Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2022-11-14 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Каждому из нас известны заповеди о прощении других людей. Вот они:
Еванг. от Луки 6,37: «Прощайте, и прощены будете».
Еванг. от Матфея 6, 12: «Отче! Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
Еванг. от Матфея 6,14-15 и от Марка 11, 25-26: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Еванг. от Матфея 18, 21-22: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?— отвечал: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».
Послание Ап. Павла к ефесянам 4, 32: «(будьте) друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Послан. Ап. Павла к колосянам 3, 12-13: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».
Все эти заповеди неуклонно соблюдались истинными христианами, потому что они всегда помнили, что прощение других людей, это, прежде всего, прощение Богом их грехов.
Иоанн Златоуст (т.2, ч.1, бес.20):«…мало ты простишь - мало и тебе будет прощено; много простишь - много и тебе будет прощено; простишь от чистого сердца - так и Бог тебе простит; простив врагу, ты еще сделаешь его и другом своим - так и Бог поступит с тобою. Итак, тем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что он становится причиной прощения нам большего числа грехов».
Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, бес.15): «Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там; если же вражда останется, между тем наступившая смерть прекратит ненависть, то там необходимо постигнет тебя суд. Как многие из людей, ссорящихся друг с другом, если решают ссору между собою дружелюбно вне судилища, то избавляются от убытка, страха и многих опасностей, полагая конец ссоре по желанию обеих сторон; если же обращаются к судье, то бывает часто и трата денег, и наказание, и нескончаемая остается вражда; так точно и здесь, если мы прекратим вражду в настоящей жизни, то избавимся от всякого наказания, если же, оставшись врагами, придем на то страшное судилище, то непременно подвергнемся крайнему осуждению по определению Судии, и получим неизбежное наказание оба: и несправедливо гневающийся – за то, что несправедливо гневается, и справедливо гневающийся – за то, что злопамятствовал, хотя и по справедливости, потому что, хотя бы мы и несправедливо терпели зло, нужно давать прощение обидевшим».
|
Максим Исповедник (Толкование на молитву Господню): «(В Боге живущий) …предстает перед Богом примером добродетели и, если так можно сказать, призывает Неподражаемого подражать себе, говоря: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», он молит Бога быть таким, каким он сам был в отношении к ближним. Ибо если он желает, чтобы и Бог простил ему так же, как он сам простил долги согрешившим против него, что как Бог бесстрастно прощает тех, кого прощает, так и он прощает согрешивших, оставаясь бесстрастным к тому, что случается с ним, а поэтому не допускает, чтобы ум (его) был запечатлен воспоминаниями о прежних скорбях, являя себя человеком, не отделяющимся от других людей и не расчленяющим (единое) естество (человеческое)».
Прощение показывает силу нашего милосердия и человеколюбия.
Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе): «Что есть милосердие? Милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и проч.».
|
Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, гл.3): «Господь хочет, чтобы мы были кротки к виновным, незлопамятны к согрешающим против нас, прощением их приобретали прощение себе и сами предуготовляли себе меру человеколюбия».
Также праведники, прощая своих обидчиков, подражали Богу.
Иннокентий Херсонский (Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Гл.23): «Когда кресты были укреплены в земле, воины, как обычно, сняли с Иисуса Христа всю одежду, взяли пречистое тело Его, приподняли на крест, распростерли руки и начали прибивать их к дереву гвоздями. Потоки крови полились на землю... Вместо стонов и воплей, обыкновенных и неизбежных в таком случае, из уст распинаемого Господа послышалось другое: в ту минуту, когда, по всей вероятности, ожесточенные враги Его со злобной радостью впились взором в Его лицо, ожидая видеть выражение муки, Господь кротко возвел очи к небу и сказал: «Отче, прости им! Ибо не ведают, что творят». …Заповедав последователям Своим молиться за врагов, Богочеловек подает теперь пример этой высокой молитвы, подает в минуту ужаснейших страданий от врагов Своих. Непосредственно слова этой молитвы, конечно, относились к распинавшим воинам (которые виновны были не тем, что исполняли дело своего звания, но что, подчинившись желанию иудеев, обнаруживали излишнюю жестокость); но по сути своей ходатайственная молитва Господа обнимала собой всех врагов Его: из нее не исключался ни Каиафа, ни Пилат, ни Ирод. Ибо все они, по своей злобе или по лукавству, действительно не знали сами, что делали. «Ибо если бы знали, — говорит св. Павел, — то не распяли бы Господа славы». Впрочем, это не значит, что не было виновных в смерти Господа. Кто бы не смог понять, если бы захотел, того, что понял и с такой силой исповедал даже отчаянный Иуда? Поэтому-то и Господь говорит: «Прости им!»».
Исполнение заповеди о прощении враждующих более всего угодно Богу.
Исидор Пелусиот (Письма, ч.3, п.14): « Примирение нас друг с другом всего вожделеннее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не позволяя возникнуть им, а возникшее исторгая с корнем».
Иоанн Златоуст (т.4, беседа 27): «в этом (примирении с врагами) - самый лучший путь угождения Богу, в этом - самое верное отличие боголюбивой души, когда мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом».
|
Феофан Затворник (Созерцание и размышления. Ст. Прощение обид): «Ничто так не сильно пред Господом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия. …Прощение обид есть добродетель самая привлекательная, тотчас приносящая за себя награду в сердце».
Но и более того, истинно прощая, христиане уподобляются Богу.
Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1,гл.7): «Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие, одна из величайших черт Богоподобия».
Иоанн Златоуст (т.7, ч.1, бес.19): « …ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас».
Григорий Нисский (О молитве, сл.5): ««Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» Слово, простираясь вперед, вошло на самый верх добродетели. Ибо словами молитвы изображает, каким по его требованию должен быть приступающий к Богу; показывает, что он уже вне пределов естества человеческого и уподобляется по добродетели Самому Богу, так что, делая то, что свойственно делать одному Богу, по-видимому, и сам делается вторым богом. Ибо оставление долгов есть Божие свойство, и свойство преимущественное, - сказано: никто же «может прощать грехи, кроме одного Бога» (Лк.5:21). Поэтому если кто в жизни своей уподобился отличительным чертам Божия естества, то сам некоторым образом делается тем же, с кем сходство показал в себе точным уподоблением».
Далее мы еще будем говорить о прощении, а сейчас кратко перечислим основные способы прощения.
Во-первых, прощение того, кто сделал тебе зло, может происходить двумя видимыми путями: 1) когда у тебя просит прощение оскорбитель и 2) когда не просит. Праведным реакциям более характерно прощение, когда у тебя не просит прощения обидчик, но ты первый просишь у него. Так же мы видели из примеров, что праведники зачастую сами просили прощения, когда были невиновны.
Во-вторых, прощение бывает скорым и нескорым. Праведники прощали людей тотчас, несмотря на то просит ли обидчик прощения или нет.
|
Патерик (Евергетин, гл.45, ст.65): «Старца спросили: «Что такое смирение?» «Это если твой брат согрешит, — ответил старец, — а ты простишь его еще до того, как он попросит у тебя прощения».
В-третьих, в отличие от нас, грешных, истинные христиане легко прощают враждующих против них.
Феофан Затворник (Созерцание и размышления. Ст. Прощение обид): «Это - высота, которая кажется для нас недосягаемою, но на которую, однако ж, начавший как следует прощать, восходит легко, натурально, без особенных напряжений».
Заповедь о любви к врагам
В выше приведенных примерах видно, что праведники не считали обижающих их людей своими врагами. Их прощение выражало любовь к согрешающим и сожаление о них. Этим они соблюдали заповедь о любви к врагам. Вот эта заповедь:
Еванг. от Матфея 5,44-48, Луки.6,27-36: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Скажем кратко об основных вопросах, касающихся темы о любви к врагам.
1. Во-первых, напомним, что:
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 267): «Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить».
2. В чем выражается истинная любовь?
Григорий Двоеслов (40 бесед…, 27): «…истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога».
Григорий Двоеслов (40 бесед на Евангелие. Бес.35): «долготерпеливая любовь состоит в том, чтобы переносить посторонние оскорбления, а милосердствующая — в том, чтобы любить даже тех, от которых терпит».
Василий Великий (Правила кратко изложенные, вопр. 175): «Из чего видно, кто любит брата по заповеди Господней, и чем обличается, кто любит его не так? Ответ: У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его. Потому блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез сие подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который, как написано, приобретает сим несравненную выгоду. Да и Павел Апостол свидетельствует, говоря: «страдает ли один член, страдают с ним все члены», без сомнения, по закону любви о Христе; и «славится ли один член», очевидно, в рассуждении цели благоугождения Богу, «с ним радуются все члены» (1Кор.12, 26). А кто не так расположен, тот явным образом не любит брата».
|
Максим Исповедник (Первая сотница о любви, ст.71): «Совершенная любовь не разделяет единого естества людей по различным их нравам; но всегда, смотря на оное, всех людей равно любит: добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдая за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, сделать и их себе друзьями; но если и невозможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя впрочем каждый сам себя делает достойным или славы, или мучения адского».
Игнатий Брянчанинов (Письма к мирянам, п.232): «Любите врагов ваших – говорит Евангелие, - благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5, 44). Здесь ясно и определительно изображено в чем должна состоять любовь к врагам: в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, т.е. в благих словах о них и в благодарении Бога за наносимые ими напасти, в благодарении им соответственно силам и духовному преуспеянию, в благотворении, которое может простираться до вкушения телесной смерти для спасения врага. Пример такой любви к врагам явил Спаситель».
Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди. 3-я запов. блаженства): «Христианская добродетель заключается в том, чтобы не только не ненавидеть врага, а даже любить его, благодетельствовать ему, молиться о нем Богу, то есть видеть в нем ближнего своего, такого же, как каждый из нас, призванного к спасению, но духовно недугующего, а потому нуждающегося в нашей помощи и даже служении ему».
Именно так, с истинной любовью относились к враждующим праведники, о которых мы читали выше.
3. Тот человек, кто сострадает тому, кто сейчас охвачен злом и враждует против него, становится выше естества человеческого.
Игнатий Брянчанинов (т.5, Советы относительно душевного иноческого делания, гл.31): «Любовь к врагам есть высшая степень узаконенной Евангелием любви к ближнему. Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу».
Дмитрий Ростовский (Поучение 1-ое в неделю 19-ю по Святом Духе): «Поскольку же человеку свойственно не любить врагов, то и любовь к ним будет уже явлением вышеестественным, а все вышеестественное есть чудесное. Вполне последовательным является то, что всякий любящий врага своего есть чудотворец, ибо он, побеждая и превосходя свое природное естество, достигает добродетели вышеестественной. … А то, что любящий врага своего есть чудотворец, я вот начинаю выяснять таким доводом. Прежде всего я спрашиваю: что есть чудо? Отвечаю: чудом называется то, что бывает выше естества. Ведь все, что происходит естественно, не чудесно, никто сему не удивляется и не называет чудом; только то считается и действительно есть чудо, что превосходит всякое естество, всякую силу природы. …Не удивительно, если кто любит любящих его, ибо это естественно, но удивительно то, если кто любит врага своего, ибо это противоестественно. Поелику любить врагов есть вещь, стоящая выше природы, есть добродетель вышеестественная, превосходящая человеческое естество, следовательно, любящий врагов есть чудотворец».
Как чудотворец помогает другим людям, так и любящий своей любовью помогает враждующему.
Дмитрий Ростовский (Поучение 1-ое в неделю 19-ю по Святом Духе): «Какой врач и какое врачевство сильно исцелить такую слепоту (ума при гневе)? Сильно незлобие, любовь и благодеяние того, на которого гневливый напрасно разъяряется. Гневливый, видя, что тот, на которого он гневается, не только не гневается взаимно, но даже проявляет особенную любовь и побеждает зло добром, — перестает гневаться и стыдится самого себя, познавая свой грех и неповинность другого. Так было между гневливым Саулом и незлобивым Давидом. Желающий может прочесть об этом в первой книге Царств…. Если кто имеет какого-либо недруга, гневающегося и напрасно ярящегося на него, он же, любя своего врага и благодетельствуя ему, превращает его из недруга в друга и из гневного в любящего, тогда такой просвещает слепого. Он отнимает от умных очей того безумное помрачение и делает его видящим и познающим свой грех, познающим то, что он гневается на неповинного».
4. Также как и исполнение заповеди о прощении, так и исполнение заповеди о любви к врагам необходимо, прежде всего, исполняющему ее.
Илия Минятий (Слово о любви к врагам): «…заповедь о любви к врагам не только не противна природе, но, наоборот, полезна для нее, ибо только ее спокойствие может сохранить ее в здоровье. Не выполнять такую заповедь, значило бы противиться своей природе и открыто признавать себя или неразумным, или даже не человеком».
Иоанн Златоуст (т.11, ч.1, бес.7): «Любовь к врагам есть любовь к Богу, даровавшему заповеди и законы, есть подражание Ему. Знай же, что, оказывая благодеяния врагам, ты благотворишь не им, а себе, не их любишь, а повинуешься Богу».
Так, любящий враждующих против него, прежде всего, искореняет в себе гордость, самолюбивую печаль, гнев и другие страсти (подтверждение этому мы получим в 4 главе этой темы).
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!