Раздал 1. Научно-методичесжие основы школьной профориентации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Раздал 1. Научно-методичесжие основы школьной профориентации

2023-01-01 26
Раздал 1. Научно-методичесжие основы школьной профориентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

митивизма, а открытую говорить открыто просто рискованно, т.к. сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как «морализаторство».

Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении. Сущность профкон-сультационной методики - в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы.

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Основными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:

1. Интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов.

2. Личная значимость для клиентов обсуждаемых в методике вопросов. (Заметим, если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику.)

3. Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть*не заставишь», и тем более, насильно не активизируешь, т.к. есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).

4. Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. (Например, профконсультант и клиент в воображении могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных пространств самоопределения и т.п. Внешне это может выглядеть как обычная беседа, но беседа людей, которые понимают, о чем они говорят. Считается даже, что чем больше выражен такой воображаемый план действия, тем больше возможностей для подлинной активизации, тогда как план реальных действий ограничен конкретными (реальными) условиями и действиям. Заметим, что профкон-сультация во многом и предполагает работу с воображаемыми объектами - своеобразный «мысленный эксперимент» (например, планирование и рассмотрение будущей жизни клиента, о которой можно лишь только догадываться). Однако, не все клиенты и не все консультанты готовы к такой (внутренней) активности, основанной на развитом воображении. И тогда возникает проблема выбора того метода активизации, который соответствует общему                уровню       развития участников консультационного            взаимодействия. Например, в примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к мысленно- Активизирующая лрофконсультационная методика                    19

му экспериментированию), профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными

«прихлопами» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, потихоньку переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана.)

5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профори-ентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

- выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

- использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);


- обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

- в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес...

Таким образом, активизирующая методика - это не просто интересная для клиента методика, но прежде всего, методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий.

Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и к у л ь т у -рой, а в более простых вариантах - как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т.п. Но возникает вопрос: а как, с помощью чего профконсультант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также - взаимоотношения с культурой^ с миром профессий и другими пространствами самоопределения? Одним из важных средств построения таких взаимоотношений как раз и является активизирующая профконсультационная методика, т.е. методика сама является своеобразным посредником между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.

Если представить это образно, то активизирующая методика находится как бы между пространством выбора, клиентом и профкон-сультантом. Понимаемая таким образом методика обеспечивает следующие важные условия организации профконсультационного процесса:


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.