Обязанности и права членов ПМПк — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обязанности и права членов ПМПк

2022-11-14 28
Обязанности и права членов ПМПк 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

6.1. Специалисты ПМПк имеют право:

- вносить предложения по профилактике физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и созданию психологически адекватной образовательной среды;

- вносить предложения по работе ПМПк и обсуждаемым проблемам;

- выбирать и использовать методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.

6.2. Специалисты ПМПк обязаны:

- не реже одного раза в квартал вносить в карту развития ребенка сведения об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;

 - руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;

 - сохранять конфиденциальность сведений, некорректное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье;

- защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей).

Ответственность

7.1. ПМПк несет ответственность в случаях:                                                                                         - невыполнения либо выполнения не в полном объеме и не в установленные сроки функций, отнесенных к его компетенции;                                                                                                               - несоблюдения действующего законодательства;                                                                                   - несвоевременной и недостоверной отчетности.                                                                                     7.2.Персональную ответственность за деятельность ПМПк несет его председатель.

 

Приложение № 6

 

 

Методические рекомендации по психолого–педагогическому сопровождению деятельности воспитателей инклюзивных групп

 Методические рекомендации смогут помочь всем участникам воспитательно-образовательного процесса:

- заведующим в создании нормативной базы инклюзивной группы;

- старшим воспитателям в организации и планировании методической работы в инклюзивной группе;

-воспитателям инклюзивных групп в организации и планировании воспитательно-образовательного процесса в инклюзивной группе;

-специалистам сопровождения в организации и планировании деятельности.

Используемые модели инклюзии:

1. Полная (ребёнок с ОВЗ посещает дошкольную группу наравне со здоровыми детьми)

2. Частичная (ребёнок воспитывается дома, посещает ГКП)

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя строится на принципах строим в соответствии с принципами:

-диалога;

-личностной ориентации;

-общения на равных;

-гласности;

- уважения

Группы методов и приёмы, используемые в работе:

1.Выявление мнений (интервью, теле - интервью, выступления в СМИ, анкетирование тестирование опрос)

2. Наглядные (памятки, рекомендации, презентации, компьютерное моделирование) 3. Аналитические (управленческое консультирование, метод анализа ситуаций - кейс - метод, анализ занятий, праздников, проблемных ситуаций, экспертиза, Дни регуляции и коррекции)

 

4. Аргументации (диалог, метод противоречия, метод «извлечения выводов, акцентирования)

5. Практические (семинары - практикумы, мастерские, школы педагогического мастерства)

6. Словесные (беседы, консультации)

7. Оценки (оценка конкурентоспособности ДОУ, оценка инновационных потенциалов коллектива, оценка рисков и шансов, оценка эффективности нововведений)

8.Генерирование идей (мозговая атака, деловые игры)

Предложенные нами рекомендации располагаются в следующем порядке:

1. Нормативная база открытия инклюзивных групп:

- приказ заведующего об открытии на базе ДОО инклюзивной группы

-учебный план с пояснительной запиской

-положение об инклюзивной группе

-договор с родителями детей с ОВЗ

-должностные обязанности

-договора со специалистами из других учреждений

- приказ о назначении ответственных лиц

-индивидуальная адаптированная программа

-календарно - тематическое планирование по следующим направлениям:

- музыкальное развитие;

- физическое воспитание;

- познавательно-речевое развитие;

-сенсорное развитие;

- интерес к изобразительной деятельности;

2. Диагностический инструментарий (анкеты, тесты).

3. Планы, программы.

 

4. Дидактические материалы, пособия (памятки, консультации, сценарии совещаний, тренингов, конкурсов).

Думаем, что особую пользу методические рекомендации принесут на начальном этапе вхождения всех участников воспитательно-образовательного процесса к инклюзии.

Вхождение воспитателя в инклюзивное образовательное пространство.

На этом этапе проводится разработка пакета документов воспитателя: договор с родителями, положения, изменения в уставе, составление индивидуально - адаптированных программ для детей с ОВЗ, разрабатывался функционал обязанностей воспитателя и специалистов сопровождения.

Преобразование и поиск наиболее рациональных методов и приёмов психолого- педагогического сопровождения.

Педагогическое сопровождение воспитателей со стороны старшего воспитателя состоит в корректировке индивидуальных адаптированных программ, подготовке к занятиям, организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников инклюзивной группы, организации игровой деятельности, проведении мастер-классов более опытных психологов, педагогов, имеющих опыт работы с такими детьми. Проведение семинаров-практикумов по проблемам обучения и воспитания в инклюзивной группе, разработке плана самообразования.

Сопровождение со стороны учителя - логопеда заключается в консультировании воспитателей и других специалистов сопровождения, в знакомстве с особенностями речевого развития детей, оказании консультативной помощи воспитателям по исправлению речевых недостатков у детей с ОВЗ, в рекомендациях по проведению настольно - дидактических и речевых игр, в рекомендациях по приобретению детской литературы для чтения и пересказа.

Сопровождение со стороны заведующего ДОО заключается в обеспечении группы необходимой материально технической базой, внесение дополнения в положение о распределении стимулирующего фонда.

Развитие личности воспитателя на пути к профессионализму.

  Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого, умеет самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка, методически правильно составляет документацию, самостоятельно грамотно дает советы и рекомендации родителям, может самостоятельно решить проблему, безболезненно выйти из конфликтной ситуации.

Достижение положительных результатов в педагогической и психологической деятельности, профилактика профессионального выгорания.

    Здесь психолого-педагогическое сопровождение психолога, старшего воспитателя и других специалистов сопровождения необходимо для отслеживания результатов деятельности воспитателя через опросы, анкетирование родителей, коллег воспитателей, беседы с детьми, индивидуальное консультирование воспитателя. Воспитатель может самореализоваться в конкурсе педагогического мастерства.

  Главными факторами, стимулирующими развитие педагогов ДОО являются:

Методическая работа, наличие системности в ней.

Административно-управленческие факторы - установление добрых открытых отношений с руководством, при которых снимаются страх быть не понятыми и напряжённость.

Психологические факторы (добрая творческая атмосфера в коллективе, доверие, понимание, поддержка, конструктивная проработка конфликтов).

Материальные факторы.

Внедрение идей инклюзии ДООя требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров.

Поэтому педагогическому коллективу ДОО необходимо решать ряд специальных задач:

— реализация права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

—  сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ОВЗ;

— реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

 

—  выстраивать индивидуальные коррекционно - образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;

— обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

— способствовать гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

— оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.

Условно организацию подготовки педагогов можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Цель подготовительного этапа - формирование положительной мотивации к педагогической деятельности в условиях инклюзивного обучения, и приобретение системы знаний, необходимых для её осуществления.

Задачи 1 этапа:

1. Изучение нормативно-правовую базу инклюзивного образования.

2. Создание предметно-развивающей среды для работы с детьми ОВЗ в ДОО.

3. Изучение типологических особенностей детей с ОВЗ и методов коррекционной работы с ними.

1. Изучение нормативно-правовой базы инклюзивного образования.

· Конституцией РФ.

·  Конвенцией о правах ребенка.

· Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

· Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

·«О психолого- педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.

· ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.

· ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).

· Семейного кодекса РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).

·  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом №1082 от 29.09.2013г.

· СанПиН 2.4.1.3049-13.

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом №1014 от 30.08.2013г.

И другие нормативные документы регламентирующие инклюзивное образование в ДОО.

     После изучения  нормативных документов учреждение разрабатывает свои локальные нормативные акты,например:

· Правила приёма детей в дошкольное учреждение, в котором включены пункты о правилах зачисления детей с ОВЗ в общеобразовательные группы;

· Положение о группе комбинированной направленности; в котором указаны правила зачисления в такую группу, организация коррекционной работы, обеспечение работы с детьми по разным образовательным маршрутам (программам);

· Положение о ПМПк учреждения;

· Положение о нормах профессиональной этики педагогов; в котором уделено внимание нормам этики в общении с детьми, сотрудниками, администрацией, родителями, которые после рассмотрения их на заседании родительского комитета введены в работу, а у родителей есть возможность полностью знакомиться с ними на сайте ДОО. И т.д.

2. Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований:

· разработку и введение адаптированной программы для детей с ОВЗ. На педагогическом совете был рассмотрен проект адаптированной программы, разработанный рабочей комиссией.

·введение в штат педагогических работников учителя-педагога,педагога-психолога. Причем наше МАДОУ ввело его в рамках имеющегося финансирования на 2015,2016 год, без дополнительного финансирования из бюджета.

· обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами; педагоги учат детей в группе с заботой относиться к детям, вовлечение их в совместную деятельность,  игры и т.п.  «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.

·  широкое использование на занятиях с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата;

·подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

· построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;

· постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

·поощряется и поддерживается любое проявление детской инициативы, любознательности, создание ситуаций успеха,

·установление продолжительности занятия в зависимости от степени сложности его содержания и от состояния ребенка в данный день,

· преемственность в работе воспитателя, психолога, логопеда и дефектолога: на аналогичном материале в рамках одной темы,

·  обязательным условием является тесное сотрудничество с родителями.

3. Изучение типологических особенностей детей с ОВЗ и методов коррекционной работы с ними.

Основной целью второго этапа является психолого-педагогическая поддержка воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту, приобретение опыта практической деятельности в условиях инклюзивного образования.

Задачи 2 этапа:

1. Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

2. Психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование.

3.Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.

4. Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с ОВЗ.

Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОО в организации и проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПк.

    С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого - выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОО:

·  выносится коллегиальное заключение,

· составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,

·разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,

·анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.

·в конце учебного года на консилиуме мы будем обсуждать результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Психолого-педагогическая коррекция профессионально значимых качеств умений и навыков педагога, и их совершенствование.

Специалисты сопровождения постоянно оказывают консультативную помощь педагогам по работе с детьми с ОВЗ. Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов и педагогов во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности. В группах комбинирующей направленности для детей с ОВЗ совместная деятельность всех специалистов и педагогов ДОО строится на основе дополнения и углубления влияния каждого из них.

Эффективными являются следующие формы взаимодействия:

· взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных форм и методов работы с детьми с ОВЗ,

· ежемесячное координированное планирование деятельности педагогов и специалистов, в связи с проблемами в освоении индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ,

· выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога,

· взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми с ОВЗ.

Психопрофилактическая работа по снятию психоэмоционального напряжения у воспитателей.

· Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию,             углубление профессионального самосознания, через специальные игры и упражнения, повышение профессиональной самооценки педагогов.

·Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, подержания оптимального уровня психических состояний и их применение на практике,

Оптимизация взаимодействия педагогов с семьями, имеющих детей с ОВЗ.

Коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.    

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Основными направлениями работы  с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ являются:

· создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

· установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».

·объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;

· соблюдение единых требований к ребёнку;

   Все родители, имеющие детей с ОВЗ, посещают 1 раз в месяц специалистов сопровождения. Изначально с ними заключен договор на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей и на посещение детьми группы комбинированной или инклюзивной  направленности.

   Педагоги  проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

Основной целью итогового этапа является дальнейшее развитие инклюзивной компетентности воспитателей и творческое применение полученных знаний, навыков и умений в практической деятельности.

Задачи 3 этапа:

1. Проанализировать эффективность проделанной работы по формированию инклюзивной компетентности воспитателей в условиях ДОО  по результатам самоанализа.

2. Способствовать дальнейшему профессиональному развитию педагогов на основании полученных результатов самоанализа.

 Самое главное это необходимость менять сознание педагогов и общества в отношении нахождения рядом с ними «таких» детей. Для этого понадобятся многие годы. Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

 

Приложение № 7

Рекомендации для воспитателей по организации и алгоритме действий при появлении в группе ребенка с ОВЗ

 

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

составляет индивидуальные планы развития;

проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;

Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

Осуществляет укрепление здоровья детей;

Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет спо­собствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы ус­ловий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и ста­новление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведе­ние гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной ра­боты: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адапта­ция—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испыты­вать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмо­циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, нала­дить контакт с ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходи­мо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступ­ные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методичес­ких приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанни­ков и способствующие нормализации эмоционального поведения, форми­рованию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной де­ятельности.

 

 

 

Приложение № 8


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.