Букв, перевод «захочешь нашей жизни». — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Букв, перевод «захочешь нашей жизни».

2022-12-20 22
Букв, перевод «захочешь нашей жизни». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Та же оппозиция может быть выражена имплицитно. Например:

VI, 47, 10: indra mrla mahyam jlvatum icha «О Индра, помилуй! Пожелай мне жизни!»

Подразумевается: а не смерти.

Понятие жизни, как его выражают существительные от глагольного корня jlv‑, включает в себя компонент длительности, т.е. она измерима в отличие от asu‑, atman‑ и ргапа‑. Например:

I, 94, 4; jivatave prataram sadhaya dhiyo «Чтобы мы дольше жили, веди прямо к цели (наши) молитвы!» (к Агни).

X, 59, 5 – см. нас 174.

Контекст этот интересен тем, что в нем употребляются три слова, обозначающие жизнь: asu‑, jlvatu‑, ayus‑. Здесь asu ‑‑общая, абстрактная идея жизни, jlvatu ‑‑реальная жизнь на земле, a ayus ‑‑реальная жизнь в измерении, срок жизни. Следует отметить, что в дательном падеже значение существительных от корня jJv‑ близко к инфинитивному.

Эти существительные в отдельных контекстах могут иметь социальную коннотацию– «способ жизни», «образ жизни» и тогда слово употребляется во множественном числе. Таково значение слова jTvita‑ (субстантивированное причастие отy7v‑).

I, 113, 6: visadrsa jivitabhipracdksa | usa ajigar bhuvanam visva «Чтобы видны были различные образы жизни, Ушас пробудила все существа». >

Рену переводит: «les (modes d’) existence divers» [Renou EVP, III, c. 43]. ^

IV, 54, 2: ad id damanam savitar vy urnuse \ ’пйста jJvita manusebhyah «А потом, о Савитар, ты раскрываешь дар для людей – последовательные способы жизни».

В комментарии Рену отмечает, что апйста‑ здесь должно соотноситься с социальными типами жизни [Renou EVP, XV, с. 22].

Материальные коннотации засвидетельствованы у слова jivatu‑ в ед. ч.

VIII, 47, 4: ydsma arasata ksayam \jTvatum са pracetasah «Кому прозорливые (боги) даровали жилье и средства к жизни...»

Подводя итог, можно сказать, что существительные с корнем y7v‑, обозначающие жизнь, в целом вместе противопоставлены существительным той же семантики, но иной структуры. Они обозначают ту жизнь, которая связана с реальным земным существованием и противопоставлена смерти. К космосу эта жизнь не имеет отношения. Она рассматривается как длительная и поддается измерению. Она не связана ни с дыханием, ни специально с телом. Зато эта жизнь может иметь социальные коннотации.

К семантическому полю жизни в РВ принадлежит также слово ayus‑ (редкий вариант– ауи ‑). Это слово, которое значит «жизнь», «сила жизни», «срок жизни», имеет хорошо установленную индоевропейскую этимологию. Оно сопоставляется с др.‑греч. a’lcbv «время жизни», «время», «длительность», лат. aevum «век», «время жизни» и др. и, конечно, имеет ряд авестийских параллелей, как .aim «жизнь», «время жизни» и пр. [Mayrhofer EWA, I, с. 171‑172]. Как видно из этимологических сопоставлений, основным компонентом исходной пра‑формы была протяженность жизни, ее длительность, и это значение четко прослеживается в слове ayus ‑ в РВ.

Ayus ‑ принадлежит к числу довольно употребительных слов в РВ. В качестве самостоятельного слова оно встречается в гимнах 95 раз, как в поздних, так и в «фамильных» мандалах, и 10 раз в составе сложных слов. Парадигма его падежей представлена формами как ед., так и мн. числа– первые значительно преобладают (ед. число – 86 раз, мн. число – 9). Нужно напомнить, что все остальные обозначения жизни употреблялись только в ед. числе.

Значение «жизнь» или «сила жизни»– то, которое в словарях обычно называется первым,– у ayus ‑ засвидетельствовано редко. Именно в этом значении ayus ‑ можно было бы заменить каким‑нибудь синонимом из семантического поля жизни. Вот некоторые примеры.

III, 1, 5: socir vasanah рагу ауиг арат \ sriyo mimite brhatir anunah «Одеваясь в пламя (и) жизненную силу вод, он создает свою высокую, совершенную красоту» (об Агни).

X, 27, 7: abhur v auksir vy u ayur anad «Ты возник и возрос, и достиг жизненной силы» (к Индре).

IV, 58, 11: dhaman te visvam bhuvanam adhi sritdm | antah samudre hrdy antar ayusi «На тебя как на основу опирается все мироздание в океане‑сердце, в силе жизни».

Главное же значение слова ayus ‑ в РВ– это «жизненный срок», «долгая жизнь». Здесь нужно сказать несколько слов о представлениях

о долготе жизни в РВ. Ведийцы считали, что нормальный, установленный богами срок жизни для человека – это сто лет. О соблюдении этого срока они и просили богов, например Варуну.

II, 27, 10: satam по rasva sarado vicakse | * syamayiimsi sudhitani purva «Даруй нам увидеть сто осеней! Мы хотим достигнуть хорошо установленных прежних жизненных сроков!»

Этот установленный богами срок жизни могли прервать различные непредвиденные обстоятельства, в том числе 101 болезнь (101 – неблагоприятное число). И тогда ведийцы просили своих богов продлить им жизненный срок до нормы. В языке это передается конструкцией: ayuh pra tar ‑ «продлить жизненный срок», «протянуть жизненный срок». Глагол pra tar ‑ в разных временах и наклонениях управляет вин. падежом dyus, и эта конструкция засвидетельствована в РВ 31 раз с ayus‑ в ед. числе (всего Асс. sg. ayus встречается 75 раз) и 4 раза во мн. числе (всего Асс. pi. ayumsi засвидетельствован 9 раз). Остальные падежи представлены немногочисленными формами (глагол pra tar ‑ с ними также употребляется).

Вот некоторые примеры.

I, 89, 2: deva па ayuh pra tirantu jlvase «Боги да продлят нам срок – чтобы (мы) жили!»

VIII, 79, 6: prem ayus tdrid atirnam «Пусть продлит он еще не прожитый срок жизни!» (к Соме).

IV, 39, 6 (= I, 25, 12; X, 186, 1): pra па ayumsi tarisat «Пусть продлит он наши жизненные сроки!» (к обожествленному коню Дадхикравану) и др.

Тот же глагол в конструкции с другими падежами:

IV, 12, 6 (= X, 126, 8): pra tary agne prataram па ayuh «Да продлится дальше, о Агни, наш срок жизни!» – cN.

 

 

,  У

 

 

I, 119, 6: pra dirghena vandanas tary ayusa «Вандане продлили жизнь


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.