В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик». По одной из христианских легенд снеговики — это ангелы, слепленные из снега, которые доставляют Богу просьбы детей. А ведь все люди — дети. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик». По одной из христианских легенд снеговики — это ангелы, слепленные из снега, которые доставляют Богу просьбы детей. А ведь все люди — дети.

2022-12-20 38
В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик». По одной из христианских легенд снеговики — это ангелы, слепленные из снега, которые доставляют Богу просьбы детей. А ведь все люди — дети. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В театре «Щелкунчик» состоялась премьера балета «Снеговик». По одной из христианских легенд снеговики — это ангелы, слепленные из снега, которые доставляют Богу просьбы детей. А ведь все люди — дети.

Теперешние или бывшие. А, значит, у каждого есть пропуск в волшебную страну фантазии, надо только найти его. Такой пропуск дает новый,

как всегда необычный, спектакль уникального театра. (Стр. 4-7)


                                                                                                             


Директор Театра Вахтангова Кирилл КРОК и министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА открывают выставку

В честь 100-летия знаменитого московского театра имени Евгения Вахтанго- ва в Екатеринбурге представлены уникальные костюмы и артефакты легендарных постановок (выставочный проект «Театр Вахтангова — 100: спектакли и люди»). Вернисаж состоялся четвертого февраля в Свердловском областном краеведческом музее имени О. Е. Клера.

На выставке можно увидеть костюмы и реквизит из знаковых спектаклей разных лет: «Степан Разин», «Без вины виноватые», «Пиковая дама», «Маскарад», «Пристань» и других. Особое место в привезенной из Москвы на Урал экспозиции занимает зал, посвященный «Принцессе Турандот». Спектакль многие десятилетия был визитной карточкой театра, школой актерского мастерства для всех поколений вахтанговских актеров. Жители Екатеринбурга получили уникальную возможность познакомиться с эскизами, афишами к «Турандот», а также фотографиями и некоторыми артефактами из этого легендарного спектакля.


Народная артистка России Ирина КУПЧЕНКО приветствует уральцев

Стенд, посвященный спектаклю «Принцесса Турандот»


Эскизы декораций и костюмов. Художник Игнатий Нивинский


  


         

Евгений КНЯЗЕВ на открытии выставки


Костюм Людмилы Максаковой в роли Анны Андреевны

в спектакле «Ревизор»


Костюм Вячеслава Шалевича в роли графа де Гиша в спектакле «Сирано

де Бержерак»                                              Костюм Михаила Ульянова в роли Степана Разина


 

Личный реквизит Юрия Яковлева из спектакля «Пиковая дама»


Сцена из спектакля

Свердловская музкомедия 21 февраля сыграла трехсотый спектакль «Екатерина Великая» в Екатеринбурге. Эта театральная постановка — первый исторический блокбастер в музы- кальном театре в России, 14 лет аншлагов.

Талант актеров и постановщиков оценили не только зрители России. Например, благодаря догово- ренностям, достигнутым между губернатором Евгением Куйвашевым и композитором, автором музыки к «Екатерине Великой» Сергеем Дрезниным, Свердловский государственный академический театр музы- кальной комедии показал мюзикл в Берлине.

До сих пор на столь масштабный проект не решился ни один театр, этот спектакль уже сегодня на- зывают легендарным. «Екатерина Великая» начиналась, как большая авантюра бывшего генерального директора театра Михаила Сафронова, а стала грандиозной победой театра и его как продюсера. За осу- ществление грандиозного проекта взялась творческая группа из Москвы. Режиссер-постановщик Нина Чусова, известные театральные сценографы Владимир Мартиросов и Анастасия Глебова. По эскизам Павла Каплевича в мастерских театра были сшиты платья, камзолы, головные уборы. Результатом кропотливого труда стала премия «Золотая Маска».

В «Екатерине…» есть второй состав главных исполнителей, но одна актриса сыграла все 300 спектак- лей — это народная артистка России Надежда Басаргина, исполняющая роль Елизаветы.

 

 

 


Надежда БАСАРГИНА — Елизавета, Мария ВИНЕНКОВА — принцесса Фике


Сцена из спектакля


Событие |  Гастроли

Вояж 100-летия: старт на Урале

С
Со Свердловской области начались юбилейные гастроли всемирно известного Государственного академического театра имени Вахтангова. В нашем регионе они прошли при поддержке губернатора Евгения Куйвашева. В Екатеринбурге открыл гастроли спектакль

«Война и мир». Постановка-сенсация стала главным событием сотого театрального сезона не только для самого коллектива вахтанговцев, но и для всей театральной Москвы.

С
пектакль «Крик лангусты» актеры столичного театра

(среди которых народные артис- ты России Юлия Рутберг и Анд- рей Ильин) показали в Нижнем Тагиле третьего февраля — это подарок Евгения Куйвашева жителям  к  300-летию  города.

«Крик лангусты» увидели и в Каменске-Уральском — это также подарок главы региона, в честь полученного звания «Город тру- довой доблести».

«Театр Вахтангова — не ред- кий гость в нашем регионе. Но


нынешние гастроли — особые, поскольку проходят в юбилей-


«Крик лангусты». Сара Бернар — Юлия РУТБЕРГ, Жорж Питу — Андрей ИЛЬИН


ный период и связаны с одним из самых знаковых спектаклей —

«Война и мир». Впервые за пределами Москвы он показан именно на екатеринбургской сцене (в Свердловском акаде-

 

 

Сцена из спектакля «Война и мир»


мическом театре драмы). Гастро- ли сложно было бы реализовать без поддержки главы Сверд- ловской области», — подчеркнул заместитель губернатора Павел Креков.


Директор Театра имени Вах- тангова Кирилл Крок подтвер- дил: Екатеринбург — самый посещаемый труппой город Рос- сии. В столице Урала уже был показан весь репертуар театра. Директор поблагодарил Евгения Куйвашева, правительство об- ласти и министерство культуры за помощь в организации гаст- ролей. «Когда спектакль первый раз после родного дома отправ- ляется на гастроли, всегда есть волнение — как все пройдет, как декорации впишутся в новое пространство...», — сказал Ки- рилл Крок. Для «Войны и мира» в столицу Урала привезли авто- фуру сценического света. Обо- рудование устанавливали двое суток. Зрители увидели визуаль- ную картинку, которая ничем не

1


отличалась от той, что показыва- ют в Москве.

В «Войне и мире» играют звезды театра: Сергей Мако- вецкий, Андрей Ильин, Евгений Князев, Ирина Купченко и дру- гие. Режиссер Римас Туминас уложил масштабное повествова- ние Льва Толстого в пять часов. Актеры отмечают: приятно, что зрители смотрят до конца. Сами они на сцене тоже не чувствуют усталости.

«Я, например, жаворонок — рано ложусь спать и рано встаю. А здесь я последний раз выхожу на сцену в половине двенад- цатого. Но абсолютно этого не чувствую. Ты живешь на сцене не своей жизнью, а того челове- ка, которого играешь. Значит, он в полдвенадцатого себя хорошо чувствует», — рассказала народ- ная артистка России Ирина Куп- ченко.

Народному артисту России Андрею Ильину удалось посмот- реть этот спектакль как зрителю.

«Пять часов действа пролетают незаметно. Я не знаю, каким вол- шебством обладает наш режис- сер-постановщик. Но он создал магию театра. Я сам не могу ее разгадать. Что там заложено, что меня так забирает и ведет», — отметил актер.


 

Сцена из спектакля «Война и мир»

В честь 100-летия Театра имени Вахтангова в Екатерин- бурге, в Свердловском областном краеведческом музее имени О. Е. Клера открылась уникальная экспозиция, где представ- лены костюмы и артефакты легендарных постановок (вы- ставочный проект «Театр Вахтангова — 100: спектакли и люди»).

На выставке можно увидеть костюмы и реквизит из зна- ковых спектаклей разных лет: «Степан Разин», «Без вины ви- новатые», «Пиковая дама», «Маскарад», «Пристань» и других. Особое место в привезенной из Москвы на Урал экспозиции занимает зал, посвященный «Принцессе Турандот». Спектакль многие десятилетия был визитной карточкой театра, шко- лой актерского мастерства для всех поколений вахтангов- ских актеров. Жители Екатеринбурга получили уникальную возможность познакомиться с эскизами, афишами к «Туран- дот», а также фотографиями и некоторыми артефактами из этого легендарного спектакля.

(Фоторепортаж с выставки — на развороте обложки номера).


Сцены из спектакля «Война и мир»

2


 

Содержание


1  Событие | Гастроли Вояж 100-летия: старт на Урале

Премьера

Майя ДАВЫДОВСКАЯ

Под сенью Ели Мировой

8  Сцена | Успех Владимир СКРЯБИН Фестиваль —

это перспектива. И не обратная…

Премьера

Владимир СКРЯБИН Садовод в саду — король.

А капусты — завались…

12 Лица | Юбилей Владимир СКРЯБИН Две пятерки

Ирины-Ирмы

15 Лица | Дата Ксения ШЕЙНИС Три «В» школы

Вячеслава Анисимова

18 Лица | Дата Наталья ПОДКОРЫТОВА

Однажды 20 лет назад

21  Лица | Дата Ирина КЛЕПИКОВА Сергей Вяткин:

«Любую роль сначала обхохочу»

26 Сцена | Фестиваль Екатерина АНИСИМОВА

«Мимикрия» в Ирбите

Память

Алла ВИКТОРОВА

Со старых фото звучат голоса…


30 Лица | Память Виктор ПОЦЕЛУЕВ Жила-была «Чайка»…

33 Поколение next | Событие

Новый статус: Уральский,

он же — Всероссийский!

Музыка

Валерия КОСТЮНИК

В сезоне:

Лица

Лариса РОМАНОВА Музыка текстов Ольги Девятовой

Музыка

Михаил ЗЫРЯНОВ Придя на концерт, оказаться

в… кино

42 Память | Дата Лариса СОНИНА Аристократ

Со шрамами

У экрана

Татьяна ГАЛЕНЦОВА

Есть «Контакт»!

46 Лица | Цирк Юрий ВТОРЫХ Жизнь

В движении

48 Область культуры | Нижнему Тагилу 300 лет

Татьяна КОНОНОВА

Год юбилея: начало —

«Крик лангусты», а дальше — премьеры, фестивали, фейерверки…


Память

Андрей ДУНЯШИН Попутный ветер навсегда

52 Что читаем | Конкурс

Диана АХМЕДУЛОВА

«Лит-Арт» как смарт

55 Музеи | Выставка Екатерина ШАКШИНА Пути тридцати пяти

«умеренных»

Музеи

Андрей ДУНЯШИН

Два в один,

И оба — яркие

60 Что читаем | Презентация Мария ДЕМИНА

«Частым неводом»

Выставка

Андрей ДУНЯШИН

Искусство

И технологии

69 Музеи | Дата Алексей МОЛЧАНОВ Сберегли в Артях косу. И не только…

Регион «рублем» поможет


Премьера


Майя ДАВЫДОВСКАЯ.

Фото Елены Леховой предоставлены театром «Щелкунчик»

Под сенью Ели Мировой


Каменск-уральская «Драма Номер Три» представит спек- такль «Горка» в гардеробе мос- ковского Театра наций. Письмо с официальным приглашением получило руководство теат- ра. Показ состоится 13 апреля. Все расходы по приезду и показу спектакля, как указано в письме, берет на себя Благотворитель- ный фонд Евгения Миронова «Те- атральные инициативы».

Спектакль «Горка» стал лау- реатом XVIII Фестиваля театров малых городов России, который проходил в 2021 году в На- бережных  Челнах  (Татарстан).

«Драма Номер Три» участвова- ла во всероссийском фестивале уже семь раз. Победила впер- вые. Изначально произведение появилось на свет как театраль- ный эскиз по пьесе Алексея Житковского в 2019-м. Тогда в Каменске-Уральском проходи- ла  лаборатория  Театра  наций


 

Сцена из спектакля «Горка»

по современной драматургии. Театр довел эскиз до уровня полноценной постановки, при- гласив еще раз его режиссера Алексея Логачева. Спектакль, как и изначальный эскиз, идет в театральном гардеробе на 50 зрительских мест и пользуется большим успехом у публики.

Лауреаты Фестиваля театров малых городов России по тради- ции представляют свои работы в Москве, столичным зрителям в Театре наций.


 

 

«ЭМЖЕ…» У СОСЕДЕЙ

Спектакль «Эмже. Обратная перспектива» каменск-ураль- ской «Драмы Номер Три» вошел в конкурсную программу XIX Фес- тиваля театров малых городов России. Известна и дата показа — 1 июня. Кстати, впервые каменс- ким артистам не придется дол- го добираться до фестивальных подмостков. В этот раз теат- ральный конкурс состоится в Свердловской области, в Нижнем


Сцены из спектакля «Горка»


Наталья ПОДКОРЫТОВА.

Фото из архива Свердловского театра музкомедии


Однажды 20 лет назад

А
…Она появилась в Екатеринбурге вместе с новым веком. Приехала на «ярмарку певцов». Как- то тесно ей стало в новосибирской оперетте, хотя и была там на первых ролях. Блистала в «Веселой вдове», «Летучей мыши», «Графе Люксембурге», «Бременских музыкантах». После всесоюзных смотрин поступили предложения от Пермского оперного, театров Краснодара, Ростова, Омска. Свердловская музкомедия была тогда на реконструкции, артистку прослушивали на разобранной сцене, где среди досок пылился старенький рояль... Через несколько месяцев она уже дебютировала Одеттой в «Баядере». Ей дали квартиру из маневренного фонда, из реквизита подобрали кровать и телевизор. Так 20 лет назад пришла в лучшую музкомедию страны Лариса Емельянова. Сегодня — заслуженная артистка России и Северной Осетии-Алании, пленительная Розалинда, обольстительная Теодора, страстная Марица, мудро-покорная Голда, неистовая Бернарда Альба.

А
ртистка Емельянова — из консерваторских.  Хоро-

шие вокалисты, они подчас бы- вают на сцене статичны. И нужно приложить много усилий, чтобы преодолеть это не допускающее компромиссов раздвоение. Она смогла это сделать еще в театрах Барнаула и Новосибирска. Сегод- ня и пластически, и вокально мо- жет все. И, бывает, что довольна собой, хотя она предельно строга и требовательна. Прежде всего,


к себе.

Назначение на роль (даже эпи- зодическую) — не гарантия успе- ха. Это всегда шанс, аванс, отчас- ти — риск. Емельянова — актриса из умных, дотошных и тщательно готовящихся к каждой роли. В ее богатой внутренней копилке насмотренности и начитанности хранится много полезного для создания сценических образов. Репетируя новую роль, «роется» в этом хранилище в поисках того, что может натолкнуть на особен- ности поведения, на ощущения своей героини. Всегда помнит на- ставления консерваторского про- фессора: «Исполнитель — какой он — зависит от богатства впечат- лений, переживаний».

Самая сложная, мучительная работа за все двадцать музко-


Графиня Марица

медийных лет — Бернарда Аль- ба. Совсем не опереточная, дра- матичная, изматывающая. Тем и интересна. Искала и открывала в себе душевные колодцы и рос- тки, из которых произрастала черная (или не совсем черная) вдова. И каждый из трех (всего трех!) сыгранных спектаклей — в буквальном смысле на разрыв. Для себя точно понимала, что это был выход на новый актерс- кий уровень. Но… Из репертуара

«Бернарда Альба» ушла слиш- ком быстро, увы.

Актерское счастье — найти та- кого режиссера, чтобы не только увидел-поверил-доверил, но и раскрыл, показал с неожиданной стороны, в непривычном амп-


 

луа. «Для этого режиссер должен иметь интерес к актрисе, жела- ние работать с ней, открывать ее. Даже для нее самой. Мне кажет- ся, что со мной такого в полной мере не произошло, — считает Лариса Емельянова. — Может быть, сама ставлю границы, из- лишне прямолинейна, порой — бескомпромиссна, чего не терпит театр. Наверное, поэтому я часто во вторых, третьих составах».

Насчет этого можно поспорить. Она была бесподобной Сильвой в постановке Кирилла Стреж- нева. С любовью вспоминает и ту свою работу, и сам спектакль. Безусловно, «Скрипач на крыше», где главный режиссер увидел ее в роли матери большого семейс-


тва из маленького местечка. Голда всколыхнула ее глубинные корни, заставила собирать визуальный материал, пересмотреть множес- тво фильмов и перечитать книги о традициях и обычаях еврейско- го народа. Лепила свою героиню из наблюдений и воспоминаний, из дневников и рассказов про ту далекую невыносимо счастливую жизнь. И получился искренний, без ноты фальши, пронзитель- ный дуэт с Анатолием Бродским, на который зрители ходят по не- скольку раз, чтобы снова и снова посмеяться и поплакать с Тевье, его верной Голдой, дочерями, со- седями…

Если встреча со «своим», по ее ощущениям, режиссером, воз- можно, еще впереди, то «свое- го» директора театра она со- вершенно точно встретила. День рождения Ларисы Емельяновой совсем рядом с трагедией ухода Михаила Вячеславовича Сафро- нова. В тот последний декабрь он успел ее поздравить, нагово- рить вдохновляющих слов. Это аудиосообщение она не стирает из памяти телефона. «Его роль в моей жизни огромна. Он и ру- гал, и любил. Но все настолько от сердца! Мог накричать, а че- рез несколько дней руки цело- вал. И в памяти он останется не только как директор, но прежде всего, как личность, как Человек. Двадцать лет моей жизни в те- атре — это время, когда все мы жили под его всеобъемлющей защитой и заботой о каждом артисте. И сегодня я испыты- ваю огромную благодарность тем людям, которые стараются в наше сложное время сохранить в театре все прекрасное, что со- здал Михаил Вячеславович».

… «Лариска-артистка» — с де- тства. Очень любила выступать: папа — на гармошке, а она пела- плясала. Затейница была всегда!


 

 

Бернарда Альба

Во дворе подбивала мальчишек- девчонок не только на хорошее, но и на проказы. Ей казалось, что это так интересно, это такое приключение — по гаражам и деревьям лазать, по потаенным местечкам… Лет в шесть орга- низовала дворовый театр: при- думывала сказки, ставила спек- такли, собирала исполнителей и публику. Была и режиссером, и актрисой, и афиши рисовала. Сооружали костюмы из штор, занавес и кулисы из простыней, декорации из стульев. Зрите- ли-соседи аплодировали жар- ко. Раньше же дружные дворы и дома были. Все друг друга знали. А ее тем более. «Всег-

 

Бернарда Альба


 

да пела. Что услышу, то пою. В доме было много пластинок». Кумиры детства и юности — Ан- тонов, Герман, Пугачева, Ротару. В школьном хоре в солистки не взяли: артистизма было хоть от- бавляй, а петь не научена была. Переживала, что стояла во вто- рых голосах. Однажды в школу пригласили ведущую артистку барнаульской оперетты Ольгу Гавриш для исполнения песни

«Аист на крыше». И нужен был кто-то из детей, чтобы запеть куплет. Вызвалась Лариса Еме- льянова. Очень хотела. Профес- сиональная актриса похвалила смелость и способности девочки, вдохновив на выбор профессии.


 

Лариса ЕМЕЛЬЯНОВА и Владимир АЛЕКСЕЕВ («Веселая вдова»)

Много лет спустя, уже в театре, они стали партнерами на сцене и даже конкурентками.

Педагоги         музыкального училища (дирижерско-хоро- вое отделение), оценив ее го- лос, давали репертуар как для вокалистки. В  Новосибирс- кой консерватории студентка укрепилась в желании стать оперной певицей. Но… «То, что


партию, настраивает голосовой аппарат на характер героини. Перед «Веселой вдовой» час- то пересматривает американ- ские фильмы 1950-60-х годов, вдохновляется настолько, что ее Ганна Главари может глянуть со сцены взглядом голливудской дивы. Выходит из образов по- разному. Бернарда не отпускала по нескольку дней. А иногда, на- против, не хочется выходить из образа веселой опереточной ге- роини: это же прекрасно — жить жизнью счастливых женщин.

Жить жизнью счастливых женщин… Одна из таких — гос- пожа Тупикова. Никто не знает наверняка, какой была на са- мом деле богатая барыня, ус- траивавшая  праздники Елки в своем особняке. В 2002 году Владимир Мишарин и Серей Гамов пригласили Ларису Еме- льянову на роль госпожи Тупи- ковой. Она приняла эту роль буквально из рук в руки от са-


я очутилась в музкомедии — неожиданный поворот судьбы. И по характеру голоса, и по моей академичности никто не видел меня в оперетте. Но так получилось, и я не жалею. Мне в опере было бы, наверное, скуч- но, пресно. Музкомедия — да, мое! А оперой — наслаждаюсь. В хорошем исполнении».


Изольда Эдуардовна («Яма»)

…В день спектакля она не просыпается Габриэлой («Венс- кая кровь») или Изольдой Эду- ардовной («Яма»). Становится ими постепенно, часа за два-три до выхода на сцену. Накануне аккумулирует внутренние ре- сурсы, ходит на уроки, пропевает


мой первой хозяйки актерского дома — заслуженной артист- ки России Тамары Радченко. И играет («в очередь» с Ириной Ермоловой, Светланой Зама- раевой, Любовью Бурлаковой) до сих пор. Преисполненная благородной стати, нынешняя Тупикова-Емельянова в меру озорна, искренне гостеприим- на, иногда строга и невероят- но обаятельна в каждом своем проявлении.

 

…Пару лет назад Лариса Емельянова пересмотрела но- выми глазами свою премьер- ную «Баядеру» на чудом со- хранившейся видеокассете. За двадцать лет многое измени- лось: что-то приобретено, а что-то безвозвратно ушло. И она стала другой, и театр не стоял на месте. Это естест-


Голда — Лариса ЕМЕЛЬЯНОВА, Тевье — Анатолий БРОДСКИЙ («Скрипач на крыше»)


Венно. Все продолжается.


Лица   |  Дата          Ирина КЛЕПИКОВА. Фото предоставлены Свердловским театром музкомедии

Сергей Вяткин: «Любую роль сначала обхохочу»

В начале своей карьеры в Свердловской музкомедии ему случилось играть простака Тони в «Принцессе цирка». На репетиции в одной из сцен надо было пробежать и спрятаться за банкетку. Пробежал. И вдруг режиссер Кирилл Стрежнев чуть не в крик: «Куда ты

Г
несешься?! Не спортсмен ведь…». Заслуженные и народные, от одного присутствия которых рядом молодого артиста «прижимало к сцене», успокаивали его: мол, половина эмоций режиссера относилась в целом к чему-то не заладившемуся. Но он с тех пор навсегда запомнил: ты не спортсмен — бездумно носиться по сцене. Если бежишь, то — для чего

и как? Спортивная же терминология актуальна в искусстве только в одном смысле: если

«взял планку» — брать высоту ниже уже не имеешь права. С этим принципом заслуженный артист России Сергей Вяткин работает в театре уже 35 лет.


ГЕРОЙ В ОПЕРЕ И ОПЕРЕТТЕ —

НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Сергей включает на телефо- не давнюю видеозапись. Хранит ее, потому что не стыдно. Мо- жет гордиться. Они были тогда с ансамблем «Изумруд» на гас- тролях в Испании. Распевался по пути, в автобусе. Там же учил особенности испанского произ- ношения. Волновался, конечно, — за произношение и за верхние ноты. Но «Гранаду» на концерте в Сан-Себастьяне спел так, что коллеги и сопровождающие ста- ли подначивать: «Слушай, тебя можно раскручивать, как Карре- раса…».

Вспоминает об этом с улыб- кой. Никаких печалей по пово- ду возможной сольной карьеры нет. Более того, припоминает, как в юности, едва заслышав романс или оперную арию по телеви- зору, тотчас выключал его. Вот

«Песняры», «Веселые  ребята»,

«Биттлз» — это да! Ими заслуши- вались. Им подражали. Во дворе, под гитару. Только со временем Сергей понял: век эстрадного певца недолог. Академическое пение — иное дело. В ту сторо- ну и двинул. И в Уральской кон-


 

Айзенштайн в «Летучей мыши»

серватории, как большинство студентов тогда, оперетту за ис- кусство не считал. Не было ее в консерваторском контексте. Из жанра оперетты студенты знали разве что арию Мистера Икс. А однокурсница, пытавшаяся петь

«Карамболину», казалось им, чу- дила.

Но он шел в вокал в своеоб- разные для искусства времена. Железный занавес «перекрывал горло» даже корифеям, перва- чам в пении. Ни гастролей, ни стажировок, ни участия в за- рубежных спектаклях. Атлан- тов, Пьявко, Штоколов обязаны


были петь исключительно для родной державы. И попробуй, пробейся начинающий певец. Начинающим так и говорили:

«Ты сначала попой где-нибудь, потом придешь пробоваться в оперу». Поэтому для выпускника консерватории Сергея Вяткина началось все с Омского музы- кального театра. Да, ему, тенору с удивительной красоты темб- ром, сразу дали петь в «Травиа- те», «Севильском цирюльнике». Но это было странное актерское существование. Вечером — Аль- фред в «Травиате», наутро — Кот Леопольд в детском спектакле. Да еще с голосовыми «штур- мами» в сценах, где Леопольд наелся озверина. А как вечером снова петь благородно-герои- ческое, когда утром наорешь- ся?!

Молодой актер очень скоро начал понимать то, в чем се- годня убежден: «смешанные» музыкальные театры — утопия, невозможно равно хорошо петь и оперу, и оперетту. Герой в опе- ре и простак в оперетте — два разных регистра, разное звуко- извлечение. Даже герой в опере и оперетте — не одно и то же. С особенной силой он сознавал


Сергей ВЯТКИН — Атос («Три мушкетёра».1993)                         С Надеждой БАСАРГИНОЙ в оперетте «Княгиня чардаша»


это, когда в короткие наезды на Урал смотрел в свердловском оперном такие  спектакли, как

«Сказки Гофмана» в постановке Александра Тителя. Понял: надо определяться в жанре. И даже попробовал. Свердловская опе- ра пригласила его на роль Шута в спектакле «Шут и Король». Те- атру нужен был вокалист-актер.

 

ОТ ПРИНЦА ДО... ИЗВОЗЧИКА

Понимаю, что немного отсту- пила от темы — 35 лет служения Вяткина Свердловской музко- медии. Но для меня, как и для самого Сергея, очень важны эти

«подступы» к главному театру и главному жанру его жизни. Не прямые, с жанрово-вокальными зигзагами. А главное — размыш- ления по поводу этих зигзагов выдают в нем думающего Ак- тера. Ироничного и думающего. Не каждый — такой…

Примеривши на себя, в силу разных обстоятельств, высокую оперу и «легкий жанр», Сергей готов сегодня оценивать объек- тивно: опера — супержанр, и лю- бой вокалист стремится в нее.

— В опере ты можешь сохра- нить голос и развить, — говорит


он.—В оперетте цель—сохранить и не потерять. Солисты оперы даже вне сцены говорят вокаль- но, чтобы не нарушить голосовой аппарат, связки. А в оперетте, даже в пении, приходится вести себя антивокально, ведь здесь роли — от героических до ха- рактерных, да еще с причудами. Ты подстраиваешься под них — и незаметно твой голос, твой ап- парат расстраивается. Как фор- тепиано. Тут опаснее…

Я же говорила: он ироничен. Но, понимая все про «опасность» оперетты, он пришел в этот жанр и остался навсегда. Может

 

Принц Раджами — Сергей ВЯТКИН, Одетта — Лариса ЕМЕЛЬЯНОВА (2001)


быть, потому, что это Свердлов- ская музкомедия. Театр-эталон. Театр-мечта. Жанр открывал ог- ромный актерский — именно ак- терский! — диапазон, огромные возможности. Театр же позволял их реализовать. Сегодня Сергей перечитывает мемуары Михаи- ла Чехова и, как рассказывают родные, все время спорит с ним. Решительно не согласен, напри- мер, с тем, что великий актер требует «создавать атмосферу в каждой сцене». Атмосферу дол- жен создавать спектакль. Вот у Кирилла Стрежнева именно атмосферные спектакли. Каж- дый словно под своим куполом, внутри которого — свой особый аромат. Атмосферу одного спек- такля не спутаешь с атмосферой другого, и актеры «внутри» хо- рошо понимают, про что игра- ют. И эта ясная, внятная «точка отсчета» — желанная свобода для артиста, возможность фан- тазировать, пробовать. Даже во время спектакля.

— Репетиции, понятное дело, любимы всеми актерами, — го- ворит Сергей. — Ты лепишь из себя образ, как из гуттаперчево- го человека. Можешь себя мять, дурачиться. Искать. Иногда на


 

Дед Захар — Сергей ВЯТКИН, Семеновна — Любовь БУРЛАКОВА («Бабий бунт»)


то сильного, то растерянного. И наконец-то было понятно — та- кой может увлечь. Не райскими песнопениями (все-таки Каль- ман дьявольски чарующий ме- лодист), а мятежностью духа.

— Но Раджами по статусу — так называемый фрачный ге- рой, — вспоминает Сергей. — После  простаков  надо  было

«надеть узду» на себя — в жес- тах, поворотах головы, темпо- ритме. У кого-то от природы — осанка, порода. Мне пришлось овладевать. Ведь даже искусст- во правильно поцеловать даме руку сегодня мало кому ведомо. Спрашивал  у  Юрия  Алексан-


парадоксе. Я даже серьезные роли сначала обхохочу, потому что в любом серьезе есть много смешного. Но и во время спек- такля люблю неожиданности. Люблю вывихи из контекста. Тогда — живой глаз у партнера, живая реакция, а не только «как договорились»…

Это в нем Актер говорит, ли- цедей. Тот, что оказался вос- требован когда-то даже в ка- ноническом жанре оперы. Но максимально раскрылся имен- но в «легком жанре». Опасном для голоса. Но благодатном для лицедейства. Сергей Вяткин — счастливейший человек: он спел

 

Скрудж в мюзикле «Ночь открытых дверей» (2004)


в театре столько, что не всякому тенору снилось. Спел практичес- ки все, что мог в «предлагаемых обстоятельствах». А диапазон?! От принца Раджами в «Баядере» до вечно поддатенького Ефима Исаевича  в  «Женихах». Ровно

20 лет назад на сцене Сверд- ловской музкомедии появилась

«Баядера»,  которая  нарушила

«правила игры» в истории евро- пейской актрисы и восточного принца. Не два любящих героя, а некто третий — злодей. «Крас- кой злодея» был отмечен сам принц Раджами, не сомневаю- щийся в своем праве на любовь Одетты и не признающий от- каза. В исполнении Сергея Вят- кина «злодейство» Раджами — эгоизм и самолюбие — удиви- тельным образом переплета- лись с силой любовной страсти. Эгоизм и страсть были равными соперниками в сердце самого Раджами, и исход был непред- сказуем. Хэппи-энд — просто не напрашивался. Непривычно? Конечно. Но из экзотического восточного истукана, непонят- но как завладевающего душой Одетты, принц в этой постанов- ке превратился в живого чело- века, раздираемого  страстями:


дровича Чернова, с которым делили гримерку. Подсматри- вал из-за кулис за Анатолием Бродским — вот кто настоящий герой на сцене. Помогали со- веты хореографа-репетитора Нины Сергеевны Стрельцовой. Идет по театру, увидит меня —

«Ласточка, держи спину!». Да и я был пытлив, хотелось сделать Раджами достойно. Тем более, что он был такой неоднознач- ный в той постановке. Посте- пенно получилось, но — посте- пенно. Пришлось ломать себя. А с «Женихами» как раз все наоборот. В Омском театре я наигрался  простаков,  поэтому,

 

Прокурор («Мёртвые души»)


придя в Свердловскую музко- медию, скрывал свою харак- терность. Я петь хотел. Хотел во- кальных партий. Но когда дали роль Ефима Исаевича, словно старые шлюзы открылись. Все удивлялись: надо же, героев пел, а тут вдруг пьяненького из- возчика так здорово сделал. А мне это большого труда не сто- ило. Единственное: понял в то время — чтобы быть смешным, не надо смешить. Я играл неза- дачливого жениха Ефима Исае- вича… серьезно. Видимо, что-то получилось, потому что неко- торые интонации моего Ефима

«уходили в народ», в обычной


 

Три тенора — Николай КАПЛЕНКО, Сергей ВЯТКИН, Михаил ШКИНЕВ


жизни их повторяли хор и ор- кестр. Могу гордиться…

Конечно, может. За роль вто- рого плана в спектакле «Жени- хи» Сергей Вяткин был удостоен театральной премии «Браво!».

 

ТЕНОРА — ОСОБАЯ КАСТА

Актер — краска в палитре те- атра. «Одна из…». Исполнитель режиссерского замысла. Но слу- чается, актер определяет звезд- ные часы театра. Так было с трио теноров Свердловской музко- медии. Не вспомнить об этом нельзя, ведь, в сущности, в судь- бе Сергея Вяткина сбывалось давнее предсказание: «Тебя же можно раскручивать, как Карре- раса...»

Тенора в театре — особая кас- та. Каких только восторженных эпитетов не существует на их счет. Самый красивый голос. Де- фицитный. Сексуальный. Извес- тны случаи (и не один, не два), когда пение тенора приводило слушательниц в обморочное со- стояние. И тут не отмахнешься: дескать, слабые нервы и повы- шенная женская чувствитель- ность. Исключительность тенора среди всех певческих голосов


признается даже в мужской вокальной компании. Словом, сочный, одновременно нежный и мужественный голос — что- то вроде «persona gratissima» в театре. Самый желанный. Из- бранный. А если на сцене — три тенора?

В 1990-е у всех на слуху было только что родившееся трио Паваротти-Доминго-Кар- рерас. Их концерт в Риме и по сей день — сенсация. Известное наизусть (до нот, мизансцен, партнерских взаимоотноше- ний на сцене) чудо, в которое ты, тем не менее, готов погру- жаться снова и снова. А тогда это был взрыв, шок, альянс вы- сочайшего вокала и классного шоу. И вот когда публика уми- рала от обожания к трио Пава- ротти-Доминго-Каррерас, муд- рый менеджер Свердловской музкомедии Игорь Лейфель предложил однажды: «Ребята, а не создать ли вам что-то вро- де…». В претенденты попали Сергей Вяткин, Михаил Шкинев и Николай Капленко. В теноро- вом регистре у каждого — своя краска. Свои диапазон, тембр, сила. Но если соединить их, по- будить звучать


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.