным сферам труда).

4. Совместно  со  школьниками  составить  профессиограммы,  используя  для  этого

«формулупрофессии», разработанную Е. А. Климовым (Климов, 1990, с. 110-114) или расширенный вариант формулы - схему анализа профессии (см. Пряжников, 2002, с. 95-101).

5. В идеале неплохо было бы в одном из классов, где бывают разные школьники, оборудовать кабинет профориентации. В шкафах или на специальных полках можно было бы расположить различные справочники, сброрники профессиограмм (или самостоятельно составленные профессиограммы), работы Е.А. Климова и других известных авторов, а также любой информационный материал, который поможет в выборе профессии.

6. Организовывать экскурсии и встречи со специалистами, представляющими наиболее интересные для данных школьников профессии. Успех такой работы во многом зависит от того, кто проводит эти экскурсии и встречи, - естественно, это должны быть обаятельные и увлеченные своим делом специалисты. Заметим, что частично можно использовать для этого и родителей учащихся данной школы. Во-первых, это может быть приятно для самих родителей, и, во-вторых, подросток, чьи родители рассказали о своей работе, может гордиться тем, что их родители реализовали себя в интересных профессиях, и это вызвало одобрение (а может и восхищение) у сверстников данного подростка.

ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ Р А Б О Т Ы СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Можно привести в качестве примеров некоторые программы про-фориентационных занятий со школьниками.

40 Раздел 1. Научно-методические основы школьной профориентации

В России профориентационая работа после долгого перерыва (с середины 3 0 - х годов)


возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне профориентационных мероприятий, отдельных исследований и консультаций, а затем во многих школах был введен К у р с «Основы производства. Выбор профессии». Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 8 0 - х годов, разработанный Е.А. Климовым и СМ. Чистяковой:

1. Классификация профессий: 1) Общий обзор классификации; 2) Типы профессий; 3) Классы профессий; 4) Отделы и группы профессий; 5) Формула выбора профессии.

2. Человек и профессия: 1) Интересы, склонности, способности, 2) Здоровье и профессия; 3) Профессиональная пригодность; 4) Сознательность и самостоятельность выбора; 5) Самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха: 1) Профессиональный план; 2) Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии; 3) Профессиональная консультация; 4) Характеристика профессии - профессиограмма; 5) Г д е получить профессию?

В целом, такая программа, в силу своей серьезности и даже некоторой академичности, была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы, поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-про-фконсультанта.

Во второй половине 80-х годов активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в г. Зеленограде, на базе Центра профориентации молодежи под руководством А.Г. Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профоринетационной работы была примерно следующей. С учащимися 8 - 1 0 классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.

Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством СМ. Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориен-тациониые викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом

Программы профориентационной работы со старшеклассниками  41

фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентацион-ной помощи (см. Дидактический.материал по курсу «Твоя професси-нальная карьера». - М., 1998).

Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского Центра профориентации молодежи. Благодаря усилим администрации центра группа психологов- энтузиастов, вдохновленных В.Б. Борейшей, разработали оригинальную систему профо- риентациоНных занятий и консультаций с подростками. Вот как примерно выглядит план работы с учащимися 1 0 - 1 1 классов:

1 часть - «Мой выбор»: 1) Профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) Профессиональный старт: древо возможностей; 3) Работающее решение; 4) Расширяем пространство выбора; 5) Заказываем желательную работу; 6) Подбираем подходящие профессии;

7) Моя область превосходства; 8) Горячие проблемы; 9) Проясняем внутреннее небо; 10) Взгляд из будущего; 11) Моя роль и безопасность на рынке труда; 12) Рисуем портрет подходящей профессии; 13) Вычисляем самую подходящую профессию; 14) Что подскажет внутренний голос;

15) Насыщаем решение энергией; 16) Планируем профессиональный старт.

2 часть - «Альфаплан-2015»: 1) Победители и неудачники; 2) Мои взаимоотношения со временем; 3) Экстерналы и интерналы; 4) Что такое планировани<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.