Фактическая сторона – причинение участнику правоотношения материального или морального ущерба. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Фактическая сторона – причинение участнику правоотношения материального или морального ущерба.

2022-11-14 21
Фактическая сторона – причинение участнику правоотношения материального или морального ущерба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наличие причинной связи предполагает прямую, а не какую бы то ни было иную связь, а также причинная связь должна быть не случайной, а закономерной, обусловившей наступление вредных последствий.

Виды правонарушений

1. в зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются

а) правонарушения в экономике

б) правонарушения в управленческой деятельности

в) правонарушения в семейно-бытовой сфере и др.

2. в зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели

а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели

б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или несколько целей.

В зависимости от степени социальной опасности (вредности) – это наиболее распространенная классификация

а) преступления – запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

б) проступки – виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

· административные проступки.

· дисциплинарные проступки.

· гражданско-правовые проступки.

(Состав ПН: О,ОС,С,СС). 1. Объект-об от, регулир-ые и охр-ые правом. Правонарушитель своими действиями нарушает обеспечиваемый правыми нормами правопорядок. 2. Объект сторона – выражение во вне. Содержанеие ОС сост-т: противопр деяние, его общественно вред последствия и причинная связь. 3. Субъект – достигшее опр возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальная о рганизация. 16(искл 14). Гражд зак-во: 18 полн (частич с 14). 4. Субъективная сторона – содержание:осознание субъектом того, что своим поведением он приносит вред государству или личности, пренебрегает обществ-ыми интересами, т.е. совершает виновное противоправное деяние. Т.е. наличие ВИНЫ – психич отношения к содеянному. (умысел (пр или косв) и неосторожность (самонад и небрежн).

(14) Формы государственного устройства государства.

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества (Парфенов).

Форма государственного устройства – национально-доктринальную организацию государственной власти, раскрывающую составные части государства + какого взаимоотношение этих частей между собой и каждой отдельной частью центральной власти в лице своих высших и местных органов.

1 унитарные – единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают

- единые общие органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами

- на его территории действует одна конституция

- обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика

- составные части государственным суверенитетом не обладают + если на территории проживают малочисленные национальности, то возможна автономия

1. территориальной (самостоятельность части населения в решении определенных вопросов социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения. Эта часть населения создает территориальное образование – оно создается населением, не имеющим особенности хозяйства и культуры, которые вызваны историческими или географическими факторами;

 или этнотерриториальное автономное образование – создается этническим меньшинством на территории его компактного проживания.)

2. экстерриториальной (если этническое или религиозное меньшинство проживает разрозненно, то государство может гарантировать ему право создавать представительные органы на общегосударственном уровне).

Примеры унитарных государств – Франция, Швеция, Бельгия, Украина и др.

- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы

- имеет единые ВС, руководство которыми осуществляется центральными ОГВ

2 федеративные – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство

1 национальные

 2 территориальные

3 смешанные (РФ)

- территория состоит из отдельных ее субъектов, которые в той или иной степени обладают самостоятельностью

- верховная законодательная и исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам

- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией

- субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы

- единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц

- в парламенте имеется палата, представляющая интересы федеральных единиц

- члены сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах

- не имеет своих общих законодательных и исполнительных и судебных органов

- нет единой армии, системы налогов, общего бюджета

- сохраняется гражданство тех государств, которые находятся в этой временном союзе + государства-члены могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, межгосударственной кредитной политике на время существования союза (пр: Евросоюз)

- вход и выход носит уведомительный характер

- решения принимаются тогда, когда все согласны с предложением + принятое решение исполняется только органами конфедерации

(14) Понятие и классификация законов.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый компетентным органом в определенном процессуальном порядке, который содержит нормы права (правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное применение, обеспеченные мерами гос. воздействия). Виды:

закон

• подзаконный акт

Закон – это нормативно-правовой акт изданный высшим представительным органом власти (=> обладающий высшей юридической силой) в установленном законом порядке регулирует наиболее важные общественные отношения (Парфенов).

Закон – принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юр. силой н.п.а., выражающий гос. волю по ключевым вопросам регулирования общественной и гос. жизни (Лазарев В.В.)

Подзаконный акт – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний (Лазарев В.В.)

Признаки закона:

• н.п.а. (юр. документ, содержащий нормы права)

• результат правотворческой деятельности высшего представительного органа власти или всего народа

• регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые общественные отношения

• обладает высшей юр. силой

• ведущее место в системе н.п.а, фундаментальный (основополагающий) юр. документ

Ведущее место обусловлено:

• принимается только законодательными органами гос. власти или непосредственно народом (референдум)

• высшая юр. сила.

• все остальные правовые акты должны исходить из закона и им не противоречить

• не нуждаются в утверждении другими органами

• их никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.

• регулирует основополагающие отношения

• особый процессуальный порядок принятия

Классификация законов

По юр. силе:

• КРФ

• ФКЗ (Президент не может наложить вето на ФКЗ).

• ФЗ (обычные)

• …

По субъектам законотворчества:

• принятые в результате референдума

• принятые законодательным органом

По сфере действия:

• федеральные

• субъектов федерации

• ОМСУ

По отраслевой принадлежности:

• конституционного права

• уголовного права

• …

По времени

(14) Правовая культура, ее воспитание.

Правовая культура общества – качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Таким образом, правовую культуру можно рассматривать в узком смысле:

1. образ мышления

2. стандарты поведения

3. нормы поведения

Правовая культура в широком смысле:

1. право

2. правовое сознание

3. правомерное поведение

4. правовые отношения

5. правовые учреждения.

 Исходя из того, что правовая культура – это качественное состояние жизни общества, можно выделить элементы правовой культуры:

1. уровень развития правового сознания населения

2. уровень развития правовой деятельности.

3. уровень развития всей системы юридических актов.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться состояние индивидуальных правовых актов.

Уровни правовой культуры:

1. обыденный уровень/развитие правосознания – ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновениями с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

2. профессиональный уровень/развитие правововой деятельности – складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблеем, задач, целей, а также правомерного поведения.

3. правовая культура теоретического уровня – научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов.

По субъектному составу правовую культуру делят на:

1. индивидуальная

2. групповая

3. общественная

По содержанию:

1. знание права

2. отношение к праву

3. привычка соблюдать закон

4. правовая активность.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности.

Элементы механизма правового воспитания:

1. формы, конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются разнообразные формы правовой работы с населением: правовое обучение, пропаганда права в СМИ, правовоспитательная работа в связи с проведением конституционных мероприятий (референдумы, выборы).

2. методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К ним относятся конкретные и многообразные приемы педагогического, эмоционального воздействия.

В целях создания системы правового воспитания и правового просвещения граждан следует:

4. возродить просветительскую работу

5. обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений учебных программ по изучению основ российского законодательства.

6. разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения.

8. организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения.

9. обеспечить издание юридической литературы

Цели воспитания

1 формирование обыденного правосознания

2 формирование правосознания профессионалов

3 формирование научного правосознания

(15) Понятие и объективный характер функций государства.

Существует несколько точек зрения на понятие функций государства:

1. Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение (Матузов, Малько).

Основные направления – это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключаются все его органы.

Существенные признаки функций государства:

• Функция государства – не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном этапе исторического развития обойтись не может.

• Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность.

• В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису

• Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность

• Функции государства – понятие управленческое, они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

• Функции реализуются в определенных формах и особыми методами

• В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства. Функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач,обусловленных экономическими и политическими структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа. Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования.

Объективный характер функций не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции соответствуют объективным потребностям общества.

Каждая функция имеет свой объект и содержание.

Объект определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

Содержание показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

(15) Государство и религиозные объединения.

Способы связи виде отношений

1 светский характер

В таком государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не в праве выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства, а для правового режима религиозных организаций характерно

- государство и органы не в праве контролировать отношения своих граждан к религии

- государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство

- государство не оказывает ни одной конфессии материальную, финансовую, иную помощь

- религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций

- конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населению

- государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивает свободу в выборе религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом

Статус конституционно закреплен.

2 клерикальное государство – та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Англия, Швеция, Дания, Норвегия, Дания, Япония)

- предполагает тесное сотрудничество в сферах общественных отношений

- в экономике (признание ПС на широкий круг объектов, церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы)

- церковь вправе участвовать в политической жизни страны и иметь свое представительство в ОГВ

- наделяется правом регистрировать брак/венчание, рождение, смерти, регулировать брачно-семейные отношения

- церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения, СМИ

3 теократическое (Иран, Пакистан, СА)

- государственная власть принадлежит церковь, которая имеет статус государственной религии

- религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни

- глава государства – высшее религиозное лицо (Ватикан)

- в Иране …

4 атеистическая (СССР)

- религиозные организации преследуются властями

- церковь лишается собственности

- организации запрещаются или под жестким контролем государства

- не обладают правами ЮЛ

- служители и верующие под репрессиями

- запрет на проведение в общественных местах обрядов и ритуалов, издание и распространение религиозной литературы

- свобода совести сводится к пропаганде атеизма

(15) Толкование правовых норм: понятие, приемы (способы).

Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из 2 частей:

1. уяснение – процесс получения полного и исчерпывающего представления о норме права, процесс познания подлежащих применению правовых норм «для себя». Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права.

2. разъяснение – это совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм. Эта сторона деятельности по толкованию адресована не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.