Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2022-12-20 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В комментарии к процитированному выше стиху Шрила Прабхупада подводит итог относительно трех основных источников Ганги, описанных в ведической литературе и приведенных в семинаре:
«Из сказанного здесь мы можем понять, что воды Ганги берут начало в камандале Брахмы. Однако Пятая песнь «Шримад-Бхагаватам» повествует о том, что Ганга - это не что иное, как воды Причинного океана, хлынувшие внутрь нашей вселенной, когда Господь
Ваманадева пальцем левой стопы проделал отверстие в ее оболочке. Утверждается также, что Сам Господь Нараяна явился как воды Ганги. Отсюда следует, что Ганга - это сочетание трех трансцендентных вод, и они способны очистить все три мира. Таково описание, данное Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром».
II. Жемчужины нектара Ганги
Прославления Ганги
У Ганги есть особенное имя: Пурана-патита. Оно указывает на то, что каждая из Пуран славит чудесные игры, которые Гангадеви являет на всем протяжении своего пути.
Описание Ганги приводится в «Рамаяне», «Махабхарате» и во множестве бенгальских классических произведений, посвященных деяниям Чайтаньи Махапрабху. Существует целый венец историй из жизни святых и мудрецов, бесчисленных воплощений Господа и Его вечных спутников, включая Шанкарачарыо, которые прославляют Ганга-майи.
В «Шримад-Бхагаватам» (3.5.41) мы находим прекрасный стих:
марганти йат те мукха-падма-нидаиш
чхаидах-супарнаир ришайо вивикте
йасйагха-маршода-сарид-варайах
падам падам тиртха-падах прапаннах
«Лотосные стопы Господа сами по себе - конечная цель всех походов к святым местам, поскольку являются источником их чистоты и святости. О Господь, великие мудрецы, наделенные чистым разумом и несомые на крыльях Вед, словно птицы к гнезду, вечно стремятся к Твоему лотосоподобному лику. Некоторые из них припадают к Твоим лотосным стопам каждым своим шагом, принимая прибежище у лучшей из рек, способной освободить человека от всех грехов».
|
Шрила Прабхупада пишет в комментарии к этому стиху: «Господь милостив, и, согласно Его воле, река Ганга течет но всей вселенной, чтобы, принимая в ней омовение, человек освобождался от последствий греховных деяний, которые сопровождают каждый шаг нашей жизни. В этом мире есть множество рек, способных пробудить осознание Бога в каждом, кто принимает в них омовение, пусть даже однажды. Главная из них - Ганга; она - самая сокровенная из пяти священных рек Индии. В «Бхагавад-гите» река Ганга описывается как лучший из источников трансцендентного счастья. Разумные люди видят в ней прибежище: она помогает им вернуться обратно домой, к Богу. Шрипада Шанкарачарья говорит, что даже скудных познаний в философии «Бхагавад-гиты» и нескольких глотков воды из Ганги достаточно для того, чтобы немедленно освободить человека от наказания Ямараджи».
Данная глава состоит из нескольких капель океана славы матери-Ганги - из описания ее облика, имен и явлений, ее пути в материальном мире, ее милости и чистоты, которую она способна даровать счастливцам, так или иначе приходящим в соприкосновение с нею.
«...Воды Ганги вечно несут аромат листьев туласи, предложенных лотосным стопам Господа. Таким образом, течение вод Ганги всегда распространяет славу Господа Кришны. И куда бы ни текли эти воды, они освящают всё, с чем приходят в соприкосновение как внешне, так и внутренне».
Облик Гангадеви
Среди стихов, славящих Гангадеви, мы находим также описания облика богини.
Известно, что река - это проявление Ганга-майи в форме воды. Ниже приводятся стихи, отбывающие, какой богиня являет себя на высших, средних (земных) и адских планетах.
«Тело олицетворенной матери-Ганги белого цвета, она восседает на макаре (подобии крокодила), в руках у нее горшочек и лотос» («Агни-пурана», 50.16).
|
Макара передвигается и в воде, и по суше. Йоги (трансценденталисты, или те, кто практикует аштанга-йогу, восьмиступенчатый путь) внутренним зрением видят крокодила в свадхистхаиа-чакре, второй снизу из восьми, расположенных в теле человека. Своими зигзагообразными движениями крокодил пробуждает чувственную природу человека. Сама эта чакра содержит элемент воды, символизирующей хранилище внутренних тенденций, васан, или впечатлений, которые копятся в подсознании человека под воздействием прошлой кармы и удерживают его в материальном мире. Человек послушен своей чувственной природе, однако для Ганги именно крокодил становится средством передвижения. Это свидетельствует о том, что она подчинила себе могущественную чувственную природу и контролирует ее, не позволяя сознанию угодить в путы материи. Она способна стоять на носящем ее повсюду крокодиле и путешествовать с его помощью, куда ей заблагорассудится.
«Дхармасви увидел Гангу восседающей на макаре: она была белой, подобно цветку кунда или луне, или раковине, и украшенной всевозможными драгоценностями» («Падма-пурана», «Крия-йога-сара-кханда», 7.114).
«В процессе медитации образ Гангадеви следует видеть таким: у нее четыре руки, три глаза, все ее прекрасное и гармонично сложенное тело сияет, в двух руках она держит драгоценный сосуд и цветок белого лотоса, а две другие ее руки образуют мудру, дающую благословения. Она одета в белые одежды и украшена жемчугами и драгоценностями. Весь ее облик излучает умиротворение и благость, а от лика исходит сияние. Лотос ее нежного сердца тает от сострадания и жалости к падшим обусловленным душам. Она питает всю поверхность Земли своими нектарными водами, и ей поклоняются во всей вселенной» («Нарада-пурана», «Уттара-бхага», 41.33-35).
«У Ганги четыре руки, и глаза ее прекрасны. От нее исходит сияние десяти тысяч лун, и ее обмахивают чамарами (опахала из хвоста яка). Она всегда благостна, и зонт над головой лишь оттеняет ее красоту. Сердце ее тает от сострадания, и руки ее посылают благословения. Ее украшают божественные драгоценности и неувядающие гирлянды, а тело ее умащено маслами» («Нарада-пурана», «Уттара-бхага», 41.49-51).
|
«Тело Ганги белого цвета, подобно цветку чампака, и она освобождает от грехов каждого. Она облачена в белые одежды и украшена драгоценностями. Ее сияние - прибежище миллионов лун. На лице ее всегда играет улыбка, и юность ее не знает увядания. Она - возлюбленная Господа Вишну, и удача всегда с ней. Она носит гирлянду из цветов малати, а голову ее украшают кункума (красный порошок) и сандаловая паста. Губы ее алеют подобно плоду бимба, а зубы подобны нанизанному на нить жемчугу. Глаза ее чарующи, а грудь высока. Те, кто достоин освобождения, достигают его, припав к ее стопам. Она способна привести к стопам Господа Вишну, поэтому ее называют Вишнупади» («Брахма-вайварта-пурана», «Пракрити-кханда», 9).
Явления и имена Ганги
Есть множество воплощений и спутников Верховной Божественной Личности, Господа Шри Кришны, являющихся и исчезающих в бесчисленных вселенных и в разных калпах (эрах), чтобы своими удивительными деяниями доставить удовольствие Самому Господу и Его преданным. Разные аватары (воплощения Господа и Его преданных) появляются каждая в свой срок. Так, из «Нарада-пураны» мы узнаём о едином происхождении различных явлений Радхарани: «Та, которую мы знаем как Радхарани, носит также имена Лакшми, Савитри, Сарасвати и Ганга. Фактически между этими пятью формами нет разницы» («Уттара-бхага», 59.24).
В соответствии со своими бесчисленными играми Гангадеви являлась под множеством имен, раскрывающих ее качества и славящих ее лилы.
• Вара-према. Изначальный образ Гангадеви Манджари, то есть очень юная девушка, неизменная помощница в вечных играх Божественной Четы, Шри Шри Радхи-Кришны на Голоке Вриндаване. Там она известна под этим именем.
• Митравинда. Когда Господь Кришна готовился к тому, чтобы низойти на Землю и явить Свои игры во Вриндаване, Матхуре и Двараке, Гангадеви явилась в образе Митравинды в династии царя Аванти. Впоследствии она вышла замуж за Господа Кришну, став одной из самых любимых Его жён в Двараке.
• Ганга - одна из трех вечных спутниц Господа Вишну на Вайкунтхе. Две другие - Лакшми и Сарасвати.
• Бхава-прия, Хара-прия и другие подобные имена указывают на сокровенные отношения, связывающие Гангу с Господом Шивой: она нисходит на его спутанные, как это должно быть у аскетов, волосы, что позволяет считать ее возлюбленной супругой Господа.
|
• Химавати - ее имя в образе дочери Химавана, или Парваты. В этом воплощении она становится старшей сестрой Умы, Парвати.
• Ушна-рашми-сута-прия Гангу называют потому, что вместе с Гангой всегда приходит Ямуна, в связи с чем их считают сестрами.
• Бхагиратхи и Годавари - ее имена в двух знаменитых воплощениях, история которых описана ниже.
• Джахнави, то есть дочерью Джахну Риши, ее стали называть после того, как однажды этот мудрец, разгневавшись, проглотил ее целиком, но затем освободил, извергнув обратно.
• Камра, или Шантану-валлабха, - имя Ганги в образе прекрасной жены Шантану. История этого ее явления описана в «Махабхарате». Ганга стала матерью восьмерых Васу. После того как первые семеро были убиты, она дала жизнь восьмому ребенку, который достиг славы и стал известен под именем Бхишма.
• Когда Ганга течет сквозь высшие планетные системы, она известна как Мандакини.
• В планетных системах среднего уровня ее знают как Бхагиратхи.
• На низших планетах она носит имя Бога-вати.
(Подробнее о пути Ганги в материальном мире - в следующем разделе данной главы.)
• Из «Шри Гаура-ганоддеша-дипики» (69) мы узнаём о самой близкой нам по времени игре. Около 500 лет тому назад Гангадеви явилась как дочь Господа Нитьянанды: «Река Ганга, что рождается у стоп Вишну, явилась в играх Господа Шри Чайтаньи Махапрабху как Шримати Гангадеви, дочь Господа Нитьянанды. Ее муж, Шри Мадхава, был раньше Махараджей Шантану».
Размышления об именах Ганги позволяют подойти к ней ближе и сделать свою медитацию более глубокой и личностной. Такие размышления сами по себе очищают душу.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!