Может ли появление на свет принести страдания? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Может ли появление на свет принести страдания?

2023-01-02 49
Может ли появление на свет принести страдания? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем говорить о том, что появление на свет всегда несет страдания, стоит доказать, что оно вообще несет страдания. У многих это вызывает вопросы, т.к. здравый смысл предполагает, что чья‑то жизнь может быть настолько плохой, что лучше было бы вообще не рождаться. Возникает проблема, называемая проблемой безличности3, или же парадокс будущих личностей.4 Я начну с объяснения этих понятий и нахождения решений этих проблем.

Проблема возникает в том случае, когда единственная альтернатива рождению ребенка в плохих условиях или при низком уровне жизни – это вовсе его не заводить. Появление на свет в данных условиях попросту невозможно без последующих бед и страданий. Примером могут служить ситуации, когда родители являются носителями серьезного генетического заболевания, которое может быть передано и ребенку. И здесь они сталкиваются с выбором, пойти на риск (когда их ребенок, возможно, унаследует заболевание), или отказаться от риска и не заводить детей.5 В других случаях речь идет не о здоровье ребенка, но, скорее о его6 среде. Приведу в пример четырнадцатилетнюю мать, которая, ввиду своего малого возраста, не сможет вполне позаботиться о ребенке.7 Если она родит в более позднем возрасте, будучи способной его воспитать, это будет уже другой ребенок (сформированный из других гамет). И альтернативы для нее – это либо родить социально ущемленного ребенка, либо нет, независимо от того, родит ли она в будущем другого ребенка.

Утверждение, что рождение всегда причиняет вред, вызывает интуитивное отторжение у большинства людей, но в контексте вышеупомянутых случаев люди готовы согласиться, что иногда рождение причиняет страдания. Однако множество юристов и философов считают, что утверждение, что люди, рожденные с отклонениями, пострадали при рождении – неверно, и позже я объясню, почему.

Стоящая и нестоящая жизнь.

В литературе на эту тему много было сказано о том, какие тяготы делают жизнь человека невыносимой, в то время как с другими, не такими суровыми бедами, человек согласен мириться. Некоторые заявляют, что, несмотря на неполноценность, делающую жизнь человека невыносимой, нельзя сказать, что человек, рожденный с неполноценностью, пострадал от этого. Обосновывают это таким образом: принести вред – значит сделать хуже.8«Хуже» означает отрицательную разницу между текущим и предыдущим состоянием (с которым идет сравнение). Т.е. нужно сравнить состояние бытия и не‑бытия, а затем оценить их разницу. Поскольку это невозможно, существование не может быть хуже не‑существования, и рождение не может являть собой фактор, ведущий к ухудшению.

Для ответа на данные доводы необходимо опровергнуть изначальное заявление: для нанесения вреда что‑то непременно должно сделать человеку хуже. Достаточно сказать, что человеку будет плохо, 9 а в альтернативной ситуации плохо бы не было.10 Взглянув на вопрос с такой точки зрения, можно признать, что рождение несет вред. Если жизнь рожденного человека невыносима – значит, ему был нанесен вред рождением (при условии, что альтернативой является отсутствие плохого).

Джоэл Файнберг смотрит на проблему иначе. Вместо того чтобы отрицать, что рождение делает человеку «хуже», он оспаривает допущение, что «хуже» в определенных условиях может быть только при наличии альтернативного состояния, с которым идет сравнение.11Говоря, что не родиться было бы «лучше», мы имеем в виду, что оставаться нерожденным было бы предпочтительнее. Профессор Файнберг проводит аналогию с рассуждениями о прекращении жизни. Говоря, что жизнь настолько невыносима, что лучше бы умереть, человек не обязательно имеет в виду, что смерть – это определенное состояние, в котором будет лучше, чем в текущем (хотя некоторые люди имеют такие верования). Человек может подразумевать, что продолжению существования в таких условиях он предпочитает не быть. Он считает свою жизнь и ее продолжение нестоящими, и не‑бытие становится предпочтительнее бытия. Значит, жизнь может быть и настолько плохой, что предпочтительнее не появляться на свет. Сравнение не‑существования и существования не означает сравнение двух возможных состояний, а скорее сравнение реального состояния с альтернативной реальностью, в которой человека не существует.

Считается, что те случаи, когда неполноценность не настолько серьезна, – сложнее случаев, когда неполноценность делает жизнь невыносимой. Утверждают, что в любом из двух случаев речь идет о жизни, которую стоит жить, и значит, невозможно говорить, что не‑рождение предпочтительнее жизни в таких условиях. Сила этого довода основывается на неоднозначном выражении: «жизнь, которую стоит жить», и эту неоднозначность я сейчас рассмотрю подробнее.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.