Юридическая ответственность – реакция государства на совершенное правонарушение; — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Юридическая ответственность – реакция государства на совершенное правонарушение;

2022-11-14 32
Юридическая ответственность – реакция государства на совершенное правонарушение; 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридическая ответственность – реакция государства на совершенное правонарушение;

КН – правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционировании данного сообщества.

Пример: нормы общественных организаций (профсоюзов, партий)

Создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей, распространяются на членов данного сообщества, закрепляются на соответствующих документах и обеспечиваются предусмотренными организационными мерами.

Текстуально закреплены, принимаются по определенной процедуре, систематизированы.

Не обладают общеобязательностью права и не обеспечиваются государственным принуждением.

Имеют иную природу, нежели право, регулируют отношения, не урегулированные юридически в силу невозможности и нецелесообразности такого регулирования.

Важно отличать корпоративные от юридических, содержащихся в локальных ПА. Локальные, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, так как порождают права и обязанности, обеспечиваются юридическим механизмом + в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные органы. Так при нарушении положений устава АО относительно порядка распределения прибыли, всегда есть возможность обжаловать это в судебном порядке. А решение с нарушением устава политической партии судебному обжалованию не подлежит.

(5) Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание – это совокупность идей, представлений, чувств, в которых выражается отношение людей к праву должному, существующему или прошедшему и деятельность людей, связанных с правом и отношение к другим правовым явлениям.

Структура правосознания:

1.  Правовая идеология. Это систематизированные правовые идеи, убеждения, представления, суждения, понятия, выработанные прежде всего в процессе теоретического осмысления правовых явлений;

2.  Правовая психология. Это чувства, эмоции, настроения, желания, переживания, привычки. Это непосредственное теоретически не осмысленное отношение к праву и другим правовым явлениям.

3.  Сложные политические элементы, составляющие как идеологию так и психологию. Это мотивы (кОрысть, эгоизм, личная или общественная заинтересованность), внутренние установки – предрасположенность, готовность на какое-либо поведение (или это нетерпимое или равнодушное отношение к правонарушению).

Виды правосознания

1

1 всего общества

2 индивидуального лица

3 групп

2

1 обыденное правосознание лиц, не обучавшихся специально, а знакомому из СМИ и из опыта

2 профессиональное со знанием методов, средств реализации права

3 научное со специальными научными методами

3

1 правонарушителя

2 человека, считающего право ценностью

3 правовой нигилизм

Уровень правосознания зависит от уровня правового воспитания и обучения. Воспитание – процесс формирования определенного типа правосознания

1 как стихийный процесс – формирование правосознание под воздействием окружающей среды (СМИ, деятельность ОГВ)

2 целенаправленная деятельность организаций или граждан, направленные на изменение правосознания людей

Обучение – получение знаний о праве.

Цели воспитания

1 формирование обыденного правосознания

2 формирование правосознания профессионалов

3 формирование научного правосознания

Средства воспитания в зависимости от цели

1 обучение

2 пропаганда

3 самообразование

4 деятельность по пресечению правонарушений и привлечению к ответственности

Формы воспитания

1 основы в школе

2 профессиональное обучение

3 подготовка в аспирантурах

4 распространение знаний через СМИ

Культура более широкое понятие, включает правосознание. Культура включает также поведение.

(6) Сущность государства и его назначение. Общесоциальное и классовое в сущности государства.

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества (Парфенов).

Отрасли законодательства

1 одноименные с отраслями права

2 комплексные

3 отрасли по сферам регулирования (ЖД)

(6) Гарантии прав и свобод личности.

Гарантии – это система условий, способов и средств, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод (Корельский, Перевалов).

По КРФ – президент – гарант п и с. ФС РФ осущ зак-ное регулир-ие защиты прав и свобод, закрепляя их посредством принятия соотв-щих законов (назначение-отстранение от должности Уполном по правам чела).

Гарантии делятся на:

Общие

а) материальные (это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности);

б) политические (система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В РФ признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа РФ на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы).

в) духовные гарантии (- система культурных ценностей. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования);

г) социальные гарантии (основаны на принципе гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества) – обеспечивают создание социальной среды

2. специальные (юридические) гарантии – система средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина.

   а) гарантии реализации

· пределы прав и свобод

· их конкретизация в текущем законодательстве

· юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование

· процессуальные формы реализации

· меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации

б) гарантии охраны

· конституционный контроль и надзор

· меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности

· процессуальные формы осуществления контроля и надзора

· средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности.

По основанию правового положения личности:

1. общие (система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, декларируемых Конституцией, без которых требования личности к обществу носили бы формальный характер);

2. специальные гарантии (система социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, военнослужащих и др.);

3. индивидуальные гарантии (меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию права в конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона).

(7) Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы ее осуществления.

Власть – способность подчинять

1 политический аспект – выделение людей

2 политико-организационный – аппарат принуждения

Характерные черты политической власти:

1.  Государственная власть носит классовый характер

2.  Публичная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением,

осуществляется выделенным из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые заняты управлением. Объект и субъект политической власти обычно не совпадают, властвующий и подвластный разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными- отдельные лица, общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти. Каждый гражданин является не только подвластным; как член общества он вправе быть индивидуальным носителем источником власти. Но и демократическом обществе полного совпадения субъекта и объекта нет.

3. Политическая власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя карательные или правоохранительные органы.

4. Для содержания разветвленного государственного аппарата необходимы взносы граждан – налоги.

5. Учреждение политической власти сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.

Методы осуществления государственной власти

1. Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей, функций.

Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки.

2. Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного властью.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах. Формы государственного правового принуждения

•   меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта при авариях)

•   правовое пресечение (административное задержание, привод)

•   меры защиты

3. Метод морального и материального стимулирования.

4 воспитание/поощрение

5 компромисс

(7) Соотношение права и морали.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Мораль рассматривается как совокупность норм, правил поведения человека в обществе, которыми руководствуются люди и которые служат критериями оценки поведения, отдельных действий, помыслов с точки зрения моральных категорий «добра» и «зла», «хорошо и плохо».

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют правовые нормы. Но для правильного решения коллизий они обращаются к этическим категориям, так как в основе права лежит мораль.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и обладают свойством нормативности;

2) право и мораль преследуют одни и те же задачи и цели – защита прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям; 

4) определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

Отличительные особенности.

1. по субъектам и способам их формирования, (нормо)творчества. Правовые нормы санкционируются (отменяются, изменяются, дополняются) государством, а моральные (неофициальный характер) – в процессе практической деятельности людей.

2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им же и обеспечивается, охраняется и защищается. Нормы носят общеобязательный характер. Право использует методы принуждения, убеждения, воспитания, профилактики. Мораль опирается на силу общественного мнения (порицание).

3. по форме их выражения. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, возникают и существуют в сознании людей. Их появление не связано с волей законодателя.

4. по характеру и порядку применяемой ответственности за нарушения. Противоправные действия влекут юридическую ответственность (наказание, применяются средства принуждения). При нарушении норм морали наказание выражается в том, что нарушитель подвергается мерам общественного воздействия (выговор, замечание).

5. по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень выше у морали (требования выше). Мораль – долг, внутреннее побуждение, совесть.

6. по времени появления. Право возникает вместе с государством, мораль существовала еще при общинной организации общества. Право отмирает вместе с государством, а мораль – нет.

7. по конкретизации требований. Толкование норм морали может быть достаточно широким.

Взаимодействие права и морали:

1. Активно влияя на мораль, право претворяет мораль в жизнь при помощи регуляции, защиты, дозволения и т.п. Мораль влияет на правотворчество и правоприменение, приближая право к желаемому, повышает его эффективность и авторитет.

2. Взаимно дополняют друг друга, как внешний и внутренний регулятор поведения людей. Существую области, в которых они осуществляют регулирование совместно, - морально-правовое воздействие – и такое взаимное дополнение повышает эффективность регулирования.

(7) Основания и принципы юридической ответственности.

Формационный подход

Критерий – общественно-экономическая формация.

Каждая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. В базисе – производственные отношения и производительные силы, в надстройке – идеи, взгляды, теории, концепции, общественные отношения, учреждения и институты (в частности, государство и право).

Все надстроечные отношения определяются базисом. Экономические отношения составляют объективную основу развития общества.

Закон соответствия уровня развития производительных сил характеру производственных отношений. Смена формаций осуществляется в процессе социальной революции.

1 рабовладельческий тип

2 феодальный тип

3 буржуазный тип

4 социалистический тип – на практике как такового не случилось

Плюсы концепции – исторический подход к смене формаций и социально-экономическим фактором, так как экономическая основа и социальные классы существенно влияют на структуры общества и характер его политической надстройки, в которую входят и государство и право.

Слабые стороны – линейность и запрограмированность смены типа одних государств другими, отсутствия собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства является общественный строй, а так же не укладываются в типологию и переходные государства, а так же государства, возникшие на азиатском способе производства.

Цивилизационный подход

В основе факторы цивилизации – культура, религия, национальная самобытность, технология, другие состояния культуры и общества. При подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными фактами. Цивилизация – тип человеческого общества. Культура – сущность цивилизации, экономика – искусственны и несущественна.

· Восточные, западные, промежуточные

· Древние, средневековые, современные

· Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

По характеру организации государственно-правовых институтов

1 первичные

2 вторичные

Государства первичных цивилизаций (например, древнеегипетские) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. В этих первичных цивилизациях различие между светской и религиозной властью не проводилось. Государства вторичных цивилизаций, в т.ч. европейские государства выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской и религиозной властью церкви.

Надо сказать, что современный период в рамках этой типологии выделяется в теории стадий экономического роста, автор которой известный американский социолог и политический деятель Ростоу.

1) традиционное общество

2) переходное общество, которым закладываются основы преобразований

3) общество, переживающее процесс сдвига

4) созревающее общество

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия – это период закладывания основ для сдвига в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия – это сдвиг, взлет научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая – характеризуется как пора зрелости. В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая стадия – это период высокого уровня массового потребления, в которой ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

Т.е. по мнению автора, именно на пятой стадии возникает общество, которое он именует общество (государство) всеобщего благоденствия.

Достоинство:

· уделяется внимание к культуре.

Недостатки:

· недооценка социально-экономических факторов;

· существование множества критериев и классификаций.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – это, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления. Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода.

Признаки права: (совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования):

1. Системность

• - естественное право(состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину).

• - позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание притязания граждан,организаций, социальных групп).

• - субъективное право (индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности их обладателя).

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В данном аспекте право отражает:

• меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

• меру допустимых ограничений свобод человека

3. Нормативность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

4. Связь права с государством – составляющие право нормы в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством.

• государственная обеспеченность права

• общеобязательность права

• формальная определенность – принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в источниках права.

• институционность права – заключается в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, каковыми служат различные юридические источники. Форма права – определенные способы выражения государственной воли общества.

5. Право имеет государственно-волевой характер – право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными и другими условиями его жизни. Через государство возводится в закон, становится обязательной для всех не только воля господствующего класса, но также воля других классов. Право – всегда есть воля, но не всякая воля – право.

6. Властно-регулятивный характер права.

7. Право есть реально действующая система нормативной регуляции.

(9) Причины правонарушений в обществе.

Причина – то, что непосредственно порождает явление, условие - способствует или препятствует.

Социальная природа. Причины коренятся в самом обществе, оно их порождает в силу своих внутренних противоречий. Однако действуют не только социальные факторы, но и другие. Как биосоциальное существо на человека воздействуют оба. Кроме того, различные типы нервных систем.

Искоренима ли преступность/правонарушаемость в обществе или это постоянный спутник общества? Чтобы ответить необходимо посмотреть причины на уровне общества (если еще на уровне отдельного субъекта и отдельного правоотношения,?социум-труд?).

В обществе основная причина – противоречия между уровнем общественных потребностей и уровнем развития производительных сил, так как потребности растут гораздо быстрее, так как является источником развития.

В криминологии причины и условия отдельных правонарушений, видов правонарушений и правонарушений в целом. Здесь рассматриваются общие причины и условия в целом

Причины и условия

1 содержатся в особенностях самой личности, в психобиологических чертах (неуравновешенность, нетерпимость, половые отклонения), социальных (характер, культура, мировоззренческие ценности)

2 особенности социальных групп, окружающие правонарушений (семья, работа, место учебы, жительства – пр: правовой нигилизм, практика мелких нарушений), территориальные факторы (высокая эмиграция в городах)

3 особенности общественного строя

- в экономике (отношения собственности, порядок распределения общественных благ, порождающих нищету и богатство, экономический кризис, остаточная система финансирования в развитии культуры, образования, медицины, недостаток средств на содержание правоохранительных органов),

- политике и организации управления (борьба классов, элит, межнациональные конфликты, слабая исполнительная дисциплина в органах власти, неэффективная организации охраны правопорядка, невысокий профессиональный уровень кадров, органов охраны правопорядка),

- идеологии (накопление капитала, личный успех любыми средствами, правовой нигилизм, отсутствие ценностей, совпадающих с правовыми ориентирами)

- правовой системе (несправедливость права, противоречивость, низкий уровень правового сознания, отсутствие режима законности в стране)

Все это оказывает влияние на формирование личностных особенностей человека.

(10) Понятие формы государства, ее элементы. Факторы определяющие многообразие форм государства.

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества (Парфенов).

Форма государства никогда не оставалась и не остается раз и навсегда установленной, неизменной.

Определения формы государства:

     - организация государственной власти, неразрывно связанная с ее сущностью и социальным назначением (Парфенов). Сущность и социальное назначение - основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм - монархия, буржуазия - республика).

Факторы, определяющие разнообразие форм:

1. Экономический уровень - это главное, в конечном счете.

2. Непосредственные факторы:

а. Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия).

б. Степень остроты политической борьбы.

в. Национальные и культурные традиции.

1 Исторический тип – совокупность типичных признаков, свойственных всем г-вам, находящимся в пределах одной экономической формации. (Парфенов)

1. Основными формами правления рабовладельческого государства являлись:

1. Монархия

2. Аристократическая республика

3. Демократическая республика

Феодальный тип государства.

Формы правления

а) монархия (получила широкое распространение)

б) аристократическая республика (встречалась довольно редко)

Буржуазный тип государства.

Формы правления

а) монархия стала в значительной степени отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

б) республика стала наиболее распространенной формой правления. Две разновидности

парламентская (характеристику видов республик см. вопрос о форме правления)

президентская

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей и участников (Корельский, Перевалов).

Основные признаки нормы права:

1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

2. Формальная определенность нормы права, которая проявляется в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в установленной или признаваемой им форме.

3. Норма права охраняется от нарушений принудительной силой государства.

4. Норма права выступает государственным регулятором общественных отношений. Данное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в органической связи с государством, с другой, - она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.

5. Норма права – общеобязательное правило поведения, это означает следующее:

•   норма права указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

•   предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действия;

•   носит общий характер, выступает в качестве одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Данное деление проводит только Матузов, Малько. Остальные авторы под нормой права подразумевают только правило поведения (и Парфенов тоже).

7. Норма права выступает как модель, мера, масштаб должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого правила поведения и как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.

8. Норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения.

9. Норма права – это конкретное правило поведения.

10. Содержание правовой нормы определяется содержанием регулируемого отношения.

11. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

12. Норма права обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей права.

(10) Понятие и основные принципы законности.

Сущностью законности является - требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Принципы законности:

1. единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов законность должна быть одна для всей страны. Применение и понимание законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

2. всеобщность законности. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

2. целесообразность законности – означает необходимость выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

3. реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

4. верховенство закона – подчиненность закону всех нормативных актов, всех актов реализации права и всех иных объектов.

5. гарантированность основных прав и свобод человека. Социальную основу этого принципа составляет идея всеобщей защиты индивида.

6. принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение – любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание.

7. взаимосвязь законности и культурности. Законность не может развиваться и функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура – это морально-этическая основа законности. Законность, в свою очередь, является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

Элементы законности:

1. совокупность идей, взглядов, принципов.

2. системообразующее требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства

3. цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности.

4. нормативная основа закон


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.