Любят, смотрят и — обсужда- ют. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Любят, смотрят и — обсужда- ют.

2022-12-20 38
Любят, смотрят и — обсужда- ют. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Владимира Головнева 2021 года

«Дальний план».


 

«Контакт» можно заносить в Книгу рекордов, как один из старейших киноклубов страны. Фото 2018 года


Лица   |  Цирк                                                                Юрий ВТОРЫХ. Фото из архивов

Жизнь в движении

О
Студенты отделения «Цирковое искусство» Свердловского колледжа искусств и культуры (СКИиК) любят своего преподавателя по жонглированию. Привлекают молодежь свободная, красивая динамика его движений, искрящаяся улыбка, ведь, даже просто пробегая мимо,

он несет заряд энергии. Он — это артист цирка Вячеслав Владимирович Никонов.


О
н родился в феврале 1952 года. Дети после- военного поколения, чьи отцы защитили Отечество, росли ро- мантиками. Ехали в глушь «за туманом и за запахом тайги», на целину «новоселами», мечтали, что «на Марсе будут яблони цвес- ти». Жили дружно, в атмосфере взаимовыручки. Играли в лапту, в футбол и волейбол, катались на самодельных самокатах и на велосипедах. А в клубах при ЖКО готовили концерты для родителей и соседей. Конец 1950-х— расцвет советской науки и техники, спорта и культуры. Боль- шой театр и Хор имени Пятницкого объездили весь Земной шар. И неудивительно, что десятилетний Слава Никонов при вступлении в пионеры читал собственные стихи. Старшеклассником во- дил младших в музеи и Дворцы культуры, готовил и устраивал праздники. То есть уже юношей тяготел к искусству и педагогике.


 

Вячеслав НИКОНОВ — артист Росцирка. Москва, 1983 год

Судьба свела его с товари- щем, который пригласил в цир- ковую студию Дворца культуры НТМК. А когда Слава побывал на выступлении московского цир- ка и увидел работу профессио- нальных жонглеров, загорелся мечтой — стать таким же артис- том! Кроме занятий в студии, занимался и дома. Жонглировал яблоками, скалками. Правда,


после окончания школы оту- чился в техническом  училище и стал токарем на металлурги- ческом комбинате. Но! Сам себе выточил булавы и продолжал усиленно заниматься жонгли- рованием. В овладении этими навыками помог и юношеский разряд по настольному теннису. Но, пришла повестка в армию.

Служил Никонов в полку связи и в личное время продолжал зани- маться любимым видом искусст- ва. Его заметили и пригласили в армейскую концертную бригаду. Начались выступления, первые аплодисменты, после чего мечта стать профессиональным артис- том цирка еще больше окрепла. После демобилизации Вячес- лав поехал в Москву и поступил во «Всероссийскую дирекцию по подготовке цирковых про- грамм, аттракционов и номе- ров». Два года учился у лучших педагогов: народного артиста РСФСР, жонглера и режиссера,


 

Квартет жонглеров                                                                                                      Дуэт «Жонглеры-эксцентрики»


Афиша гастролей цирка в Сеуле

лауреата международного кон- курса имени Энрико Растрелли в Бергамо (Италия) Александра Кисса, а режиссером первого номера начинающего артиста был известный постановщик за- служенный артист Киргизской республики Е. Джаныбеков. Он подготовил дуэт Сергея Ави- сова и Вячеслава Никонова — юмористический номер «Жонг- леры-эксцентрики». Жонглиро- вание дополнялось акробати- ческими и хореографическими элементами. Номер получился интересным и веселым. Дуэт взя- ли в «Союзгосцирк», и начались гастроли по стационарным и пе- редвижным циркам Советского Союза. Выступления проходили во всех республиках, в Поволжье и Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Часто работали без вы- ходных и отпусков. В 1970-80-е годы был расцвет советского цирка, многие артисты работали за границей, в том числе и дуэт

«жонглеры-эксцентрики» побы- вал в Польше (Гданьск, Белосток, Варшава) и Чехословакии (Ко- шице).

К сожалению, в 1985 году дуэт распался: С. Ависов полу- чил травму и, оставив манеж, уехал на родину в Челябинск, а


повом номере из четырех чело- век, под руководством Михаила Таланина. Начинался этот номер с перекидки булав, затем пере- ходили на тарелки, а в финале один из квартета, Виктор Кашин, собирал тридцать две тарелки, летевшие с трех сторон. С ним-то и подружился Никонов. Сблизи- ла их любовь не только к цир- ку, но и к русской литературе. С началом перестройки и у цирка начались трудности. Никонов и Кашин параллельно с работой на «официальном» манеже, со- здали клоунское шоу «Антошка и Витюшка» и стали выступать в детских садах, школах и в пар- ках отдыха. В 1993 году группа М. Таланина от «Союзгосцирка» съездила в Сеул (Южная Корея), а затем начались сокращения. И Вячеслав Никонов вернулся в город своего детства.

К счастью, в Нижнем Тагиле функционировал стационар-

 

 

Номер «Бременские музыканты»


ный цирк, где и стал подра- батывать артист. А в сентябре 1999 года Никонова пригла- сили в областное училище ис- кусств и культуры преподавать на специализации «Цирковое искусство». Он заочно окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусства (ЧГИК). Написал несколько ме- тодических работ, связанных с жонглированием. За двадцать два года педагогической ра- боты выпустил много талант- ливых артистов, работающих в

«Росгосцирке», и руководите- лей цирковых коллективов.

Вячеслав Никонов по-пре- жнему бодр и активен. Мало того, что участвует во всех ме- роприятиях вместе со студента- ми, но и вышел, например, на за- бег «Екатеринбургская лыжня». Что подтверждает: он и сегодня живет «в движении», как и пола- гается «цирковым»!


В. Никонов стал работать в груп-


Вячеслав НИКОНОВ с коллегами-преподавателями


обЛаСть куЛьтуры   |  НижНемУ таГилУ 300 лет


Татьяна КОНОНОВА. Фото предоставлены учреждениями культуры Нижнего Тагила


Год юбилея: начало — «Крик лангусты», а дальше — премьеры, фестивали, фейерверки…

М
После выхода указа президента России о праздновании 300-летия Нижнего Тагила прошло более четырех лет. Перемены в облике города заметны: это новые дороги и детские сады, современные зоны досуга и отдыха, капитально отремонтированные школьные здания. Сбывается и вековая мечта горожан: идет к завершению строительство моста через Тагильский пруд. Подготовка к 300-летнему юбилею «железной» столицы Среднего Урала подчинена главной цели: повышению качества жизни тагильчан, а, значит,

и развитию культурной среды города. Об этом рассказала начальник управления культуры администрации Нижнего Тагила Светлана ЮРЧИШИНА.


— М
ы вышли на фи- нишную прямую.

Учреждения культуры готовы к празднованию юбилея; все, что намечено в планах, выпол- няется. Мы сделали акцент на масштабность юбилейных ме- роприятий, чтобы во всей России говорили о Нижнем Тагиле, как о городе высокой театральной и музыкальной культуры, разви- тия народного художественного творчества. И здесь хочется отметить поддержку областного министерства культуры: выде- ленное им финансирование ни- когда не было таким объемным, как нынче.

— Программа расписана по месяцам? Какие подарки приго- товлены юбиляру?

— Официальным стартом больших юбилейных меропри- ятий, благодаря инициативе гу- бернатора Свердловской облас- ти, стал третьего февраля показ премьеры Государственного ака- демического театра имени Евге- ния Вахтангова, отмечающего в этом году свое 100-летие. На сцене нашего драматического вахтанговцы сыграли спектакль

«Крик лангусты». Можно считать выступление такого театра пер-


 

Светлана ЮРЧИШИНА

вым подарком городу-юбиляру. В марте по традиции отметим День работника культуры. Ее деятели разных поколений рас- скажут о том, как трудились в советское время, как, пережи- вая разруху в 1990-х, Нижний Тагил открывал новые учреж- дения культуры: Молодежный театр, филармонию, и побеждал в международных музыкаль- ных конкурсах. Низкий поклон людям, благодаря которым наш город известен не только своей индустриальной мощью, но и яркой, самобытной культурой!


170-летию со дня рождения знаменитого земляка, класси- ка отечественной литературы Дмитрия Мамина-Сибиряка му- зеи, театры, библиотеки посвятят премьеры, выставки, конкурсы.

— Апрель театральный будет отмечен уже десятой по счету

«Золотой кочерыжкой». Темой конкурса капустников нынче стал… буфет. Театральные шут- ники уже обыгрывали темы кино, цирка, спорта, а теперь взялись за гастрономическую?

— Как говорил один из ге- роев пьесы Островского «Без вины виноватые»: «Мы артисты, наше место в буфете!» Буфет — как среда общения, рождения новых идей и розыгрышей, ко- нечно! Нас ожидает искромет- ный парад «капустного» юмора. Смотрим апрельскую программу дальше. В Нижний Тагил возвра- щается «Золотой петушок» — два года всероссийский телевизион- ный детский эстрадный конкурс проходил в Глазове. Изюминка предстоящего — участие в нем победителей детского телепро- екта «Голос». Это говорит о по- вышении статуса нашего «Пе- тушка». Конкурс пройдет два дня в муниципальном Дворце куль-


туры «Юбилейный», а на третий день гала-концерт с участием победителей запланирован во Дворце культуры Уралвагонза- вода. Мы дружим с Детской фи- лармонией Екатеринбурга и вот теперь вместе готовим большую концертную программу, посвя- щенную Дню Победы. Отмечу: все наши работники культуры привиты от ковида, потому рас- считываем, что все намеченное состоится.

— Как и майские Дни Окуд- жавы с фестивалем-конкурсом

«Возьмемся за руки, друзья»?

— Фестиваль под учредитель- ством областного министерства культуры, областного Дворца


 

Народные артисты России Андрей ИЛЬИН и Юлия РУТБЕРГ в вахтанговском спектакле

«Крик лангусты» на сцене Нижнетагильского драмтеатра


народного творчества, админис- трации Нижнего Тагила и Цент- ральной городской библиотеки пройдет, как говорится, «вжи- вую». Афиша уже готова. Идет прием заявок от исполнителей, наверняка будут заявки и от желающих показать себя в но- вой номинации «Женская тема в творчестве Булата Окуджавы». Лучшие барды, чтецы, музыкан- ты выступят в гала-концерте на сцене драматического театра.

— Ну, а в конце мая начнутся горячие денечки!

— Еще какие! 16 творческих коллективов из разных респуб- лик, краев и областей приедут в Нижний Тагил на 19–й фес-


тиваль театров малых городов России. Событие небывалое для нашего города и очень от- ветственное. Подготовка к нему уже идет: определены пло- щадки для показа спектаклей, решаем вопросы их техничес- кого оснащения, транспортной логистики. Надо создать усло- вия для размещения и работы более 500 гостей, для показа восьми спектаклей большого формата и восьми постановок малых форм. Площадками для показа таких эксперименталь- ных спектаклей станут, напри- мер, гардероб ДК, лестничный марш, живописный внутренний дворик и даже цех на террито-


рии завода-музея. Каждый день недели фестиваля это не толь- ко показы дневных и вечерних спектаклей, но и мастер-классы для артистов, тренинги, семина- ры для руководителей театров, в общем, программа насыщен- ная. 29 мая ожидаем на откры- тие фестиваля (проводимого при поддержке министерства культуры РФ) народного ар- тиста России Евгения Мироно- ва, его идейного вдохновителя. Два гран-при ждут победите- лей, которых определит жюри в составе ведущих театральных деятелей и критиков. Пожелаем успеха нашему драмтеатру, на своей сцене он покажет спек-


 


На фестивале театров малых городов России тагильчане покажут спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря»


Афиша фестиваля «Возьмемся за руки, друзья»


такль «Пегий пес, бегущий кра- ем моря».

— Светлана Валерьевна, а чем удивит нас август, когда та- гильчане будут отмечать День города? Как не вспомнить, что именно Нижний Тагил еще в се- редине 1970-х годов прошлого века первым в стране учредил этот праздник, который вошел в календари и больших городов, и малых поселений. Чем запом- нится наш День города в году его 300-летия?

— Уже определены шесть площадок  его проведения, и у каждой будет своя «фишка». На Лисьей горе это шоу бара- банщиков, на набережной Та-


 

На одном из фестивалей «Золотая кочерыжка»


гильского пруда вечером сразу три команды устроят фестиваль фейерверков. Днем творческие коллективы дворцов культуры порадуют зрителей марафоном талантов. Свои программы го- товят Центральная городская библиотека — например, полю- бившийся тагильчанам «Киндер- град». Любителей театра при- гласит «Театроград». Это только часть большой программы Дня города. А чтобы человек выбрал, где побывать, что посмотреть, на помощь придут мультимедий- ные средства информации. Так, с установленного на Лисьей горе экрана можно будет увидеть, что в это же время происходит


в других «точках» праздника. Он придет и в поселения, входящие в границы Нижнего Тагила. До- суговый центр «Урал», курирую- щий 11 поселковых домов куль- туры, работает с их творческими коллективами.

— Светлана Валерьевна, празднование юбилея имеет временные рамки. Пройдут фес- тивали, концерты, спектакли. А после — что останется служить дальше, работать на повыше- ние качества культурной жизни тагильчан?

— В этом году после капи- тального ремонта и реконструк- ции будет восстановлен Дом Окуджавы — один из памятни-


ков истории и культуры. В ав- густе он примет первых гостей. Выделены средства на ремонт фасада муниципального Дворца культуры «Юбилейный», откры- того в 1967 году. В 2023-м за- кончится ремонт здания Нового Молодежного театра с благоус- тройством прилегающей к нему территории. И в городе будут уже два театра, оборудованные по всем современным требова- ниям. 300-летию Нижнего Таги- ла посвящена и новая книга о городе, преображение которого продолжается благодаря реали- зации Национальных проектов России, в том числе и в области культуры.


 

Дворец культуры «Юбилейный»                                                          Уже ставший знаменитым Завод-музей


Андрей ДУНЯШИН. Фото предоставлены Центром «Каравелла»


Память


Попутный ветер навсегда

В
В сентябре 2021 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ об увековечении памяти известного детского писателя Владислава Крапивина.

Автор замечательных книг — еще и создатель, бессменный Командор детско-юношеского отряда «Каравелла». «Каравелловцы» стали журналистами, моряками, военными, другими специалистами, но главное — достойными гражданами страны.

В
2023 году исполнится 85 лет со дня рождения писателя, и подготовка к этому событию уже началась. В цен- тре «Каравелла» состоялась презентация инициативы об- щественности  Среднего Урала

«Командорские острова», ко- торая направлена не только на сохранение памяти Владислава Петровича, но и предполагает


пропаганду его идей.

— Это непростая работа,— от- метила руководитель отряда, кандидат педагогических наук Лариса Крапивина. — Измени- лось время, изменилась страна, но такими же, как прежде, ос- тались проблемы, с которыми сталкиваются наши дети. Как по- нять себя? Как найти свое мес- то в жизни? Что такое дружба? Можно ли обойтись без взаимо- помощи и взаимовыручки? Эти вопросы, безусловно, актуальны и сегодня.

Продолжил эту мысль уроже- нец Свердловска, директор Му- зея Победы на Поклонной горе Александр Школьник. «Творчест- во Владислава Крапивина связа- но с Уралом, однако принадлежит оно всем российским читате- лям, — сказал он в видеообра- щении. — Книги Командора — это достояние отечественной культуры, которое надо сохра- нять для будущих поколений».

В центре «Каравелла» появи- лась экспозиция «Военное де- тство», воспроизводящая часть


Экскурсия по Центру «Каравелла»

комнаты писателя. Здесь пред- ставлены подлинные вещи Вла- дислава Петровича, экспонаты, связанные с его работами.

тo же время пoказали oбста- нoвку, в кoтoрoй рoждались егo прoизведения, герoи, сюжеты, — сказала внучка писателя Да- рья Крапивина.
— Мы старались подобрать такие предметы, которые бы отобразили его творчество и в

 

Мачта и штурвал — экспонаты именной крапивинской аудитории


 

Тут же находятся экспона- ты, по сути, еще одной экспо- зиции. Но временно! Сейчас они в именной аудитории В. Крапивина, что появилась в Уральском федеральном уни- верситете. Туда отправились книжные шкафы, мачта и штур- вал, шпаги, а также красочные стенды, рассказывающие о жизни, писательской и педаго- гической деятельности Владис- лава Петровича.

Как заметила Л. Крапиви- на, мир Владислава Петрови- ча — не только романтическое пространство, его наследие предполагает активное вме- шательство в жизнь, чтобы улучшать ее. Вот и центр «Ка- равелла» стал площадкой для обмена мнениями и опытом по самым актуальным про- блемам. Что еще раз пока- зало: творчество Крапивина и сегодня остается на орби- те социально важных идей и инициатив.


Что Читаем   |  коНкУрс


Диана АХМЕДУЛОВА. Фото предоставлены автором


«Лит-Арт» как смарт

«Не многие любят читать стихи наизусть. Это сейчас немодно, но в то же время очень актуально и важно! Мы уже отвыкли от нормальной разговорной речи. Слышать на улице говорящих иногда вообще ужасно… Поэтому очень важно читать стихи или прозу, слушать живое слово», — так десять лет назад обращалась к участникам проекта

Н
«Лит-Арт» его автор Надежда Поплыгина. Идея казалась утопической. Удастся ли найти среди детей и молодежи Каменска-Уральского талантливых чтецов, открыть имена способных поэтов и прозаиков? Но в итоге за эти годы на сцене выступило несколько сотен ребят, организаторы проекта издали семь сборников их произведений. C Надеждой Ивановной мы поговорили о конкурсе чтецов «Лит-Арт-Парад», а о конкурсе авторской поэзии и прозы

«Лит-Арт-Строка» рассказал председатель его жюри Евгений Черников (Тепикин).


Надежда Поплыгина, заслу- женный работник культуры РФ, Почетный гражданин города Каменска-Уральского:

— В 2010 году к 310-летию Каменска-Уральского коллек- тив библиотеки № 12 обра- тился в городской комитет по делам молодежи с предло- жением организовать проект

«Любимых улиц имена». Не- оценимую помощь нам тогда оказала главный специалист комитета Алина Новожилова. Первоначально проект состоял их трех конкурсов: краеведов, фотографов, чтецов. Оказалось, что такие конкурсы очень нуж- ны нашим читателям. Литера- турный особо заинтересовал не только детей, но и педагогов и родителей. Мы стремились, чтобы участники поняли: читая вслух классическую и совре- менную поэзию, важно донести до слушателей смысл каждого слова. Главная задача, которую мы для себя ставили, — при- общить  молодое поколение к книге.

В ходе первого конкурса чте- цов мы поняли, что литературное направление из «Любимых улиц» отправляется в самостоятельное плавание. Этот проект был на- зван «Лит-Арт» и состоял из двух


 

Надежда ПОПЛЫГИНА

конкурсов:  «Лит-Арт-Парад»  и

«Лит-Арт-Строка». В 2012 году количество чтецов увеличилось вдвое. Был создан молодежный литературный клуб «Белая сова», который стал активным участни- ком реализации проекта.Конкурс же «Строка» проходил в первый раз, в нем приняли участие более 70 авторов. Проводились встре- чи с поэтами Каменска-Ураль- ского, школа начинающего поэта и мастер-классы.

— Надежда Ивановна, как сейчас проходит конкурс: ка- кого возраста участники, какие произведения они любят читать со сцены?

— Конкурс мы проводим по нескольким возрастным катего-


риям: от 8 до 11 лет, 12-14, 15-18 лет (старшеклассники, студенты), а также 19-35 (работающая мо- лодежь). Сразу же определили: в выступления должны быть вклю- чены произведения уральских авторов. Среди организаторов конкурсов — Центральная город- ская библиотека имени Пушки- на, общественная организация

«Книга», городские литератур- ное объединение, литературный клуб «Феникс», клуб любителей поэзии «Ямб», Детская школа искусств № 2 — ее театральное отделение. Постоянными участ- никами в течение всех 10 лет яв- ляются Каменск-Уральская гим- назия, лицеи № 9 и № 10, около десяти школ и другие.

 

Выступление участника «Лит-Арт-Парада»


На конкурсе 2019 года

— А кто оценивает выступле- ния?

— В состав жюри входят по- эты, филологи, актеры. Хочу от- метить, что все участники про- екта работают на общественных началах, это десять лет волон- терского служения литературе. Деньги изыскиваем только на издание сборников, печать дип- ломов и призы.

— В какие годы был расцвет конкурса? И — как в сегодняш- них непростых условиях?

— «Лит-Арт» — это, прежде всего, просветительская миссия. К сожалению, мы постепенно ут- рачиваем традиции общения с книгой. В век интернета отвыкли от грамотной речи, всюду гос- подствует сленг... Книга стано- вится уже неким эксклюзивом, поэтому особенно важно уметь


 

общаться с ней и прививать на- выки этого общения окружаю- щим.

Да, в разные годы в проведе- нии конкурса были сложности. Особенно в организационной работе, недостаточность кото- рой ощущается на крупных про- мышленных предприятиях, где когда-то работали замечатель- ные литературные клубы. Хочет- ся больше внимания к конкурсу со стороны педагогов русского языка и литературы — как в стар- ших классах школ города, так и в средних специальных учебных заведениях.

Конечно, подобные конкурсы должны проходить очно, когда участники взаимодействуют со зрительным залом, и присутс- твует равенство условий, потому что технические возможности у


всех разные. Но, во многом бла- годаря неравнодушным учите- лям, удается даже в сегодняш- них непростых условиях собрать до 260 ребят.

 

Евгений Черников, поэт, ру- ководитель городского литера- турного объединения, член Со- юза писателей России:

— Конкурс «Лит-Арт-Стро- ка», второй этап проекта, не такой массовый, как «Лит-Арт- Парад», но не менее значимый для его участников. Многие ре-

 

Евгений ЧЕРНИКОВ

бята после него уже публико- вались в толстых литературных журналах, занимали призовые места на региональных и все- российских фестивалях. Здесь те же самые возрастные кате- гории, что и в «Параде». Для


 

Участники «Лит-Арт-Строки»-2019


«Лит-Арт-Строка»-2016

самых младших это творчество в чистом виде, еще почти игра. У подростков уже присутству- ет момент самоопределения: действительно хочется приме- рить на себя роль писателя, по- эта. Ограничений по жанру нет. Единственное ограничение — в объеме: до трех страниц печат- ного текста. В 2020 году было около 60 участников, в 2021 —

35 авторов и 40 работ. Традици- онно для нашего города поэтов больше, чем прозаиков.

— О чем пишут дети и моло- дежь Каменска-Уральского?

— Младшие чаще всего пи- шут о природе, животных. Под- ростки — фанфики, когда пы- таются продолжить какое-то


 

известное произведение или написать оригинальное, но с теми же героями. Безусловно, часто пишут о своих пережи- ваниях, взаимоотношениях. За время существования проекта было много ярких работ и авто- ров. Запомнилась проза Ивана Синило — очень качественная и глубокая, стихи Любови Война- ковой, Ксении Андреевой, Дени- са Шадчинова. Всех участников, которые ярко себя проявили, мы приглашали в литературные студии. Многие конкурсанты за- нимались в клубе «Белая сова», студии «Белый воробей». В пос- леднее время предлагаем ре- бятам поучаствовать и в других конкурсах.


— Конкурс «Лит-Арт-Строка» уникален тем, что по его итогам выходит печатная книга.

— Да, издается сборник произ- ведений победителей и призеров. Мы считаем, что электронная кни- га никогда не заменит печатную. Бумажную книгу можно взять в руки, полистать, сделать закладки. Когда мы подводим итоги конкур- са и дарим участникам книги с их произведениями, видим неподде- льную радость. За эти годы вышло семь книг стихов и прозы. В каж- дой — как минимум 40 авторов. Есть ребята, которые ежегодно принимают участие в «Лит-Арт- Строке». Для кого-то это развле- чение, а для кого-то — первый шаг в серьезную литературу. Среди таких — Любовь Войнакова, Ксе- ния Андреева, Михаил Корюков. Многие из наших молодых поэтов и писателей сегодня живут и рабо- тают в Екатеринбурге, Челябинске, Москве — к сожалению, Каменск- Уральский теряет свою талантли- вую молодежь. Но мы надеемся, что каждый год будем знакомить- ся с новыми подающими надежды писателями и поэтами. К слову, в декабре состоялось награжде- ние победителей очередного конкурса. Лучшие произведения по традиции будут опубликова- ны в сборнике «Лит-Арт-Строка».


 

Победители «Лит-Арта»


Екатерина ШАКШИНА. Фото Марны КОЗЛАЧКОВОЙ


музеи   |  выставка


Пути тридцати пяти

«умеренных»

Д
В театре сезон начинается осенью, а в художественном музее — зимой, первой большой выставкой наступившего года. Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл новый сезон 11 февраля масштабной экспозицией «Тридцать пять». Необычность ее не только содержательная, но и событийная. Министерство культуры РФ передало музею 150 работ 35 художников, большинство из которых здесь прежде никогда не выставлялось.

Д
ары авторов, частных коллекционеров  посту-

пали в ЕМИИ постоянно — на- пример, от победителей Между- народного фестиваля-конкурса меццо-тинто, от галереи гра- фического искусства «Шлем»… Приобретения последнего года


из разных источников — более тысячи предметов искусства. Но вот такого значительного попол-


 

Ирина КУДРЯВЦЕВА, Зоя ТАЮРОВА и Никита КОРЫТИН представляют выставку первым зрителям


нения музейного собрания от государственной структуры не бывало давно, хотя это традици- онный «жест» для формирования фондов. Перед вернисажем об истории нового выставочного проекта рассказали журналистам директор ЕМИИ Никита Корытин и его заместитель по научной ра- боте Зоя Таюрова. Музей получил возможность сам выбирать из того, что было предложено в дар. И выбрал в основном графику. Предпочтение объяснимо. В со-


ветские годы именно в графике художники могли проявлять на- ибольшую творческую свободу, работали очень разнообразно и интересно. А период творчества этих тридцати пяти охватывает почти 60 лет — до начала 1990-х годов. В основном это произве- дения, созданные в 1970-80-е. Есть несколько работ, датирован- ных довоенными тридцатыми — к примеру, почти сказочный

«Пейзаж с деревом» Лины Крав- ченко.


И живопись, и скульптура в «дарованной» экспозиции тоже представлены достойно. Среди живописцев выставки — известный свердловский ху- дожник Николай Чесноков, чьи работы имеются в музей- ной коллекции. «Новая» карти- на 1974 года из чесноковской знаменитой серии «Урал при- полярный» эффектно дополня- ет живописную сагу в «суровом стиле» о суровом крае. Никогда прежде мы не видели в музей- ных стенах бронзу скульптора- анималиста Андрея Марца. Его

«Стоящий бородавочник» сра- зу стал любимцем первых зри- телей. Деревянная скульптура Анатолия Царенкова «Сомне- вающийся» — своеобразный портрет «человека в футляре». Но не чеховского, хрестома- тийного, а из начала восьми- десятых лет ХХ века. Портрет- ный жанр представлен тоже только скульптурными работа-


Юлий Перевезенцев. Из серии иллюстраций к «Книге образов» Рильке (1981)


ми, и это не забронзовевшие


Татьяна Бахтова. «Пейзаж с сетью» (1987)


зонным» теплом мате-


 

 

Деревянная скульптура


не  принадлежали и оппозиционному андеграунду,  были

«умеренными». Они и          родом             из      раз- ных  стран,  в                 свое время    республик СССР, — из России, Украины,                 Бело-

руссии,   Грузии,


В офортах Гиви Калмахелид- зе простые вещи открываются как предметы очеловеченные, а рядом — его же «Большое небо» и «Бумажный самолет»: стрем- ление подняться из обыденнос- ти на высоту мечты. Владимир и Татьяна Бахтовы посвятили серии графических работ древ- ней Таврии, археологическим


ринского чувства, само творчество художник


«Сомневающийся» Анатолия

Царенкова (1982)


Латвии. Каждый автор         обладал


артефактам, найденным здесь, музейным мифам. Артефакты,


ассоциирует с материнством. Франческа Кирке знакома по- сетителям ЕМИИ по фондовым выставкам, и эта эксцентрич- ная, невероятно гибкая в сво- ей  женственности, ироничная и победительная «Женщина- змея» (1988) по-новому откры- вает нам ее искусство.

Куратор выставки, заведу- ющая отделом современного искусства ЕМИИ Ирина Куд- рявцева объяснила нам свое- образие экспозиции. В концеп- цию новой сборной выставки невозможно было заложить тематическую или жанровую определенность,  или  стиле- вое  единство.  Ее участники не «прислонялись» в своем творчестве к так называемо-


индивидуальностью, шел сво- им путем, и эта экспозиция, соединившая столь разных художников, —  своего  рода их перекличка, огромная пес- трая «картина» нетипичного советского искусства. Автор — ее лирический герой.


скалы, раскопки, ожившие ле- генды «играют» в их офортах под солнцем и морским ветром, под «софитом» луны таинствен- ные театральные спектакли. Ранняя графика Гарифа Басыро- ва (выпускника художественно- го факультета ВГИКа) — словно


му официальному искусству,


Игорь Макаревич. «Офорты по сюжетам Кафки» (1974)


Гариф Басыров. «Зима. Из серии «Наш микрорайон» (1976)


тера «нижнета- гильской шко- лы» Владимира Наседкина — циклы «Женс- кие  портреты»,

«О ж и д а н и е». Когда-то худож- ник сам обозна- чил свой крите- рий: «… В любом из предметов ищу не предмет, а


 

Вячеслав Бегиджанов. Сюжет из цикла на тему романа Маркеса «Сто лет одиночества»


гиджанова. Игорь Макаре- вич обращается к особенно востребованному интел- лигенцией во времена за- стоя зарубежному автору —


те состояния, в которые он вводит нас». При всей индивидуальности высказывания, это, пожалуй, тот общий момент поиска, который очевиден в произведениях вы-


увиденные в объектив кино- камеры сценки из жизни «Наш микрорайон». Вместе с Юлием Перевезенцевым  вчитываемся в поэтические строки Рильке и попадаем в плен его «Книги об- разов», а летящие, ритмически выразительные векторы линий— визуализированные им  стихи из «Ковчега» армянского поэ- та Егише Чаренца, трагические линии его судьбы. Символы, знаки, смыслы романа Маркеса

«Сто лет одиночества» становят- ся зримыми в многофигурных цветных офортах Вячеслава Бе-


Францу Кафке, и по-своему про- живает на листах его гротескные сюжеты.

Из путешествия в Узбекистан привез Виталий Волович, наш признанный мэтр графики, эту

«Бухару» — жаркую, охристую, вечную. А рядом работы амери- канского художника-монумента- листа российского происхожде- ния Антона Рефрежье, искренне разделявшего социалистические идеалы. Он тоже путешество- вал по СССР, побывал в Средней Азии и оставил свои впечатления в линогравюрах «Рынок в Аш-

хабаде», «Турк- менские ковров- щицы», которые вполне могли бы послужить эски- зами для фресок муралиста.

В ст р е т и м с я на выставке и с творчеством земляка-уральца, известного мас-


ставки «35».

 

И еще одна цитата. «Я пы- таюсь стать зрителем, ос- ведомленным человеком, уме- ющим обнаруживать новые реальности в уже существу- ющей. Эта идея очень важна для меня…» Признание Фран- чески Кирке, «опубликован- ное» рядом с ее картинами, важно и для тех, кто знако- мится с выставкой «35». Для того, чтобы увидеть и найти другую реальность в искусст- ве советского периода этих не похожих друг на друга

«умеренных», но ярких худож-

Ников. Выставка в ЕМИИ по- казывает их творчество до 27 марта, а со временем эти работы станут персонажами новых музейных экспозиций. Теперь их не надо везти изда- лека, теперь их дом — екате- ринбургский музей.



Гиви Калмахелидзе. «Бумажный самолет» (1976)


Андрей Марц.

«Стоящий бородавочник» (вторая половина ХХ века)


музеи


Андрей ДУНЯШИН. Фото предоставлены Музеем истории ювелирного и камнерезного искусства

Два в один, и оба — яркие


В
Выставка «Бесценный дар», открывшаяся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства, стала традиционной, ведь она подводит итоги ушедшего года, на ней представлены подарки музею от тех, кто понимает красоту камня.


— В минувшем году мы полу- чили 175 новых предметов, — сказала исполняющая обязан- ности директора МИКЮИ Юлия Ильина. — И как всегда,


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.