Тринитарный догмат (триадология) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тринитарный догмат (триадология)

2022-12-20 20
Тринитарный догмат (триадология) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Три положения: 1) Триединство: Бог – Один по Существу и троичен в Личностях: Отец, Сын и Св. Дух. 2) Единосущие: Как неделимая Единица три Лица равны: Каждый из Трех – весь Бог, а не часть, Каждый – весь в Каждом (перихоресис), Каждый равен Трем. 3) Неслиянность. Как три Лица Они различаются личными свойствами: Отец – начало Сына и Святого Духа (монархия Отца), Сын рождается от Отца, Св. Дух исходит от Отца. 3.1)Начальность Отца, рождение Сына и исхождениеСв.Духа непостижимы, вне времени (не процесс) и всегда имеют быть. 3.2)Как Личность Св.Дух исходит только от Отца, а как Являющий общую Энергию Троицы действует и посылается в мир от Отца через Сына. Католики учат о двойном исхождении Св. Духа от Отца и Сына(Filioque) как от одного начала.Свв. Каппадокийцы полагают: личное св-воуникально для каждого Лица, поэтому не может быть одно св-во у Двух Лиц. Поэтому Сын не может быть Началом для Ипостаси Св. Духа, ибо это свойство Отца.

Бог как Творец

Бог создал мир «из ничего», т.е. «ничто не совечно Богу», сотворил не во времени, а вместе со временем. Причины сотворения: 1) абсолютная свобода Бога творить или нет, 2) любовь (благость) Бога, любви не свойственно замыкаться, но свойственно дарить Себя. Цель: блаженство творений, дарение благ, особенно обожения творениям. Замысел Бога о мире вечен в Боге (идеи Бога о мире – логосы, это разновидность вечных свойств-энергий Бога). «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15.18). Вся Троица участвовала в творении: «Отец творит Словом в Духе Святом» (Св. Афанасий).Бог – нетварное, все остальное – тварное, несоизмеримо с Богом, иноприродно Ему, и слияние невозможно. Но Бог присутствует во всем не сливаясь и все существует только из-за неприрывного участия в Его бытии (энергиях). Бог не сотворил зла, все творение – благо, зло – не сущность, а лишь неправильное состояние благой природы. Все «хорошо весьма», т.е. соответствует целям Творца, но еще не лучший из миров, т.к. должен возрастать в совершенстве. Тварный мир: невидимый (духовный) – Ангелы, души (не совечны Богу, из ничего); видимый мир –материальный (не совечен Богу, из ничего).

Бог как Промыслитель

Учение о Троице в Себе Самой - теология, учение о отношении Троицы к миру - икономия, икономия разделяется: ТворениеПромыселИскупление, и Освящение) – Суд. Промыселдействие Бога на все творение 1) сохраняющее, 2) помогающее добру и попускающее зло, 3) ведущее все ко благу и даже зло – к добрым последствиям. Т.е. действия Промысла: сохранениесодействиеуправление. Виды промысла: общий (на весь мир), частный (на каждую вещь: атом, человека). Способы Промысла: естественный (через законы природы) и сверхъестественный (чудеса). Вся Троица промышляет о творении. Зло нравственное – вина людей, не Бога, зло физическоене зло в целом (хищники – санитары леса), и есть следствие греха людей. Предведение и предопределение:предвидя наш нравственный выбор порока или добродетели (зависящее от нас), Бог предопределил обстоятельства нашей жизни (не зависящее от нас, но от Бога) спасительные или судные. Промысел непостижим до конца. Абсолютное предопределение (Августин, кальвинисты, ислам) – ложно (уничтожает свободу выбора), абсолютная свобода (пелагиане) – ложно (не все зависит от нас и нужно содействие Бога).

Ангелология

Ангелы – 1) тварные бесплотные духи, одаренный умом, свободной волей и могуществом, 2) прославляющие Бога, 3) несущие Его волю людям и стихиям, 4) противостоя Его врагам. Созданы ранее звезд (Иов 28), т.е. до 4 Дня Шестоднева: либо до материального мира, либо вместе с ним (в первые Дни). Природа Ангелов непостижима, они духовны (т.е. личности с умом, волей, чувством, но ограниченными: не знают будущего, наших мыслей), бесплотны (непротяженны, но в сравнении с Богом грубы, лишь немногие Отцы приписывали тонкое тело, но, скорее, выше понятия телесный-бестелесный, особая природа, догматически вопрос не решен, органов чувств не имеют, в пище не нуждаются). Ограничены в пространстве (не вездесущи, а есть в одном месте, но не удерживаются стенами). Тварны, но бессмертны (начало имеют, конца нет).Не обладают неизменностью (в отличие от Бога, возрастают, частью пали). Ангелы созданы по образу = подобию Божию, как бесплотные и обоженные. По обожению сейчас выше людей, но потенциально люди выше (Бог стал человеком, не ангелом). Число их необычайно велико «безчисленные сонмы» (Златоуст), виды: сколько чинов ангелов знает один Бог, часто выделяют девять 1) Серафимы, Херувимы, Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле) – это не догмат. Не размножаются, лишь Св. Григорий Нисский об ангельском размножении. Добрые ангелы содействием Бога навсегда закрепились в добре, пасть не могут: славят Бога, открывают Его волю, заботятся о народах, церквях, людях, стихиях: звездах, родниках, облаках, снеге, граде и т.д.– но в полном подчинении Богу. Молиться Ангелам можно, не обожествляя их.

Демонология

Демоны (злые духи) – ангелы по своей воле отпавшие от Бога, ставшие злыми и образовавшие враждебную Богу и добру общность, впрочем, зависимую от Бога. Сатана – главный из них, но противостоит Богу не на равных, а как падшее творение и ничтожное пред Богом, против воли своей способствующее исполнению Божия замысла. Был добрым (не открыто – высшим или из низших ангелов), по гордости и соперничеству с Богом (варианты: с Сыном Божиим, по зависти к Адаму) отпал свободно, дурным примером увлек бесчисленное множество духов (не открыто сколько, некоторые ситают– треть, Откр 12). Неизвестно долго ли были в добре или отпали сразу после своего создания. Этапы падения: 1) возможно, имели возможность покаяния «до ниспадения» либо до совращения человека, после совращения Адама сатана уже не может смыть с себя это «кровавое пятно»; 2) от падения Адама до Христа сатана имел власть над людьми; 3) Сейчас в результате подвига Христа бесы и сатана достигли окончательной злобы и отчаяния, но окончательно побеждены страданием, смертью, воскресением Христа (даже в аду посрамлен сошествием туда Христа) и «скован на 1000 лет»: от 1ПришествияХриста до 2Пришествия Христа не может вполне действовать. 4) Незадолго до 2Пришествия Христа будет освобожден на малое время и в лице антихриста сможет обольщать весь мир. Недолго его торжество и будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19.20), вероятно, даже до Страшного Суда. Уже сейчас добрым ангелам невозможно отпасть от Бога, а падшим ангелам теперь уже невозможно покаяться. Несмотря на могущество и св-ва ангелов, Господь попускает им искушать нас не более, чем мы способны понести. Вероятно, у них есть иерархия, «начала», «власти», «мироправители тьмы века сего» (Еф 6.12, Кол 2.15) Есть два предположения: либо ангелы остались в том же чине, что и до грехопадения, либо чин определяется преуспеянием их во зле.

Антропология 1 (природы)

Два моментаотличает сотворение человека (Быт 1 и 2) от прочих творческих актов: 1) Предвечный Совет: «сотворим человека» -Троица словно совещается перед этим; 2) непосредственность сотворения: «персть взем от земли», т.е. Бог «одно только счел достойным собственных рук: сотворение человека». То и то не буквально, а лишь акцент на высший статус человека. Создание души: «Вдунул в лице его дыхание жизни» - это сотворение души (вероятно, одновременно с телом) и одновременно сообщение человеку силы Св. Духа как норма. Состав человека: тело – душа – дух (высшая часть души) – Св. Дух (обитание Бога в человеке).Адам грехом утратил освящающее действие Св. Духа, возвращено Христом, получаем его в Крещении и Миропомазании. Дихотомия (тело и душа) точнее трихотомии (тело, душа, дух), дух – неотделимоесв-во души. Душа разумна, самодвижна (движет тело), свободна в выборе, бестелесна-непротяженна (как Ангелы), проста (нет частей), бесформенна (возможно, имеет оболочку сходную с телом), бессмертна (по дару Бога). В силу непротяженности, ее единение с телом есть тайна, душа проникает все тело, движет его, но и «ум как бестелесный и не внутри тела пребывает и не вне его» (Св. Григорий Нисский) - энергийное единство души и тела. Душа существенно отличается от ангелов тем, что нуждается в теле для полноценной жизни, создана так, что без тела не может реализовать себя и не имеет полноты жизни, но есть лишь инвалид, обломок человека.

Антропология 2 (природы).

Образ Бога в человеке – а) душа с ее свойствами (творческий ум, свобода, бессмертие, любовь), но и б) Св. Дух в человеке, но глубже:в) Образ Божий – это весь человек (душа и тело), как образ Христа, предсуществующего в вечных идеях Бога (Св. Ириней). В этом смысле и тело создано по образу Божию (Тертуллиан), тело и душа созданы сообразными Божеству, т.е. такими, чтобы в них мог воплотиться, вочеловечиться Бог. г) Образ Божий еще, что человек имеет способностьцерковности, соборности, по образу Святой Троицы, каждый человек всех собратьев может воспринимть в себя и всем себя дарить. Нередко Отцы различают образ Божий (что дано всем) от подобия Божия (святость, обожение). Микрокосми посредник, царь, пророк и священник. Человек создается в завершение творения, ибо он является единством неба и земли, мiра духовного и материального как средоточиемiра и его малая копия (микрокосм). Человек поэтому может и призван 1) объединить в себе и чрез себя все творение;2) творчески владеть и преобразовывать мир, будучи со-творцами Богу (царь) «сотворим человека по образу нашему и по подобию: и да обладает... и всею землею» (Быт 1.26); 3) это единство мироздания соединить с Богом, обожить, наполнить энергией Св. Духа (посредник и пророк – проводник воли Божией в мiре); 4) приносить весь м iр в дар Богу и славословить Его от лица творения (священник). Задачу эту не выполнил Адам и никто из людей, но выполнил Христос.

Антропология 3(индивидов).

Все человечество произошло от одного Адама - «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян 17.26). Неверен преадамизм: якобы в 1 и 2 глл. Бытия описаны два разных сотворения человека (Юлиан Отступник), якобы Быт 1 – созданы язычники (6 День), Быт 2 – Адам и Ева (8 День) (кальвинист Исаак Пеер). До Адама людей не было – Каин женился на сестре, тогда уже было много потомков Адама. Быт 1 гл. (обзорно) =Быт 2 гл. (подробно). Полигенизм -якобы люди от нескольких прародителей (Руссо, Вольтер, Гельвеций), т.к. есть различие рас. Это противоречит Деян 17.26: «от одной крови... весь род человеческий» и науке. Одновременность происхождения души и тела Адама и у всех людей: 1) Антиохийцы: Бог создал неодушевленное тело первым по времени, а затем дал ему душу (Быт 2.7;Исх 21.22-24 (по LXX)), поэтому душа вселяется в человеческий эмбрион не сразу, а когда он уже достаточно сформируется (Св. Златоуст, Ефрем Феодорит). 2)Свв. Григорий Нисский, Максим Исповедник: тело и душа были созданы одновременно, Писание разделяет эти два акта для удобства нашего восприятия, поэтому душа и человеческий эмбрион возникают одновременно. Это более согласно Преданию Церкви: жизнь священна с зачатия, и душа дается с момента зачатия, о чем косвенно праздники Зачатия Предтечи (6 окт.), Богородицы (22 дек.) и Благовещение (7 апр). И соборы при Св. Юстиниане: Бог-Логос воспринял человечество с момента зачатия Девой (ПЭ16.457.3), и по Отцам, Бог воспринял через разумную душу плоть, не наоборот (Назианзин, Максим). Каноника Церкви аборт считает убийством, не оговаривая стадию развития эмбриона (Прав Василия 2; 8).

Антропология 4 (индивидов).

Происхождение душ, теории: 1) Предсуществование душ (преэкзистенция) - якобы все души созданы одновременно в начале творения, затем охладели в любви к Богу и отпали, постепенно посылаются для исправления в тела (при зачатии) и обрекаются на неравные условия по степени охлаждения к Богу (Ориген). Не подтверждается Писанием: грех вошел в мир «единем человеком», а не до мира и людей, и души не помнят прошлых жизней (Климент Алекс.). Это обесценивает значение тела, Воплощение и Воскресение Христа, т.к. тело становится «темницей души». 2) Творение душ Богом (креационизм: Свв. Ириней, Златоуст, Григорий Богосл., Максим). Эта теория получила наибольшее распространение в Церкви древней. Души творятся Богом из ничего тогда, когда образуется тело. Слабые стороны: разрывает связь поколений и делает необъяснимым переход духовной порчи, откуда зло в душе, если она напрямую творится Богом? Творчество Бога ставится в зависимость от похоти, словно потворствует страстям (дети от незаконных и преступных связей). И противоречит Писанию: «в день седьмый Бог почи от дел Своих» (Быт 2.2). 3) Рождение душ (традуционизм) (Тертуллиан, свв. Афанасий, Григорий Богосл., Григорий Нисский, Пс-Макарий и др.). Это более всего согласно Писанию: «От одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян 17.26). От Адама – Ева, от них – все. Недостатки: как от неделимой души родится?, От обоих ли родителей?Не передадутся ли личные грехи родителей? Теорию сотворения дополним теорией рождения душ: Бог, вероятно, творит каждую душу, но не «из ничего», а из душ родителей. Ведь и Сын, и Св. Дух происходят от Отца без разделения в Божестве, так и души родителей неделимы при возникновении душ детей. Но до конца тайна творения наших душ ведомалишь Богу (Свв. Кирилл Ал., ИларийПектавийский).

Брак и пол.

Протология 1

Назначение Адама. По отношению к Богу: 1) Прославлять Бога и 2) соединяться с Ним до обожения: «Господь сотворил душу такою… чтобы она могла быть один дух с Ним» (Псевдо-Макарий, 1Кор 6.17). По отношению к себе: 3) Развивать свои ум, чувство, желания, нравственные силы через добрые дела и укрепляться в добродетели, что ведет к обожению и 4) блаженству.По отношению к миру: 5) быть пророком, священником, царем в мiре (см. выше). Природа первозданного Адама. Адам был создан совершенным по душе и по телу, т.е. полностью соответствовал поставленным задачам, хотя еще не вполне нравственно совершенен: 1) Совершенный по душе, не был неразвитым младенцем, хотя и требовал развития: а) ум имел чистыйи сильный (имена животным, Златоуст), но ограниченный, как умы ангелов, и требовавший дальнейшего развития (познание животных). б) Воля не знала внутренней борьбы, имела влечение только к добру: «сотвори Бог человека праваго» (Еккл7.30), но еще не было непоколебимой святостью. в) Сердце было чисто и не возмущаемо грехом: «беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася» (Быт 2.25) - «верх бесстрастия» (Дамаскин, ТИ 2.2), но возможность греховных движений была в его сердце (нужна заповедь для укрепления в добре). 2) Совершенный по телу, Адам (и Ева) не имел младенческой слабости, «облечен крепостью» (Сир 17.3), без недостатков, чуждое болезней и страданий (Пс-Макарий), но нужно и развитие тела через «хранение и возделывание» Рая. По природе не обладал бессмертием, но мог не умирать, ибо создан был для бессмертия, а если бы пребыл верен Богу, то получил бы бессмертие по благодати Божией через плоды древа жизни: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5.12). Иерархия сил перволюдей: дух(ум) должен был непрестанно утверждаться в Боге, увлекать за собой душу, обоживая ее, а через душу обоживая и тело (Св. Антоний Вел).

Протология 2

Помощь Божия Адаму и Еве. 1) Помещены в саду- Раю, три мнения а) чувственный рай на земле, б) духовный в сердце или высших областях, в) большинство: рай – одновременно чувственный и духовный: «телом... в прекрасной стране, а душею… наслаждался созерцанием Бога, как... ангел» (Дамаскин 2.2). 2) Адаму являлся Бог, удостаивал откровений, 3) даровал «Свою благодать - общение с Собою» (Дамаскин) и благодать - одежда первым людям (Ириней 3.23.5). Она нужна т.к. человек а) по природе не самобытен и нуждался в поддержке сил, и б) по воле мог избирать добро и зло и нуждался в содействии. 4) Даровал многие плоды для поддержания сил, а особенно «древо жизни», через плоды которого человек мог получать сверхъестественный дар бессмертия. Из этих даров – блаженство перволюдей. Заповедь (Быт 2.16-17) нужна была для нравственного развития свободы через долгое действие по одному правилу (Тертуллиан, Дидим), чтобы бессмертие получил как награду будучи уже испытанным, смирившимся пред Богом, совершенным в добродетели, тогда будет прочным его состояние (Дамаскин, Златоуст). Древо познания добра и зла. Большинство Отцов - это реальное дерево, «из земли» (Быт 2.9), не ядовитое, но доброе, но избрано как «случай к подвигу» (Феодорит). Не давало новое познание. Адам и Ева по Св. Отцам и до греха знали «что добро и что зло» (Златоуст), «различали страсти» (Пс-Макарий). Но это было теоретическое знание: не болевший умом понимает болезнь. Через вкушение они познали опытно различие между добром и злом, потому древо так и названо. Некоторые: вкушение было лишь преждевременным (Феофил, Григорий Богослов). Протология внешней природы: По Св. Феофану Затворнику и Экумению: две теории: 1) природа создана бессмертной вместе человеком и повреждена его падением; 2) природа создана смертной в предведении грехопадения, но чтобы стать нетленной в будущем вместе с восстановленым человечеством.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.