Что означают прошения к Господу об избавлении от зла — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Что означают прошения к Господу об избавлении от зла

2022-11-14 27
Что означают прошения к Господу об избавлении от зла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Далее скажем несколько слов о молитвах христиан по поводу избавления от скорбных обстоятельств, т.е. от всякого зла.

Известно, что молитва христианина о себе должна содержать три основных прошения.

Нил Синайский (Слово о молитве. п.37): «Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».

Кратко рассмотрим третье прошение.

У некоторых людей может возникнуть вопрос: как согласуются между собою молитвы об избавлении от зла и искушений с тем, что скорби во благо человека и что видимое зло зачастую является добром?

Исаак Сирин (Слова подвижнические. Сл. 5): «Вопрос. …Почему Господь везде побуждает нас к перенесению искушений, а здесь повелел: «...молитесь, чтобы не впасть в искушение»?»

Вот что на это отвечают святые отцы:

1. что касается понятия «искушение», то, во-первых, есть два вида искушений относительно того, на зло оно или на добро:

Блаж. Августин (из «Истолкование молитвы Господней словами святых отцов» Феофана Затворника): «Есть искушение на зло, когда кто, быв прельщен, впадает в грех, и подчиняется диаволу. В этом смысле говорит Апостол, что Бог никого не искушает. Но есть другое искушение, которое называется испытанием. О нем написано: «искушает вас Господь Бог, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего». Это «еже уведети» тоже есть, что: да даст вам познать: ибо Сам Он знал то. Таким искушением, чтобы кто прельщен был и пал, Бог никого не искушает».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве. Кн.2, §334): «Искушение бывает нам к добру или ко злу. Искушение к добру — от Бога, им просят иску­ситься Давид и прочие святые. «Искуси меня Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай пути мои» (Пс.138:23). Так искушаем был Авра­ам (см. Быт.22). Не о таком искушении здесь слово. Искушение ко злу, или прельщение, быва­ет или от дьявола, который всячески пытается нас уловить, прельстить, ко греху привести и погубить, или от плоти, которая страстями и похотями борет нас, или от мира, который пре­лестью, суетой и соблазнами ко злу нас поощ­ряет. О таком искушении здесь слово».

А вот другие толкования о двух видах искушений относительно того сами ли мы искушаемся или им подвергают нас другие люди:

Феофилакт Болгарский (Толкование на Еванг. от Луки. гл.11): «Нужно сказать, что искушений два вида. Одни — произвольные, например, пьянство, убийство, прелюбодеяние и прочие страсти; ибо сим искушениям мы сами подпадаем произвольно. Другие искушения — невольные, коим подвергают нас владыки и сильные. От произвольных-то искушений, то есть от страстей, нам должно убегать, молиться об избавлении от них и говорить “не введи нас”, то есть не попусти нам впасть “во искушение”, то есть в произвольную страсть».

Во-вторых, искушения бывают разного рода.

Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, гл.3): «Под­линно, много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда, подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Поэтому, так как много различных бедствий напа­дает на нас со многих сторон, и мы научены испрашивать у Бога всяческих избавлений от них, потому что при Его запреще­нии, прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется, как некогда, оставив лю­дей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и этого без приказания (Мф.8:31)».

В учениях святых отцов есть и другие толкования понятий «искушения», например:

Максим Исповедник (Толкование на молитву Господню): «Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие (Богом), а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот (закон) к человеческому естеству и обманом убедил человека направить (все) стремления (своей) души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати. Или иначе: «искушением» называется добровольное расположение души к плотским страстям, а «лукавым» - способ деятельного исполнения страстного настроения души».

Далее скажем несколько слов о прошениях, приведенных в молитве «Отче наш», или в молитве Господней. В ней Господь не выделил какого-то одного скорбного обстоятельства:

Василий Великий (Правила кратко изложенные. вопр. 221): « Господь не различил качество искушения, но вообще повелел: "Молитесь, чтобы не впасть в искушение"».

Поэтому, так как искушения бывают разнообразны, то и христианин должен молить Бога обо всех их, а именно:

Исаак Сирин (Слова подвижнические. Сл. 5): «Сказано: молись, чтобы «не впасть» в искушения касательно веры.

Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни «не впасть» в искушения самомнением ума твоего.

Молись, чтобы, по Божию попущению, «не впасть» тебе в явное диавольское искушение, по причине худых мыслей, какие помыслил ты умом своим и за которые попускается на тебя искушение.

Молись, чтобы не отступил от тебя Ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ним.

Молись, чтобы «не впасть» в искушение - раздражать одного против другого или в искушение двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение.

А искушения телесные приуготовляйся принимать от всей души, и преплывай их всеми своими членами, и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя Хранитель твой.

…И еще: молись, чтобы в страшное диавольское искушение «не впасть» тебе за кичливость твою; но за любовь твою к Богу да содействует тебе сила Божия, и тобою победит врагов своих.

Молись, чтобы в искушения сии «не впасть» тебе за порочность помыслов и дел твоих; но да искусится любовь твоя к Богу, и прославится сила Его в терпении твоем».

Как видим, молиться нужно о разных внутренних искушениях, а не только от видимых бед, как думают некоторые из христиан.

2. Далее приведем поучения, что означают слова «не введи нас во искушение».

Вначале отметим, что желание не подвергаться различным видам зла естественно для любого человека, т.е. и для верующего и для неверующего. Даже было бы противоестественно, если бы человеку нравились оскорбления, унижения, различные беды и т.д. Здесь вопрос состоит в том, что человек считает для себя злом, где он его видит и как на него реагирует (об этом мы уже сказали выше).

Итак, христианин должен воспринимать слова «не введи нас во искушение» следующим образом:

Блаж. Августин (из «Истолкование молитвы Господней словами святых отцов» Феофана Затворника): «Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушаемыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как, например, кто-либо, быв поставлен в необходимость быть испытанным огнем, молится не о том, чтоб не коснулся его огонь, но о том, чтоб не быть сожженным».

Иоанн Кассиан (Собеседование аввы Исаака Скитского первое о молитве. гл.23): «…слова мо­литвы: «не введи нас во искушение» — не то зна­чат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в иску­шении». Искушаем был Иов, но не введен в ис­кушение, ибо «не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1,22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Блаж. Августин (из «Истолкование молитвы Господней словами святых отцов» Феофана Затворника): «Не введи нас во искушение». Оставь нам грехи наделанные, и не дай нам впасть в другие такие же: ибо кто побеждается искушением, тот впадает в грех. Апостол Иаков говорит: «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех» (Иак.1,14-15) Чтобы не быть тебе увлеченным похотью, не соглашайся с нею. Ей не откуда зачать, как от тебя».

Как видим, человек молится об избавлении от зла, которое есть в нем, и которое может проявиться во время искушений. Так, например, пока нас никто из людей не трогает, мы находимся в спокойном состоянии, но если кто-либо затронет наши вещи, еду, честь и т.д., то наш грех (или любоимание, или чревоугодие, или гордость) тут же выходит наружу через гнев.

3. Нужно молиться до искушений и во время них. В отношении первого говорится:

Василий Великий (Нравственные правила. пр. 62, гл.2,3): «Не должно самому кидаться в искушения прежде времени до Божия на то попущения, а напро­тив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искуше­ние. В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих».

А для тех, с кем уже случились скорбные обстоятельства, говорится следующее:

Василий Великий (Нравственные правила. пр. 62, гл.3): «А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты. Чаша Христова): «Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия».

4. Так как человек живет в самости, а именно в самонадеянии, самопопечительности, самоуверенности и т.д., то для того чтобы мы научились надеяться на Бога, уповать на Его попечение о нас и расстались со своей самостью, Господь заповедал нам постоянно просить помощи у Него.

Киприан Карфагенский (Книга о молитве Господней): «Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14, 38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, чтобы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью».

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь. ч.3): «Во времена скорбей и опасностей, видимых и невидимых, особенно нужна молитва: она, бу­дучи выражением отвержения самонадеяннос­ти, выражением надежды на Бога, привлекает к нам помощь Божию. Всемогущий Бог соделывается деятелем молящегося в затруднительных обстоятельствах его и изводит из них раба Свое­го дивным промыслом Своим».

5. Выше было отмечено, что зло исходит от врага, а значит, к прошению об избавлении от всякого зла, относится и прошение избавить от козней диавольских.

Киприан Карфагенский (Книга о молитве Господней): «Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: «и не введи нас во искушение». Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. …Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим…. Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова».

На этом мы закончим говорить о правых суждениях и перейдем к вопросу об исполнении ими заповедей Божиих.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.