Традиционно, 1 февраля абонементы предстоящего сезона Свердловской филар- монии поступили в продажу — уже сейчас можно составлять свой уникальный культурный маршрут в будущее. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Традиционно, 1 февраля абонементы предстоящего сезона Свердловской филар- монии поступили в продажу — уже сейчас можно составлять свой уникальный культурный маршрут в будущее.

2022-12-20 33
Традиционно, 1 февраля абонементы предстоящего сезона Свердловской филар- монии поступили в продажу — уже сейчас можно составлять свой уникальный культурный маршрут в будущее. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


 

Лариса РОМАНОВА. Фото из личного архива автора

Музыка текстов Ольги Девятовой


Лица



На имя Ольги Леонидовны Девятовой в Екатеринбурге

Н
«откликаются» сразу два вуза — Уральская консерватория и Уральский федеральный университет. Первый — по праву alma mater: Девятова окончила УГК как музыковед в 1968 году и проработала на кафедре истории музыки более четверти века. Второй — по праву научного «Олимпа», возведшего кандидата искусствоведения, доцента Девятову в ранг доктора культурологии и профессора — разумеется,

ее собственными трудами.


 

Ольга ДЕВЯТОВА



Н
o если обратиться к де- вичьей фамилии нашей героини — Ольга Беренова — то отреагирует историко-краевед- ческое сообщество, включая зна- токов «корневой системы» Екате- ринбурга. Ибо род купцов Бере- новых, пришлых из центральной России, укоренился на Урале, а с середины XIX века — в Екатерин- бурге. Наряду с хлеботорговлей, а потом с производством на механическом заводе, старшие братья Береновы занимались общественной деятельностью в городской думе, в попечитель-


 

ских советах, в земстве и многих других организациях. Эта родос- ловная закономерно обеспечила истоки культурных интересов внучки купца В. М. Беренова.

Известно, что культура была не чужда просвещенному ку- печеству рубежа XIX-XX веков. Если масштабная деятельность УОЛЕ осуществлялась в ос- новном интеллигенцией, то в ЕМК (Екатеринбургском музы- кальном кружке) и в ЕОЛИИ (Екатеринбургском обществе любителей изящных искусств) существенную роль играли пред-


 

приниматели, купцы, в том чис- ле Береновы. Большое участие в организационной и концертно- театральной работе ЕМК при- нимал Н. Беренов. Его красивый баритон и вокальная техника позволяли исполнять ведущие оперные партии: Онегина, Яго, Князя Игоря, Грязного, Вален- тина и другие. Вокально-артис- тическая одаренность перешла к его сыну, М. Беренову, уже в середине XX века участнику Свердловской хоровой капеллы, и к внучатому племяннику, про- фессиональному оперному пев-


 

 


 


Выпуск музыковедов с педагогами. Слева в верхнем ряду — О. ДЕВЯТОВА. УГК, 1968 год


Книга-номинант общероссийского издательского кокурса «Лучшие книги года» (2019)


цу, режиссеру и педагогу Игорю Леонидовичу Беренову. Музы- кальные гены предопределили судьбу его младшей сестры Оль- ги и ее научно-краеведческую деятельность.

Помимо статей о деятелях уральской культуры, О. Бере- нова-Девятова предприняла грандиозный труд по созданию монографии-хроники «Живая жизнь театра». Написанная при поддержке екатеринбургского оперного театра к его столетию (2012), книга точно определе- на как «вековая панорама», где

 

Обложка книги И. Беренова

«Моя жизнь и артистическая судьба»

непосредственные впечатления завзятого театрала сочетаются с историко-культурологической оптикой, а конкретность худо- жественных событий и персон — с разговором о профессиональ- ных проблемах оперного искус- ства. Все 656 (!) страниц твор- ческой эволюции театра оперы и балета захватывают эмоци- ональностью аналитики, будят личные воспоминания читателя. Однако эти    «сокровища уральского         вклада» относятся к текущему десятилетию рабо- ты Девятовой. Определяющая же научная высота — докторс- кая диссертация с монографией


— была взята в начале XXI века. За десять лет труда на кафедре культурологии (с 1994 г.) доцент Девятова вполне освоилась с новыми, хотя и весьма близки- ми музыковедению, методоло- гическими подходами. В данном случае культурология послужила интерпретации творческого фе- номена С. Слонимского. Казалось бы, нет причин, почему одному из крупнейших и интереснейших отечественных  композиторов не стать генеральной персоной в научных штудиях Ольги Лео- нидовны. Но ее кандидатская была посвящена С. Прокофьеву и, по обыкновению, предпола- гала продолжение темы. У этого

«зигзага» была своя логика. Пре- жде всего, Слонимский — одна из знаковых фигур ленинградского музыкального авангарда, при- влекавшая внимание яркой кре- ативностью и независимостью позиции. Студенты консервато- рии 1960-х восторгались Кон- цертом-буфф, «Песнями вольни- цы», оперой «Виринея», удачно поставленной в нашем оперном. Ученик Слонимского Владимир Кобекин, ставший выдающимся мастером музыкального театра, с 1971 года преподавал в кон- серватории одновременно с Девятовой, которая вела курс советской музыки, руководила дипломниками и активно рас- ширяла свои представления о творчестве Слонимского. Но, по- лагаю, не менее важным стиму- лом стал «ленинградский след»: Девятова писала диссертацию под руководством выдающегося музыковеда, ученика Асафьева, профессора Ленинградской кон- серватории С. Н. Богоявленского, которому впоследствии и посвя- тила свою монографию.

Творчество Слонимского от- нюдь не было обойдено вни- манием музыковедов, однако


 

Книга Ольги Девятовой

«Живая жизнь театра»

масштабное культурологичес- кое исследование оказалось вполне «пионерским». К на- чалу XXI века композитор был настоящим мэтром отечест- венной музыки, с огромным и интенсивно приумножавшимся наследием, что позволяло ох- ватить его целостно в ракурсе значимых «философско-культу- рологических проблем». Зако- номерно название монографии:

«Художественный универсум композитора Сергея Слонимс- кого». Огромный материал, бо- лее 600 страниц, был на треть сокращен для публикации, но и в этом виде впечатляет. Осо- бенно привлекательно сочета- ние научной основательности с личной интонацией, порожден- ной широкими непосредствен- ными контактами с композито- ром-профессором: встречами и беседами, перепиской, по- сещением репетиций, занятий в Петербургской консервато- рии. Разумеется, «генеральный текст» не ограничился книгой и докторской, успешно защищен- ной в 2004 году: он пополнял- ся и пополняется лекционными курсами, статьями, мемуарами, а в мае 2021-го вышло учебное пособие  «Культурные  смыслы


русской поэзии в музыке Сер- гея Слонимского».

Казалось бы, столь монумен- тальные труды с их многочис- ленными «статейным сопро- вожднием» позволяли ученому почивать на лаврах. Но оказа- лось, что лавры еще впереди: в 2019 году вышла крупноформат- ная 840-страничная монография Ольги Девятовой… «Культурное мироздание Петра Ильича Чай- ковского». Только профессио- налы знают, какое безбрежное море представляет литература о Чайковском, исследованном вдоль и поперек! Однако доктор наук Девятова создала особен- ный текст, а ее глубоко личные мотивы побуждают оценить его как сокровенный.

В самом деле, еще ее дип- ломная консерваторская ра- бота была посвящена «Ма- зепе» Чайковского. Были поездки в клинский Дом-музей Петра Ильича, общение с его вну- чатыми племянницами, поездки в Воткинск, а между всем этим —

«педагогический»  Чайковский, с неизбежными погружениями и осмыслениями. И вот — кни- га-признание в любви к своему


«земному божеству», трактую- щая философию его бытия, ос- новы мироощущения и мировос- приятия, культурфилософские и религиозные взгляды, устремле- ния, культурные коды позднего творчества, «диалоги» с Чайков- ским композиторов XX-XXI веков и прочее. Это — внешняя канва, а внутри, на каждой странице, — подробные и живые описания- анализы произведений и испол- нений, рассуждения о художест- венных смыслах и пристрастиях, своеобразная интерпретация отношений Чайковского и фон Мекк, диалоги с исследователя- ми-корифеями, и везде — речь и мысль Чайковского, доверитель- ная документальность.

А вот и они, лавры: Театраль- ный музей имени Бахрушина включил «Культурное мирозда- ние Петра Ильича Чайковского» в номинанты премии «Театраль- ный роман»-2020; в Екатерин- бурге по итогам городского изда- тельского конкурса монография Девятовой признана «Книгой года-2019» в номинации «На- учная книга»; в номинанты об- щероссийского издательского конкурса АСКИ (Ассоциации


 

На видеоконференции в УГК

книгоиздателей) «Лучшие книги года» (2019) она вошла как «Луч- шее издание по искусству».

Необычно то, что профессор Девятова умудряется постоянно оформлять свои материалы в учебные пособия: «Композитор в системе культуры», «Русский символизм и музыкальная куль- тура XX века» и др. Параллельно идет работа над квалификаци- онными трудами бакалавров — их более сотни, магистров — их десятки, над текстами диссер- тантов, докладами на разнооб- разных конференциях.

Объем сделанного Ольгой Леонидовной за последнее двадцатилетие свидетельствует о выдающейся трудоспособнос- ти, организованности, исключи- тельной памяти, о музыкальной одаренности и не остывающей увлеченности профессией, об умении нон-стоп конвертиро- вать эту увлеченность в осяза- емую продукцию. Остается по- желать профессору Девятовой, чтобы «порывы нахлынувшего вдохновения» (Чайковский) и впредь безотказно заряжали ее талантливую и плодотворную


Сцена из оперы П. Чайковского «Мазепа» («Геликон-Опера». Постановка Дм. Бертмана)


деятельность.


музыка                                   Михаил ЗЫРЯНОВ. Фото предоставлены Уральской консерваторией

Придя на концерт, оказаться в… кино

К
Именно такое чувство возникает, когда слушаешь оркестровое исполнение музыки, предназначенной для кинофильма. Подобное произошло с теми, кто пришел в Уральскую государственную консерваторию на концерт в рамках Фестиваля «К 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева». Слушатели не прогадали! Ибо их вниманию было представлено одно из самых знаменитых сочинений великого мастера — кантата «Александр Невский».


К
онечно, это произведение относится к жанру канта-

ты только формально. Подобная музыка создавалась вовсе не для патриотического хорового пения (а именно такими являются большинство советских кантат 30-х гг. XX века). «Александр Нев- ский» — уникальное сочинение, первый в мире эксперимент по объединению музыки и кине- матографического действа. И, возможно, самый удачный в ис- тории, ибо сотрудничество Про- кофьева и Эйзенштейна обес- печило их совместному проекту, как принято говорить сегодня, небывалый уровень мастерства. Даже несмотря на то, что работа над монтажом фильма была за- вершена не до конца, лента все равно получилась новаторской. Хотя, возможно, «новаторство» — слишком слабая характеристика: именно в «Александре Невском» двумя мастерами был создан абсолютно новый, весьма рас- пространенный сегодня музы- кальный жанр — оригинальный саундтрек. Принципы сотрудни- чества композитора и режиссера, вертикального монтажа звука — или, как  говорил  Эйзенштейн,

«звукозрительного контрапунк- та», прием «перевернутой оркес- тровки» и записи музыки по пар- тиям для лучшего соединения — все это было использовано дву- мя гениями впервые и активно


 

Сергей ПРОКОФЬЕВ

используется сегодня при созда- нии музыки к любому фильму. Однако же, кантата «Александр Невский» — произведение дру- гого плана. Оно имеет иную структуру, нежели фильм, иное расположение эпизодов и отде- льных музыкальных тем. Кантата почти на треть короче полного саундтрека фильма. И у боль- шинства людей в наше время


знакомство с этой потрясающей музыкой происходит именно в концертном зале, а не в кино. 2021-й, будучи юбилейным годом С. Прокофьева, не мог пройти незамеченным ни для одного музыканта в мире. И для Уральской консерватории — тем более, ведь композитор посещал ее в 1935 году, еще до написа- ния «Александра Невского». И теперь в этих стенах проходят мероприятия в его честь. Испол- нение кантаты явилось одной из ключевых точек фестиваля «К 130-летию Прокофьева», наряду

с премьерой оперы «Игрок».

Этот концерт потребовал терпения и мастерства от всех основных творческих коллек- тивов вуза — Симфонического оркестра, хора студентов кон- серватории с его бессменным руководителем Владимиром Завадским, кафедр сольного пения, теории музыки и, конеч-


но, симфонического дирижиро- вания. Дирижеру, доценту УГК Роману Аранбицкому стоит воз- дать особо – не так-то просто с молодыми музыкантами создать столь удачную, приближенную к первоначальному замыслу ин- терпретацию кантаты!

Первоначальный замысел упомянут не зря. Ведь соглас- но ему, «Александр Невский», даже преобразованный в кан- тату, остается музыкой к фильму

— музыкой, которую можно уви- деть. И вот, как только зазвуча- ли первые ноты, перед глазами слушателей встали картины — вытоптанные поля и тлеющие пожарища, будто с высоты пти- чьего полета, потом — гусляр- песнопевец, восхваляющий кня- зя Александра; после небольшой паузы — суровые крестоносцы, и тут же — тревожный набат, пост- роение дружины…

И вот печальный, но пол- ный решимости звук русского рожка возвещает о начале боя. Рыцарская «свинья» набирает скорость и пускается галопом — цокающие звуки стаккато кон- трабасов заставляют слушателя содрогнуться. Музыка говорит, что перед нами — враг, и он не остановится. Рыцари торжест- вуют, они уже играют победный клич — противный слуху, зло- радный, а русские в смятении бегут! Но в тот же момент по


 

Дирижер Роман АРАНБИЦКИЙ и солистка Кристина БЕЛОУСОВА после концерта

рыцарям ударяют свежие силы русской конницы. Они атакуют, нападая с флангов, откатываясь и возвращаясь снова и снова, настойчивей и настойчивей. Рыцари не сдаются, и звуки их гимна, уже сильно приглушен- ные, смешиваются с темой рус- ских воинов. Вот уже рыцари издают последний отчаянный клич. И неожиданный удар — под ними проламывается лед! И вражеское войско погружа- ется в холодную пучину. …А над миром разгорается тихий, бе- зоблачный день.

Но нет под зимним солнцем торжествующих победу русских воинов, ибо война – это великое горе, а не торжество. И на оркес- тровую сцену — даже странно вновь ощущать себя в зритель- ном зале — выходит новая участ- ница действа, русская Женщина.


И так велика ее скорбь, излитая в пении! Это страшная песня. У Женщины низкий и мощный голос, она — сама Русь, оплаки- вающая своих мужей и сынов. Воплотила этот образ молодая вокалистка Кристина Белоусова (меццо-сопрано).

«Въезд Александра во Псков»

— последний акт фильма Эйзен- штейна и последний номер кан- таты. В нем снова возвращается зрительное начало — ликующие толпы, восхваляющие князя, ве- селые скоморохи, торжествен- ный хоровой финал — то, что необходимо для завершения любого произведения искусства, носящего патриотический ха- рактер.

«Александр Невский», будь то кантата, или музыка к фильму

— всеобъемлющее сочинение. Именно поэтому автору этой выдающейся музыки, Сергею Прокофьеву, было столь трудно перекомпоновать материал, пе- рестроить один жанр в другой. Ему пришлось буквально раз- рывать музыку и видеоряд, хотя они с Эйзенштейном так стара- тельно связывали их в единое целое! Но гений Прокофьева справился с такой задачей: зри- тельные образы, и даже целые сцены фильма остались в му- зыке навсегда. И сегодня любой может «увидеть» их, если просто сходит на концерт.


 

Финальный поклон исполнителей Кантаты


Память   |  Дата                 Лариса СОНИНА. Фото предоставлены Свердловским фильмофондом

Аристократ со шрамами

Исполнилось 120 лет со дня рождения патриарха отечественного кино Леонида Оболенского (21 января 1902 — 17 ноября 1991) — народного артиста РСФСР, актера, кинорежиссера, сценариста, фотографа, звукорежиссера… В его творческом пути был и долгий Уральский

Л
«маршрут». Девять лет Леонид Леонидович проработал на Свердловской киностудии — с 1956 по 1965 годы, а потом еще и в конце 60-х-начале 70-х. Здесь чтут его имя и хранят добрую память о нем. Так, к 100-летию кинематографиста в екатеринбургском Доме кино

была открыта, одной из первых в «звездном круге» этого дома, памятная

«Звезда Леонида Оболенского». А биография у Оболенского — блистательная, трагическая, удивительная…


Л
еонид Оболенский ро- дился в Арзамасе Ниже- городской губернии Его дед — Леонид Егорович Оболенский, русский писатель, публицист и издатель. А отец, которого, как и сына, звали Леонидом Леони- довичем, после революции стал одним из первых советских дип- ломатов, в 1930-м — директором Государственного Эрмитажа. Леня Оболенский учился в гимназии в Нижнем Новгороде, потом семья переехала в Пермь. Вот из Перми в 1918 году 16-летний Леонид отправился добровольцем в Красную Армию, на Восточный фронт. После гражданской войны приехал в Москву, стал студентом первой Госкиношколы, из кото- рой впоследствии вырос ВГИК, и артистом театра миниатюр «Кри- вой Джимми» (предшественник

Московского театра сатиры).

В начале 1920-х Оболенский рассказывал режиссеру и худож- нику Сергею Эйзенштейну, о том, как в экспериментальной лабо- ратории Госкиношколы двадца- тилетний Леонид и его столь же молодой коллега Лев Кулешов впервые столкнулись с монта- жом, осознали его значение при создании фильма.

«Мы случайно склеили два сюжета, — вспоминал Оболенс- кий на склоне лет, — и получил-


ся новый смысл. Берег, взлета- ющая чайка, обломок мачты — и вот вам ощущение трагедии, кораблекрушения, причем без детального пересказа. Вообра- жение вступает в свои права волшебным образом. Мы были потрясены, когда наугад склеен- ные фрагменты давали третий, четвертый, многомерный смысл. Это было потрясением, изумив- шим нас: открывалось необоз- римое поле для искусства, недо- ступное ранее. Мы поняли, что кино — это монтаж!..» (здесь и далее цитаты из сборника вос- поминаний «Книга о Леониде Оболенском», изданного в 2009 году в Челябинске).

Тогдашние фильмы, что до- революционные  российские, что западные, имели линейную структуру.  Познакомившись  с приемом монтажа, Эйзенштейн стал его постоянно применять и достиг подлинных вершин — до- статочно назвать его великий фильм «Броненосец Потемкин». Это молодость. Дебют Обо- ленского-киноактера состоялся в 1920-м — снялся в роли красно- армейца в фильме Льва Кулешо- ва «На красном фронте». А в том возрасте, когда его ровесники разве что совершают неспешные прогулки, Оболенский просла- вился в киноролях «благородных


стариков». Католический епископ из «Красного и черного»; лорд Уорбек из «Чисто английского убийства»; Бертран Марти, на- ставник ордена альбигойцев из

«Ларца Марии Медичи»; волхв Ильм из «Легенды о княгине Оль- ге» и многие другие герои. Звезда киноактера Оболенского взошла после его 70-ти. Конечно, он был востребован и раньше,снимался в 1920-30-е — «Необычайные при- ключения мистера Веста в стра- не большевиков», «Луч смерти»,

«Потомок Чингисхана», «Празд- ник Святого Йоргена», «Проспе- рити»… Но дальше… Дальше пос- ледовал большой перерыв, не по собственной воле артиста.

С началом войны Оболенс- кий вместе с другими вгиковс- кими преподавателями пошел в ополчение, рыл окопы под Москвой, потом — фронт, был контужен и попал в плен. Из плена бежал, долго скитался, не имея возможности перей- ти линию фронта. Так, оказав- шись во время этих скитаний уже в Молдавии, прибился к монастырю, где был пострижен в иноки с новым именем — Лаврентий. Это имя вернется к нему через много-много лет. На могильном кресте, установ- ленном на миасском Северном кладбище, надпись — «Инок


Лаврентий». Так закольцевался в ноябре 1991-го жизненный сюжет. А «сюжет», трагически начавшийся в 1941-м, в той ре- альности продолжился так. Пос- ле освобождения Молдавии со- ветскими войсками Оболенский пошел в военную комендатуру, хотя монахи и отговаривали инока Лаврентия. Получил де- сять лет лагерей.

Арестовали его в холода. Оболенский вспоминал: «…я вышел из монастыря в одной белой рубашке, и, пока шел до машины-воронка, крестьяне из жалости давали мне — кто свит- ку, кто шапку, кто сапоги. Я сел в машину уже не монахом, а мол- давским крестьянином».

Возвращение в профессию началось после амнистии во вто- рой половине 1950-х. Как осуж- денный по политической статье, Оболенский не имел права жить в Москве или Ленинграде, поэ- тому для жизни и работы он вы- брал Свердловск и Свердловс- кую киностудию. На тот момент Свердловская студия, основан- ная в 1943 году, активно разви- валась, и Леонид Оболенский стал заниматься производством научно-популярных фильмов. Был режиссером, сценаристом, редактором. Работал также как художник-декоратор и звуко- режиссер, благо обучаться этим специальностям ездил еще в на- чале 1930-х в Германию, стоял у истоков советского звукового кино.

 

Памятная звезда в екатеринбургском Доме кино


 

Леонид ОБОЛЕНСКИЙ — в кино и в жизни

В позднейшем телеинтер- вью он с иронией вспоминал, как вез готовый фильм в Моск- ву и оказался в поезде в одном купе с бывшим начальником лагерной охраны. На вопрос человека из прошлого: «Чем сейчас занимаешься?» Оболен- ский дал правдивый ответ, что, вот, снимаю научные фильмы.

«Все-таки хорошо мы тебя пе- ревоспитали!» — восхитился охранник. «Перевоспитание» в ГУЛАГе было жестким. Как вспо- минает Ирина, вдова Оболенс- кого, спина и плечи Леонида Леонидовича были в шрамах, оставшихся навсегда после до- просов и лагеря.

Более тридцати лет жизнь Оболенского была связана с Уралом. Из Свердловска пере- брался в Челябинск, где открыл- ся телецентр, и он участвовал в создании областного телевиде- ния. Затем переехал в промыш- ленный город Миасс, где уже просто работал режиссером-ме- тодистом любительской кино- студии и был членом местного фотоклуба. Но кинематографис- ты о нем не забыли. С возрастом благородный облик Леонида Оболенского обрел особенно выразительные черты, и режис- серы часто приглашали его на роли аристократов или просто мудрых стариков. Бывало, что


 

восьмидесятилетний актер по полгода проводил в киноэкспе- дициях.

На девятом десятке жизнен- ных лет у него появилась еще одна очень важная «роль»: Обо- ленский стал героем отечест- венной кинодокументалистики. Первый фильм о нем в 1981 году снял дипломник ВГИКа Петр Солдатенков — «Визит к счастли- вому человеку». Юрий Захаров создал документальную ленту

«Ваш уходящий объект. Леонид Оболенский». А фильм Сергея Мирошниченко «Таинство бра- ка», снятый на Свердловской киностудии, вышел на экраны уже после смерти Оболенского, в 1992 году.

Эти фильмы показывали зрителю, казалось бы, давно забытый образ — российского интеллектуала и интеллигента.

«Уходящий объект» возвращал- ся благодаря кинематографу, ко- торому он посвятил жизнь.

 

Хочется, чтобы выдающего- ся мастера кино Леонида Обо- ленскогоисегодняшниезрители знали и помнили.К его 120-лет- нему юбилею в Свердловском областном фильмофонде про- шел киновечер с показом доку- ментального фильма-портре- та «Ваш «уходящий объект» Леонид Оболенский».


у экрана


Татьяна ГАЛЕНЦОВА.

Фото автора (черно-белые — из архива клуба)

Есть «Контакт»!


И
Старейший киноклуб страны отпраздновал 55-летие. Впервые екатеринбургский (тогда свердловский) «Контакт» провел встречу 26 января 1967 года в актовом зале Дома работников искусств. А потом домом для киноклуба на многие годы стал малый зал киноконцертного театра «Космос».

И
дея клуба возникла ле- том, когда группа мо-

лодежи из института УралТЭП в туристической поездке в Польшу познакомилась с молодым ре- жиссером Свердловской кино- студии Лией Козыревой. В 1960-е годы, в период «оттепели», всюду появлялись дискуссионные клубы,


и в институте возник клуб «Кру- гозор». В 1967-м Свердловская


Ядром киноклуба были инженеры УралТЭПа и другие «физики» и «лирики»


киностудия помогла переформа- тировать его в киноклуб «Кон- такт». Ядром коллектива стали инженеры УралТЭПа и другие

«физики» и «лирики». Например, Валерий Диордиев, который сто- ял у истоков «Контакта». Первый председатель клуба — Леопольд Штейнберг. Название появилось не случайно. Это и контакт с филь- мом, попытка понять замысел режиссера, и общение между чле- нами сообщества любителей кино.

«Контакт» стал формой творчес- кого досуга, местом встречи лю- дей талантливых, разбирающихся в  киноискусстве,  обладающих


хорошим вкусом. В «Контакте» собирался цвет молодой сверд- ловской интеллигенции.

«Как только в город привозили пленку с новейшим фильмом, его сразу же показывали у нас в кино- клубе, — рассказывает председа- тель «Контакта» и один из его ос- нователей Эдуард Стеценко.— Мы смотрели его первыми в Сверд- ловске. Сначала нас было человек

50. Потом к нам хлынуло огром- ное количество молодых людей, не хватало 150 мест в кинозале. Помню, узнали, что у нас покажут фильм Тарковского. Члены клуба приходят в «Космос», а половина


мест уже заняты… В тот вечер зал был не просто битком, зрители си- дели на ступеньках. Когда сеанс закончился, мгновенно понесся слух про «Сталкер», и полгорода кинулось в кино. Наш «Контакт» был и трибуной для молодых да- рований. Столько людей хотело высказаться. И когда фильм за- канчивался, все оставались, чтобы услышать, что будут о нем гово- рить. Это было золотое для кино и его поклонников время».

Это действительно было осо- бенное время — когда главным были не гонорары за выступ- ление. Благодаря дружеским связям, в киноклуб «Контакт» приезжали интереснейшие ре- жиссеры, актеры, кинокритики: Вадим Абдрашитов, Никита Ми- халков, Александр Адабашьян, Игорь Владимиров, Отар Иосели- ани, Петр Тодоровский, Валерий Кичин и многие другие. Встречи знаменитых кинематографистов с «Контактом» помогала органи- зовать Эмма Абайдуллина, рабо- тавшая тогда директором Свер- дловского бюро пропаганды


Началась история «Контакта» в период «оттепели»


советского киноискусства. Бы-


вали бурные обсуждения, стол- кновения разных точек зрения. Порой споры продолжались и по дороге домой, и на следующий день на работе...

«Я в киноклуб пришла в 1970 году, — рассказала Татьяна Лау- фер.— Тогда, чтобы войти в сооб- щество, надо было даже пройти определенное испытание — за- полнить анкету по теме кино. У нас были не только кинопоказы. Устраивались костюмированные праздники — в честь закрытия или открытия киносезона, Старо- го Нового года, 8 Марта и 23 фев- раля. Совет киноклуба готовил представление, пригласительные билеты. Велся журнал, где дела- лись записи о каждой встрече в клубе».

Марьяна Густова, активный член клуба, писала пятнадцать лет назад: «Испытание временем не прошло бесследно для кино- клуба. Если такие колоссы, как СССР, СЭВ, КПСС и наш УралТЭП

исчезли, киноклуб тем более уга- сал. Но мы удержались, пусть это не тот ажиотаж, что 40 лет назад, но камерный «Контакт» осущест- вляет идею, провозглашенную в 1967 году: «кино мы любим, смотрим, обсуждаем».

Все эти годы «Контакт» себе не изменяет — здесь смотрели и смотрят лучшие из недавно сня- тых фильмов российского ки- нематографа, учитывая награды картин на фестивалях, рецензии критиков, мастерство режиссера, важность поднимаемой темы, ху- дожественные достоинства. Все так же в афише клуба часто появ- ляются «некассовые» фестиваль- ные фильмы, работы дебютантов, региональное, национальное рос- сийское кино. Вот и на юбилейной встрече дискуссионного клуба показали документальный фильм


Долголетие клуба объясня- ется, наверное, в первую оче- редь, большой дружбой внутри него. Сегодняшний состав «Кон- такта» — это повзрослевшие, набравшиеся жизненной муд- рости «шестидесятники», а так- же их молодые единомышлен- ники. Конечно, состав теперь гораздо меньше, чем прежде: кто-то болеет, кто-то уехал да- леко и навсегда, а кого-то уже нет… И все же, все же…

«Уникальность этого кино- клуба — в людях, — уверена Ирина Леонова, член «Контак- та» с десятилетним стажем. — В тех, что создали клуб, и тех, что приходили потом. Все они — ин- теллигенты и каждый — супер- профессионал в своем деле. Председатели: Эдуард Стеценко — главный архитектор, Валерий Диордиев — главный инженер, ведущие и главные специалис- ты. Это люди широчайшей эру- диции. Недаром с ними с удо- вольствием общались звезды советского кино. А некоторые (Юлий Ким, Вадим Абдрашитов, Эльдар Рязанов с женой Эммой) становились личными друзьями моих товарищей. Они азартны — чего стоят хотя бы их рассказы, как впятером попасть на показы Московского кинофестиваля по одному билету! Они артистич- ны — фотографии запечатлели


их интермедии, которые разыг- рывались на праздниках клуба. Они являются не потребителями экранного искусства, как могло бы быть в другом киноклубе, а зрителями-соучастниками. Пос- ле просмотра фильма мы пыта- емся докопаться до сути: что же хотел донести до нас режиссер, как операторское, актерское мастерство, музыка работают на задачу раскрытия идеи. И имен- но коллективный разум позво- ляет нам делать открытия».

В киноклубе «Контакт» было немало поэтов. Из лучших стихов за прошедшие годы составлены и изданы семь сборников.

 

Да,«Контакт» давноможно заносить в Книгу рекордов, как один из старейших киноклу- бов страны. Как уникальное, а, может, даже единственное явление отечественной кино- культуры, появившееся в «от- тепель» и остающееся акту- альным до сегодняшнего дня. Последние 14 лет дискуссион- ный киноклуб собирается раз в две недели, по четвергам, в зале Свердловского областно- го фильмофонда в Екатерин- бурге. Кстати, на Блюхера, 4 будут рады всем поклонникам

«синематографа». Здесь кино


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.