История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-12-29 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Количество баллов | Контрольные признаки состояния зрелости | Описание признаков | Биологическая принадлежность |
1 | Форма тела еще детская, мошонка | Кожа мошонки лишена пигментации, а розовые складки невысоки. Яички находятся в мошонке или ниже наружного отверстия пахового канала. Размеры мошонки для яичек «тесноваты» | Пре пубертатный период |
2 | Молочные железы, мошонка | Мошонка характеризуется короткими складками, расположенными в направлении от корня полового члена к яичкам. Последние располагаются на дне мошонки и увеличены. Нижняя часть мошонки с яичками шарообразно расширена, а ее кожа все еще лишена пигментации. Вокруг корня полового члена появляются темные редкие волоски. Молочные железы в «состоянии покоя», околососковые кружки розового цвета | Пубертатный период I |
241
Продолжение таблицы
Количество баллов | Контрольные признаки состояния зрелости | Описание признаков | Биологическая принадлежность |
3 | Подмышеч- | Молочные железы кониче- | Пубертатный пери- |
ные впади- | ской формы. В подмышеч- | од II — «середина» | |
ны, мошонка | ной впадине гиперплазия | периода наружных | |
апокринных желез. Мошонка удлинена, начина- | изменении | ||
ет «висеть». Вырисовываются продольные складки, в коже мошонки начинает | |||
откладываться пигмент и образуются многочисленные мелкие складочки | |||
4 | Молочные | На мошонке видны хоро- | Пубертатный |
железы, под- | шо выраженные продоль- | период III | |
мышечные | ные складки. Простран- | ||
впадины, | ство мошонки над яичка- | ||
щитовидный | ми увеличивается. Стенка | ||
хрящ горта- | мошонки в этом месте вя- | ||
ни, мошонка | лая, расслаблена. Мошонка диффузно пигментиро- | ||
вана. Околососковые | |||
кружки пигментированы, а их кожа собрана в нежные складочки. Железистая ткань уплотнена, а соединительная ткань, расположенная под околососковыми кружками, уже не пропитана. В подмышечной впадине оволосение выявляется лишь в местах расположения апокринных желез (верхняя часть впадины), а не у вершины впадины. Щитовидный хрящ гортани слегка выступает при запрокидывании головы. Над верхней губой и на подбородке, вырастает пушок. Появляются первые угри |
242
Продолжение таблицы
Количество баллов | Контрольные признаки состояния зрелости | Описание признаков | Биологическая принадлежность |
5 | Признаки указывают на завершение процесса созревания тела | Мошонка диффузно пигментирована. Яички полностью спустились на дно вялой мошонки. Выявляется несколько продольных складок, идущих от корня полового члена ко дну мошонки. Вдоль семявыно-сящего протока прощупываются узловатые, извилистые вены. Головка полового члена по сравнению с последним значительно увеличилась. На коже полового члена видны извилистые, слабо наполненные вены. Подмышечные впадины усеяны длинными волосами | Постпубертатный период |
Для точной оценки важно использовать схему еще одного объективного признака — возраста развития костей («костный возраст»).
IV и III степени костного возраста соответствуют III стадии половой зрелости.
II степень костного возраста относится к началу IV стадии половой зрелости.
I степень костного возраста соответствует III стадии полового развития.
1—0 степени костного возраста соответствуют V стадии полового развития. Эта схема, применимая для обоих полов, может быть использована в качестве биологического мерила эндокринной функции половых желез и данных о начале менструаций.
Важно иметь в виду соотношение между возрастом развития костей и началом менструаций. Пятая степень костного возраста отличается только у тех девушек, у которых еще не начались менструации, нулевая степень (исчезновение всех эпифизарных щелей) — исключительно у девушек, у которых менструации начались по крайней мере 2 года назад. Таким образом, приблизительно через 2 года после начала менструаций прекращается рост тела в длину. Исчезновения эпифизарных щелей в малых костях следует
243
ожидать уже с самого начала ментруаций. Одновременно наступает резкое замедление роста в длину. Третья степень костного возраста, которую можно достоверно определить, наступает не позже, чем через 6 мес после начала менструаций.
Факторы, изменяющие течение пубертатного периода
Факторы, оказывающие влияние на течение пубертатного периода, можно разделить на внутренние (наследственные) и внешние (обусловленные окружающей средой). Те и другие действуют одновременно и настолько переплетаются, что изучать каждый из них в отдельности очень трудно. Их оценку принято проводить на основании показателей роста, развития вторичных половых признаков и начала менструаций.
Наследственные факторы — гены являются основой индивидуума, переданной ему отцом и матерью и в сочетании с внешними факторами позволяют определить конкретный рост, физическое и психическое развитие ребенка. Они же обусловливают начало и течение пубертатного периода (генотип, фенотип). Некоторые гены обладают большой выраженностью, отчетливо и периодично появляясь у индивидуума. Другие гены возникают только при определенных внешних условиях. Более раннее созревание девочек по сравнению с мальчиками обусловлено генетическими факторами. По этим же факторам распознают отдельные расы и этнические группы. Известны семьи, где у родителей, как и у детей, темпы роста и время начала пубертатного периода одинаковы. Подтверждением сказанного являются наблюдения за сроками первых менструаций у однояйцовой и двуяйцовой двойни, сестер разного возраста и девочек, не состоящих в родстве. Оказалось, что сроки начала первых идентичны у генетически однородных индивидуумов, т.е. у однояйцовой двойни, в то время как в остальных группах сходство было меньше.
Среди внешних факторов важнейшее значение имеют социально-экономический уровень общества, группы населения и семьи. По сравнению с только что упомянутым фактором значение климата минимально, и его можно не принимать во внимание. Выяснилось, что нет разницы в сроках начала первых менструаций у девочек, живущих в умеренном, северном и южном климатических поясах. Социально-экономические факторы составляют комплекс, в котором важнейшее место занимают питание, санитарно-гигиеническая культура, заболеваемость, физкультура, труд, психическая нагрузка, количество детей в семье и т.д. При оценке всех перечисленных факторов (в совокупности или каждого из них в отдельности) установлено, что дети более обеспеченных в
244
социально-экономическом отношении групп населения, а также дети городских жителей росли быстрее, достигали большего роста и созревали раньше, чем дети более слабых в социально-экономическом отношении контингентов населения и дети деревенских жителей. По мере повышения благосостояния бедных слоев населения указанные различия постепенно исчезают.
Длительное недостаточное питание ведет к меньшему увеличению роста и запаздыванию полового созревания. Интересен факт, что девочки более устойчивы в отношении недоедания или лишений, чем мальчики. На темпы роста и начало менструаций оказывают неблагоприятное влияние хронические заболевания, тяжелая психическая и физическая нагрузка. Отставание в развитии детей в многодетных семьях объясняется недостатками материального и воспитательного характера. В экономически неразвитых странах влияние недоедания нельзя отделить от влияния заболеваемости. По-видимому, болезни содействуют приостановке роста в длину, в то время как процесс окостенения продолжается. Сексуальная стимуляция как результат влияния окружающей среды ускоряет половую активность в значительно большей степени, чем половое созревание.
Вопросы оценки соматотипов (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный), их развития в период созревания и окончательного формирования телосложения у взрослых до настоящего времени не изучались в должной степени. Создается впечатление, что у мальчиков мезоморфного типа пубертатный период начинается на год раньше, чем у мальчиков эктоморфного типа. Таким образом, у первых наступает раннее возмужание, а у вторых — позднее. У мальчиков, относящихся к мезоморфному типу, пубертатный период начинается рано, но в дальнейшем его течение затягивается. Установлено, что у тех детей, у которых рано наступает пубертатный период, более выражено и ускорение роста. Оказалось, что те дети, которые уже в препубертатном возрасте достигают максимальных показателей роста, в период созревания и после его завершения более высокие и тонкие. Более высокими бывают и те дети, у которых позднее наступает половое созревание, в то время как при раннем половом созревании рост меньше. Однако в последнем случае масса тела в пубертатном и зрелом возрасте больше, чем у детей, у которых пубертатный период начался позже.
Под ускорением роста подразумеваются более высокие показатели роста и развития детей в наше время при сопоставлении этих показателей с аналогичными величинами у детей прошлого века (рис. 56, 57). В особенности это касается роста, массы тела и начала менструаций. Опубликованные работы свидетельствуют о том, что первые менструации появляются все раньше и раньше. В наше
245
180 170 160 150 140 130 120 h 110 100 90 10 0 |
1900 г. 1999 г.
J _____ i___ i___ i___ i___ i___ i___ i___ i___ I___ I___ i___ i
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Возраст, годы
Рис. 56. Увеличение роста у мальчиков и девочек за период 1900-1999 гг.
Ма | ее | 1 тела, | кг | ||||
70 | г | ||||||
60 50 | О" | ||||||
40 30 | ^* | i ' | yd | ||||
20 | с-'' | ||||||
___ | __ | 1900 г. | |||||
10 | 1999 г. | ||||||
0 | i i | 1 | i I | i i | i | i i i i i | |
| S 4 5 | 6 | 7 8 | 9 10 | И | 12 13 14 15 16 | |
Возраст, годы |
Рис. 57. Увеличение массы тела у мальчиков и девочек
|
за период 1900-1999 гг.
246
время девушки начинают менструировать на 2 года раньше, чем девушки того же возраста в 1900 г. Длина тела увеличивалась в пубертатном возрасте в течение каждых 10 лет указанного периода в среднем на 2 см, а масса — на 0,5 кг. В 1900 г. индивидуумы достигали максимального роста в возрасте 25—26 лет, а в настоящее время мальчики достигают полной физической зрелости в 18-19 лет, а девушки — в 16-17 лет. Связь этого ускорения роста с показателями развития у взрослых лиц изучена недостаточно. Установлено лишь, что в последние 10 лет рост взрослых увеличился на 1 см, а климатерический период у женщин начинается на несколько лет позже (в развитых в социально-экономическом отношении странах приблизительно в возрасте 50 лет).
Главной причиной считается улучшение питания, бытовых условий и медицинского обслуживания населения. Только в последние 50 лет большинство населения стран Европы, Северной Америки и некоторых стран Азии получило возможность потреблять большое количество высококалорийной пищи, богатой белками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами. Жилища централизованно отапливаются, что позволяет сохранять тепло собственного тела, не расходуя большое количество энергии питательных веществ. Однако ускоренное физическое развитие часто вступает в противоречие со зрелостью нервной системы.
Оценка роста и развития
Рост и развитие индивидуума характеризуются основными показателями — длиной тела и массой. Кроме того, в зависимости от надобности определяют окружность головы, окружность грудной клетки, высоту головы, длину туловища сидя, толщину подкожной жировой клетчатки и другие антропометрические показатели. Международные стандарты некоторых размеров тела, рас и народностей, находящихся в разных социальных, экономических и географических условиях, постоянно пополняются, и их можно найти в специальных антропологических справочниках.
Что касается определения физиологических показателей, то эти исследования описываются в медицинской литературе. Исследование психики и интеллекта проводят физиологическими и психологическими методами. Существует много психометрических шкал, но стандартизованные показатели в этой области пока не разработаны.
При оценке роста отдельных детей на основании перечисленных показателей полученные данные сравнивают со средними величинами (нормами), действительными в той или иной стране.
247
Разработать общие нормы нельзя, так как для данной детской популяции решающей является ее норма, зависящая от наследственных факторов, влияний среды и в особенности от жизненного уровня. В отдельных государствах постепенно разрабатывают собственные нормы, иногда даже нормы для отдельных областей страны. По прошествии 5-10 лет в эти нормы необходимо вносить изменения в связи с переменами, наступающими в жизни и в жизненном уровне общества.
Нормы для отдельных показателей развития устанавливают на основании одновременного обследования групп детей одинакового возраста, мальчиков и девочек в отдельности. На протяжении всего детства указанным способом можно обследовать различные группы детей одинакового возраста. Этим путем удается разработать нормы в относительно короткий срок.
Вторым способом определения средних величин данных показателей являются долгосрочные наблюдения за группами детей одинакового возраста на протяжении многих лет, лучше всего с момента рождения до зрелого возраста. Лиц, входящих в соответствующую группу, обследуют в регулярные промежутки времени (на первом году жизни ежемесячно, в возрасте 1—6 лет каждые полгода, в дальнейшем ежегодно). Этот способ позволяет лучше оценивать развитие отдельных детей, учитывая и влияние окружающей среды. Кроме двух указанных способов обследования существует метод долгосрочных наблюдений: на протяжении нескольких лет проводят наблюдения за несколькими группами детей одинакового возраста. Отбор детей осуществляется таким образом, что каждая из возрастных групп непосредственно переходит в следующую.
На основании измерений, проводимых в отдельных группах, путем математической обработки данных определяют среднюю величину какого-либо признака в данной группе, размах вариационного ряда, среднее квадратическое отклонение — сигму (о) и ошибку средней. Физиологическими, т.е. нормальными, принято считать таких детей, у которых отклонения в различных показателях находятся в пределах ±2о\ Детей с отклонениями больше данных величин считают анормальными. В этих случаях следует попытаться найти причину анормального развития, производя тщательное обследование ребенка и изучая его бытовую среду. Отклонения обозначают в о.
Распределение массы по отношению к возрасту и росту бывает несимметричным. Таким образом, массу тела ребенка следует оценивать не на основании общепринятых диапазонов а, а только после определенной поправки. Границей средней зоны следует считать величину не —2, а —1,6а и соответственно не +2о, a +2,4o.
248
В некоторых странах отклонения определяют не путем вычисления величины о, а путем процентного подсчета. Если исходить из известного факта, что в больших совокупностях показатели роста и массы в отдельные возрастные периоды распределены согласно кривой нормального распределения вариант, то следует признать, что этот способ классификации отличается от первого только тем, что отдельные перцентильные зоны включают одинаковое число наблюдений и поэтому имеют различную ширину. Наиболее узкими эти зоны бывают вокруг средней величины (50 %), постепенно расширяясь в обе стороны. Таким образом, 10 % зоны включают одинаковую вероятность распространения, но различную ширину разброса. Нормальными считают детей в пределах от 27 до 75 перцентилей. Преимуществом перцентильной оценки является большее основание для зачисления отдельных детей в группы и более легкая оценка непараметрических совокупностей. К недостаткам этого метода следует отнести то обстоятельство, что при изучении колебаний определяемых величин у отдельных детей большее значение придают колебаниям величин, близким к средним, чем разбросу величин в крайних зонах (табл. 36).
Таблица 36
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!