Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-11-14 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
1. Генетический (критерий: от кого исходит – от человека или от государства):
• естественное право – совокупность прав и обязанностей, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе
• позитивное право – система норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах.
2. Генетический 2 (из каких отношений исходят – частных или публичных):
• частное - регулирует отношения преимущественно между негосударственными субъектами и касается их обособленных частных институтов
• публичное - регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых публичных институтов
3. Исторический подход (Критерий: источник (форма) права. Позволяет проследить весь путь становления права как системы):
• обычное (традиционное) право
• прецедентное право
• договорное право
• право законов (кодифицированное, статутное, декретное)
4. Системно-структурный подход (наиболее популярный).
• юридическая норма – начальный элемент системы права,
• субинститут
• институт права
• подотрасль права
• отрасль права
Норма права – начальный элемент системы права. Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей и участников (Корельский)
Институт и субинститут права
Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. (Перевалов В.Д.) (Например: институт права собственности).
Институт права – основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. (Гойман В.И.) Характеристика:
• однородность фактического содержания (самостоятельная группа отношений)
• юридическое единство правовых норм (единый комплекс, принципы, понятия)
• нормативная обособленность (в главах, разделах, частях)
• полнота регулируемых отношений (беспробельность регулирования)
Субинститут права – составная часть института, совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу отношений, входящих в вид отношений, регулируемых институтом права.
Отрасль и подотрасль права
Отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. (Матузов Н.И.)
Подотрасль права – это совокупность институтов права, образованных внутри отрасли права обособленная группа норм, которая регулирует свои общественные отношения. (Например: обязательства в ГП) (Парфенов)
Критерии выделения отрасли права:
• Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом Является главным критерием выделения отрасли.
Для предмета характерно (Перевалов В.Д.):
• жизненно важные для человека и его объединений отношения
• волевые (разумные) отношения
• устойчивые (повторяющиеся, типичные) отношения
• поведенческие отношения (за которыми можно устанавливать контроль)
Метод – диспозитивные или императивный
+ заинтересованность государства
Общая характеристика основных отраслей права
Государственное (конституционное) право
Предмет – сущностные черты государства, общественного строя, формы организации государства, основные обязанности граждан, порядок образования, властные полномочия, взаимоотношения между органами власти, управления, состав, полномочия территориальных органов.
Метод – в основном административно-правовой;
Источники – КРФ, законы о выборах в государственных органов, их властных полномочиях.
Гражданское право
Предмет – имущественные отношения по поводу различных материальных благ, вещные отношения по поводу принадлежности материальных благ (собственности), обязательственные отношения, возникающие при заключении, исполнении сделок, связанные с возмещением вреда личным имущественным отношениям по поводу таких благ как честь, достоинство, продукты творчества. Метод – диспозитивный; Источники – ГК и др.
Административное право Предмет – отношения возникающие в процессе исполнительно распорядительной деятельности государственных органов, состав порядок деятельности этих органов, установление ответственности за совершение менее опасных чем преступления правонарушений. Метод – административно-правовой. Источники – КоАП и др.
Уголовное право Предмет – какие действия являются преступными, какова за них ответственность. Метод – административно правовой.
Уголовный процесс Предмет – отношения между органами дознания, предварительного следствия, прокурора, суда с одной стороны и гражданами – с другой в процессе привлечения виновного к уголовной ответственности при возбуждении уголовного дела, расследовании, придании суду. Метод – административно правовой. Источники – УПК.
Трудовое право Предмет – отношения связанные с наймом на работу, организация работы, социальной защитой трудящихся. Метод – административно правовой (в процессе труда), диспозитивный (при устройстве, заключении договоров).
Земельное право Предмет – отношения по поводу земли – собственности порядка передачи в том числе отчуждения, использования земли. Метод – диспозитивный с элементами административного.
Финансовое право Предмет – отношения по поводу денежных средств ЦБ, облигаций, налогов. Метод – административно правовой с элементами диспозитивного. Источники – НК, закон о бюджете.
(17) Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Действие н.п.а. в пространстве
1. Территориальный принцип – действие н.п.а. в пределах гос. или адм. территориальных границ деятельности правотворческого органа
Государственная территория – часть земной поверхности в пределах государственных границ, её недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом мое, летательные аппараты.
В федеративных государствах выделяют:
• федеральные акты – действуют на всей территории
• акты субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации
2. Экстерриториальный принцип – распространение правовых актов субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции (например: использование законодательства иностранного государства при рассмотрении внешнеторговых сделок).
Посольства, миссии, их средства транспорта признаются находящимися на территории страны, которой они принадлежат, а не страны, где они реально находятся (=> это фикция).
Действие н.п.а. по кругу лиц
Действие н.п.а. по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.
Общее правило – н.п.а. распространяют свое действие на все лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.
Исключения:
• действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей
• адресность н.п.а. производна от их содержания и назначения (например: пенсионное законодательство)
• особенность действия н.п.а. РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
• им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (например: избирать и быть избранными, служить в армии)
• представители иностранных государств наделяются правом дипломатического иммунитета
Территория РФ
1. Территории ее субъектов,
2. Внутренние воды РФ - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ (Ст. 1 ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ"). К внутренним морским водам относятся воды:
• портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
• заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
• заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
3. Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. (Ст. 2 ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ")
4. Воздушное пространство над ними.
5. на Континентальном шельфе РФ
6. в Исключительной экономической зоне РФ
НЕДРА
(18) Понятие и структура механизма государства.
Механизм государства – это система государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом (Комаров). В данном определении аппарат государства является составной частью механизма государства наряду с государственными учреждениями и государственными предприятиями. Данная точка зрения является наиболее правильной.
Характерные признаки механизма государства:
1. Это целостная система государственных органов, предприятий, учреждений. Ее целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями.
2. Механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается управлением.
3. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом.
4. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.
5. Наличие организационных и материальных орудий принуждения.
6. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются, получают свое реальное воплощение при помощи государственного механизма. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности органов государства.
Структура механизма государства
Структуру составляют 3 тесно связанных между собой элемента:
1. государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Структура государственного аппарата в наиболее общем виде может быть представлена следующими видами органов:
• органы законодательной власти
• органы исполнительной власти
• правоохранительные органы
2. государственные учреждения – такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и др.
3. государственные предприятия – учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.
(18) Понятие и признаки правового отношения.
Ответ на вопрос, что является содержанием правоотношения зависит от выбранного подхода к пониманию самой категории «правоотношение».
Три основных подхода:
1. Результат правового регулирования:
Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права.
Содержание – поведение (т.е. само общественное отношение)
(Халфина, Щеглов)
Форма – с права и юр об
Объект – немат и мат блага
В МПР: ПО возникают в рез-те пр рег-ия.
2. Средство правового регулирования:
Правоотношение - юридическая форма конкретного общественного отношения.
Содержание – субъективные права и корреспондирующие им обязанности.
(придерживается большинство ученых, в т.ч. Парфенов, Толстой, Назаров, Иоффе)
Форма: способ связи (ПО акт и пасс типа, от акцента на п или об)
Объект: поведение
В МПР: (эти суб п и об возд через сознание) на поведение
3. Средство и результат (Федоров)
Результат – материальное содержание – поведение участников
Средство – юридическое содержание – субъективные права и обязанности
!!! Далее исходим из того, что правоотношение – средство правового регулирования!!!
Правоотношение – возникающие на основе норм права индивидуализирвоанная общественная связь, участники которой наделены субъективными правами и обязанностями, гарантированными принудительной силой государства.
1 возникают только на основе норм права
Нормы права предусматривают условия возникновения отношений, определяют состав участников, их права и обязанности, устанавливают юридические последствия за их неисполнение. Через правовое отношения требования юридических норм притворяются в поведении людей, что позволяет сделать вывод, что правоотношение есть норма права в действии. Если помимо норм права – нарушение существующей законности.
2 носят волевой характер
Проявляется воля государства, но и воля участников правоотношений.
3 участники наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями
Прав и обязанности образуют ту правовую связь, субъекты которой становятся в определенное положение и состояние друг с другом. Поэтому права и обязанности есть суть правового отношения.
4 реализация правоотношения гарантируется принудительной силой государства (поддерживает и охраняет действия носителя права и обеспечивает исполнение обязанностей)
5 носят индивидуально определенный характер
В правовом отношении определены его субъекты (человек или организация). Только этим субъектам принадлежат права и обязанности.
6 определенность содержания прав и обязанностей
7 индивидуальность объекта каждого правоотношения
(18) Правомерное поведение, его виды.
В результате реализации норм права возникает правомерное поведение, складывается правопорядок. Это поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм.
Вообще все деяния с юридической точки зрения можно оделить на:
· правомерное;
· неправомерное;
· юридически нейтральное.
Признаки правомерного поведения:
1. Деяние (действие или бездействие), но не событие и мысли.
4. Деяние осознано человеком, так как поведение малолетних и психически больных не оценивается с точки зрения правомерности.
5. Гарантируется государством.
Само деяние и его последствия образуют внешнюю сторону поведения. Психическое отношение, преследуется цель, осознанность – субъективная сторона.
Правомерное поведение – это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством (Корельский, Перевалов).
Правомерное поведение – это такое правовое поведение, которое отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством (Кулапов).
Классификация правомерного поведения:
2. По субъективной стороне:
· социально-активное, высоко сознательное (поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности).
· законопослушное поведение (это ответственное правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерное предписание в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Такое поведение преобладает в структуре правомерного поведения).
· конформистское поведение (так как находится в социальной группе, которая правомерно поступает - быть как все; личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться),
· маргинальное поведение (такое поведение в силу низкой ответственности субъекта хотя и является правомерным, но находится на грани антиобщественного, неправомерного. Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием. В этих случаях субъекты подчиняются закону, но не признаю его.);
· привычное поведение (правомерное поведение в силу многократного повторения превращается в привычку. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое значение его значение, не задумывается над этим).
3. По степени активности субъекта:
· активные действия;
· бездействия
4. По формам реализации права:
· соблюдение запретов;
· исполнение обязанностей;
· правоприменение.
· Использование
5. По отношению к интересам общества:
· общественно полезное;
· общественно вредное;
· общественно нейтральное.
1. по субъектам:
· индивидуальное
· групповое (например, закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации).
(19) Понятие государственного органа, виды органов государства.
Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства (Матузов, Малько).
Признаки государственного органа
1. Государственный орган наделен властными полномочиями.
2. Имеет определенную компетенцию – закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).
4. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью. Но все же он является частью механизма государства.
5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
6. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.
7. характеризуется определенной структурой – строением по видам отдельных служб и численному составу.
8. Имеет территориальный масштаб своей деятельности.
9. Государственный орган образуется в порядке, установленном законом.
10. Устанавливает правовые связи личного состава.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!