Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-12-20 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
фольклорных образов говорят о богатстве творческой фантазии автора. Графичность в проработ- ке бровей, глаз, декоративного узора одежд стала новым сло- вом в художественном языке скульптора. К сожалению, значи- тельная по замыслу идея «Реки Урала» не была воплощена в реальности.
промышленное училище имени Мухиной. Там она и встретила будущего мужа, также тагильча- нина Василия Михайловича Уша- кова. Рождение сына решило ее дальнейшую судьбу: оставив инс- титут, она возвратилась в родной город. Супруги вместе прожили длинную жизнь, были друг другу надежной опорой.
Вом непосредственном впе- чатлении, доверии к натуре, ее понимании и личном вы- сказывании. Сегодня ее вдох- новение продолжает жить в созданных образах, ее насле- дие ярко говорит об авторе, ее большой душе, наполнен- ной любовью к людям, родной земле, красоте.
выСтавка
Андрей ДУНЯШИН. Фото предоставлены Институтом новых материалов и технологий УрФУ
Искусство и технологии
|
и студентов кафедры технологии художественной обработки материалов Уральского федерального университета.
|
будущие инженеры.
— Отчасти удивительно, что в техническом вузе, на метал- лургическом факультете, поя- вились творческая кафедра и творческая специальность, — от- метил Олег Шешуков, директор Института новых материалов и технологий УрФУ. — Но в целом вполне закономерно, ведь на Урале художественная обработ- ка металла — дело привычное. Мест, где в нашем регионе с же- лезом работали мастера-худож- ники, довольно много. Поэтому мы лишь возрождаем давние традиции на современной на- учной основе. Наши выпускни- ки создают красоту, а разве не в этом духовный смысл любой деятельности человека?
|
З. Шипицына. Коллеция «Панельки»
Елена ДЕНИСОВА представляет выставку
Кандидат технических наук Ирина Груздева, заведующая ка- федрой ТХОМ, продолжила эту мысль:
— На выставку мы предста- вили работы студентов и пре- подавателей за последние при- мерно три года. Мы тщательно готовились к ней. Наши ученики, на мой взгляд, показали разно- образные умения и знания, де- монстрирующие современное понимание ювелирных и дизай- нерских тенденций.
Действительно, их работы — это разновекторные подходы к созданию изделий декоратив- но-прикладного искусства. И дело не столько в технологичес- ких подходах, сколько в много- образии ассоциаций и аллюзий в метафорическом осмыслении окружающего пространства.
Таково, к примеру, колье Е. Кузнецовой «Волна» (серебро, жемчуг, перламутр). В его форме
запечатлены перелив цветовых оттенков воды, причудливая вязь волн — неуловимое дыха- ние моря. Водная стихия вообще привлекательна для ювелиров. Кажущаяся загадочность и в то же время прозрачность позво- ляют создать зыбкие образы, в которых сочетаются формальная неопределенность воды и наши представления о ней. Морские просторы и глубины, как это ни парадоксально, человечество до сих пор знает хуже, чем около- земное пространство. Отсюда постоянный интерес к воде в различных ее проявлениях. По- этому на выставке представлена еще одна «Волна» — брошь ра- боты Ю. Лустиковой и Е. Ракши- ной (медь, горячая эмаль, дихро- идное стекло, скань). Необычное сочетание ювелирных техник порождает причудливую форму изделия, в котором возникает иллюзия движения.
|
Развитие эта тема получила в подвесе работы Ю. Степанова
«Коралловый риф» (медь, горя- чая эмаль, коралл). Природный
Е. Денисова. Серьги «Отношения вне времени»
коралл органично вписан авто- ром в образ океанического яв- ления. Размытые краски подвеса напоминают многоцветье рифа, где вода пастижирует краски.
Подчас авторов интересуют земные отражения неземных стихий: подвесы «Кольцо Не- птуна» и «Связь Зодиаков» (ав- тор А. Корзан) иллюстрируют это стремление внедрить в «юве- лирку» абстрактные мотивы. Лю- бопытно, что во втором изделии подчеркнута неизменная зави- симость двенадцати фантасти- ческих существ, попеременно владеющих небосводом. Их вза- имосвязь обозначена графич- ностью зодиакальных символов, перетекающих в единую ткань небесного круга.
Иногда темы подсказывают образы прошлого, непростые сюжеты минувших эпох. Подвес
«Древнерусские мотивы» М. Ма- чюлите (нейзильбер, обсидиан) приближает нас к культурному наследию Древней Руси. Автор излагает свою графическую концепцию былинных эпох. Мне она напомнила узорочье руко- писной книги, орнамент летопи- сей, донесших до нас события
«временных лет».
Но и бытовой мир может стать побуждением к творчеству.
«Городские кварталы» — так на- зывается подвес работы А. Кузь- миных (нейзильбер, фианит). В изделии четыре четко очерчен- ных четырехугольника, отража- ющих планировочное решение кварталов города. Да, мегаполис многолик, а его архитектурная среда, сформированная разны- ми стилями и эпохами, предла- гает простор для фантазийного осмысления.
Казалось бы, что может дать художнику обычная панельная многоэтажка как объект иссле- дования? Мы привыкли к этим
домам, к их серому унылому виду. Что интересного спрятано в их обыденном облике? Ока- зывается, немало для внима- тельного и вдумчивого взгляда. З. Шипицына показала ювелир- ный сет «Панельки» — кольцо, серьги, браслет (серебро, литье, фианиты, родирование). Автор
Гости у витрин выставки
А. Вичугова, Ю. Латников. «Супрематизм»
нарочито гиперболизирует фак- туру панельной стены, выделяя глазницы оконных проемов, окрасив их разным цветом, как это и бывает. Думаю, это одно из самых оригинальных произве- дений на выставке.
|
Отчетливо проявился в эк- спозиции интерес студентов к русскому авангарду, расцвет которого пришелся на первую четверть ХХ века. Коллекция
украшений, созданная Е. Козак, так и называется — «Авангард». В ней автор исследует соотно- шения геометрических фигур. Круг и треугольник — и больше ничего. Поразительно, что их взаиморасположение создает некую третью сущность, которая не только порождает ощущение
гармонии, но и заставляет заду- маться о сложных законах рож- дения красоты из абстрактных построений.
Развитие эта тема получила в коллекции украшений А. Вичу- говой и Ю. Латникова «Супрема- тизм» (серьги, подвес). Само это понятие восходит к латинско- му supremus, что означает гла- венство цвета над остальными составляющими живописи. Его прародитель Казимир Малевич, желая вернуть цвету примат назначения, ограничивал его геометрическими формами на плоскости.
Близка к названным работам по творческому подходу и кол- лекция украшений А. Мелехо- вой. Она также названа автором
«Супрематизм». Выполненные в технике холодной эмали, эти изделия возвращают нас к ху- дожественным поискам начала ХХ века. При этом А. Мелехова
А. Лешукова. Кольцо «Параметризм»
трактует их как новый уровень графичности, то есть усложняет формы евклидовых фигур, ис- кривляя по своему усмотрению. В концепт супрематизма ук- ладываются и подвесы А. Стро- гановой «Чарующий квадрат» (нейзильбер, горный кварц) и А. Барышевой «Rosette» (ней- зильбер, лазурит, кварц), в ко- торых авторы также используют в качестве формообразующих элементов планиметрические объекты. Треугольники стали ос- новой броши и серег в ювелир- ном комплекте VIA WEST Е. Куз- нецовой. И в этом мне тоже видится стремление оторваться от привычной предметной сре- ды и создать собственный ху- дожественный мир. Не могу не отметить оригинальное творчес- кое решение кольца «Парамет- ризм» А. Лешуковой. Сочетание темных и белых линий создает изысканный объем изделия. При минимальном использовании деталей достигается максималь-
ный художественный эффект.
Знатоки ювелирного искус- ства Урала хорошо знакомы с творчеством доцента кафедры технологии художественной обработки материалов Елены Денисовой. На выставке она по- казала несколько работ. Подвес
|
«Знамение» (серебро, финифть) наследует глубинные традиции православной культуры. «Знаме-
цы, одно из древнейших на Руси, относится к типу Оранта. Этот иконографический тип известен по крайней мере с середины ХII века. Богородица изображает- ся на этих иконах с поднятыми руками, как заступница, испра- шивающая прощение для нас. На ее груди — овальный меда- льон с оплечным изображением Божественного младенца. Это сложный образ. Думаю, не оши- бусь, если скажу, что не каждый художник готов и может повто- рить этот особо почитаемый в России образ. Е. Денисова пе- редает тонкие детали иконогра- фической основы, сохраняя при этом канонические цветовые сочетания.
Изяществом отличается ее же подвес «Хозяйка самоцве- тов». Соответственно названию, изделие украшено жемчугом и хризопразами, а при изготовле- нии использованы техника фи- нифти и горячей эмали. Фило- софским осмыслением единства и диаметральности мужчины и женщины наполнены создан- ные Е. Денисовой серьги «От- ношения вне времени».
Не случайно на них чи- таются китайские симво- лы полярности инь-ян. А название произведения позволяетпредположить, что автора волновали не судьбы, объединенные общностью жизненного пути, а сущностная за- гадка межличностных отношений, основанных на любви, не подвер- женной политическим режимам, экономичес- ким формациям, самому времени…
Впечатлениями от эк- спозиции поделилась Уполномоченный по пра-
ловской области Татьяна Мерз- лякова:
— Такие выставки делают нашу жизнь ярче. Урал всегда славился мастерами, работаю- щими с камнем и металлом. Мы гордимся ими. Здесь мы видим, что эта традиция продолжается. В представленных работах свет любви к родному краю, которая объединяет нас.
— Действительно, наши сту- денты знают о славном прошлом уральских камнерезов и раз- вивают их дело, — продолжила Елена Денисова. — Мы и хотели показать, как это им удается.
Председатель секции юве- лирного и камнерезного искус- ства Свердловского отделения Союза художников России Ки- рилл Глазырин заметил, что тра- диции не могут оставаться неиз- менными:
— Ювелирное искусство кон- сервативно, но это не значит, что оно не обновляется. Экспозиция ярко продемонстрировала инте- рес молодежи к эксперименту. У нас подрастает надежная смена, и значит, наше дело будет жить.
ние» — изображение Богороди-
вам человека в Сверд-
А. Мелехова. Коллеция украшений «Супрематизм»
Алексей МОЛЧАНОВ. Фото предоставлены автором
музеи | Дата
Сберегли в Артях косу.
И не только…
|
|
|
на общественных началах,— рас- сказывает его заведующая Рим- ма Александровна Мусихина. — Но завод («Артинский завод», выпускающий косы, лопаты, вилы и другое сельхозоборудование) с первого дня был неравнодушен к нему, всегда помогал. Даже после 1974 года, когда мы стали филиа- лом Свердловского краеведчес- кого музея, заводчане никогда не отказывали в поддержке. Связь остается добрая, дружеская.
— Мы сейчас находимся в зале, посвященном Великой Отечественной войне.
— Эта выставка создана сотрудни- ками музея к 75- летию Победы. В ковидное время ее, к сожалению, мало кто видел. И раньше, в прежних экспозициях, тема, естественно, осве- щалась. Нынешняя выставка отлича- ется тем, что здесь представлен мате- риал, который еще
не убираем. Кстати, в музее все делается своими силами. У нас в штате только один научный со- трудник.
— Откуда у вас эти экспона- ты?
— Наш музей практически полностью создан за счет даров. Откликнулись люди и другие музеи. Вот это оружие, в основ- ном, привезено с места Сталин- градской битвы. Не сохранилось никаких сведений, кто его пе- редал. Видимо, наши ветераны, сами участники войны, основа- тели музея.
— А вот эти витрины, имен- ные?
— У нас две таких. Одна пос- вящена нашему земляку Три- фону Шевалдину. Он уроженец соседнего с поселком Арти села Пристань. Здесь его военная форма, личные вещи. Он дошел до звания генерал-лейтенант. А начинал службу в армии еще до революции, до Первой мировой. Затем Трифон Иванович коман- довал отрядом красных парти- зан. И когда в 1918 году в округе начались мятежи, в том числе в деревне Омерово и в селе Но- вый Златоуст, что тоже на тер- ритории нашего района, на по- мощь пришел отряд Шевалдина в составе 37 бойцов. Потом Три- фон Иванович учился в военной академии, служил в разных мес- тах, в том числе, в Китае. Сорат- ник Георгия Константиновича Жукова по УралВО.
— Вот здесь патефон, плас- тинки, радиотарелка...
— Чтобы дети представили советский быт. Еще один имен- ной комплекс — Александра Коробейникова. Артинский жи- тель, комсомолец. Возглавлял спортивную команду. Очень интересная фотография: спорт- смены босиком все стоят… Во
не экспонировал- ся. Поэтому мы ее
Мастера завода делали и такие большие подарочные косы. Эта изготовлена к районной партконференции в 1926 году
время Великой Отечественной Александр Ермилович воевал
Храм-музей Артинского завода.
Прибор советского периода
в танке. День Победы встретил в звании подполковника. Это благодарности: за освобожде- ние жители чешского Гостиви- це присвоили уральцу звание почетного горожанина. Наши бойцы сумели сберечь город от разрушений. Родственники Ко- робейникова передали в музей его личные вещи.
Вот эта витрина посвяще- на нашим землякам, которые командовали партизанскими соединениями. Аким Федоро- вич Меньшиков. Очень редкий снимок: во время войны пар- тизанский отряд нельзя было фотографировать. И Иван Сте- панович Парфенов, который организовал отряд в смоленс- ких лесах.
А теперь предлагаю перейти в храм-музей артинского заво- да. Он расположен в старинном здании,где когда-то помещались лаборатории. Сейчас здесь хра- мовая и музейная части. Вторая занимает два этажа. Собственно, история завода — это история всего поселка. Артинская дача — так в старину называли эти зе- мельные участки, расположен- ные по течению реки Уфы. В XVIII веке по указу царя Петра
лезоделательные заводы для снабжения России металлом и оружием. При такой благопри- ятной обстановке барон Сергей Строганов в 1753 году за бес- ценок приобрел эти земли. Они были выбраны неспроста: вода для привода водяных колес и других механизмов, обилие ле- сов как для нужд строительства, так и для выделки древесного угля в домны и кузницы. По рас- поряжению Сергея Григорьевича построены две мельницы: пиль- ная и мукомольная. Затем он продал все это тульскому купцу Лариону Лугинину. Вместе с ар- тинской дачей тот приобрел у Строганова кусинский и саткин- ский заводы. Зачем они Ларио- ну Ивановичу? Он понимал, что горнозаводское дело дает хоро- шую прибыль. И пошагали сюда будущие жители поселка Арти. В 1783 году началось строительс- тво плотины. Два года ушло на ее возведение. Еще столько же сооружали заводские строения. Первые из них были похожи на длинные деревянные са- раи. Появились тогда две фаб- рики: кричная и молотовая. Ну, понятно, молотовая от слова молот, нам знакомого. Крица — слово устаревшее. Так называли
огромный слиток чугуна весом 50-70 килограммов. И везли сюда эти крицы сухим путем по Араимскому тракту из Кусинс- кого и Саткинского заводов, так как своей руды в округе не на- шли. И уже здесь делали крич- ное железо. Прошло немного времени, и на заводе построили еще одну фабрику — якорную. Ковали здесь вручную кошки — якоря для больших лодок-барок. Именно на них отправляли по высокой вешней воде продук- цию завода. Артинская пристань находилась в трех километрах отсюда на реке Уфа. Посмотри- те, как вы думаете, для какого судна вот этот якорь? Это уже для морских судов. Был заказ военно-морского ведомства для царского военного флота. И шли якоря на Черное и Балтийское моря. О мастерстве артинских рабочих уже знали на Урале. Есть свидетельства того, что приез- жали сюда перенимать опыт из Ижевска, Каменска-Уральско- го, с Верх-Исетского завода. Но якоря — это только эпизод. Глав- ные изделия, которые тут вы- пускались и выпускаются до сих пор — косы (хотя серп появился исторически раньше). Давайте посмотрим на этот экспонат: по
I на Урале стали появляться же-
Храм-музей Артинского завода. Фрагмент интерьера дома заводчанина
хоже на серп. Но это коса-гор- буша. А почему ее так называ- ли? Из-за того, как ею прихо- дилось косить: или на коленях, или низко наклоняясь. А чтобы получалось более продуктив- но, нужен был сильный размах. Коса продолжала видоизме- няться и приняла привычный до сих пор вид. Вот она, с го- товым металлическим косови- щем. Наш завод преуспел в этом производстве. Мы счита- ем, что родина русской косы — Арти. Судите сами. В конце 20-х годов XIX века в Санкт-Петер- бурге прошли соревнования,
В экспозиции «Крестьянская изба» представлены предметы мебели, быта, одежды, посуда конца ХIХ — начала ХХ века полотенца и скатерти, лапти, горшки, самовар фабрики Баташева, каток, валек, трепала
где одна из шести представлен- ных артинских кос превзошла 120 австрийских. В 1851-м году именно наша коса была отправ- лена в Лондон на первую меж- дународную выставку, признана там лучшей и получила почет- ную медаль.
— О других изделиях артин- ских мастеров. Местное отде- ление Свердловской областной общественной организации ветеранов войны, труда, бое- вых действий, государственной службы, организация пенсио- неров Артинского городского округа, в партнерстве с вашим музеем, в 2021 году получи-
Часть выставки 1941 — 1945 года «Фронт и Тыл» представляет быт артинцев в годы Великой Отечественной войны
ли поддержку Президентского фонда культурных инициатив для реализации проекта «Нить жизни. Возрождение народных ремесел. Плетение и ткачество». Расскажите об этом.
— Уже более 10 лет мы за- нимаемся организацией раз- личных мастер-классов. Цель нашего проекта — сохранить уже почти исчезнувшие ремес- ла, научив плетению и ткачес- тву детей и взрослых. Во вто- рой половине ХХ века в селах и деревнях Артинского района еще занимались изготовле- нием половиков и полотенец для личного пользования и на продажу. Сейчас мастеров практически не осталось. Не- обходимо собрать и сохранить всю информацию, создать базу данных «Мастера Артинского района» и сохранить, а, точнее, возродить традиции этого про- мысла. Наши целевые группы — люди пожилого возраста и школьники, прежде всего — дети, оставшиеся без попече- ния родителей, воспитанники Социально-реабилитационного центра для несовершеннолет- них. Все они освоят ткачество — от простого переплетения до узорного, научатся использо-
вать простые приспособления — рамки и завершат обучение ра- ботой на станке. Итогом станут музейные выставки: передвиж- ная «Это вы можете» и ста- ционарная «Нить жизни». Все необходимое оборудование приобретается на средства, вы- деленные Фондом культурных инициатив. После реализации каждой стадии проекта он будет возобновляться, так как интере- сующихся много. Ну, и планы на будущее — создание при музее центра народных ремесел, ко- торый объединит всех наших мастеров, и где смогут обучать- ся ремеслу все желающие.
Часть выставки 1941 — 1945 года «Фронт и Тыл» представляет быт артинцев в годы Великой Отечественной войны
Год куЛьтурноГо наСЛедия народов роССии
Регион «рублем» поможет
Президент РФ Владимир Путин объявил 2022-й Годом культурного наследия народов России. Сделано это для популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, самобытности всех народов и этнических общностей нашей страны.
Правительство Свердловской области третьего февраля приняло постановление о распределении субсидий муниципальным образованиям из регионального бюджета.
По итогам конкурса территории получат более 25 миллионов рублей
на благоустройство мест досуга, совершенствование туристской инфраструктуры и развитие народных художественных промыслов.
|
|
«сада скульптур» на территории, прилегающей к зданию Нижне- тагильского музея изобразитель- ных искусств. Почти 3,9 миллиона рублей будут направлены на II этап благоустройства территории парка «Металлург» в поселке Верхняя Синячиха Алапаевского муниципального образования. В Алапаевске планируется бла- гоустройство Елизаветинского сквера, на это город получит суб- сидию в размере 3,8 миллиона рублей. Сысертскому городскому округу предусмотрено около 3,3 миллиона рублей на создание туристско-информационного центра и развитие туристской
навигации. Будут профинансиро- ваны проекты в Краснотурьинске и Верхотурье. Всего на развитие объектов досуга и привлечение туристов из областного бюджета направят 22 миллиона 310 тысяч рублей.
«Сад скульптур» в Нижнем Тагиле
Кроме того, три муниципали- тета в 2022 году получат безвоз- мездную бюджетную помощь на развитие народных худо- жественных промыслов. Так, на второй этап благоустройства территории музея истории под- носного промысла «Дом Худо- яровых» Нижний Тагил получит 1,9 миллиона рублей. Сысерт- ский городской округ — 500 тысяч рублей на издание глян- цевого журнала, посвященного промыслам территории. Поряд- ка 450 тысяч рублей будет на- правлено в Каменск-Уральский городской округ на приобрете- ние оборудования для работы мастеров, их участия в выстав- ках и проведения фестиваля
«Город мастеров».
Проект «Песенная кадриль Урала» стартовал в Свердловской области. Погружение в русскую народную хореографию проведет Уральское фольклорное объединение ФОЛКЪ- ТОЛКЪ, которое выиграло грант в 2,8 миллиона рублей на реализацию проекта.
«Песенная кадриль — сложный для современного человека формат, который требует одновре- менного ансамблевого пения и исполнения самого танца. Мы познакомим с образцами уральской народной хореографии широкий круг людей, а также поможем молодым участникам фольклорного движения. Реализация этого проекта особенно важна в Год культурного наследия народов России, объ- явленный президентом России», — сказал директор ФОЛКЪ-ТОЛКЪ Сергей Антонов.
Благодаря национальному проекту «Культура» девять самодеятельных творческих коллективов Свердловской области в 2022 году получат региональную грантовую подде- ржку. Это ансамбли танца «Пируэт» из Режа и «Сюрприз» из Ивделя, театр драмы «Наш театр» из Невьянска, детский эстрадный театр «Пеппи» из Верхней Туры, вокальная студия «Мэри Поппинс» из Волчанска и другие.
Тагильские подносы с росписью Свердловские мастера на выставке «Ладья»-2021
Свердловская область завоевала высшую награду на крупнейшем российском фору- ме народных художественных промыслов — первое место на XXX выставке-ярмарке
«Ладья. Зимняя сказка» в номинации «За лучшее художественное оформление регио- нальной экспозиции».
Художник приступает к росписи...
Скоро на металле розы расцветут
Стенд региона был посвящен 275-летию уральской лаковой росписи. На нем были представлены изделия, которые официально относятся к традиционному народному промыслу.
Всего в выставке при поддержке правительства региона приняли участие 15 свер- дловских мастеров. На объединенном стенде региона были представлены: художест- венная ковка, литье из металла, нижнетагильская лаковая роспись по металлу, фар- форовая расписная посуда, художественная керамика, изделия из бересты, работы свердловских ювелиров и камнерезов.
Картина на подносе почти готова
Елочные шары в исполнении уральских мастеров
Один из знаменитых тагильских подносов-экспонатов выставки Изделия из бересты — тоже известный уральский промысел
Дом культуры вновь открыт Гостей-зрителей встречали хлебом-солью
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!