Подходы к пониманию системы права — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Подходы к пониманию системы права

2022-11-14 23
Подходы к пониманию системы права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Генетический (критерий: от кого исходит – от человека или от государства):

• естественное право – совокупность прав и обязанностей, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе

• позитивное право – система норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах.

2. Генетический 2 (из каких отношений исходят – частных или публичных):

• частное - регулирует отношения преимущественно между негосударственными субъектами и касается их обособленных частных институтов

• публичное - регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых публичных институтов

3. Исторический подход (Критерий: источник (форма) права. Позволяет проследить весь путь становления права как системы):

• обычное (традиционное) право

• прецедентное право

• договорное право

• право законов (кодифицированное, статутное, декретное)

4. Системно-структурный подход (наиболее популярный).

• юридическая норма – начальный элемент системы права,

• субинститут

• институт права

• подотрасль права

• отрасль права

Норма права – начальный элемент системы права.   Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей и участников (Корельский)

Институт и субинститут права

Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. (Перевалов В.Д.) (Например: институт права собственности).

Институт права – основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. (Гойман В.И.) Характеристика:

• однородность фактического содержания (самостоятельная группа отношений)

• юридическое единство правовых норм (единый комплекс, принципы, понятия)

• нормативная обособленность (в главах, разделах, частях)

• полнота регулируемых отношений (беспробельность регулирования)

Субинститут права – составная часть института, совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу отношений, входящих в вид отношений, регулируемых институтом права.

Отрасль и подотрасль права

Отрасль права – обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. (Матузов Н.И.)

Подотрасль права – это совокупность институтов права, образованных внутри отрасли права обособленная группа норм, которая регулирует свои общественные отношения. (Например: обязательства в ГП) (Парфенов)

Критерии выделения отрасли права:

Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом Является главным критерием выделения отрасли.

Для предмета характерно (Перевалов В.Д.):

• жизненно важные для человека и его объединений отношения

• волевые (разумные) отношения

• устойчивые (повторяющиеся, типичные) отношения

• поведенческие отношения (за которыми можно устанавливать контроль)

Метод – диспозитивные или императивный

+ заинтересованность государства

Общая характеристика основных отраслей права

Государственное (конституционное) право

Предмет – сущностные черты государства, общественного строя, формы организации государства, основные обязанности граждан, порядок образования, властные полномочия, взаимоотношения между органами власти, управления, состав, полномочия территориальных органов.

Метод – в основном административно-правовой;

Источники – КРФ, законы о выборах в государственных органов, их властных полномочиях.

Гражданское право

Предмет – имущественные отношения по поводу различных материальных благ, вещные отношения по поводу принадлежности материальных благ (собственности), обязательственные отношения, возникающие при заключении, исполнении сделок, связанные с возмещением вреда личным имущественным отношениям по поводу таких благ как честь, достоинство, продукты творчества. Метод – диспозитивный; Источники – ГК и др.

Административное право Предмет – отношения возникающие в процессе исполнительно распорядительной деятельности государственных органов, состав порядок деятельности этих органов, установление ответственности за совершение менее опасных чем преступления правонарушений. Метод – административно-правовой. Источники – КоАП и др.

Уголовное право Предмет – какие действия являются преступными, какова за них ответственность. Метод – административно правовой.

Уголовный процесс Предмет – отношения между органами дознания, предварительного следствия, прокурора, суда с одной стороны и гражданами – с другой в процессе привлечения виновного к уголовной ответственности при возбуждении уголовного дела, расследовании, придании суду. Метод – административно правовой. Источники – УПК.

Трудовое право Предмет – отношения связанные с наймом на работу, организация работы, социальной защитой трудящихся. Метод – административно правовой (в процессе труда), диспозитивный (при устройстве, заключении договоров).

Земельное право Предмет – отношения по поводу земли – собственности порядка передачи в том числе отчуждения, использования земли. Метод – диспозитивный с элементами административного.

Финансовое право Предмет – отношения по поводу денежных средств ЦБ, облигаций, налогов. Метод – административно правовой с элементами диспозитивного. Источники – НК, закон о бюджете.

(17) Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие н.п.а. в пространстве

1.  Территориальный принцип – действие н.п.а. в пределах гос. или адм. территориальных границ деятельности правотворческого органа

Государственная территория – часть земной поверхности в пределах государственных границ, её недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом мое, летательные аппараты.

В федеративных государствах выделяют:

•   федеральные акты – действуют на всей территории

•   акты субъектов федерации – действуют на территории субъекта федерации

2.  Экстерриториальный принцип – распространение правовых актов субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции (например: использование законодательства иностранного государства при рассмотрении внешнеторговых сделок).

Посольства, миссии, их средства транспорта признаются находящимися на территории страны, которой они принадлежат, а не страны, где они реально находятся (=> это фикция).

Действие н.п.а. по кругу лиц

Действие н.п.а. по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

Общее правило – н.п.а. распространяют свое действие на все лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа.

Исключения:

•   действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на её граждан за границей

•   адресность н.п.а. производна от их содержания и назначения (например: пенсионное законодательство)

•   особенность действия н.п.а. РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

•   им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (например: избирать и быть избранными, служить в армии)

•   представители иностранных государств наделяются правом дипломатического иммунитета

Территория РФ

1.  Территории ее субъектов,

2.  Внутренние воды РФ - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ (Ст. 1 ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ"). К внутренним морским водам относятся воды:

•   портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

•   заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

•   заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

3.  Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. (Ст. 2 ФЗ от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ")

4.  Воздушное пространство над ними.

5.  на Континентальном шельфе РФ

6.  в Исключительной экономической зоне РФ

НЕДРА

(18) Понятие и структура механизма государства.

Механизм государства – это система государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом (Комаров). В данном определении аппарат государства является составной частью механизма государства наряду с государственными учреждениями и государственными предприятиями. Данная точка зрения является наиболее правильной.

Характерные признаки механизма государства:

1. Это целостная система государственных органов, предприятий, учреждений. Ее целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями.

2. Механизм государства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается управлением.

3. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом.

4. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями.

5. Наличие организационных и материальных орудий принуждения.

6. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются, получают свое реальное воплощение при помощи государственного механизма. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности органов государства.

Структура механизма государства

Структуру составляют 3 тесно связанных между собой элемента:

1. государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Структура государственного аппарата в наиболее общем виде может быть представлена следующими видами органов:

• органы законодательной власти

• органы исполнительной власти

• правоохранительные органы

2. государственные учреждения – такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и др.

3. государственные предприятия – учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.

(18) Понятие и признаки правового отношения.

Ответ на вопрос, что является содержанием правоотношения зависит от выбранного подхода к пониманию самой категории «правоотношение».

Три основных подхода:

1.  Результат правового регулирования:

Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права.

Содержание – поведение (т.е. само общественное отношение)

(Халфина, Щеглов)

Форма – с права и юр об

Объект – немат и мат блага

В МПР: ПО возникают в рез-те пр рег-ия.

2.  Средство правового регулирования:

Правоотношение - юридическая форма конкретного общественного отношения.

Содержание – субъективные права и корреспондирующие им обязанности.

(придерживается большинство ученых, в т.ч. Парфенов, Толстой, Назаров, Иоффе)

Форма: способ связи (ПО акт и пасс типа, от акцента на п или об)

Объект: поведение

В МПР: (эти суб п и об возд через сознание) на поведение

3.  Средство и результат (Федоров)

Результат – материальное содержание – поведение участников

Средство – юридическое содержание – субъективные права и обязанности

!!! Далее исходим из того, что правоотношение – средство правового регулирования!!!

Правоотношение – возникающие на основе норм права индивидуализирвоанная общественная связь, участники которой наделены субъективными правами и обязанностями, гарантированными принудительной силой государства.

1 возникают только на основе норм права 

Нормы права предусматривают условия возникновения отношений, определяют состав участников, их права и обязанности, устанавливают юридические последствия за их неисполнение. Через правовое отношения требования юридических норм притворяются в поведении людей, что позволяет сделать вывод, что правоотношение есть норма права в действии. Если помимо норм права – нарушение существующей законности.

2 носят волевой характер

Проявляется воля государства, но и воля участников правоотношений.

3 участники наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями

Прав и обязанности образуют ту правовую связь, субъекты которой становятся в определенное положение и состояние друг с другом. Поэтому права и обязанности есть суть правового отношения.

4 реализация правоотношения гарантируется принудительной силой государства (поддерживает и охраняет действия носителя права и обеспечивает исполнение обязанностей)

5 носят индивидуально определенный характер

В правовом отношении определены его субъекты (человек или организация). Только этим субъектам принадлежат права и обязанности.

6 определенность содержания прав и обязанностей

7 индивидуальность объекта каждого правоотношения

(18) Правомерное поведение, его виды.

В результате реализации норм права возникает правомерное поведение, складывается правопорядок. Это поведение, которое соответствует предписаниям правовых норм.

Вообще все деяния с юридической точки зрения можно оделить на:

· правомерное;

· неправомерное;

·  юридически нейтральное.

Признаки правомерного поведения:

1. Деяние (действие или бездействие), но не событие и мысли.

4. Деяние осознано человеком, так как поведение малолетних и психически больных не оценивается с точки зрения правомерности.

5. Гарантируется государством.

Само деяние и его последствия образуют внешнюю сторону поведения. Психическое отношение, преследуется цель, осознанность – субъективная сторона.

Правомерное поведение – это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством (Корельский, Перевалов).

Правомерное поведение – это такое правовое поведение, которое отвечает интересам общества, государства и отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством (Кулапов). 

Классификация правомерного поведения:

2. По субъективной стороне:

· социально-активное, высоко сознательное (поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности).

· законопослушное поведение (это ответственное правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерное предписание в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Такое поведение преобладает в структуре правомерного поведения).

· конформистское поведение (так как находится в социальной группе, которая правомерно поступает - быть как все; личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться),

· маргинальное поведение (такое поведение в силу низкой ответственности субъекта хотя и является правомерным, но находится на грани антиобщественного, неправомерного. Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием. В этих случаях субъекты подчиняются закону, но не признаю его.);

· привычное поведение (правомерное поведение в силу многократного повторения превращается в привычку. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое значение его значение, не задумывается над этим).

3. По степени активности субъекта:

· активные действия;

· бездействия

4. По формам реализации права:

· соблюдение запретов;

· исполнение обязанностей;

· правоприменение.

· Использование

5. По отношению к интересам общества:

· общественно полезное;

· общественно вредное;

· общественно нейтральное.

1. по субъектам:

· индивидуальное

· групповое (например, закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации).

(19) Понятие государственного органа, виды органов государства.

Государственный орган – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства (Матузов, Малько).

Признаки государственного органа

1. Государственный орган наделен властными полномочиями.

2. Имеет определенную компетенцию – закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий).

4. Государственный орган наделен определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью. Но все же он является частью механизма государства.

5. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

6. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

7. характеризуется определенной структурой – строением по видам отдельных служб и численному составу.

8. Имеет территориальный масштаб своей деятельности.

9. Государственный орган образуется в порядке, установленном законом.

10. Устанавливает правовые связи личного состава.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.