Пятибалльная система для оценки полового созревания мальчиков — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Пятибалльная система для оценки полового созревания мальчиков

2022-12-29 34
Пятибалльная система для оценки полового созревания мальчиков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Количе­ство баллов Контрольные признаки состояния зрелости Описание признаков Биологическая принадлежность
1 Форма тела еще детская, мошонка Кожа мошонки лишена пигментации, а розо­вые складки невысоки. Яички находятся в мо­шонке или ниже наруж­ного отверстия пахово­го канала. Размеры мошонки для яичек «тесноваты» Пре пубертатный период
2 Молочные железы, мошонка Мошонка характеризу­ется короткими склад­ками, расположенными в направлении от корня полового члена к яич­кам. Последние распо­лагаются на дне мошон­ки и увеличены. Ниж­няя часть мошонки с яичками шарообразно расширена, а ее кожа все еще лишена пиг­ментации. Вокруг корня полового члена появляются темные редкие волоски. Молоч­ные железы в «состоя­нии покоя», около­сосковые кружки розо­вого цвета Пубертатный период I

241


Продолжение таблицы

 

Количе­ство баллов Контрольные признаки состояния зрелости Описание признаков Биологическая принадлежность
3 Подмышеч- Молочные железы кониче- Пубертатный пери-
  ные впади- ской формы. В подмышеч- од II — «середина»
  ны, мошонка ной впадине гиперплазия периода наружных
    апокринных желез. Мо­шонка удлинена, начина- изменении
    ет «висеть». Вырисовыва­ются продольные складки, в коже мошонки начинает  
    откладываться пигмент и образуются многочислен­ные мелкие складочки  
4 Молочные На мошонке видны хоро- Пубертатный
  железы, под- шо выраженные продоль- период III
  мышечные ные складки. Простран-  
  впадины, ство мошонки над яичка-  
  щитовидный ми увеличивается. Стенка  
  хрящ горта- мошонки в этом месте вя-  
  ни, мошонка лая, расслаблена. Мошон­ка диффузно пигментиро-  
    вана. Околососковые  
    кружки пигментированы, а их кожа собрана в неж­ные складочки. Железис­тая ткань уплотнена, а соединительная ткань, расположенная под около­сосковыми кружками, уже не пропитана. В подмышеч­ной впадине оволосение выявляется лишь в местах расположения апокринных желез (верхняя часть впа­дины), а не у вершины впадины. Щитовидный хрящ гортани слегка высту­пает при запрокидывании головы. Над верхней губой и на подбородке, вырастает пушок. Появляются пер­вые угри  

242


Продолжение таблицы

 

Количе­ство баллов Контрольные признаки состояния зрелости Описание признаков Биологическая принадлежность
5 Признаки указывают на завершение процесса созревания тела Мошонка диффузно пиг­ментирована. Яички пол­ностью спустились на дно вялой мошонки. Выявляет­ся несколько продольных складок, идущих от корня полового члена ко дну мо­шонки. Вдоль семявыно-сящего протока прощупы­ваются узловатые, извили­стые вены. Головка полово­го члена по сравнению с последним значительно увеличилась. На коже поло­вого члена видны извили­стые, слабо наполненные вены. Подмышечные впа­дины усеяны длинными волосами Постпубертатный период

Для точной оценки важно использовать схему еще одного объек­тивного признака — возраста развития костей («костный возраст»).

IV и III степени костного возраста соответствуют III стадии половой зрелости.

II степень костного возраста относится к началу IV стадии по­ловой зрелости.

I степень костного возраста соответствует III стадии полового развития.

1—0 степени костного возраста соответствуют V стадии полово­го развития. Эта схема, применимая для обоих полов, может быть использована в качестве биологического мерила эндокринной функции половых желез и данных о начале менструаций.

Важно иметь в виду соотношение между возрастом развития костей и началом менструаций. Пятая степень костного возраста отличается только у тех девушек, у которых еще не начались мен­струации, нулевая степень (исчезновение всех эпифизарных ще­лей) — исключительно у девушек, у которых менструации нача­лись по крайней мере 2 года назад. Таким образом, приблизительно через 2 года после начала менструаций прекращается рост тела в длину. Исчезновения эпифизарных щелей в малых костях следует

243


ожидать уже с самого начала ментруаций. Одновременно наступа­ет резкое замедление роста в длину. Третья степень костного воз­раста, которую можно достоверно определить, наступает не поз­же, чем через 6 мес после начала менструаций.

Факторы, изменяющие течение пубертатного периода

Факторы, оказывающие влияние на течение пубертатного пе­риода, можно разделить на внутренние (наследственные) и вне­шние (обусловленные окружающей средой). Те и другие действу­ют одновременно и настолько переплетаются, что изучать каждый из них в отдельности очень трудно. Их оценку принято проводить на основании показателей роста, развития вторичных половых признаков и начала менструаций.

Наследственные факторы — гены являются основой индиви­дуума, переданной ему отцом и матерью и в сочетании с внешни­ми факторами позволяют определить конкретный рост, физичес­кое и психическое развитие ребенка. Они же обусловливают начало и течение пубертатного периода (генотип, фенотип). Некоторые гены обладают большой выраженностью, отчетливо и периодич­но появляясь у индивидуума. Другие гены возникают только при определенных внешних условиях. Более раннее созревание дево­чек по сравнению с мальчиками обусловлено генетическими фак­торами. По этим же факторам распознают отдельные расы и этни­ческие группы. Известны семьи, где у родителей, как и у детей, темпы роста и время начала пубертатного периода одинаковы. Подтверждением сказанного являются наблюдения за сроками первых менструаций у однояйцовой и двуяйцовой двойни, сестер разного возраста и девочек, не состоящих в родстве. Оказалось, что сроки начала первых идентичны у генетически однородных индивидуумов, т.е. у однояйцовой двойни, в то время как в ос­тальных группах сходство было меньше.

Среди внешних факторов важнейшее значение имеют соци­ально-экономический уровень общества, группы населения и се­мьи. По сравнению с только что упомянутым фактором значение климата минимально, и его можно не принимать во внимание. Выяснилось, что нет разницы в сроках начала первых менструа­ций у девочек, живущих в умеренном, северном и южном клима­тических поясах. Социально-экономические факторы составляют комплекс, в котором важнейшее место занимают питание, сани­тарно-гигиеническая культура, заболеваемость, физкультура, труд, психическая нагрузка, количество детей в семье и т.д. При оценке всех перечисленных факторов (в совокупности или каждого из них в отдельности) установлено, что дети более обеспеченных в

244


социально-экономическом отношении групп населения, а также дети городских жителей росли быстрее, достигали большего роста и созревали раньше, чем дети более слабых в социально-эконо­мическом отношении контингентов населения и дети деревенс­ких жителей. По мере повышения благосостояния бедных слоев населения указанные различия постепенно исчезают.

Длительное недостаточное питание ведет к меньшему увеличе­нию роста и запаздыванию полового созревания. Интересен факт, что девочки более устойчивы в отношении недоедания или лише­ний, чем мальчики. На темпы роста и начало менструаций оказы­вают неблагоприятное влияние хронические заболевания, тяже­лая психическая и физическая нагрузка. Отставание в развитии детей в многодетных семьях объясняется недостатками матери­ального и воспитательного характера. В экономически неразвитых странах влияние недоедания нельзя отделить от влияния заболе­ваемости. По-видимому, болезни содействуют приостановке рос­та в длину, в то время как процесс окостенения продолжается. Сексуальная стимуляция как результат влияния окружающей сре­ды ускоряет половую активность в значительно большей степени, чем половое созревание.

Вопросы оценки соматотипов (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный), их развития в период созревания и окончательно­го формирования телосложения у взрослых до настоящего време­ни не изучались в должной степени. Создается впечатление, что у мальчиков мезоморфного типа пубертатный период начинается на год раньше, чем у мальчиков эктоморфного типа. Таким обра­зом, у первых наступает раннее возмужание, а у вторых — по­зднее. У мальчиков, относящихся к мезоморфному типу, пубер­татный период начинается рано, но в дальнейшем его течение затягивается. Установлено, что у тех детей, у которых рано насту­пает пубертатный период, более выражено и ускорение роста. Оказалось, что те дети, которые уже в препубертатном возрасте достигают максимальных показателей роста, в период созревания и после его завершения более высокие и тонкие. Более высокими бывают и те дети, у которых позднее наступает половое созрева­ние, в то время как при раннем половом созревании рост меньше. Однако в последнем случае масса тела в пубертатном и зрелом возрасте больше, чем у детей, у которых пубертатный период на­чался позже.

Под ускорением роста подразумеваются более высокие показа­тели роста и развития детей в наше время при сопоставлении этих показателей с аналогичными величинами у детей прошлого века (рис. 56, 57). В особенности это касается роста, массы тела и нача­ла менструаций. Опубликованные работы свидетельствуют о том, что первые менструации появляются все раньше и раньше. В наше

245


180

170

160

150

140

130

120 h

110

100

90

10 0

1900 г. 1999 г.

J _____ i___ i___ i___ i___ i___ i___ i___ i___ I___ I___ i___ i

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Возраст, годы

Рис. 56. Увеличение роста у мальчиков и девочек за период 1900-1999 гг.

 

Ма ее 1 тела, кг        
70 г            
60 50             О"
40 30         ^* i ' yd
20       с-''      
          ___ __ 1900 г.
10             1999 г.
0   i i 1 i I i i i i i    i i i

 

S 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16
       

Возраст, годы


Рис. 57. Увеличение массы тела у мальчиков и девочек

 

за период 1900-1999 гг.

 


246


 

время девушки начинают менструировать на 2 года раньше, чем девушки того же возраста в 1900 г. Длина тела увеличивалась в пубертатном возрасте в течение каждых 10 лет указанного перио­да в среднем на 2 см, а масса — на 0,5 кг. В 1900 г. индивидуумы достигали максимального роста в возрасте 25—26 лет, а в настоя­щее время мальчики достигают полной физической зрелости в 18-19 лет, а девушки — в 16-17 лет. Связь этого ускорения роста с показателями развития у взрослых лиц изучена недостаточно. Установлено лишь, что в последние 10 лет рост взрослых увели­чился на 1 см, а климатерический период у женщин начинается на несколько лет позже (в развитых в социально-экономическом отношении странах приблизительно в возрасте 50 лет).

Главной причиной считается улучшение питания, бытовых ус­ловий и медицинского обслуживания населения. Только в после­дние 50 лет большинство населения стран Европы, Северной Америки и некоторых стран Азии получило возможность потреб­лять большое количество высококалорийной пищи, богатой бел­ками, жирами, углеводами, витаминами и микроэлементами. Жилища централизованно отапливаются, что позволяет сохра­нять тепло собственного тела, не расходуя большое количество энергии питательных веществ. Однако ускоренное физическое раз­витие часто вступает в противоречие со зрелостью нервной сис­темы.

Оценка роста и развития

Рост и развитие индивидуума характеризуются основными по­казателями — длиной тела и массой. Кроме того, в зависимости от надобности определяют окружность головы, окружность грудной клетки, высоту головы, длину туловища сидя, толщину подкож­ной жировой клетчатки и другие антропометрические показатели. Международные стандарты некоторых размеров тела, рас и на­родностей, находящихся в разных социальных, экономических и географических условиях, постоянно пополняются, и их можно найти в специальных антропологических справочниках.

Что касается определения физиологических показателей, то эти исследования описываются в медицинской литературе. Исследо­вание психики и интеллекта проводят физиологическими и пси­хологическими методами. Существует много психометрических шкал, но стандартизованные показатели в этой области пока не разработаны.

При оценке роста отдельных детей на основании перечислен­ных показателей полученные данные сравнивают со средними величинами (нормами), действительными в той или иной стране.

247


Разработать общие нормы нельзя, так как для данной детской популяции решающей является ее норма, зависящая от наслед­ственных факторов, влияний среды и в особенности от жизнен­ного уровня. В отдельных государствах постепенно разрабатывают собственные нормы, иногда даже нормы для отдельных областей страны. По прошествии 5-10 лет в эти нормы необходимо вносить изменения в связи с переменами, наступающими в жизни и в жизненном уровне общества.

Нормы для отдельных показателей развития устанавливают на основании одновременного обследования групп детей одинако­вого возраста, мальчиков и девочек в отдельности. На протяже­нии всего детства указанным способом можно обследовать раз­личные группы детей одинакового возраста. Этим путем удается разработать нормы в относительно короткий срок.

Вторым способом определения средних величин данных пока­зателей являются долгосрочные наблюдения за группами детей одинакового возраста на протяжении многих лет, лучше всего с момента рождения до зрелого возраста. Лиц, входящих в соответ­ствующую группу, обследуют в регулярные промежутки времени (на первом году жизни ежемесячно, в возрасте 1—6 лет каждые полгода, в дальнейшем ежегодно). Этот способ позволяет лучше оценивать развитие отдельных детей, учитывая и влияние окру­жающей среды. Кроме двух указанных способов обследования су­ществует метод долгосрочных наблюдений: на протяжении несколь­ких лет проводят наблюдения за несколькими группами детей одинакового возраста. Отбор детей осуществляется таким обра­зом, что каждая из возрастных групп непосредственно переходит в следующую.

На основании измерений, проводимых в отдельных группах, путем математической обработки данных определяют среднюю величину какого-либо признака в данной группе, размах вариа­ционного ряда, среднее квадратическое отклонение — сигму (о) и ошибку средней. Физиологическими, т.е. нормальными, приня­то считать таких детей, у которых отклонения в различных пока­зателях находятся в пределах ±2о\ Детей с отклонениями больше данных величин считают анормальными. В этих случаях следует попытаться найти причину анормального развития, производя тщательное обследование ребенка и изучая его бытовую среду. Отклонения обозначают в о.

Распределение массы по отношению к возрасту и росту быва­ет несимметричным. Таким образом, массу тела ребенка следует оценивать не на основании общепринятых диапазонов а, а толь­ко после определенной поправки. Границей средней зоны следу­ет считать величину не —2, а —1,6а и соответственно не +2о, a +2,4o.

248


 

В некоторых странах отклонения определяют не путем вычис­ления величины о, а путем процентного подсчета. Если исходить из известного факта, что в больших совокупностях показатели роста и массы в отдельные возрастные периоды распределены согласно кривой нормального распределения вариант, то следует признать, что этот способ классификации отличается от первого только тем, что отдельные перцентильные зоны включают одинаковое число наблюдений и поэтому имеют различную ширину. Наиболее узки­ми эти зоны бывают вокруг средней величины (50 %), постепен­но расширяясь в обе стороны. Таким образом, 10 % зоны включа­ют одинаковую вероятность распространения, но различную ширину разброса. Нормальными считают детей в пределах от 27 до 75 перцентилей. Преимуществом перцентильной оценки является большее основание для зачисления отдельных детей в группы и более легкая оценка непараметрических совокупностей. К недо­статкам этого метода следует отнести то обстоятельство, что при изучении колебаний определяемых величин у отдельных детей большее значение придают колебаниям величин, близким к сред­ним, чем разбросу величин в крайних зонах (табл. 36).

Таблица 36


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.