Практическая работа с семьей аномального ребенка — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Практическая работа с семьей аномального ребенка

2022-11-14 35
Практическая работа с семьей аномального ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работу желательно строить по следующим направлениям:

1. Проведение психологического диагностирования семьи,

2. Разработка основных направлений работы,

3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.

     Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности.

      Примерный инструментарий для диагностирования семьи: наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты (16-факторный личностный опросник Кеттелла, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер), опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест Люшера)

      Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы – помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;

- Раскрыть собственные творческие возможности,

- Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;

- Вооружить родителей различными способами коммуникации;

- Научить помогать и поддерживать друг друга;

- Помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;

- Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;

- Снятие тревоги и страха отвержения;

- Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;

- Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.

Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:

- Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;

- Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;

- Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.

 

Формы и содержание работы с семьей.

   Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации.

  Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.

    Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.

   Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса).

Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными. Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Психолог поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, поможет снизить чувство тревоги.

    Неэффективность лечения «особого» ребенка порождает у родителей чувство разочарования (2 фаза семейного кризиса). Успешность принятия членами семьи их образа жизни определяется степенью дифференцирования их «я» от других. Психолог должен принять отказ семьи считаться с реальностью и помочь им сформулировать, возникающие у них проблемы. Каждому предлагается определить, какое влияние лично на него оказывает диагноз о неизлечимости ребенка. В случае необходимости психолог помогает членам семьи освоить новые роли и взять на себя новые обязанности для улучшения функционирования семьи. Он может помочь родственникам примириться со сниженными возможностями ребенка, поможет выявить причины своего гнева и беспомощности.

   Индивидуальные встречи с членами семей, воспитывающих детей инвалидов позволили выделить отличительные черты родителей: ранимость, чувство изолированности, обособленность от жизни. Мамы говорили о том; что чувствуют себя «изгоями» общества, что некоторые люди относятся к ним и к их детям подозрительно, стараются держаться подальше. Дети, имеющие сложные множественные дефекты психического и физического развития, посещают группу «особый ребенок» в детском саду. В силу состояния здоровья, психика родителей в течение длительного времени (а именно, с момента рождения больного ребенка) подвергалась постоянному психогенному воздействию.

   Выбор групповых форм работы определяется рядом общих принципов, включаемых:

 Учет степени готовности к сотрудничеству,

Учет вариативных форм групповой работы.

     Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии.

    Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений. Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества.

Для полного раскрытия самосознания участку необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Родители, находящиеся в стадии «хронической печали» в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно – неуверенность, тревогу.

     На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей». Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. И ребенку в свою очередь было бы хорошо знать о тех чувствах, которые переполняют души родителей. Прежде всего открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи.

       Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие – трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Но родители, воспитывающие «особых» детей, объединены одной общей ситуацией, поэтому психологу в процессе необходимо стремиться к формированию таких взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы взаимопониманию. Родителям, постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми.

Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению родителей, к сплоченности группы.

Есть смысл организовать встречи братьев и сестер больных детей. Ведь дети и подростки иначе воспринимают проблемы, у них возникают определенные страхи и опасения, с которыми нужно поделиться. Не всегда такого рода встречи должны проходить с родителями, важно знать, что подобные затруднения испытывают не только они.

Родственники и друзья семьи могут принимать или не принимать особое состояние больного ребенка – это их право. Главное, что семья, где есть «особый» ребенок постаралась сама не разрушить семейные связи, не разорвать дружеские отношения со своими старыми знакомыми. Кто знает, может быть разговор по душам со старинным знакомым сможет облегчить решение какой-то вдруг возникшей конкретной проблемы.

  Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная задача психологического просвещения – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка. Психологическое просвещение – это групповая форма работы, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций.

 

Приложение № 9

 

Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида» реализующего основную общеобразовательную программу по модели «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников»

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основе международных актов в области защиты прав и законных интересов ребёнка, Конституции РФ, Законов Российской Федерации и Новгородской  области «Об образовании РФ», указов и распоряжений Президента РФ, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 30.08.13 № 000), постановлений и распоряжений Правительства РФ (в том числе, Письмо Минобразования РФ от 01.01.2001г. 3 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)», Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

1.2.Настоящее Положение регулирует деятельность МАДОУ, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) по модели «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников» (группа общеразвивающей направленности).

1.3. Интеграция и инклюзия признаются, как закономерные этапы развития системы специального (коррекционного) образования, логически продолжающимися и не противоречащими друг другу, обеспечивающими расширенный доступ к образованию и включению ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс.

Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при котором дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.

Инклюзивное или включенное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Внедрение процессов интегрированного (инклюзивного) образования в МАДОУ осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ в системе специального образования.

1.4.Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или) физические нарушения в развитии, подтвержденные в установленном порядке.

В состав данной категории входят:

· дети с нарушениями слуха,

· дети с нарушениями зрения,

· дети с тяжелым нарушением речи,

· дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи,

· дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

· дети с задержкой психического развития,

· дети с нарушениями интеллектуального развития,

· дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

· дети с аутизмом,

· дети с комплексными (сложными) нарушениями развития,

· дети с иными ограниченными возможностями здоровья.

1.5.В рамках модели «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников» оказание образовательных услуг детям с ОВЗ осуществляется в функционирующей группе МАДОУ и предусматривает частичное включение ребёнка в образовательный процесс МАДОУ.

Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ по данной модели - обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1 года до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.

Задачи:

· обеспечение условий для социальной адаптации детей,

· интеграция детей с ОВЗ в единое образовательное пространство,

· сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей,

· формирование общей культуры, осуществление познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ (по полной общеобразовательной или индивидуальной программе) с учётом психофизических особенностей и возможностей ребёнка,

· обеспечение коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка,

· формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих социальную успешность,

· взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка,

· создание современной развивающей образовательной среды, комфортной как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, родителей и педагогического коллектива.

 

II. Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей по модели «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников».

2.1. Интегрированное (инклюзивное) образование детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть организовано:

- посредством открытия групп кратковременного пребывания;

- путем совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения;

- через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (патронаж, консультативные пункты, интегрированные группы пребывания и т.д.).

2.2.Инклюзивное образование детей с ОВЗ по модели «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников» организуется с согласия родителей (законных представителей).

2.3.Приём детей с ОВЗ в функционирующую группу осуществляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего МАДОУ, медицинского заключения лечебного учреждения, заключения ПМПК и осуществляется в общем порядке, установленном законодательством. Приём в группу может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест. Дети с ОВЗ включаются в списочный состав соответствующей возрастной группы.

2.4.Отношения между МАДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

2.5.При поступлении в детский сад МАДОУ направляет ребёнка с ОВЗ в случае необходимости и с согласия родителей (законных представителей) на ПМПК для получения заключения с рекомендациями по организации адаптационных и интеграционных мероприятий, воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ.

2.6.При наличии возможности в МАДОУ рекомендуется выделение штатной единицы – специалист сопровождения (тьютер), который в случае необходимости, по заключению ПМПК, будет обеспечивать сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение ребёнка с ОВЗ может осуществлять родитель (законный представитель).

2.7.На основе психолого-медико-педагогической диагностики ребёнка с ОВЗ проектируется его индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ). ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в МАДОУ. ИОМ включает индивидуальную образовательную программу и индивидуальную программу включения ребёнка с ОВЗ в интеграционную среду МАДОУ, который согласуется и подписывается родителями ребёнка. В ходе выполнения ИОМ подвергается корректировке и дополнению. В случае несовпадения сроков освоения программ для детей с ОВЗ оформляются отдельные индивидуальные маршруты обучающегося, где фиксируют прохождение программного материала.

2.8.Определяются условия и технология включения ребёнка с ОВЗ в функционирующую группу МАДОУ (определяется дозирование времени пребывания ребёнка с ОВЗ в МАДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения ребёнка с ОВЗ в МАДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график посещения ребёнком детского сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания ребёнка с ОВЗ увеличивается.

2.9.Содержание образовательного процесса в группе с инклюзивным ребенком  определяется основной общеобразовательной программой МАДОУ разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников и индивидуальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, составляемой на основе типовых, специальных, коррекционных, адаптированных или авторских программ с учётом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребёнка.

2.10 Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа коррекционной работы должна содержать:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;

- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения или медицинского учреждения;

- планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и итоговые).

2.11.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребёнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребёнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ.

2.12.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребёнка социальных и практически-ориентированных навыков.

 Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

2.13.Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы.

2.14.Коррекционная логопедическая помощь, в случае необходимости, оказывается в логопедическом пункте или логопедической группе на базе МАДОУ.

2.15.Медицинское сопровождение осуществляется под руководством старшей медицинской сестры и врача-педиатра на основе договора, заключённого между МАДОУ и детской поликлиникой. Совместно разрабатывается дифференцированная лечебно-оздоровительная программа ребёнка с ОВЗ с учётом диагноза, степени тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. При наличии возможности для осуществления лечебно-оздоровительных мероприятий вводятся дополнительные ставки: медицинская сестра по массажу, специалист и др.

2.16.Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля.

2.17.С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами, родителями ребёнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых результатов.

2.18.В процессе работы с ребёнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная интеграция в группу общего развития с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача, специалистов).

2.19.МАДОУ организует предметно-развивающую среду, обеспечивающую разным детям доступ к развитию их возможностей.

2.20.Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.

2.21.МАДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их медицинской, психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребёнка с ОВЗ.

2.22.МАДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребёнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой МАДОУ.

2.23.При выпуске из детского сада дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

2.24.МАДОУ должно взаимодействовать с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнёрами (родительскими организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений, ведущими работу по изучению инклюзивной практики.

2.25. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции (инклюзии) в среду нормально развивающихся сверстников.

2.26. Необходимыми условиями организации интегрированного (инклюзивного) образования в образовательном учреждении являются:

- создание адаптивной среды;

- повышение квалификации педагогов;

- создание психолого–медико-педагогического консилиума (далее – ПМП(к)) для организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.