Онациональномхарактереигербечеченцев — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Онациональномхарактереигербечеченцев

2022-11-14 26
Онациональномхарактереигербечеченцев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиционнаянациональнаякультурачеченцев создаласпецифическуюсистему. В ранг абсолютавозведены честь и достоинстволичности, гостеприимство, культ предков и потомков, культ женщины и очага, искреннейлюбви и милосердияко всему сущему.

 

Только тот путешественник, который провел определенное время в горах Чечни, сможетпонять характер чеченцев,почувствовать духовную культуру, отношениек женщинам, высокий гуманизмв архаичных традициях рыцарства.

 

Что же такое чеченскийнациональный характер?

 

Вот что пишет в "АрхипелагеГУЛАГ" знаменитый русский писательА. Солженицын, самнепосредственнопереживший эпохусталинских застенков, в которых коммунистическийрежим проводилэксперименты по перевоплощениюлюдей в послушных скотов: "Чеченцев не упрекнешь в том, чтобыони когда-нибудь служили угнетению". И еще: "Но была одна нация, котораясовсем неподдаласьпсихологии покорности, — не одиночки, небунтари, а вся нация в целом. Это — чечены... Никакие

 

36


 

чеченынигде не пытались угодить или понравиться начальству, но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны... Ониуважали только бунтарей. И вот диво —все их боялись. Никто не мог помешатьимтак жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы". Это мнение можнодополнить эпизодом, описанным в немецкойлитературе1848 года:"... Чеченцы захватили (русскую)крепость иуничтожили еёгарнизон. Два русских генерала, Грекови Лисаневич, прибылис тем, чтобы произвести осадуэтой крепости. Чеченцыбилисьдо тех пор, пока унихне кончились боеприпасы, после чегостали выбегать с саблямив руках и пробиваться сквозь войска, осаждавшиекрепость. Командованиецарских войск вынуждено было вступить с нимив переговоры. Один муллабылприглашён навоенный совет. Бесстрашныйчеченец принялэто приглашение, однако генералы стали говорить обизмене, вероломстве. Гордыйруководитель отмёл эти упрёки и дал волю своей безмернойненависти... "Так вы соблюдаетезаконы гостеприимства?" -- сказал чеченец гневно и бросилсяна генералов, и продырявилих своим кинжалом. Раздался звон сабель. В комнату ворвались солдаты, но уже генерал Лисаневич, генерал Греков, один полковник и двоедругих офицеровпали от оружия (старика) муллы, прежде чем русские успели покончить с ним... "(см. М. Эдельбиев, статья ""Третий Рим" или Содружество. Историяи современность", газета "Кавказ",№ 267,1995 г.)

 

А вот оценки, данныерусскимиисторикамино окончанииПервойрусско-кавказской войны "самомунепокорному", апотомуи враждебному Российскойимперии чеченскомународу: "Чеченцы, какмужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайнокрасивыйнарод. Они высоки ростом, очень стройны, физиономииих, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны,ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют "французами Кавказа",но в то же времяподозрительны, вспыльчивы,вероломны, коварны, мстительны. Когдаони стремятсяк своейцели, дляних хороши все средства. Вместес тем, чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбрыв нападении, защите и преследовании. Это — хищники, каких немного средигорных рыцарей Кавказа;даи сами они не скрываютэтого, избираясреди царства животных своимидеалом волка". ("'Покоренный Кавказ". Очеркиисторического прошлого и современного положения Кавказа".ИзданиеА.-А. Каспария, С-Петербург, 1904 год.)

 

Самый почитаемыйи популярный зверьучеченцев — волк ("Воrz") лег в основу государственногогерба Чечни. Уважение к этомуживотномуобъясняетсятак: "Лев и орел являются олицетворениемсилы, но нападают они толькона слабого. Волк — единственный из зверей, кто осмеливаетсяидти на более сильного, чемон сам. Недостаток силы волк заменяет безграничной дерзостью, отвагой и ловкостью. Еслиже он проиграл битву, то умираетмолча, не выражаяни страха, ни боли. Иумирает, поворачиваясьлицомк своемуврагу. "

 

Каждый чеченецгордится, еслиего сравнивают с волком. Когда в похвале кчеченскомумальчикухотят подчеркнутьего ловкость и смелость, то говорят:"Его волчица вскормила". Волк в чеченскомязыкетолько женского рода. В чеченскомгимне говорится, что "Чеченцы родилисьв туночь,когда щениласьволчица", а в одной из фольклорных песенесть слова:"Волчицащенится в туночь, когда мать рожает чеченца ".

 

В XIX веке Российская империя, победнопрошедшая по Европе и закрепившаясяв Закавказье, пребывалав зените своейвоинской славы. Однако, несмотря насвое

 

37


 

безмерное могуществои высокую степень великодержавныхамбиций, ее война с целью аннексииСеверного Кавказарастянулась на многие десятилетия.

 

Чеченцы, какотмечается в "Этнографиинародов СССР" (С.А. Токарен, Москва, 195Н г.), оказали России во всехсеколониальных войнах "самоеожесточенное сопротивление".Не будучии состоянии победить чеченцевиным способом, русские войска использовалиантигуманные' методызавоевания. Они совершалирейды, уничтожая целые чеченские деревни, гдеиз-за отсутствия воюющих мужчин оставались одни женщины и дети. Русские убивали людей и скот, сжигали дома. Но, несмотряна это, чеченцы, каки другие кавказцы, никогда, дажев самые тяжелые моментысвоей истории, нетеряли своегодостоинства игуманного отношения к другим.

 

Это видно натаких примерах.

 

1. Нота протеста, посланнаяв 1844 годучеченцамии аварцами в адресроссийских властей:"Со временипоявлениянизких ног ваших на стесненных земляхи горах наших. Вывсегдаобманывалилюдей наших несправедливымисловами своими и подлогами, что неприличнолюдямблагоразумными действительнохрабрым, а в особенности великимгосударям, имеющим влияние, силу и средствадействовать против равного себеимогущим избавить угнетенных отпреследованияпритеснителей. Вы же всегдаразоряли имущество наше, жгли деревнии перехватывали людей наших, что хотя и неприятно было переноситьнам, но притесненияэти мы против желания носили насебе до сего времени" (см. "Движение горцев Северо-восточного Кавказав20 — 50 гг. XIX века". Сборник документов. Махачкала, 1959 г., стр. 424).

 

Здесьощущаетсяи дух терпеливости, назначении которого в ментальностичеченцев мы остановимсяниже.

 

2. А вот какоеписьмо отправил ИмамШамиль одномуизсвоих полководцев в тот же период войны: "От правителя правоверных Имама Шамиля своемубратуХамзату. Я получилсообщение, что Вы напали напротивникови пленилиих. Вы доложили мне, что Вы нанесли удар нашемупротивнику, соседу Гехи. Это было время урожая. В этом годузасуха. У нашего противника урожай тоже плохой. В такой периодмы неимеем права перед Богом нападать нанего. Немедленновернитеих пленных людей. Возвращайте пленных, возвращайте скот, которыйВы угнали..."(М. Мугумаев, "Наша сила— в единстве", Москва, 1993, с. 41).

 

3. А.А. Бестужев-Марлинский в "Письме к докторуЭрману"пишет:"...(Чеченцы) не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. "Зачем уничтожать дар божий и трудчеловека", — говорили они... И это правило горского "разбойника" есть доблесть, котороймоглибы гордиться народы самыеобразованные, если бы они имели её... ". (см. Эдельбиев, ст. ""Третий Рим "или Содружество. История и современность", газета "Кавказ", №267, 1995 г.)

 

4. Во время битвы на рекеСунже 4 июля 1785 года был ранени пленен воевавший на стороне русских 20-летнийгрузинский князь П. Багратион. Однако, по сообщению академика П. Г. Буткова, раненому унтер-офицеру (позже - генералот инфантерии) была оказанамедицинскаяпомощь, и в знак уваженияза мужество, проявленноев бою, тот был доставленнапротивоположный берег и возвращен противникубезкаких-либо

 

38


 

условий (см. Н. Ф. Дубровин, "История войны и владычестварусскихна Кавказе", 1888 год, стр. 577).

 

Численностьчеченцев за время Первой Русско-Кавказскойвойны сократилась, примерно, вдесять раз. Причемоставшаяся часть народа во многом состоялаиз покалеченных людей, символомнепокорности которых ещена протяжении двух лет послепленения Шамиля оставался одноногий, однорукий и одноглазый чеченский предводитель Бойсхар Бено.

 

Многими современникамив XIX векетакаягуманитарная катастрофавоспринималась, как гибель чеченскогонарода.

 

Что поддерживаетэтот народв столь неимовернотрудные моменты истории?

 

Ответ, по мнению доктораС.-М. Хасиева, кроетсяв стройной,упорядоченной системе мировосприятия, конкретной, основаннойна подлинныхценностях, натурфилософии.

 

Философиячеченскойэтики

 

"В основувнедренияи восприятияправил чеченскойэтики ставиласьоднаидея — все хорошо, что возвышает личность, дает ей возможность проявлять свои человеческие потенции, —утверждает в своихисследованияхчеченскийэтнограф.1— "История — лишь дорога, по которой прошелсвой жизненный путьчеловекили народ. Сама она ничегоне говорит о прошедшем, " —говорят в народе. Другое дело,если идущий накопает тамямы, навалит камней, тогда уже не только его имя, но именавсех его семи предков будутупомянуты. Упоминаниесеми предков имеет глубокий смысл, т. к. за хорошие поступки благодарятсовершившего их, аза дурное у чеченцев обязательно упомянут предков. Но заставляячасто упоминать предков, по народным представлениям, сокращаешь жизнь своих потомков, т. к. предкамстановится стыдноза недостойное поведениеи они вынуждены бывают лечь лицомвниз. Предкамвообще не по душе хвастовство, они предпочитают делаи достойные деяния. Обыденные вопросы: ктоты? и чей ты?в чеченскойсреде вытекают из желанияоценить личность. Так выясняютсяпотенции возможных поступков и дел, потомучто тот, кто дорожит именемпредков, никогданепереступит грань междудозволенными недостойным.

 

Чтобы понять народ, необходимозаглянуть в его душу, мысли, узнать, чемон руководствуетсяв своих повседневных делах, постичьидеалы, к которым он стремится".

 

Рассмотримже некоторые мировоззренческиепонятия этого народа.

 

Согласно чеченскойлегендео происхождении человека, которую приводит С.-М. Хасиев, мир и люди вначалене разделялись по каким-то внешним признакам.

 

"Первоначально все нынепротивостоящеесвет и тьма, доброи зло представляло собой нерасторжимоеединство. Затемявилось желание"Laam", послечего шевельнулось нечто световоздушное, распространенноеповсюду(вездесущее), — "А" — и на определенный миг пришло в иное состояние, (искра, уголек), вокруг которогоначала концентрироватьсясветлаяблагороднаясубстанция "Daт " или "Мап", что и привело к образованию человека— Аdат. Но мир устроен так, что за добромследует зло, за днем — ночь. Это происходит из-затого, что противоположная сторона тоже стремитсяк

 

39


 

самореализации. В следующий раз вокруг "A" концентрируетсяне светлое, а темное (мрачное) — "jukk" и образуется "jukkhati”(антипод Аdата). Здесь проявляется фатализм,утверждающийнеизменнуюосновучеловеческойнатуры.

 

Аdат (человек) представляетсобойгармоничноетриединство, гдекаждойиз составляющих отводитсяопределенное место: "Sa " - свет, душа, дыхание;"Нjeknal" -ум (nje - мозг, kha - труд) и "Сharh" — тело, организм.

 

"Sа" —явление первичное,универсальное, и без него нет ничего сущего. Вокруг него при стечении благоприятных обстоятельствобразуется тело "Charh" (как кусочкимасла при сбивании сливок). Это и есть та искорка, уголек, вокругкоторого концентрируется "Dат". "Sа", как явление первичное, высшее, напрямую связанное снравственностью, толкает человека наблагородныепоступки. Именно "Sа" порождает стремление к правде, справедливости, добру.

 

"Charh" как элемент, занимающий самую низкую ступень иерархическойлестницы, представляетантипод "8а "и требует постоянного волевого контроля над собой. Стоит хотя бы на мигдать емупослабление, как он выходит изподчинения, и человек становитсярабом("Lai") своей плоти.

 

Ум— "Hjekhal' — результат работы мозга, связующее звено между первыми третьим началами. Он приходит позже них, а уходит, как правило, раньше. Ум изначально несет на себепечать противоречивости и содинаковым успехомможет стать на любую сторону. Если переходит на сторону"Sа ", тогда человек становитсяподлинным"Аdат". Еслиже "Hjekhal" берет сторону "Charh"и борется против "Sа", то изворотливость, коварство,ветреностьи лживость ума, дополненные бездеятельностью"Charh", низводят личность до"jukkhati".А"jukkhati"у чеченцев — это люди, которыеживут сиюминутными прихотями,ублажая свою плоть, а потомуони завистливы, аморальны, всегдаготовы поживитьсяза чужой счет ".

 

А вот что говорит ученый о культуреравенства:1

 

"Чеченская традиционнаякультура общенияосновываетсяна принципиальном равенстве всехлюдей и на неиспользовании, неподчеркивании своегопревосходства. Поэтомутот, кто ехал верхом, первымприветствовал пешего;тот, кто шел с горы вниз, — того, ктоподнимался, и т. д. Знакивниманияоказывалисьслабому, бедному, чтобы те не почувствовали своего ущербного положения. Народнаямудрость гласит, что если ты на коне,конь может пасть через несколько шагов, атот, кто был пеший, завтра может оказатьсянаскакуне. Недаром в чеченскомфольклорекрасной нитьюпроходит мысль, что среди людей всегданаходятся сильнеесильного, умнее умного, богаче богатого, поэтомупроявление кичливостинедопустимо.

 

До сегодняшнегодняучеченцев бытует мысль, что учеловечествакровь едина, а различаютсялюди и народы по своимпонятиям. Здесьпод понятиями подразумеваютсяязык, конфессиональнаяпринадлежность, обычаи и обряды. Но все это — вторичное, главное же— это общечеловеческаясущность. У людей едины физические потребности, горе и радость, рождениеи смерть, и перед ними всеравны. Так, например, согласно чеченскойтрадиции, непринято выделять украшениями памятники накладбище.

 

 

40


 

Эти основополагающиевыводы из человеческого общежитияпереносилисьчеченцами на отношение к природе. Для традиционногомировоззрениячеченцаживая и неживая природа не существовали в отдельности, также какне былопервостепенногои второстепенногов ней, т. к. все взаимосвязано и взаимообусловлено. Микро — и макрокосм, рациональное и иррациональное, гдесвязующим звеномявляетсячеловек, были включены в единую, доступную и понятную каждомусистемумироздания. В природе, как и в обществе, нет и неможетбыть ничего такого, начто человек мог бы смотреть свысока. Чеченскиепословицы, поговорки и притчи воспитывали у подрастающегопоколения уважительное отношениеко всемусущемуна земле. Вжизни нет мелочей: не оставляй вбитыйв землю колышек— будет болеть голова, не убивай лягушку— околеет корова, нелови бабочку— лишишь сеструрадости сердца., и т. п. Чеченцызадолгодо многих других народов перешли к медосбору, не уничтожим пчел. Коров доили, обязательноподдерживаявымя одной рукой, ударить домашнее животное считалосьнедостойнымчеловека. Ценилосьвоспитание человекаличным примероми внушением, ане телеснымнаказанием.

 

Все существующее в мире необходимо и полезно, и если в данную минутучто-то показалось ничтожным и бесполезным, то в будущем в немможет появиться острая необходимость ".

 

В то же время по представлениямчеченцев роль человекаво вселеннойи его ответственность за мирбеспредельны. Вот как об этомпишет С.-М. Хасиев:' "По представлениямдревних чеченцев вселеннаясостоялаиз трех элементов: верхнегомира(или мира Богов), нижнего мира (или мира духов)и мираземного, человеческого. Все три мирасоприкасалисьмеждусобой, и гармонию их поддерживалчеловек. Абстрактноони представляют собой три круга, где первыедва расположены по вертикали, и точка их соприкосновенияслужит центром третьему, земному, расположенномупо горизонтали. Общимцентром являлись очажная яма ("tush")и непосредственно связанныйс нею человек. (Кстати, столица древневосточного государстваУрартуназываласьТушпа. Философскийсмысл, который вкладывали урартийцы в ее название, легкообъясним, если к "Tuch" добавить "Pa/pha" — артерия, поселение,т. е. Tush-pa/Tush-pha ее основателиассоциировали сцентромВселенной.— Л. У.)

 

В мире вещей, предметов и явлений нет деления напервостепенноеи второстепенное. Все сущеевозводится в ранг божества, апотомутребует к себебережного, почтительного отношения. Трудно дажесказать, какой из взаимосвязанныхэлементов болеепочитался: божественныйили реальный. Системамиропониманияи мировосприятия позволялапредкамжить в гармонии сприродой. Все на земле имеет свое предназначениеи может бытьиспользовано человеком.

 

В основе оценки человеческогодостоинства —мератруда, затрачиваемогочеловеком на туили иную работу. Возможно, поэтомународная традиционная метрологияв определении пути не имеет общих единиц.8 "Charhlarma" — мера длины — меняетсяв зависимостиотусилий, затрачиваемыхчеловеком. Так, "charhlarma"в гору сокращаетсяв зависимостиот крутизны тропинки, тогда каквниз — увеличивается. "Urd" —площадь, вспахиваемаяза световой день одной упряжкой, вверху, естественно, чуть ли не вдвое меньше, чемна равнине, так какв горах пласт всегда отваливаютвниз со склона, и пашутне кругами, как на равнине. "Кеs" — трава, укладываемаязаодин рабочийдень жнецом. "Tsana" — площадь скашиваемогополя однимкосаремза световой день, и так далее...

 

 

41


 

Чувства любви, уважения, признательности уподобляются учеченцев раскрывшемуся цветку. Словесное их выражениесходно учеченцевобрыванию лепесткови бросанию их под ноги тому, накого направлены чувства. К человеку, который налево и направо изливает свои чувства, относятся с недоверием, т. к. считается, что у такого вместо живого цветка в сердцеостаетсялишь никчемный стебелек. Чеченцы крайне болезненно воспринимают посягательство (словомили делом) на честь и достоинство личности, причемневажно, от кого оно исходит.

 

У чеченцевотсутствует чувство фатальности происходящего. Основной акцент делаетсяна самогочеловека. Он,и только онв ответе перед Богом, передобществом, передпотомками и передпредкамиза свои поступки. Однако добрыедела и поступки, совершаемыечеловекомв жизни, зачитываютсяне только ему, но и всем его родственникам".

 

Культженщиныирыцарскаяэтика

 

В чеченскойкультуреженщина — исток всехнравственныхначал. Существует популярное выражение учеченцев "Nenan mott" (материнский язык). Оно, по утверждению Яна Чеснова, охватывает весь комплексэтики, принципы нравственного поведенияи представленияо человечностии добре, которые должны переселитьсяот материв детскуюдушу.9

 

"Однаждыузнаменитого человекаспросили, какими такимисвойствами он обладает, что столь прославился. Этотмужчина ответил, что ничего особогоза собой незамечал. Вот только уважает его жена. А потомуи вся семья. Уважение в семьевызвало такоеже отношение односельчан. Уважение сих стороны определило уважение всей страны".10

 

Приведенное предание, по мнению этнографа, — непросто мо-рализированный фольклор. Это исконный институт чеченского общества— приоритет женскогоначала. "Поэтомуво вновь построенный домпервой положеновходить хозяйке, которая затем приглашает войти супруга".10

 

В богатом женскимиперсонажамичеченскомфольклоре почти невстречаетсяобраз злой колдуньи илибезобразнойстарухи, зато много места отданоженщине-матери и сестре.

 

У чеченцевесть сентенция: "Нет мужчины, который исправил бы женщину. Но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных".

 

В чеченскоминститутекровной мести посягательствонажизнь и честь женщины оценивается"двойной кровью".

 

В старинусчиталось, что потеря семейнойили родовой чести начинаетсясженщины, а древнеебрачноеправило гласило: "Ищи сынусемя(т.е. породу) ".Иначеговоря, в будущей матери должны быть те качества, которые перейдутк детям. Эта же мысль средоточенавупомянутомвыражении “Nenan mott".9

 

В чемжесостоитлогика ментальности чеченцеви какаяроль в ней отводится женщине?

 

 

42


 

По мнению специалиставайнахскойэтнографииЯ. Чеснова, чеченскоеобщество исторически всегдабыло поляризовано намужскуюи женскуючасти. Женскийполюс означал природу, а мужской — культуру. "Разведение женскогои мужского полюсовпо оппозиции природа-культура — доказываетсяжитейскиминаблюдениями. Почему у чеченцевоппозиция природа-культура нетолько созерцаемоеявление, афактор социальности, причем выводимыйскорееиз полюса природы, чемкультуры?Ответ может бытьочень сложными в то жевремяпростым:этика жизни здесь является предпосылкойсоциальныхнорм, и этаэтика жизни порожденаженщиной".''1

 

Остановимся теперьна некоторых категорияхчеченскойкультуры поведения.

 

Прежде всего, это "Gillakh"и "O’zda". "Gillakh" — понятие близкое к этикету. Это внешнее проявлениекультуры поведения:мимика, жест, тональность голоса, умение сидеть, стоять, есть, слушать, говорить и дажеспать, атакже многое другое, что способнопроизвести первое впечатление. Например:вставать при появлениистаршего; младшему идти слева от старшего; предложить стаканводы сначаладругому; не начинать есть раньше гостя;не ложиться раньше егоспать. Или: впереди человекане надо стоять, особенно передсолнцем. Здесь проявляется и древнийчеченскийкульт солнца. Старинныеправила чеченскогоэтикетаделают человека, соотнесенногос солнцемили югом, более значимымв ситуации общения. Так, первымнужно приветствовать человека, идущего со стороны восхода солнца.

 

"O’zda" — термин, восходящий от истоков аристократизмаи подобный понятию дворянин. Так, к примеру, еще в XIX веке термином"O’zda - taip" (благородный род) именовались некоторые подразделениясубэтническогохарактера. В противовес им существовали и "неблагородные" группы "Lai — taip".

 

"Примечательно—, как отмечает Я. Чеснов,9 — что в чеченскойсредетермин социального неравенства оказался насыщеннымнравственнымсодержаниеми получил противоположный вектор:не подавлять слабого, авоздерживаться от этого, и даже защищать его".

 

Наличиекомпонента"O’zda" в человекесчитается учеченцевнаиболеесущественным. Это нечто внутреннее,скрытое от посторонних взглядов, но поддерживающееи питающее "Gillakh". К примеру, "O’zda — stag" (благородныймужчина)встает при появлении не только старшего, но и младшего. Когда"O’zda — stag" едет верхом, то он всегдапервый приветствует пешего. Здесь подчеркнута и чеченская культураравенства. Удачное определение понятию "O’zda"приводит С.-М. Хасиев:1 "Если у личности слабый"O’zdangalla" (благородство), то "Ghillakh" проявляется до шел пор, пока человек неокажетсяпередвыбороммеждуМНЕ и ТЕБЕ. При выборе первого "Ghillakh”,каким бы пышнымон не представлялсясамой личности и окружающим, разваливается, как карточныйдомик, но если учеловека крепкавнутренняя культура ("O’zdangalla"), то он краснеет, допустив какую-нибудь оплошность, даже наедине с самимсобой". В народеговорят, что "Gillakh" — это крона дерева, а "O’zdangalla"— его ствол.

 

"Жизнь указала нанеобходимость еще одного регулятора, подкрепляющегопервые два компонента. Это — терпение., выдержка("Sobar"), которое представляетсячеченцамв виде корней дерева, питающих живымисоками ствол и крону".1(ср. уПлатона: "Терпение есть основавсякой мудрости").

 

43


 

Если в "Gillakh" и "O’zda" аккумулируетсяэтика, то "Sobar" — скорее категория физиологическая, природная. Чеченцы считают, чтоеслиучеловека недостаточно терпения, выдержки, то он неможет быть благородным.

 

"Но "Sobar" не просто терпение, хотя слово имеет смысли физического терпенияв перенесенииневзгод. В "Sobar" еще подчеркиваетсятерпеливость, терпимоеотношение к другомучеловеку, иначеговоря, доброта. Об этомговорит пословица: "Sobar" — проглотит желчь, чтобы другому досталсямед". "Sobar"—как бы нравственнаяоснова мироздания, в неместь нечтокосмогоническое. Это чувствуется в пословицах и поговорках. Говорят: "Sobar" гору съел, а "Sihalla" (невоздержанность) душу съела".9

 

Считается, что "Sobar" присущ преимущественно женщинам. Поговорка гласит, что терпение женщиныв 9 раз больше мужского.

 

Корни чеченскойнравственностивосходят отженщины, и это делаетееособо ответственной за свой внешний вид и поведение.

 

Первейшее требованиев идеалеженской красоты чеченки— это умение ходить ("Lela haar"). Как в прямом(походка), так и в переносномсмысле(умение вести себя). Сам термин "Lela haar" в своем исходноммоменте относитсяк женскомукачеству.

 

Внешний облик человека, стать, жесты, выражения, физическиепропорции — все это оцениваетсятермином "Kuts", который обычно употребляется сословом "Кер" (форма, вместилищечего-либо).

 

Этика жизничеченцев обращенавпервую очередьк человеку. Это сказываетсяна его облике, и сам внешний вид человекастановится нетолько этикетен, но и этичен, т. е. происходит как бы соматизацияэтики. "Причемтакаятенденцияособенно ярко выражена вженскомвосприятии. Именно женщины склоннытолковать "Gillarh" как внешний, этикет, "O’zda" —как чистоплотность в еефизическоми нравственном смысле"9

 

Отталкиваясь от этих строгих норм, Ян Чеснов делаетзаключение, чтов системе чеченскогоменталитетамоделированиеэтикетного обликамужчины выступает концептуально вторичнымпо отношению к женскомуполюсу, где болеевсего выражена этикетных иэтическихтребовании.

 

"Идеячеловеческогооблика как формы, наполненной соответствующимсодержанием, идеяхранилища, сосуда тоже связанас представлениемо женщине, о материнской утробе. "Мой глаз наполнилсятобой", — это формулаобъяснения чеченцеввлюбви тоже полна генеративногосмысла".9

 

"Логикачеченскогоменталитета, представив женскоеначало как природу, а мужское как культуру, пошла дальше. Так, в языке несохранилось единственногочисла, однокоренного словудевушка. Во множественномчисле это слово передается термином"Mehkari", буквальный смыслкоторого "девушкистраны". Страна, территория — важнейшаясторона среды обитания людей, природы. Для чеченского менталитетаона осмысленав женской символике.

 

С первых своих лет, еще в младенческомвозрасте, женщинанесла благословение семье и миру".9

 

 

44


 

Самаяжестокаясхваткапрекращалась, кактолько среди сражавшихсяпоявлялась женщина. Стоило потенциальнойжертвекровной местиприкоснутьсяк подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так какон оказывалсяпод ее защитой, а прикоснувшисьгубами к груди, становился сыном. Величайшимпозором считается непочитаниематери и ее родственников. Длязятя почитаниеродственников жены без божественного суда открывало вратаРая. Священнымсчитается процесс деторождения. При появлении беременнойженщины должны вставатьдажестарики.

 

У чеченцевженщины по степени почитанияподразделяютсянатри категории. Первая — это "Tsen nana" (хозяйка огня) —мать. Самымстрашным проклятиемсчитается пожелание, чтобы потух в твоем домеогонь. (Здесь ощущаются и отголоски почитания подвига Прометея.)

 

Матьучеченцев произносит слова прощания перед уходомна войнуили в опасный поход.

 

Вторая категория — это разведеннаяженщинаиливдова.

 

И наконец, третья категория —"Mehkari" находится на особомположении, так как считается, что такие женщины наделены сакральной силой, обеспечивающей благополучиепоколения. Сейчас термин "Mehkari" применяетсяпо отношению ко всем девушкам, а раньше таковыми считалисьтолько рожденныепервыми. По описанию С.-М. Хасиева, "внешнепринадлежность женщин к этой категорииподчеркивалась стрижкой волосна затылке("Ке55"), что позволяло им надеватьмужскойголовнойубор и одежду(это запрещалось остальным категориямженщин),а также завязыванием на груди особой повязки ("Silga"),что давало возможность носить оружие. Для приобретенияправа общения смужчиной и семейнойжизни она должна была совершить три поступка иубить трех врагов. Специальный анализпоказывает,что в Древнюю Грецию это понятие попало в несколькоизмененномвиде, но суть была сохранена— "Мага" — безгрудаяи безмужняя. Видимо, современникии соперники амазонок — горгоны (гаргары) и атлантиды — мифологическиосмысленнаяреальность. Мифологические, горгоны, страбоновские гаргареи, гаргареисредневековойКавказскойАлбании и чеченские"Gergara" (дословно: близкие) — родственны. Их предшественников следует искать в Хуррито-урарто-нахскойязыковой ветви, где,возможно, найдутся и самиАтлантиды".1

 

О девушках, входившихв категорию "Mehkari", в памяти народасохранились предания.

 

В древности, во время битвы, среди воинов присутствовала девушка "Malh-Azdi" (голос солнца) в белом одеянии. Под ней был конь белой масти."Ее платьеи головной убор становились священным знаменем отряда".9Онапервой пускала во врагов стрелу. Поее жесигналу(обнажениемголовы) битва и завершалась. Как обратилвниманиена это преданиеЯн Чеснов, из древнегоритуаладосегодняшних дней "сохранился только последний обычай — первостепеннаяроль женщины впрекращенииожесточенияи насилия"10

 

Одна из особенностейчеченскогокульта женщины — необыкновеннаялюбовь и уважениексестре. Хотя по мусульманскимобычаямженщине отводится второстепеннаяроль, "однакоучеченцевбрат связанссестрой особыми узами: он всячески подчеркиваетсвою любовь к ней, не может отказать сестрев еепросьбах,

 

45


 

какие бы затруднения не влекло за собой их исполнение. Возможно, это связанос представлением, что только сестрасогласитсяв Судный день разделить с братомего тяжелуюношу".1

 

Может ли быть для чеченцачто-нибудь вышеэтой любви?Оказываетсяможет. Об этом повествует легенда.

 

"Две девушки пошли купатьсяи началитонуть. Неподалекуоказался брат одной из тонувших. Он вытащил не сестру, а ееподругу. На похоронах мать, улучив момент, сказаласыну? "Сегодня я узнала,чтоуменя вырос "Kant"(сын)". То есть она похвалила его за то, что он неподдалсяголосукрови и не бросился в первую очередь спасатьсестру, а, переступив через свою любовь к ней, спасчужую.В противном случаевсе чувствовали бы себяопозоренными, лишенными чести".1

 

Можно привести и другую норму мужского этикета, когдазов крови должен уступать отношению к окружающим:если ругается брат с другом, то чеченец обязанзанять сторонудруга.

 

В чеченскихтрадицияхсуществует тысячи норм, вынуждающихк сдержанности (к "Sobar") мужчин. Но тем не менее, исключить возникновениеконфликтов невозможно. Одним из крайнихспособових разрешенияявляласьдуэль. Интересно описаниеэтого обычая, включавшего учеченцев ряд оченьстрогих и важных условий:

 

1. Обязательноеприсутствие свидетелейи публичноепрощение крови до началадуэли, что исключало кровную месть, еслиодин их двух участников вдруг погибнет.

 

2. Запрет на нанесениеколющего удара, атакже пораженияголовы ишеи, сцелью максимальногоисключениясмертельных раненийили увечий дуэлянтов.

 

3. Использование гигиеническичистых кинжалов.

 

4. Право ответного (второго) удара. Очень важнаяпроцедура, ибо без выяснения этого начинать первымсчиталосьслабостью и позором. Поэтому свидетели и участники определяли того, кто обязан ударить первым.

 

Из-за последнейпричины чеченскаядуэль обычно проходиласпомощью одного кинжала. Начиналболееслабый(по мнению свидетелей) или тот, на кого падал жребий. Затемдуэлянты, передаваядруг другу оружие, наносили удары по очереди до тех пор, пока кто-то изних не падал, что означалоконец дуэли. Поединок немедленно прерывалсяпри появлении женщины.

 

Особенность чеченской дуэли заключаласьв том, что она давалавозможность без смертельного исходаразрешить неизбежныйконфликт и при этомспастичестьи достоинствопротивников. Сам факт участия в подобной дуэлиужеподчеркивалих отвагуи твердость отстаиваемыхпозиций. Долг честиобязывалпобедителяпервым прийти на помощь раненому, послечегоони, как правило, становилиськровными братьями.

 

Защита женщин, благосостояниесемьи, готовность помочь слабому, безопасность и благополучиегостя (даже если он враг) — главные обязанностимужчин.

 

 

46


 

Кроме того, чеченецдолжен контролировать эмоциии следить за своимвнешним видом. По наблюдениямЯ. Чеснова, в "оценкечеловекапо первому впечатлению признаки, принимаемые во вниманиеи ценимые, выстраиваютсяв следующем порядке: 1) прямаяосанка(сутулых практическинет среди чеченцев); 2)строгость и подтянутость в одежде;3) немногословность;4) умение обратить на себявнимание скромностью и воспитанностью (уступить место, предложить кому-то воды ит. п.); 5) отсутствие излишних реакций и жестов (вроде склоненияголовы к говорящему, открыванияпри этомрта, жестикуляцииво времясобственной речи, громкого смехаит. п.)".9

 

Идеалнравственного поведениямужчины выражен в образе"Khonah" (рыцарь). Этот идеалпочти недостижим, однако каждый мужчина-чеченец лелеетв себенадежду, что в нем есть черты "Khonah".Это наиболееблагородные качествачеловека — скромность и мужество. По заключениюЧеснова — "это блокировка, биологическое самоотречение. Самомутермину у чеченцев даетсябиоэтическоеосмысление".("Kho" — молодой, сын и 'Nax" — народ).О "Khonax" говорят: "Онуши народа, зрение народа, сын народа".

 

В этнографии очень популярна точка зрения,согласнокоторой в формировании рыцарской этики главнаяроль принадлежалафеодально-классовомуэтапуразвития общества. Действительно, средневековыйпериод былхарактерендля Европы широким распространениематрибутов и символов рыцарства, куртуазного отношения к женщине. Подобныежетрадиции развивалисьи кавказскимифеодалами. Однако, как показываетЯн Чеснов, наКавказеэто не являлосьосновными, темболее, единственнымфакторомзарождения таких нормповедения. На примере чеченской биоэтики этнографзатронул вопрос о генезисе раннейи наиболеедейственной основы нравственности, когдаещеотсутствовало воздействиефеодально-классовых структур.

 

Большое значениев формировании основ нравственности имелотакже раннее знакомство чеченцевс мировыми религиями и воздействиемонотеизмана весь комплексбиоэтики. Это видно наследующем факте, связанномсверой вединого бога — мессианством. Так, в чеченской культуре "есть представление, что послепериода господства врагаБога"Dajala" появится "Mehdi(мессия). Это будетне кто иной, как"Isa-paihamar", т. е. Иисус-пророк. Он прогонит "Dajala" и на 40 поколений установится земнойрай. Затем последует конец света. Поэтомув народе считают, что каждый ребенок— возможный"Mahdi".Беременная женщинаможет носить в своей утробе будущего"Mahdi".9Это глубоко народноемессианствоокрашеноэтикой жизни чеченцев. ЧеченскийэтнографС.-М. Хасиев зафиксировалпредание о древнемобряде отправления к Богузаступниказа человечество. "Обрядустраивался раз в 33 года и состоял в избраниина этуроль молодого мужчины, который жил одингод,наслаждаясь всемиблагами. Емуотдавались молодыеженщины. Когдаон достигал 33-летнего возраста, его "отправляли на небо",торжественно сжигаяна костре. Что


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.