Ориентирование по карте в полете — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ориентирование по карте в полете

2022-12-20 53
Ориентирование по карте в полете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.5.1  Подготовка к ориентированию в полете

Ориентирование в полете по сравнению с ориентированием на местности отличается рядом существенных особенностей. Местные предметы и формы рельефа имеют необычный вид в плане и в перспективе сверху, в полете на малых высотах они быстро уходят из поля зрения. С увеличением высоты полета местность закрывается дымкой, и видимость ориентиров ухудшается. Таким образом, на ориентирование в полете существенное влияние оказывают метеорологические условия, прозрачность атмосферы, высота и скорость полета, кроме того, условия ориентирования усложняют шум и вибрация.

Время на обнаружение и опознавание объектов местности в полете минимально, поэтому, успешное решение этих задач во многом зависит от навыков экипажа по ведению визуального наблюдения, знания района полета и характерных признаков объектов. Предельное расстояние, с которого опознают тип объекта, называют дальностью опознавания. На дальность обнаружения и опознавания объектов оказывает влияние время суток и года. На практике дальность обнаружения объекта, имеющего высокую контрастность с фоном, составляет обычно около 1/1 000 дальности наблюдения, а при незначительной контрастности − 1/500 дальности наблюдения.

Например, открыто расположенный танк длиной 7 м, покрашенный в зеленый цвет, на заснеженном поле может быть обнаружен на дальности до 7 км
(D = 7 × 1000), а летом на этом же поле − на дальности 3,5 км (D = 7 × 500).

Визуальной ориентировкой называется определение местонахождения вертолета (самолета) по опознанным на местности и карте ориентирам. На малых высотах ориентируются обычно по карте масштаба 1:200 000, постоянно сличая ее с местностью. Визуальная ориентировка эффективно применяется лишь над местностью, где много характерных ориентиров и утрачивает свое значение при полете над пустыней, крупными лесными массивами, морем и т.п.

Совершенствование технических средств позволяет вести визуальную ориентировку с помощью телевизионных, инфракрасных и других систем навигации, основанных на автоматическом сравнении изображения, заложенного в программное устройство, с наблюдаемым радиолокационным изображением местности в полете. Направление полета, как правило, выдерживают по навигационным приборам.

Объектами обследование местности с вертолета, как правило, являются маршруты, намеченные для передвижения войск, новые позиционные районы, участки разрушений и затоплений.

Перед обследованием район полета предварительно изучают по топографической карте 1:100 000 или 1:200 000, определяют сведения, которые необходимо получить, намечают маршрут, высоту и скорость полета на каждом участке маршрута, места облетов объектов и их детального обследования (зависания и посадок), ориентиры, надежно опознаваемые с воздуха, и составляют план обследования на карте. Маршрут изучают в полосе 100-150 км.

При подготовке к ночному полету и к полету на малых высотах отличительные признаки наиболее характерных ориентиров по маршруту полета следует изучать в такой степени, чтобы их можно было распознавать в полете без карты. При подготовке к ночному полету, кроме того, детально изучаются световые ориентиры, дальность обнаружения которых зависит от силы источника света, степени темноты ночи, прозрачности атмосферы и высоты полета. Ориентировочные дальности видимости отдельных световых ориентиров приведены в таблице 2.2.

Знание особенностей изображения ориентиров при полете ночью существенно облегчает ориентирование.

Маршрут полета прокладывают по прямым линиям, проходящим от одного ориентира к другому. В качестве ориентиров выбирают хорошо видимые в полете населенные пункты, реки, озера, перекрестки автомобильных дорог и др. Кроме того, устанавливают и поднимают на карте линейные ориентиры (железные и шоссейные дороги, реки и др.), ограничивающие район. Исходный, поворотные, контрольные и конечный пункты маршрута на карте обводят окружностями диаметром 10-15 мм. Цели обозначают красным крестом в кружке красного цвета.

 

Т а б л и ц а 2.2

 

Ориентиры Дальность видимости, км
Большой промышленный освещенный город 100-120
Небольшой освещенный город 30-50
Проблесковый светомаяк 20-70
Постоянный маяк 20-60
Костер 10-40
Сигнальная ракета 20-30
Свет одиночного дома 10-15

 

При нанесении маршрута на карте отмечают расстояния, путевые углы, время полета и отрезки пути по времени, расчетное время прибытия на объект (цель) и другие необходимые данные. После изучения маршрута подготовленную к работе карту складывают гармошкой вдоль намеченного маршрута с запасом 5-10 км по обе стороны от него.

Высоту и скорость полета выбирают в зависимости от объекта обследования. При благоприятных условиях видимости районы разрушений и затоплений, новые позиционные районы и другие крупные объекты осматриваются с высоты 100-300 м при скорости полета 120-140 км/ч. Проходимость местности по грунтовым дорогам и вне дорог обычно устанавливается с высоты 25-50 м при скорости полета 50-60 км/ч.

Наиболее целесообразные режимы полета при благоприятных условиях видимости приведены в таблице 2.3

 

Т а б л и ц а  2.3

 

Задача рекогносцировки Высота, м Скорость, км/ч
Определение общего характера местности и выявление естественных препятствий, границ зон разрушений, пожаров, затоплений 100-300 120-140
Изучение планировки населенных пунктов и характера разрушений в них 100-200 60-80
Определение состояния автомобильных дорог с твердым покрытием (автострад, шоссе) 100-150 120-I40

 

Продолжение таблицы 2.3

 

Определение состояния грунтовых дорог и колонных путей 20-40 40-60
Детальное изучение дорожных сооружений и других малоразмерных объектов 10-20 до 20
Выявление путей обхода препятствий, наличие переправ на реках, троп через болота 200-300 40-60
Изучение характера русла реки, поймы и берегов 20-80 40-80

 

Над объектами, требующими тщательного обследования, совершают круговые полеты, а в отдельных случаях − зависание вертолета в течение 1-2 мин. При определении качественных характеристик объектов (глубин рек, характера грунта, высоты снежного покрова, грузоподъемности мостов и др.) производится посадка на ровную площадку, допускающую взлет вертолета.

 

2.5.2  Визуальное ориентирование с вертолета

 

Качество обследования местности на вертолете во многом зависит от умелого ориентирования в полете. В зависимости от выполняемых задач и порядка сличения карты с местностью различают общую ориентировку, когда известен лишь район полета, а ошибка определения местонахождения может составлять 2-5 км, и детальную − с ошибкой несколько сот метров. Обычно при подлете к району обследования осуществляют общую ориентировку. Непосредственно над районом с заранее намеченного рубежа переходят к детальной ориентировке.

В полете карту ориентируют так, чтобы линия маршрута совпадала с направлением полета, и следят за крупными линейными ориентирами (железными и автомобильными дорогами, реками и др.), которые способствуют как общей, так и детальной ориентировке.

При визуальном ориентировании следует помнить, что на местности часто встречаются ориентиры, похожие друг на друга. Поэтому карту сличают с местностью вначале по крупным, легко опознаваемым ориентирам, а затем по мелким ориентирам, находящимся вблизи вертолета (самолета), определяют его местоположение. Сличение карты с местностью может быть выполнено способом перехода от карты к местности и способом перехода от местности к карте. В первом случае выбирают на карте один или несколько ориентиров и отыскивают их на местности, что позволяет заранее изучить ориентиры и ожидать их появления на маршруте полета. Этот способ является основным. Способ перехода от местности к карте применяют в том случае, если неожиданно на маршруте полета появляется характерный ориентир. Его вначале внимательно изучают, а затем отыскивают на карте.

 


Рисунок 2.22 – Определение горизонтальной дальности

от местоположения вертолета до ориентира

 

Местоположение вертолета (самолета) на карте при визуальном ориентировании определяют следующими основными способами:

- когда на линии заданного пути виден ориентир, карту сличают с местностью, устанавливая достоверность этого ориентира, и в момент нахождения вертолета (самолета) над ним отмечают на карте свое местоположение;

- когда на линии заданного пути нет характерных ориентиров, свое местоположение определяют по видимым боковым ориентирам (по высоте полета и вертикальному углу на ориентир определяют горизонтальную дальность от местоположения вертолета до ориентира и откладывают ее на карте, полученная точка и есть местоположение вертолета в момент ее определения (рисунок 2.22).

Горизонтальную дальность от местоположения вертолета до ориентира вычисляют по формуле

 

Dг = Н × tg β,

 

где      Dг − горизонтальная дальность от местоположения вертолета до ориентира, м;

Н − высота полета, м;

β − вертикальный угол наблюдения.

Расстояние до ориентиров, рассчитанные по этой формуле для разных вертикальных углов наблюдения, приведены в таблице 2.4.

Т аб л и ц а  2.4

 

Вертикальный угол наблюдения, в градусах 25 45 55 65 65 65
Расстояние до ориентира, м 0,5 Н Н 1,5 Н 2 Н 4 Н 6 Н

 

Данный способ определения горизонтальных дальностей до объектов (целей) используется преимущественно при полете над равнинной местностью.

Например, высота полета H = 500 м, вертикальный угол β на обнаруженную цель №1 равен 25°, а на цель №2 – 45°. Тогда, горизонтальные дальности до цели № 1 и № 2 будут соответственно равны: D1 = 0,5H = 0,5 × 500 = 250 м;

                                  D2 = H = 500 м.

Наиболее сложным является визуальное ориентирование ночью, а также на больших скоростях и на малых высотах.

Сумерки сокращают дальность видимости ориентиров и лишают их окраски, окружающий фон и ориентиры становятся однотонными. Кроме того, в это время суток из-за дымки обычно ухудшается прозрачность атмосферы. В темную, безлунную ночь неосвещенные населенные пункты различаются на окружающем фоне как серые пятна с расплывчатыми очертаниями на расстоянии до 3-4 км. Мелкие и средние реки, железные и автомобильные дороги, леса и озера в темную ночь с больших высот не просматриваются.

Поэтому, при визуальном ориентировании ночью на малых высотах необходимо точно выдерживать маршрут и тщательно считывать пройденный путь, что позволит уменьшить размеры зоны поиска ожидаемого ориентира.

При потере ориентировки вначале определяют район вероятного местоположения вертолета (самолета) по времени, скорости и направлению полета от известной (отмеченной на карте) точки местоположения вертолета (самолета). В этом районе сличают карту с местностью, находят выделяющиеся площадные ориентиры вначале под вертолетом (самолетом), а затем вдали от него. По опознанным крупным площадным и линейным ориентирам на местности и карте уточняют район местонахождения вертолета (самолета), а затем по ближайшим ориентирам определяют свое местоположение на карте.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.