Свойства Бога как Абсолюта (Сверх-Бытия) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Свойства Бога как Абсолюта (Сверх-Бытия)

2022-12-20 21
Свойства Бога как Абсолюта (Сверх-Бытия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Догматика сверхкратко

Богословие

Богословие (qεολογία, theologia) – слово о Боге. Догмат – обязательное для всех православных богооткровенное положение вероучения. Теологумен – мнение Отца или Отцов, не обязательное для всех. Частное богословское мнение – частное мнение ученых богословов, не обязательное для всех. Церковь сразу получило полноту догматов (Откровения Бога), т.к. в ней обитает Христос и Св. Дух, но выражены были эти истины постепенно. Догматы постижимы лишь отчасти, их знание оберегает от неправильной духовной жизни (молитвы, поведения).

Ересь и анафема

Ересьнеправильное учение, искажающее некий догмат, вытекающее из гордыни и охладения любви и отделяющее последователя от Церкви и Бога. Еретик – человек по гордости упорноискажает догматы Церкви, насаждая свое учение с помощью обмана. Богословская ошибка не отделяет от Церкви, не есть ересь. Анафема – соборное отлучение лица или группы от Богослужения и Св. Таинств за тяжкие прегрешения. Сущность анафемы не проклятие, а ограждение верующих от вредоносного учения и вразумление согрешившего (констатация – он не в Церкви, сам отлучил себя Тит 3).

Откровение

Откровение – все способы, которыми Бог открывает Себя. Естественное Откровение – через сотворенный мир (природа, история). Сверхестественное Откровение – через непосредственное вмешательство Бога, особенно через Писание (Библию) и Предание Церкви. Писание – уникальный сборник текстов, являющихся непогрешимым словом Самого Бога. Богодухновенность Писания означает – 1) непогрешимость текста, 2) содействие Св. Духа автору текста, 3) возрождающая сила текста как печать Св. Духа на нем. Писание – не диктант Бога, но непостижимое содействие Бога и священных писателей. Предание Церкви – совместное творчество Бога и Церкви через которое в Церкви хранится полнота Богоприсутствия и Откровения. Результаты Предания - Писание, учение Вселенских Соборов, Богослужение, Символы веры, каноны, consensuspatrum и наследие Отцов, катехизисы, иконы и архитектура храмов.Писание и Предание – двуединый источник Истины, Писание – это результат Предания и все Предание сжато, Предание это развернутое Писание.

Богопознание [1]

Св. Василий Великий – сущность Бога (и творения) непостижима (против Евномия, который считал, что знает сущность Бога), лишь Его свойства и действия (энергии) постижимы. Но было непонятно как соотносятся сущность и энергии. Св. Григорий Паламаи последователи – сущность Бога и энергии Бога есть один неделимый Бог в двух способах бытия: Бог как Сущность есть Бог Сам в Себе и непознаваем и непричастен (трансцендентен миру, вне мира), Бог как энергии есть Бог в Откровении и познаваем и причастен (имманентен миру, в мире). Множество энергий есть единая энергия Бога. Энергияесть та же Сущность Бога, но в другом способе реальности, Сущностью и энергия неотделимы, в каждой энергии – вся Сущность Бога. Фаворский Свет, видимый святыми – это Сам Бог, Его энергия, воспринимаемая высшим свойством нашего ума (духа). Обожениецель жизни, сущность спасения людей, это состояние святости, когда Бог обитает в человеке, сообщая ему Свои Божественные свойства, особенно любовь, с согласия человека и с сохранением человеческой сущности. Катафатическое богословие – положительное, через утверждение св-в Бога (любовь, мудрость). Апофатическое богословие – через отрицание всех понятий, не преложимых к Богу (не любовь, а сверхлюбовь, не мудрость, а сверхмудрость).

 

Свойства Бога как Абсолюта (Сверх-Бытия)

1) Бог существует, обладает бытием (главная истина любой религии). Бог есть Само Бытие (Сущий), т.е. не зависит от причин, Сам всем дает бытие – самобытность. 2) Бог один, других богов нет (монотеизм). 3) Бог есть Дух, т.е. полностью нематериален, отсюда – неописуем, невидим. Отсюда, Бог прост – неделим, нет частей у Него. 4) Бог неограничен (беспределен): весь во всем и весь вне всего (имманентен и трансцендентен миру, неограничен творением), вездесущ и вне пространства (неограничен пространством,), вечен,вне времени и неизменен (неограничен временем). 5) Отсюда: Бог всесовершенство, т.е. Бог есть Само Благо (обладает совершенством без ограничений), совершенная цель, полнота даров.

Свойства Бога как Личности

Бог есть Три Личности, являющихся одним Существом (Единицей). Отсюда, 1) в каждом св-ве пребывает весь Бог: Бог весь – воля, весь – ум, весь – чувство, весь - любовь и т.д., одновременно Бог не сводим к свойствам, выше свойств.2) Три Лица это один Ум, одна Воля, одно Чувство, одна Любовь. Парадокс: Три «Я», Три Самосознания мыслящих одним Сознанием (Умом).Итак, 1) Бог есть Ум, т.е. разумен: св-ва разумности: всеведение (неограниченность ведения) и его частный случай премудрость (совершенное знание лучших целей и средств). 2) Бог есть Воля (Желание), св-ва воли Бога: полная свобода (независимость от всякой необходимости), всемогущество (неограниченность в силе делать то, что свободно пожелает), святость и слава (безгрешен и мерило нравственности, Само Благо, полнота Красоты и Величия), правосудность (требует святости от творений как Законодатель и воздает по заслугам как Судия). 3) Бог есть Чувство (чувства Троицы): всеблаженство и вседовольство (Бог полнота счастья и не имеет нужды ни в чем как Само Благо – частный случай Благости, всесовершенства), Бог есть Любовь (в Себе и к твари), не безличное Благо-Солнце (как в платонизме), а Благо сознательно и всецело любящее.

Бог как Творец

Бог создал мир «из ничего», т.е. «ничто не совечно Богу», сотворил не во времени, а вместе со временем. Причины сотворения: 1) абсолютная свобода Бога творить или нет, 2) любовь (благость) Бога, любви не свойственно замыкаться, но свойственно дарить Себя. Цель: блаженство творений, дарение благ, особенно обожения творениям. Замысел Бога о мире вечен в Боге (идеи Бога о мире – логосы, это разновидность вечных свойств-энергий Бога). «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15.18). Вся Троица участвовала в творении: «Отец творит Словом в Духе Святом» (Св. Афанасий).Бог – нетварное, все остальное – тварное, несоизмеримо с Богом, иноприродно Ему, и слияние невозможно. Но Бог присутствует во всем не сливаясь и все существует только из-за неприрывного участия в Его бытии (энергиях). Бог не сотворил зла, все творение – благо, зло – не сущность, а лишь неправильное состояние благой природы. Все «хорошо весьма», т.е. соответствует целям Творца, но еще не лучший из миров, т.к. должен возрастать в совершенстве. Тварный мир: невидимый (духовный) – Ангелы, души (не совечны Богу, из ничего); видимый мир –материальный (не совечен Богу, из ничего).

Бог как Промыслитель

Учение о Троице в Себе Самой - теология, учение о отношении Троицы к миру - икономия, икономия разделяется: ТворениеПромыселИскупление, и Освящение) – Суд. Промыселдействие Бога на все творение 1) сохраняющее, 2) помогающее добру и попускающее зло, 3) ведущее все ко благу и даже зло – к добрым последствиям. Т.е. действия Промысла: сохранениесодействиеуправление. Виды промысла: общий (на весь мир), частный (на каждую вещь: атом, человека). Способы Промысла: естественный (через законы природы) и сверхъестественный (чудеса). Вся Троица промышляет о творении. Зло нравственное – вина людей, не Бога, зло физическоене зло в целом (хищники – санитары леса), и есть следствие греха людей. Предведение и предопределение:предвидя наш нравственный выбор порока или добродетели (зависящее от нас), Бог предопределил обстоятельства нашей жизни (не зависящее от нас, но от Бога) спасительные или судные. Промысел непостижим до конца. Абсолютное предопределение (Августин, кальвинисты, ислам) – ложно (уничтожает свободу выбора), абсолютная свобода (пелагиане) – ложно (не все зависит от нас и нужно содействие Бога).

Ангелология

Ангелы – 1) тварные бесплотные духи, одаренный умом, свободной волей и могуществом, 2) прославляющие Бога, 3) несущие Его волю людям и стихиям, 4) противостоя Его врагам. Созданы ранее звезд (Иов 28), т.е. до 4 Дня Шестоднева: либо до материального мира, либо вместе с ним (в первые Дни). Природа Ангелов непостижима, они духовны (т.е. личности с умом, волей, чувством, но ограниченными: не знают будущего, наших мыслей), бесплотны (непротяженны, но в сравнении с Богом грубы, лишь немногие Отцы приписывали тонкое тело, но, скорее, выше понятия телесный-бестелесный, особая природа, догматически вопрос не решен, органов чувств не имеют, в пище не нуждаются). Ограничены в пространстве (не вездесущи, а есть в одном месте, но не удерживаются стенами). Тварны, но бессмертны (начало имеют, конца нет).Не обладают неизменностью (в отличие от Бога, возрастают, частью пали). Ангелы созданы по образу = подобию Божию, как бесплотные и обоженные. По обожению сейчас выше людей, но потенциально люди выше (Бог стал человеком, не ангелом). Число их необычайно велико «безчисленные сонмы» (Златоуст), виды: сколько чинов ангелов знает один Бог, часто выделяют девять 1) Серафимы, Херувимы, Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы (в узком смысле) – это не догмат. Не размножаются, лишь Св. Григорий Нисский об ангельском размножении. Добрые ангелы содействием Бога навсегда закрепились в добре, пасть не могут: славят Бога, открывают Его волю, заботятся о народах, церквях, людях, стихиях: звездах, родниках, облаках, снеге, граде и т.д.– но в полном подчинении Богу. Молиться Ангелам можно, не обожествляя их.

Демонология

Демоны (злые духи) – ангелы по своей воле отпавшие от Бога, ставшие злыми и образовавшие враждебную Богу и добру общность, впрочем, зависимую от Бога. Сатана – главный из них, но противостоит Богу не на равных, а как падшее творение и ничтожное пред Богом, против воли своей способствующее исполнению Божия замысла. Был добрым (не открыто – высшим или из низших ангелов), по гордости и соперничеству с Богом (варианты: с Сыном Божиим, по зависти к Адаму) отпал свободно, дурным примером увлек бесчисленное множество духов (не открыто сколько, некоторые ситают– треть, Откр 12). Неизвестно долго ли были в добре или отпали сразу после своего создания. Этапы падения: 1) возможно, имели возможность покаяния «до ниспадения» либо до совращения человека, после совращения Адама сатана уже не может смыть с себя это «кровавое пятно»; 2) от падения Адама до Христа сатана имел власть над людьми; 3) Сейчас в результате подвига Христа бесы и сатана достигли окончательной злобы и отчаяния, но окончательно побеждены страданием, смертью, воскресением Христа (даже в аду посрамлен сошествием туда Христа) и «скован на 1000 лет»: от 1ПришествияХриста до 2Пришествия Христа не может вполне действовать. 4) Незадолго до 2Пришествия Христа будет освобожден на малое время и в лице антихриста сможет обольщать весь мир. Недолго его торжество и будет брошен «в озеро огненное» (Откр 19.20), вероятно, даже до Страшного Суда. Уже сейчас добрым ангелам невозможно отпасть от Бога, а падшим ангелам теперь уже невозможно покаяться. Несмотря на могущество и св-ва ангелов, Господь попускает им искушать нас не более, чем мы способны понести. Вероятно, у них есть иерархия, «начала», «власти», «мироправители тьмы века сего» (Еф 6.12, Кол 2.15) Есть два предположения: либо ангелы остались в том же чине, что и до грехопадения, либо чин определяется преуспеянием их во зле.

Антропология 1 (природы)

Два моментаотличает сотворение человека (Быт 1 и 2) от прочих творческих актов: 1) Предвечный Совет: «сотворим человека» -Троица словно совещается перед этим; 2) непосредственность сотворения: «персть взем от земли», т.е. Бог «одно только счел достойным собственных рук: сотворение человека». То и то не буквально, а лишь акцент на высший статус человека. Создание души: «Вдунул в лице его дыхание жизни» - это сотворение души (вероятно, одновременно с телом) и одновременно сообщение человеку силы Св. Духа как норма. Состав человека: тело – душа – дух (высшая часть души) – Св. Дух (обитание Бога в человеке).Адам грехом утратил освящающее действие Св. Духа, возвращено Христом, получаем его в Крещении и Миропомазании. Дихотомия (тело и душа) точнее трихотомии (тело, душа, дух), дух – неотделимоесв-во души. Душа разумна, самодвижна (движет тело), свободна в выборе, бестелесна-непротяженна (как Ангелы), проста (нет частей), бесформенна (возможно, имеет оболочку сходную с телом), бессмертна (по дару Бога). В силу непротяженности, ее единение с телом есть тайна, душа проникает все тело, движет его, но и «ум как бестелесный и не внутри тела пребывает и не вне его» (Св. Григорий Нисский) - энергийное единство души и тела. Душа существенно отличается от ангелов тем, что нуждается в теле для полноценной жизни, создана так, что без тела не может реализовать себя и не имеет полноты жизни, но есть лишь инвалид, обломок человека.

Антропология 2 (природы).

Образ Бога в человеке – а) душа с ее свойствами (творческий ум, свобода, бессмертие, любовь), но и б) Св. Дух в человеке, но глубже:в) Образ Божий – это весь человек (душа и тело), как образ Христа, предсуществующего в вечных идеях Бога (Св. Ириней). В этом смысле и тело создано по образу Божию (Тертуллиан), тело и душа созданы сообразными Божеству, т.е. такими, чтобы в них мог воплотиться, вочеловечиться Бог. г) Образ Божий еще, что человек имеет способностьцерковности, соборности, по образу Святой Троицы, каждый человек всех собратьев может воспринимть в себя и всем себя дарить. Нередко Отцы различают образ Божий (что дано всем) от подобия Божия (святость, обожение). Микрокосми посредник, царь, пророк и священник. Человек создается в завершение творения, ибо он является единством неба и земли, мiра духовного и материального как средоточиемiра и его малая копия (микрокосм). Человек поэтому может и призван 1) объединить в себе и чрез себя все творение;2) творчески владеть и преобразовывать мир, будучи со-творцами Богу (царь) «сотворим человека по образу нашему и по подобию: и да обладает... и всею землею» (Быт 1.26); 3) это единство мироздания соединить с Богом, обожить, наполнить энергией Св. Духа (посредник и пророк – проводник воли Божией в мiре); 4) приносить весь м iр в дар Богу и славословить Его от лица творения (священник). Задачу эту не выполнил Адам и никто из людей, но выполнил Христос.

Антропология 3(индивидов).

Все человечество произошло от одного Адама - «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян 17.26). Неверен преадамизм: якобы в 1 и 2 глл. Бытия описаны два разных сотворения человека (Юлиан Отступник), якобы Быт 1 – созданы язычники (6 День), Быт 2 – Адам и Ева (8 День) (кальвинист Исаак Пеер). До Адама людей не было – Каин женился на сестре, тогда уже было много потомков Адама. Быт 1 гл. (обзорно) =Быт 2 гл. (подробно). Полигенизм -якобы люди от нескольких прародителей (Руссо, Вольтер, Гельвеций), т.к. есть различие рас. Это противоречит Деян 17.26: «от одной крови... весь род человеческий» и науке. Одновременность происхождения души и тела Адама и у всех людей: 1) Антиохийцы: Бог создал неодушевленное тело первым по времени, а затем дал ему душу (Быт 2.7;Исх 21.22-24 (по LXX)), поэтому душа вселяется в человеческий эмбрион не сразу, а когда он уже достаточно сформируется (Св. Златоуст, Ефрем Феодорит). 2)Свв. Григорий Нисский, Максим Исповедник: тело и душа были созданы одновременно, Писание разделяет эти два акта для удобства нашего восприятия, поэтому душа и человеческий эмбрион возникают одновременно. Это более согласно Преданию Церкви: жизнь священна с зачатия, и душа дается с момента зачатия, о чем косвенно праздники Зачатия Предтечи (6 окт.), Богородицы (22 дек.) и Благовещение (7 апр). И соборы при Св. Юстиниане: Бог-Логос воспринял человечество с момента зачатия Девой (ПЭ16.457.3), и по Отцам, Бог воспринял через разумную душу плоть, не наоборот (Назианзин, Максим). Каноника Церкви аборт считает убийством, не оговаривая стадию развития эмбриона (Прав Василия 2; 8).

Антропология 4 (индивидов).

Происхождение душ, теории: 1) Предсуществование душ (преэкзистенция) - якобы все души созданы одновременно в начале творения, затем охладели в любви к Богу и отпали, постепенно посылаются для исправления в тела (при зачатии) и обрекаются на неравные условия по степени охлаждения к Богу (Ориген). Не подтверждается Писанием: грех вошел в мир «единем человеком», а не до мира и людей, и души не помнят прошлых жизней (Климент Алекс.). Это обесценивает значение тела, Воплощение и Воскресение Христа, т.к. тело становится «темницей души». 2) Творение душ Богом (креационизм: Свв. Ириней, Златоуст, Григорий Богосл., Максим). Эта теория получила наибольшее распространение в Церкви древней. Души творятся Богом из ничего тогда, когда образуется тело. Слабые стороны: разрывает связь поколений и делает необъяснимым переход духовной порчи, откуда зло в душе, если она напрямую творится Богом? Творчество Бога ставится в зависимость от похоти, словно потворствует страстям (дети от незаконных и преступных связей). И противоречит Писанию: «в день седьмый Бог почи от дел Своих» (Быт 2.2). 3) Рождение душ (традуционизм) (Тертуллиан, свв. Афанасий, Григорий Богосл., Григорий Нисский, Пс-Макарий и др.). Это более всего согласно Писанию: «От одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян 17.26). От Адама – Ева, от них – все. Недостатки: как от неделимой души родится?, От обоих ли родителей?Не передадутся ли личные грехи родителей? Теорию сотворения дополним теорией рождения душ: Бог, вероятно, творит каждую душу, но не «из ничего», а из душ родителей. Ведь и Сын, и Св. Дух происходят от Отца без разделения в Божестве, так и души родителей неделимы при возникновении душ детей. Но до конца тайна творения наших душ ведомалишь Богу (Свв. Кирилл Ал., ИларийПектавийский).

Брак и пол.

Протология 1

Назначение Адама. По отношению к Богу: 1) Прославлять Бога и 2) соединяться с Ним до обожения: «Господь сотворил душу такою… чтобы она могла быть один дух с Ним» (Псевдо-Макарий, 1Кор 6.17). По отношению к себе: 3) Развивать свои ум, чувство, желания, нравственные силы через добрые дела и укрепляться в добродетели, что ведет к обожению и 4) блаженству.По отношению к миру: 5) быть пророком, священником, царем в мiре (см. выше). Природа первозданного Адама. Адам был создан совершенным по душе и по телу, т.е. полностью соответствовал поставленным задачам, хотя еще не вполне нравственно совершенен: 1) Совершенный по душе, не был неразвитым младенцем, хотя и требовал развития: а) ум имел чистыйи сильный (имена животным, Златоуст), но ограниченный, как умы ангелов, и требовавший дальнейшего развития (познание животных). б) Воля не знала внутренней борьбы, имела влечение только к добру: «сотвори Бог человека праваго» (Еккл7.30), но еще не было непоколебимой святостью. в) Сердце было чисто и не возмущаемо грехом: «беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася» (Быт 2.25) - «верх бесстрастия» (Дамаскин, ТИ 2.2), но возможность греховных движений была в его сердце (нужна заповедь для укрепления в добре). 2) Совершенный по телу, Адам (и Ева) не имел младенческой слабости, «облечен крепостью» (Сир 17.3), без недостатков, чуждое болезней и страданий (Пс-Макарий), но нужно и развитие тела через «хранение и возделывание» Рая. По природе не обладал бессмертием, но мог не умирать, ибо создан был для бессмертия, а если бы пребыл верен Богу, то получил бы бессмертие по благодати Божией через плоды древа жизни: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим 5.12). Иерархия сил перволюдей: дух(ум) должен был непрестанно утверждаться в Боге, увлекать за собой душу, обоживая ее, а через душу обоживая и тело (Св. Антоний Вел).

Протология 2

Помощь Божия Адаму и Еве. 1) Помещены в саду- Раю, три мнения а) чувственный рай на земле, б) духовный в сердце или высших областях, в) большинство: рай – одновременно чувственный и духовный: «телом... в прекрасной стране, а душею… наслаждался созерцанием Бога, как... ангел» (Дамаскин 2.2). 2) Адаму являлся Бог, удостаивал откровений, 3) даровал «Свою благодать - общение с Собою» (Дамаскин) и благодать - одежда первым людям (Ириней 3.23.5). Она нужна т.к. человек а) по природе не самобытен и нуждался в поддержке сил, и б) по воле мог избирать добро и зло и нуждался в содействии. 4) Даровал многие плоды для поддержания сил, а особенно «древо жизни», через плоды которого человек мог получать сверхъестественный дар бессмертия. Из этих даров – блаженство перволюдей. Заповедь (Быт 2.16-17) нужна была для нравственного развития свободы через долгое действие по одному правилу (Тертуллиан, Дидим), чтобы бессмертие получил как награду будучи уже испытанным, смирившимся пред Богом, совершенным в добродетели, тогда будет прочным его состояние (Дамаскин, Златоуст). Древо познания добра и зла. Большинство Отцов - это реальное дерево, «из земли» (Быт 2.9), не ядовитое, но доброе, но избрано как «случай к подвигу» (Феодорит). Не давало новое познание. Адам и Ева по Св. Отцам и до греха знали «что добро и что зло» (Златоуст), «различали страсти» (Пс-Макарий). Но это было теоретическое знание: не болевший умом понимает болезнь. Через вкушение они познали опытно различие между добром и злом, потому древо так и названо. Некоторые: вкушение было лишь преждевременным (Феофил, Григорий Богослов). Протология внешней природы: По Св. Феофану Затворнику и Экумению: две теории: 1) природа создана бессмертной вместе человеком и повреждена его падением; 2) природа создана смертной в предведении грехопадения, но чтобы стать нетленной в будущем вместе с восстановленым человечеством.

Амартология 2 (природы)

Последствия прародительского греха. 1) Отпадение от Бога и утрата дара Св. Духа (Ириней). «Смертью умрешь» (Быт 2.17) - «смерть души есть отделение от нее Св. Духа» (Симеон Нов. Богослов); 2) Подчинение дьяволу (Пс-Варнава: сатана в сердце некрещенного). 3) Как следствие люди стали пленниками ада (Поликарп, Иустин). 4) Повреждение образа Божия – человеческой природы. «Грех изуродовал красоту образа, вовлекши дущу в страстные желания» (Св. Василий): а) тленность и смертность, болезни; б) повреждение воли (Рим 7.18-20) и шире: в) повреждение всех сил души: разума, чувства, воли(Григорий Палама), стремление, ревность по Богу – обратилось в похоть и зависть, гнев на дьявола – в гнев на ближнего (авва Исайя),г) человек «перевернулся»: ум (дух) отпав от Бога, искал утешение и опору в душе, высшие стороны души (ум, сердце, воля) стали питаться низшими сторонами души (инстинкты: питание, размножение, самосохранение), обслуживающими плоть. Ум через душу ниспал в плоть в плотские помышления, чувства, желания (множественность, раздвоенность)(Антоний, Афанасий, Макарий). 5) Повредились отношения с окружающим миром – одичание животных (Св. Феофил, Василий), их смертность, распад в мире (Рим 8.19-23). 6) «Кожаные ризы» - либо шкуры животных, данные Богом Адаму и Еве (Св. Златоуст – люди сами убили животных), либо в более грубую смертную и плоть (Мефодий Олимп, Григорий Нисск., Григорий Богосл, Дамаскин) – для смирения, познания разрушительности греха, ограждения от общения с духами, ограничения греха, очищения страданием, возрастания в жертвенности (по подобию Смерти Христа).

Амартология3 (индивидов)

Передача последствий прародительского греха. На Западе 2-й Оранжский Собор (529 г.), Тридентский Собор (1546-1547гг.) одобрили (возможно, не полностью) учение блаж. Августина. На Востоке точное толкование «первородного» греха принадлежит к сфере теологуменов, эти взгляды Отцов не носят связывающего характера соборного определения. Падение было общим, оно возрастало (в истории человечества, Афанасий) на трех взаимосвязанных уровнях: первородное повреждение: 1) физический, 2) нравственный уровни; 3) первородная вина. Подробно:

1) Первородное повреждение как ТЛЕНИЕ ЕСТЕСТВА (физический уровень). По наследству от Адама и Евы передаются телесные недостатки: усталость, физическая боль, боязнь страданий и смерти, жажду плотского удовольствия, страстное зачатие, родовые муки (Быт 3.16), старение, умирание. Все это не входило в замысел Божий о человеке. Сюда относятся и «кожаные ризы» - в Адаме мы облеклись в смертность, животный образ бытия. (Ересиарх Феодор Мопсуестийский, повидимому сводил весь первородный грех именно к этому уровню, к физической смертности, отрицая нравственное повреждение человеческой воли. Он выводил все грехи из смертности, «страх смерти» приводит к борьбе за существование и ко греху (это не утвердилось в Церкви).

2) Первородное повреждение как ТЛЕНИЕ ВОЛИ (нравственный уровень). Это наследственная склонность к греху: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7.18-19, 24). «Искалеченная злом, природа человеческая слаба в отношении добра» (Григорий Нисский,Кирилл Ал). Эта страстность, рабство удовольствию, проявляется в страстном зачатии детей и по мнению некоторых авторитетных Отцов именно это зачатие становится каналом передачи первородного греха по Писанию: власть сатаны «на пупе чрева» (Иов 40,11). Но образ Божий в человеке (в частности, свобода воли) сохранился, хотя и воля ослабла, разум помрачился, образ Божий потускнел, но не уничтожился и даже грешные люди сохраняют свободу выбора (в отличие от нас Августин, Лютер, Кальвин говорят об утрате образа Божия, о потери свободы выбора). Мы также признаем святость ВЗ праведников, хотя «все сии, получив доброе свидетельство через веру, не вощли в обладание того, что было обещано» (Евр 11.39), пока Христос не сошел в царство мертвых, но это нам не мешает признавать их святость. В силу того, что образ Божий в человеке сохранился, Матерь Божия была свободна от личных грехов (даже в мысли), хотя и не свободна от последствий первородного греха (например, смертность, старение, болезни).

Амартология4 (индивидов)

3) Первородная вина как ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. а) Личная вина Адама и Евы не распространяется на их потомков, блж. Августин не верно выводит из слов «в нем все согрешили» (Рим 5.12), что все виновны. Это и слова «Я Господь, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор 5.9) нельзя понимать буквально, т.к. сказано в Писании: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (Иез 18.20). Т.е. вина отцов не ложится на всех детей, а только на «ненавидящих его», речь во Втор 5.9 о родовом грехе, не о юридической ответственности потомков, а об удобопреклонности потомков к греху (слабость воли, похотливость). Итак, согласно с Иез 18.20 вина не передается наследственносогласно Еф 2.3 [2]; Рим 5.18-19 [3] И Преданию [4] - осуждение, отверженность и подчиненность дьяволу – передаются от Адама (без личной вины). Как объяснить?в) Совместная ответственность. Младенцы помогают нам единством с нами, неосознанно неся с Человечеством общую ношу. Поясним. На Востоке нет теории наследственной вины, но есть зачатки сходного учения. Св. Григорий Нисский[5], Св. Марк Подвижник[6]: разрабатывают учение о единстве человечества в Адаме и значит мистическом единстве человечества в ответственности и покаянии за Адама, за себя и друг за друга: мы призваны к покаянию «если не за свой грех, то за грех беззакония» (т.е. грех Адама; Св. Марк), это покаяние за Адама входит в широкую теорию заместительного покаяния: «Святые должны каяться не только за себя, но и за ближнего… таким образом весь мир поддерживается в единстве… благодаря Промыслу Божьему мы все помогаем друг другу» (Марк, «О покаянии»).И это заместительное покаяние приносится нами за Адама и все поколения людей, без чего мы не будем совершенными в любви. Эта любовь и в молитве Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32.32) и у ап. Павла «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9.3)[7]. И это по принципу: «страдает ли один член – страдают с ним все члены» (1 Кор 12.26).Итак, вероятно, восточные Отцы понимали первородную вину скорее не юридически, а мистически. Все когда-либо жившие люди взаимосвязаны, мы -одно Тело, никто не спасается поодиночке, но вместе с людьми всех поколений, ибо «мы члены друг другу» (Еф 4.25). Поэтому мы лично не виновны в грехе Адама, но все же вовлечены в него и в какой-то мере ответственны за него как члены одной человеческой семьи.

Мариология

  1. Богородица. Девственно зачатые от Св. Духа и Девы Марии человеческие душа и тело Христа изначально принадлежали Ипостаси Бога Слова и были собственными душой и телом Бога, поэтому совершенно законно называть пречистую Деву Богородицей. Она зачала не Божественную природу, но Божественную Личность по Ее неотъемлемой с момента зачатия человеческой природе. Это одно из проявлений communicatioidiomatumобщения свойств двух природ Христа в силу их глубочайшего соединения в одной Ипостаси (Личности, неделимой единичности), Дева получает св-во родить Бога.

 

 

 


[1]1) естественное познание Бога из естественного (природа, история) и сверхъестественного Откровения (Писание и Предание) с помощью природных сил человека (интеллекта, воли, эмоций, интуиции, внешних органов чувств), это и научное изучение. 2) сверхъестественное познание Бога содействием Самого Бога. И в естественном Богопознании элементы сверхъестественного (помощь Божия в изучении катехизиса) и в сверхъестественном Богопознании – элементы естественного (наши усилия в молитве, подвиге).

[2] «Мы все... были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф 2.3).

[3]«Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5.18-19).

[4]О том же и Предание: ВЗ праведники идут во Ад; некрещеный человек во власти демонов, гнездящихся в его сердце (экзорцизмы, Пс-Макарий); Карфагенские Соборы: «детям отпускаются чужие грехи» (252 г.), дети крестятся «истинно во отпущение грехов» (418 г.).

[5] «Мы должны помнить долги, общие для природы человеческой, ибо в этих долгах есть доля каждого из нас... Адам живет в нас поэтому нельзя забывать слова: «оставь нам долги наши». Даже если бы человек был Моисеем, Самуилом, или каким другим мужем выдающейся добродетели, он должен был бы отнести эти слова к себе, потому что он человек. Он одной природы с Адамом, а значит участвует в его грехопадении. Апостол говорит: «в Адаме все умирают» (1Кор 15.22). Эти слова, выражающие покаяние Адама, применимы ко всем, кто умер с ним» (5 гомилия на «Отче наш»).

[6] «Даже если бы отыскались люди, которым бы от рождения было бы чуждо любое зло – а этого не может быть, ибо... «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим 3.23), - все равно и они от Адама, а поэтому подвержены греху и осуждены на смерть».

[7]Это было и в практике старцев и монастырей: нести ношу покаяния вместе с человеком и за него: «На нас взыщи Господи его падение; брата же немощного помилуй! И прилагают... подвиги к подвигам, изнуряя себя за погрешности брата, якобы за свои собственные», а затем брат отвечает им тем же (ПЭ12.349).

[8] Из сущности Девы: Тертуллиан.

[9] Поэтому св. Максим допускает два действия (т.к. две природы), но и одно действие (св. Кирилл, Псевдо-Дионисий) (т.к. Лицо одно и есть новый тропос бытия двух действий в одной Ипостаси: новое богомужное действие). Говорун: единый сложный Христос. http://www.academia.edu/1808073/%D0%95%D0%B4%D0


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.