Демократическаясистемаобщественногоустройстваиеевлияниенаvчеченскийменталитет — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Демократическаясистемаобщественногоустройстваиеевлияниенаvчеченскийменталитет

2022-11-14 22
Демократическаясистемаобщественногоустройстваиеевлияниенаvчеченскийменталитет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чеченский народподразделяется набольшое количествоэтническихгрупп,называемыхтайпами. На сегодняшнийдень тайпов насчитываетсяболее 150. В серединепрошлого века их число несколькопревышало 100, ав началепрошлого века, по чеченскимисточникам, было 59 тайпов. Каждыйтайп объединяет внутри себя группулюдей — более или менее близкихродственников со строгиминравственными обязательствами. Количестволюдей, включаемыхв тайп,зависит в основномот его древности. В очень древних тайпах степень родства условна и характеризуется всего лишь его обозначением. Зато нравственныйориентир таких древнихгруппчрезвычайновысок. "Если человек об этомзабывает, то емуоб этом напоминают. Независимоот того, являетсяли тайп наделе кровнородственной единицейили нет, он выступаетхранителем поведенческойкультуры чеченцев. Какговорят в народе, "тайп — это крепость адата(народных обычаев)".

 

Исполнениеэтих обычаевтребует напряжениянравственныхсил и материальныхзатрат (например, на гостеприимство). Не всемлюдям удается удержатьсянадолжном уровне. Тогда они отходят от традиции, т. е. от тайповыхнорм. Недаром существует выражение, гласящее:"чеченцембыть очень трудно". Отсюда следует, что тайповые обычаи— это не совсемто или иное сложившеесяправило, которое современемможет

 

52


 

менятьсяс настроениемобщества. Устойчиваятайповая структура,причастна к формированию этническогохарактерачеченца.

 

Тайны сыграливажнуюроль в сохранении чеченскогоэтноса, нашедшего в себесилы выдержатьПервую Русско-Кавказскую, с самой сильной армией мира. Этнология доказывает, что тайповаяорганизация возникла нес неба, т. е. не просто так, а в результате поисков и совершенствования".6

 

Есть преданиео том, что исконно чеченскиетайны (около 20) населяли область Нашхо в горах и оттударасселялись по всей Чечне. Эти таипы этнографыназывают "чистыми ". А те тайны, к которые вошли иноплеменники- "нечистыми".Однако подэтой условностью лежит легенда, по которой "чистые"тайпы тысячелетиямихранили, как священную реликвию,огромный медныйкотел, на которомдревней письменностью были обозначеныназвания"чистых" тайпов"Нечистым' тайпам удалосьзахватить этот котел и расплавить егона костре. Согласнодругим легендам, эту чеченскуюреликвию во время ПервойРусско-Кавказкой войны утопил в высокогорномозереКезенои-Лм имамШамиль, дабы темсамымпрочнее консолидировать чеченскую нацию в борьбе против русской агрессии.

 

Все тайпывели свою летопись. Поэтомучеченскиеманускрипты неслив себе бесценную информацию обистории народаи постоянно переписывалисьв зависимости от их физическогосостояния. Эти памятникиистории старейшемукаждого тайпа надлежало сохранять встрожайшейтайне, чтобы тайнывеков не могли оказаться предметомкичливости или ссоры междучеченскимигруппами. Использованиеэтих документов допускалось только судебнымиисполнителями высшего властного органа "Mehk-Khell" при разрешении внутриэтнических споров, обычноземельных. "Представителикаждоготайпа живут рассредоточение. Особеннокрупные тайпы распределены практическипо всей этническойтерритории чеченцев. Следовательно, тайпы выполняют функции этническогосплочения, ане. разделения этноса".6

 

Многие чеченскиетайпы ведут своепроисхождениеот иноэтническихоснователей. Естественно, что в первую очередь их основателямиявляются различныекавказские этносы. Но представлены здесьи более отдаленныенации:турки, арабы, евреи, индусы.)Втечениепоследних веков в чеченскийэтнос влились русские,украинские и польские группы. А еще ранее"делегировал" своих представителейи ряддругих европейских народов. Процессобразования новых тайпов продолжаетсяи в новое время. Так, во время тринадцатилетнейдепортации(1944 — 1957 гг.)вместес чеченцами проживали и депортированныенемцы, которыетакже образовали новый чеченскийтайп. Основателемэтого тайпа признаетсяМ. Вайсерт, по рождению являющийся "чистым" немцем (все его кровные родственникиживут в ФРГ). Сейчас он один из самых уважаемыхи почитаемыхчеченскихстарейшин. Чеченское общество, организованноес учетомпринципа свободы и равенства, консолидируетсяв крепкуюнацию с помощью тайпового механизма.

 

Демократическаяорганизация чеченцевбылаотмечена ещерусскими во времявойны в XIX веке. Вот как обэтом пишется в "ЭнциклопедическомсловареБрокгаузаиЭфрона" (т. 76, с. 786): "Этой социальной организациейобъясняетсята беспримерная стойкость чеченцевв долголетнейборьбес русскими, которая прославила их героическую гибель". Подобныежеоценки мы находим в сочинениях В. Потто "Кавказскаявойна": "Они нашли в нихупорного, неукротимого врага, физическиесилы, чистодемократическиеобычаии весь образжизни которого словно дышали

 

53


 

войной и волей". А вот еще пример. Русский генералА. Ермолов длятого, чтобы победить (в 1818 — 1819 гг.) ненавистный емународ, вел средисвоих солдат активную античеченскуюпропаганду. "Однако, — как пишет известный русский историк М. Н. Покровский, — ермоловскиесолдаты были иного мнения — и массово перебегалив демократическуюЧечню Вопрос овыдачеэтих беглецов был одним из наиболееострых и портивших отношения междурусской администрациейи чеченцами". (Покровский М. "Дипломатияи войны царской России в XIX столетии", Москва, 1924 г., с. 201.)

 

По мнению Я. Чеснова, именноблагодарядемократическойорганизациичеченского общества, его открытости, обеспечиваетсявхождениев этнос иноплеменников, восприятие ими чеченскогоязыка, обычаеви этническихценностей.

 

"Демократическаятайповая организация какформасамоорганизации обществаберет на себяи социально контролирующие функции.

 

Чеченскомуэтносуостается чистоидеологическоеполе, на котором бережно возделываютсясемена древнейкавказкойкультуры. Уженеобразно, а языком важнейших ориентации культуры можно сказать, что чеченскийэтнос направил усилия на завоеваниене пространства, а времени, на сохранение цепи времен. Это важнейшая этнологическаяособенность, многоеобъясняющаяи в культуреи в психике народа. Диалог народаво временисо своими собственными предками, сносителями других древних цивилизаций дал чеченскомуэтносуоткрытостьк диалогуи с нынешними современниками, в том числес русскойи другими культурами ".6

 

В настоящеевремячеченский этноспредпринимаеточередныепопытки освободиться от жестокогоколониального гнетаи возродить свою общественнуюорганизацию с учетомэтнической философии, направленной наосвоениевремени культуры.

 

Этнограф Ян Чеснов, занимающийсяглубокими исследованиямифеноменовчеченскогоэтноса, сделалрядинтересныхпредположений о высокойэнергетике личности чеченца. Исключив природный, а также ряддругих факторов, имеющих отношение и к другим кавказскимнародам, Я. Чеснов предлагает обратить "особое вниманиена тайповую организацию, как натуячейку, где рождается чеченская личность, наделеннаяособой энергией, пассионарностью.Отметим, что кровнородственная структура, например, первобытный род, породить такую пассионарнуюличность не способна. Ведь пассионарий — это человек, самостоятельно оценивающий ситуацию в силусвоего пониманиядолга и честии, в зависимостиот этого, принимающий решения, и в этом ставящий накартусвою жизнь. Пассионарийне образуют толпу, которая не характерна для чеченцев. Чеченскаяпассионарностъ исключаетохлократию (власть толпы). Среди пассионарныхкачеств, подчеркивающихся Л.Н. Гумилевым, готовность умереть за свои убеждениястоитвыше всехдругих качеств. Эта чертареализована чеченским народом тысячекратно”,6о чемговоритего этническийэпос, политическаяистория чеченцев последнихдвух столетий, наблюдения этнографов, словаА. Солженицынао несмирившихся "чеченах" в застенках сталинскогоГУЛАГа.Об этом говорит и сегодняшняягероическаявойна чеченцевс одной из самых могущественныхармий мира. И есливы сегодняспросите любого порядочногочеченца, готов ли онумереть за свой народ, то выполучите утвердительный ответ.А сотни примеров героическойгибели чеченскихсолдат подтверждают это.

 

54


 

В советские годы административно-тоталитарный режимразрушал все этническиеи традиционные социальныеструктуры, но тем не менее, органическиеосновы, составляющие демократическоесодержание чеченскогообщества, устояли. Коммунистическиеидеологи, чтобы обосноватьсвою политику, направленную на разрушение основ чеченскогоэтноса, пытались утверждать, что якобытайповая организацияпротиворечитзаконам и философии государства.

 

Как раз наоборот. Как показываетЯ. Чеснов, именнотайпы породилис незапамятных временорганы управления страной "Mehk-Khell" (Совет страны), т. е. представительныеорганы власти, что насегодняшнемязыке называетсяпарламентом. Но одним лишь Советомстранывсе неограничивалось. Это былацелаясистема государственного управления. Органы местногосамоуправленияназывались "Gala-Khell"(Совет города)и "Evla-Khell” (Совет села).

 

"Mehk-Khell" устанавливал строгие законы, опирающиесяна философию адата и контроля за их соблюдением. Как мыужеотмечали, роль этих законов и структур власти в поддержании порядкабыла выше правоохранительных органов многих современных государств. Так, чеченские"Mekh-Khell”еще столетияназадрешали вопросы, связанныесправамиженщины, ее защиты, решали вопросы воинской этики и т.п., что далековыходило за их нормирующую деятельность в сфереземлевладения, землепользования, торговли, обороны.

 

Созидательноевоздействие политическихтрадиций в национальной и государственной жизни чеченцевзависит от современногопониманиягосударства, в котором все меньшую роль должны играть аспекты насилия, и всебольшую нормы нравственного поведенияи сотрудничества.

 

"Чеченскомуобществуудалосьприйти всовременность, сохранив тесамые права человека, о которых сейчасмного говорят наЗападе.

 

Концепцию этих прав выработалв 18 веке Жан-Жак Руссо, явившийсяв Парижсо своими идеаламисвободного мира.

 

Так вот, чеченскоеобщество и есть типологическито самое, гдевырастали свои Вильгельмы Телли, борцы сдеспотическойвластью, отчуждающейв свою пользу права человека".6

 

Как показывают событиярусско-чеченскойвойны, чеченцы не растерялисвой нравственный потенциал, пребываяв качестве угнетенногонародана протяжении 132 лет и мрачных застенкахколониальной державы.

 

Из репортажа И. Ротарь в газете"Комсомольскаяправда", номер от 27 декабря 1994 года: "Этоудивительныйнарод!Когдавы (имеются в видурусские — Л.У.) вошли в Чехословакию, то русских женщин отказывалисьобслуживать в магазинах. За то, что ты русский, тебемогли плюнуть влицо. Здесьже местные(имеются в видучеченцы — Л.У.) боевики помогают русским старушкам!" —с удивлениемговорит мне коллегаиз Чехии"(П.Прохазкова- Л.У.).

 

В этом же репортажедалее: "Унас нет никакой злобы к русским, они не виноваты, что уних такое правительство. Клянусь Аллахом, мнежалко дажеэтих

 

55


 

восемнадцатилетнихмальчишек, которые воюют с нами. Я не хочуубивать этих ребят, но что мне остаетсяделать?"— не раз говорили мне чеченские ополченцы".

 

На протяжении всей русско-чеченской войнымирнаблюдал забесстрашиемчеченских солдат и народных ополченцевв неравных боях занезависимостьсвоейстраны. В тоже времявсе иностранныенаблюдателиобратили вниманиеи на благородное отношение чеченцев к поверженномуврагувлице военнопленных и раненыхрусских солдат. Избравшие тактикутеррора противмирных граждан, российскиевласти, по-видимому, были больше других озадачены тем, что чеченцы, несмотря на очевидное неравенство силвоюющих сторон, не приняли этот грязныйспособведениявойны и не подвергли ответномунасилию гражданскоенаселениеРоссии. Беспощадноеотношение со стороны чеченцев было лишь к русскимбандитам, прибывшимв качественаемниковна Кавказ для того, чтобы убивать и грабить мирноенаселениеЧеченской Республики.

 

Вышеизложенный — и поразивший всех, ктобывалв Чечне, феномен объясняется особенностямидуховной культуры, этикой равенства, милосердия к слабому, культом женщины и высокой нравственнойответственностью, котораязаложенав стройной демократическойсистемечеченскогообщества.

 

А наивысшаяценность человеческогобытия вментальностичеченцев определяетсяне географическимипространствами, чтоисторическинавязанорусскими, а личностной свободой. В нейи кроется причинатакогоупорногопротивостояния чеченцеввсякого рода посягательствамнасвою свободу, ане "генетическаяненависть"к русским. Ведь на самом делене "генетическаяненависть" к монголам, татарам, хазарам, а ещё раньше к гуннам, грекам и т. д., заставлялачеченцевпротивостоять их имперскимамбициям. Так что "ненависть" чеченцевк русскимисчезнет незамедлительно, кактолько прекратится терроризмРоссиипротив Чечни.

 

Чеченцы, выражаясьслонамилидера Демократического Сонюза В.Новодворской, на протяжении длительного временивели войнуи "белых перчатках". Итолько спустя 7 месяцев Ш. Басаев известной акцией принужденияпротивника к мирунапомнил мировому сообществуо том, какую грязную и преступнуювойнуведут российские власти против чеченскогонарода. Мировое сообщество, успевшеедо этой акции уже привыкнуть к массовомуубийствучеченских детей и женщин, вновь увиделовсеужасы разрастаниямирового терроризма. При этом чеченцы еще раз заявили, что они против войны, и потребовалиот российскихвластейотказатьсяот политики тотального террора против угнетенного народа.

 

Главнаяопасность терроризма, как это показало поведение русских в Чечне, заключаетсяв том, что такаяполитика деморализуетобщество, позволяя одним безнаказанно убивать и грабить, и принуждая других безучастно привыкатьк этому.

 

Чеченцыхотят, чтобыих оставили в покое насвоей земле, и нежелают идти по грязномупути политики террора. Ибо в этом случаеони уже врядли смогут называться чеченцами.

 

Вместозаключения

 

Теперь рассмотрим (в качествеважной определяющейэтническойхарактеристики и значимости для существованияэтносавообще) отношение чеченцевк землев

 

56


 

нравственно-политическомаспекте. Земляздесь нетолько кормилица народа, но и усыпальница ушедших поколений. Поэтому, с чеченской точки зрения, кощунственно претендовать на чужуютерриторию и немыслимопередавать еедругим. Здесь будет справедливодобавить, что подобноеотношение к чужой и своей территории в той или иной степени присуще всемкавказскимнародам.

 

Только этой философией объясняется тот уникальный феномен, что на Кавказе, столь незначительномпо территории, сохранилисьдесяткинародов со своимязыком, культурой, этническим самосознанием. Никто из болеесильных кавказскихнародов не завоевывалтерритории немногочисленных.

 

Это клеветническаяпропаганда Москвы, что кавказцы без России не уживутся между собой, мол, слишкоммного проблем. Единственный, ктосмог разрушить Кавказ, — это Россия. Всекавказскиепроблемы созданы на Кавказе только Россией, и она отнюдь не собирается их разрешать, и вовсенедляэтого ею заложены всеэтноконфликтные "мины". Только послеуходаРоссии с Кавказаможно решить эти проблемы.

 

Кавказ — это особый культурно-политический уголок мира. И Кавказдолжен жить по своим региональнымнормам, тем болеечто они являютсятемидеалом, к которому стремитсясегодня весь демократическиймир.Кавказ долженбыть единым.

 

Россия просто обязана уйти с Кавказа. Это будетблагомнетолько для кавказцев, но и для самого русского народа, сто национальной государственностии послужит началу новой эпохи в историиэтого региона— эры благожелательногорусско-кавказского равноправного сотрудничества. Кавказ больше недолжен оставаться сферойжизненно важных интересов других народов. Кавказ наконец-то должен стать сферойжизненно важных интересов самих кавказцев!

 

Кавказ всегда будет "горящимугольком наладони мира" (В. Шекспир), если не обретет свободу. Даже смешно думать о реализации на Кавказе каких-то глобальных экономическихпроектов, не разрешив его политическихпроблеми неустранивнасилиенад его народами.

 

Если жеКавказ получит свободу,то очень быстро он превратитсяв самыйцветущий, самыйжеланный и самыйгостеприимный уголок Земли!

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.