Амартология1 общая (природы). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Амартология1 общая (природы).

2022-12-20 28
Амартология1 общая (природы). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первородным грехом называется 1) грех Адама и Евы; 2) последствия этого греха. Термин блаж. Августина, Отцы Востока называют: прародительским. История и причины прародительского греха.1-я причина: зависть дьявола: «завистиюдиаволею смерть вниде в мир» (Прем 2.24). Писание: змей - это дьявол(Откр 20.2; 12.9). Златоуст: «животным он воспользовался как орудием». 2-я причина: свободный выбор людей, грех не был невольным и по неведению, т.к. Адам и Ева имели любовь и благодарность к Богу, ясный ум, твердую заповедь, страх наказания, поэтому виновны, свободно избрав грех. Ева увлеклась мечтой стать равной Богу и, вероятно, недобрым чувством к Богу, якобы Он не дает им блага богоподобия. Отсюда в ней родилась тройственная похоть, корень всякого греха: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи («похоть плоти» - грех воли, вожделение ), и что оно приятно для глаз («похоть очес» - грех чувств? сребролюбие ) и вожделенно, потому что дает знание («гордость житейская» - грех ума, гордость ) (Быт 3.6; 1Ин 2.16). Возможно, у Евы и ранее наметилось охлаждение любви к Богу, любовь к м iру и к своей красоте (свт. Игнатий Брянчанинов), и страх наказания и мысль о строгости заповеди стала преобладать над любовью и благоговением(свт. Филарет), а Адам тоже возлюбил Еву больше Бога и потому ел с ней по солидарности супружества (Августин, Златоуст). Укрепление во грехе. Дается возможность покаяния: «Где ты?». Раскаянием избавились бы от проклятия «земле и им» (Св. Ефрем) или остался бы в Раю. Вместо покаяния Адам обвиняет Еву и Самого Бога: «жена, которую Ты мне дал» (Авва Дорофей), Ева обвиняет змея. Суть прародительского греха. Дьявол вложенное Богом в человека стремление к обожению с помощью лжи направил против Бога и людей. Заповедь Божия вела к обожению, дьявол перевернул смысл, якобы Бог заповедью препятствует обожению. Вместо обожения через любовь и послушание Богу, попытались обожиться через захват: стать богами без Бога. Но внешнее вкушение запретного плода стало выражением и закреплением внутреннего разрыва с Богом, нарушение союза любви, доверия, верности. Сутью греха стало отпадение от Бога и подчинение дьяволу.

Амартология 2 (природы)

Последствия прародительского греха. 1) Отпадение от Бога и утрата дара Св. Духа (Ириней). «Смертью умрешь» (Быт 2.17) - «смерть души есть отделение от нее Св. Духа» (Симеон Нов. Богослов); 2) Подчинение дьяволу (Пс-Варнава: сатана в сердце некрещенного). 3) Как следствие люди стали пленниками ада (Поликарп, Иустин). 4) Повреждение образа Божия – человеческой природы. «Грех изуродовал красоту образа, вовлекши дущу в страстные желания» (Св. Василий): а) тленность и смертность, болезни; б) повреждение воли (Рим 7.18-20) и шире: в) повреждение всех сил души: разума, чувства, воли(Григорий Палама), стремление, ревность по Богу – обратилось в похоть и зависть, гнев на дьявола – в гнев на ближнего (авва Исайя),г) человек «перевернулся»: ум (дух) отпав от Бога, искал утешение и опору в душе, высшие стороны души (ум, сердце, воля) стали питаться низшими сторонами души (инстинкты: питание, размножение, самосохранение), обслуживающими плоть. Ум через душу ниспал в плоть в плотские помышления, чувства, желания (множественность, раздвоенность)(Антоний, Афанасий, Макарий). 5) Повредились отношения с окружающим миром – одичание животных (Св. Феофил, Василий), их смертность, распад в мире (Рим 8.19-23). 6) «Кожаные ризы» - либо шкуры животных, данные Богом Адаму и Еве (Св. Златоуст – люди сами убили животных), либо в более грубую смертную и плоть (Мефодий Олимп, Григорий Нисск., Григорий Богосл, Дамаскин) – для смирения, познания разрушительности греха, ограждения от общения с духами, ограничения греха, очищения страданием, возрастания в жертвенности (по подобию Смерти Христа).

Амартология3 (индивидов)

Передача последствий прародительского греха. На Западе 2-й Оранжский Собор (529 г.), Тридентский Собор (1546-1547гг.) одобрили (возможно, не полностью) учение блаж. Августина. На Востоке точное толкование «первородного» греха принадлежит к сфере теологуменов, эти взгляды Отцов не носят связывающего характера соборного определения. Падение было общим, оно возрастало (в истории человечества, Афанасий) на трех взаимосвязанных уровнях: первородное повреждение: 1) физический, 2) нравственный уровни; 3) первородная вина. Подробно:

1) Первородное повреждение как ТЛЕНИЕ ЕСТЕСТВА (физический уровень). По наследству от Адама и Евы передаются телесные недостатки: усталость, физическая боль, боязнь страданий и смерти, жажду плотского удовольствия, страстное зачатие, родовые муки (Быт 3.16), старение, умирание. Все это не входило в замысел Божий о человеке. Сюда относятся и «кожаные ризы» - в Адаме мы облеклись в смертность, животный образ бытия. (Ересиарх Феодор Мопсуестийский, повидимому сводил весь первородный грех именно к этому уровню, к физической смертности, отрицая нравственное повреждение человеческой воли. Он выводил все грехи из смертности, «страх смерти» приводит к борьбе за существование и ко греху (это не утвердилось в Церкви).

2) Первородное повреждение как ТЛЕНИЕ ВОЛИ (нравственный уровень). Это наследственная склонность к греху: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7.18-19, 24). «Искалеченная злом, природа человеческая слаба в отношении добра» (Григорий Нисский,Кирилл Ал). Эта страстность, рабство удовольствию, проявляется в страстном зачатии детей и по мнению некоторых авторитетных Отцов именно это зачатие становится каналом передачи первородного греха по Писанию: власть сатаны «на пупе чрева» (Иов 40,11). Но образ Божий в человеке (в частности, свобода воли) сохранился, хотя и воля ослабла, разум помрачился, образ Божий потускнел, но не уничтожился и даже грешные люди сохраняют свободу выбора (в отличие от нас Августин, Лютер, Кальвин говорят об утрате образа Божия, о потери свободы выбора). Мы также признаем святость ВЗ праведников, хотя «все сии, получив доброе свидетельство через веру, не вощли в обладание того, что было обещано» (Евр 11.39), пока Христос не сошел в царство мертвых, но это нам не мешает признавать их святость. В силу того, что образ Божий в человеке сохранился, Матерь Божия была свободна от личных грехов (даже в мысли), хотя и не свободна от последствий первородного греха (например, смертность, старение, болезни).

Амартология4 (индивидов)

3) Первородная вина как ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. а) Личная вина Адама и Евы не распространяется на их потомков, блж. Августин не верно выводит из слов «в нем все согрешили» (Рим 5.12), что все виновны. Это и слова «Я Господь, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор 5.9) нельзя понимать буквально, т.к. сказано в Писании: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (Иез 18.20). Т.е. вина отцов не ложится на всех детей, а только на «ненавидящих его», речь во Втор 5.9 о родовом грехе, не о юридической ответственности потомков, а об удобопреклонности потомков к греху (слабость воли, похотливость). Итак, согласно с Иез 18.20 вина не передается наследственносогласно Еф 2.3 [2]; Рим 5.18-19 [3] И Преданию [4] - осуждение, отверженность и подчиненность дьяволу – передаются от Адама (без личной вины). Как объяснить?в) Совместная ответственность. Младенцы помогают нам единством с нами, неосознанно неся с Человечеством общую ношу. Поясним. На Востоке нет теории наследственной вины, но есть зачатки сходного учения. Св. Григорий Нисский[5], Св. Марк Подвижник[6]: разрабатывают учение о единстве человечества в Адаме и значит мистическом единстве человечества в ответственности и покаянии за Адама, за себя и друг за друга: мы призваны к покаянию «если не за свой грех, то за грех беззакония» (т.е. грех Адама; Св. Марк), это покаяние за Адама входит в широкую теорию заместительного покаяния: «Святые должны каяться не только за себя, но и за ближнего… таким образом весь мир поддерживается в единстве… благодаря Промыслу Божьему мы все помогаем друг другу» (Марк, «О покаянии»).И это заместительное покаяние приносится нами за Адама и все поколения людей, без чего мы не будем совершенными в любви. Эта любовь и в молитве Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32.32) и у ап. Павла «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9.3)[7]. И это по принципу: «страдает ли один член – страдают с ним все члены» (1 Кор 12.26).Итак, вероятно, восточные Отцы понимали первородную вину скорее не юридически, а мистически. Все когда-либо жившие люди взаимосвязаны, мы -одно Тело, никто не спасается поодиночке, но вместе с людьми всех поколений, ибо «мы члены друг другу» (Еф 4.25). Поэтому мы лично не виновны в грехе Адама, но все же вовлечены в него и в какой-то мере ответственны за него как члены одной человеческой семьи.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.