Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Добрачные сексуальные отношения

2022-12-20 64
Добрачные сексуальные отношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

На правах рукописи

Тихомиров Дмитрий Андреевич

 

ДОБРАЧНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ:

ПРОБЛЕМА НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ   

 

 

Специальность 22.00.04 — социальная структура,

социальные институты и процессы

 

 

Диссертация на соискание ученой степени
кандидата социологических наук

                                                            Научный руководитель

доктор философских наук,

профессор В.Ц. Худавердян

 

 

МОСКВА 2010

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования добрачных сексуальных отношений молодежи...……………………...13

1. 1. Социологические теории социальной нормы и отклонения..........13

1. 2. Добрачные сексуальные отношения молодежи и их соответствие социальной норме на различных этапах общественного развития......42

1. 3. Социальные условия, влияющие на распространение добрачных сексуальных отношений молодежи ……….……...…………………….68

Глава 2. Добрачные сексуальные отношения российской молодежи как форма добрачного поведения…….…...………..…………….93

2. 1. Состояние и динамика отношения различных возрастных групп к добрачным половым связям молодежи ……………..………………….93

2. 2. Региональные и конфессиональные особенности восприятия добрачных сексуальных отношений молодежи ………………………….115

2. 3. Воздействие добрачных сексуальных отношений молодежи на институт брака..………………..……………………………………….132

Заключение …………………………………….....................................148

Список использованных источников и литературы …………….152

Приложения…………………………………………………………....179

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Радикальные преобразования в России, начавшиеся в конце XX века, обусловили не только социально-экономические и политические, но и социокультурные изменения. Многие основополагающие ценности и нормы, задававшие определенные стандарты и ориентиры социального поведения индивидов, трансформируются. Это касается и добрачных сексуальных отношений молодежи, которые всего несколько десятилетий назад квалифицировались как девиация и осуждались обществом, а молодые люди, состоявшие в этих отношениях, подвергались социальному исключению, что значительно отличается от современных российских условий. Культурный плюрализм общества, широкая вариативность норм и поведения приводят к тому, что добрачные сексуальные отношения молодежи в российском обществе в отличие от советского общества получают все большую моральную легитимацию и становятся среди некоторых групп молодежи широко распространенным явлением.

Ослабление моральной регуляции поведения молодых людей, расширение спектра возможностей для социальных практик добрачных сексуальных отношений происходят на фоне нарастающих негативных демографических тенденций в российском обществе. Данные официальной российской статистики, включая и перепись населения 2002 года, свидетельствуют о сохранении и углублении таких процессов, как увеличение возраста вступления в брак и рождения детей, рост числа незарегистрированных брачных союзов (3 млн супружеских пар или 10% от общего числа браков не имеют официальной регистрации[1]) и внебрачных рождений детей (почти треть всех рождений происходит вне брака[2]), при том что естественный коэффициент рождаемости значительно ниже уровня, требуемого для простого воспроизводства населения. Это вызывает все большую озабоченность в обществе, что находит свое проявление в различных государственных программах. Так, в концепциях демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и государственной политики в отношении молодой семьи[3] не только отмечается необходимость повышения уровня рождаемости, возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей семьи, традиций семейных отношений, включая и минимизацию числа «гражданских браков», но и формируется стандарт благополучной молодой семьи, основанной на зарегистрированном браке и сориентированной на рождение нескольких детей.

Проблемная ситуация состоит в том, что широкое распространение добрачных сексуальных отношений формирует социальную норму, которая задает определенный стандарт поведения в молодежной среде и этим значительно усугубляет демографический кризис, имеющий место в современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Основы исследования социальной нормы, регулирующей поведение индивидов, были заложены в трудах таких ученых, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Парк, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман и др.

Изучение социализации как социального процесса осуществлялось в рамках социальной философии, психологии, педагогики, антропологии, где различалась предметная область исследования и внимание авторов уделялось преимущественно способам передачи от поколения к поколению определенных норм, ценностей и образцов поведения (труды Г. М. Андреевой, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др.). Социологический аспект изучения социализации связан прежде всего с выявлением двусторонней связи участников социализационного процесса (труды П. Бурдьё, Э. Гидденса, И. Гофмана, Н. Смелзера, Ю. Хабермаса и др.). Проблему социализационной нормы выявила и обосновала А. И. Ковалева, в работах Д. Л. Аграната, Т. Жулков­ской, М. Н. Реут показаны особенности социализационной нормы в различных социальных средах и обстоятельствах.

Ценностно-нормативная система и динамика изменений в ценностных ориентациях в постсоветской России проанализированы В. Э. Бойковым, Н. И. Лапиным, Ю. А. Левадой, Ж. Т. Тощенко по итогам крупных эмпирических исследований. Изменения в социальных и культурных ценностях россиян отражены в исследованиях С. И. Григорьева, В. Г. Нимеровского,
Н. А. Селиверстовой, И. А. Суриной, А. И. Шендрика. Социологическое изучение проблемы нормы и отклонения в значительной мере связано с криминологическими исследованиями. В этом направлении заметный вклад в понимание сущности девиации внесли труды Я. И. Гилинского, В. Н. Кудрявцева, Г. М. Миньковского и др.

Различные аспекты молодежной проблематики, в том числе проблемы поколений, труда и воспитания, жизненных перспектив, интересов, профессиональных ориентаций, субкультуры, неформальных организаций, состояния духовно-культурной сферы молодежного досуга нашли отражение в трудах Ю. Р. Вишневского, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, Вал. А. Лукова, В. П. Мошняги,
Е. Л. Омельченко, М. Х. Титмы, В. Ц. Худавердяна, Г. А. Чередниченко,
В. И. Чупрова, В. Н. Шубкинаи др.

Проблемы функционирования семьи как социального института, брачное
и репродуктивное поведение российской молодежи исследованы в работах
А. И. Антонова, В. А. Борисова, О. И. Волжиной, А. Г. Волкова, В. Б. Голофаста, С. В. Дармодехина, В. В. Елизарова, Ф. А. Ильдархановой, Г. И. Климантовой, М. С. Мацковского, В. М. Медкова,Н. М. Римашевской, В. В. Солодникова,
А. Г. Харчева, Е. М. Черняк, Т. В. Шеляг, В. Б. Якубовича и др.

Гендерные аспекты отношений мужчины и женщины анализируются
в трудах О. М. Здравомысловой, В. Н. Кириллиной, Г. Г. Силласте, А. А. Те­мкиной, О. А. Хасбулатовой и др. Конфликты в сфере семейно-брачных отношений находят отражение в работах Т. А. Вахмяниной, М. В. Вдовиной,
Н. В. Маляровой, М. П. Писклаковой, В. А. Сысенко и др.

Добрачному сексуальному поведению молодежи, подготовке молодежи к браку, становлению и функционированию молодой семьи, факторам стабильности брачно-семейных отношений посвящены исследования Т. А. Гурко, И. Ф. Дементьевой, М. Б. Денисенко, В. И. Зацепина, Е. Н. Новоселовой, З. А. Янковой и др. Различные аспекты незарегистрированных брачных союзов рассматриваются в работах Я. В. Беляевой, Т. А. Богдановой, А. Г. Вишневского, Е. А. Вовк, Ю. С. Воеводиной, Т. А. Долбик-Воробей, Н. Ю. Егоровой, С. В. Захарова, А. А. Клецина, А. В. Лысовой, А. Р. Михеевой, З. Х. Саралиевой, А. С. Щукиной и др. 

Анализ литературы показывает, что в российской науке накоплен большой опыт по исследованию различных проблем молодежи, в том числе ее добрачного поведения. В то же время динамично меняющиеся социально-экономические и социокультурные условия жизни вносят в это поведение значительные перемены, обусловливающие изменения социального института семьи, определяют возросший научный интерес как к добрачным сексуальным отношениям молодежи, так и к их влиянию на институт семьи.

Актуальность темы и ее недостаточная разработанность в социологической литературе определили выбор изучаемой проблематики, объект и предмет исследования, его цель и задачи. 

Объект исследования — российская молодежь.

Предмет исследования —добрачные сексуальные отношения в оценках российской молодежи.

Цель исследования — выявить факторы, определяющие различие в восприятии российской молодежью добрачных сексуальных отношений как социальной нормы и отклонения.

Задачи исследования:

— изучить социологические теории социальной нормы и отклонения;

— охарактеризовать особенности добрачных сексуальных отношений молодежи с позиций соответствия социальной норме на различных этапах общественного развития;

— выявить социальные условия, влияющие на распространение добрачных сексуальных отношений молодежи;

— проанализировать состояние и динамику отношения различных возрастных групп к добрачным половым связям молодежи;

— установить региональные и конфессиональные особенности восприятия молодежью добрачных сексуальных отношений;

— охарактеризовать воздействие добрачных сексуальных отношений молодежи на институт брака.

Рабочая гипотеза исследования. Гипотеза диссертационного исследования основывается на предположении о том, что добрачные сексуальные отношения молодежи воспринимаются в российском обществе как социальная норма или отклонение в зависимости от половозрастных признаков, конфессиональной принадлежности, региона проживания и типа поселения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения классической и современной социологии, раскрывающие сущность социальной нормы и девиации. В основе исследования лежат структурно-функционалистские принципы, сформулированные Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном; положения теории социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. В своем исследовании автор опирается на идеи научной школы Московского гуманитарного университета в области социологии молодежи (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков и др.), а также на работы по проблемам сексуальности С. И. Голода и И. С. Кона.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершив теоретический и эмпирический анализ добрачных сексуальных отношений российской молодежи, подведем общие итоги исследования.

Как показал проведенный анализ, гипотеза диссертационного исследования, основанная на предположении о том, что добрачные сексуальные отношения молодежи воспринимаются в российском обществе как социальная норма или отклонение в зависимости от половозрастных признаков, конфессиональной принадлежности, региона проживания и типа поселения, подтвердилась.

На основании выявления сущности и содержания добрачного сожительства молодежи, его можно определить как экспериментальный сексуальный и хозяйственно-бытовой союз совместно проживающих мужчины и женщины, позволяющий проверить совместимость партнеров, их готовность к полноценному браку и приобрести некоторые социальные компетенции, необходимые в браке.

В результате анализа эмпирических данных нами делается вывод о том, что норма добрачного целомудрия хотя и с различной интенсивностью, но распадается во всех поколениях. Вследствие этого опровергается распространенное в российском обществе мнение о «моральной распущенности молодежи». Добрачные сексуальные отношения молодежи воспринимаются в качестве допустимого паттерна поведения не только большей частью юношей и девушек, но и их родителей. Тем не менее, говорить о том, что добрачные сексуальные отношения стали социальной нормой для различных групп российского общества пока преждевременно, поскольку норма установится только тогда, когда сформируется соответствующая система социальных санкций.

Добрачные сексуальные отношения воспринимаются индивидами как социальная норма или отклонение дифференцировано. Согласно полученным в результате исследований данным, такая дифференциация зависит от половозрастных характеристик, конфессиональной принадлежности, региона проживания и типа поселения. Другие факторы не выявили явную связь с различным восприятием допустимости добрачных сексуальных отношений (материальная обеспеченность, количество братьев и сестер в родительской семье и др.).

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования, заключающаяся в выявлении факторов, определяющих различие в восприятии российской молодежью добрачных сексуальных отношений как социальной нормы и отклонения, достигнута.

Среди молодого поколения наиболее четкую позицию в качестве отклонения добрачные сексуальные отношения проявляют молодые люди, относящиеся к мусульманской вере, наименее четкую — неверующие. Региональный фактор действует в тесной связи с фактором конфессиональным: ведущая конфессия в пределах данной территории оказывает решающее влияние на отношение к добрачным половым связям и особенно добрачному сожительству среди молодежи как норме или отклонению на молодых представителей других конфессий и неверующих.

Среди старших возрастных групп наиболее четкую позицию в качестве отклонения добрачные сексуальные отношения проявляют женщины в возрастной группы от 50 лет и старше, проживающие в Казани.

Большая часть юношей и девушек, допускающих партнерские союзы, склонна считать добрачное сожительство нормой только в том случае, если оно способствует подготовке к дальнейшему вступлению в брак. Это можно объяснить не столько безнравственностью и безответственностью молодежи, сколько неготовностью значительной части молодых людей к браку, поскольку семья и другие институты социализации в российском социуме далеко не всегда занимаются целенаправленным воспитанием детей и не обеспечивают соответствующей подготовки подрастающих индивидов к семейной жизни.

Нередко используемый в российском обществе, особенно среди молодого поколения, аргумент в пользу добрачного сожительства как лучшей формы для подготовки к браку, позволяющей проверить чувства, отношения и совместимость с партнером, результатами исследований автора не подтверждается. Хотя вполне правомерно говорить о приобретении молодыми людьми в различных формах добрачного сожительства некоторых социальных компетенций, но другие компетенции в это же время блокируются и не осваиваются, прежде всего, компетенции, связанные с рождением и воспитанием детей. Вместо того чтобы содействовать сплоченности взаимоотношений и стать проверкой, обеспечивающей последующее счастье, сожительство ас­социируется с низким уровнем стабильности и высоким уровнем разногла­сий, выступая значимым фактором, препятствующим рождаемости.

Добрачные сексуальные отношения среди российской молодежи становятся ши­роко распространенным явлением. В рамках данного исследования третья часть респондентов указали, что имеют опыт добрачного сожительства. Большинство (61%) партнерских союзов распалось, причем 30% сожительств не просуществовали и нескольких меся­цев, а в сумме доля сожительств, просуществовавшая от нескольких месяцев до 3-х лет, составляет 75%. На основании приведенных эмпирических дан­ных, диссертант делает вывод о том, что сожительство является нестабиль­ным и непродолжительным союзом.

Добрачное сожительство приобретает серийный характер, поскольку все больше молодых людей к моменту вступления в брак имеют опыт проживания в нескольких добрачных союзах. Это не только отодвигает вступление в брак на все более поздний возраст, но и значительно сокращает наибо­лее благоприятный репродуктивный период жен­щины, ограничивая реализа­цию ее репродуктивных возможностей, поскольку рождение ребенка в добрачном сожительстве, в кото­ром интересы женщины остаются незащищенными, как правило, не пред­по­ла­га­ется. Так, только 20% опро­шенных допускают рождение ребенка в сожительстве, а одобряют внебрач­ное рождение ребенка 10% респондентов. Следовательно, дальнейшее распростране­ние добрач­ных сексуальных отношений среди российской молодежи может негативно отразиться на демографической ситуации в стране. Существенным негативным следствием добрачных сексуальных отношений является внебрачная рождаемость. Рождение ребенка в нестабильном сожительстве или у одинокой матери нередко приводит к сиротству, особенно социальному сиротству. В результате исследования автора установлено, что 60% детей-сирот, воспитывающихся не биологическими родителями в одном из районов Москвы, были рождены матерями, которые не состояли в браке.   

Диссертантом установлено, что предпочтение некоторых групп молодежи начать свою семейную жизнь с незарегистрированного брачного союза, а не с легитимного брака, обусловлено неверием молодежи в прочный и долговечный характер брака и желанием минимизировать социальные риски от возможного разрыва брачных отношений.

Итак, широкое распространение добрачных сексуальных отношений формирует новую норму добрачного поведения, окончательное установление которой обусловит углубление демографического кризиса в России. В целях решения этой проблемы диссертанту представляется целесообразным: создать конкуренцию социальных норм, воссоздав ценность добрачного целомудрия, которая бы культивировалась различными институтами социализации; изменить вектор информационной политики в стране, направить его на пропаганду семейных традиций, в том числе брака без практики добрачных сексуальных отношений, используя такие механизмы, как социальная реклама референтными личностями. 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На правах рукописи

Тихомиров Дмитрий Андреевич

 

ДОБРАЧНЫЕ СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.