Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки

2022-11-14 25
Методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: выявление уровня деструктивных тенденций, лежащий в основе мотивационной агрессии и враждебности.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.                                                                                      При составлении опросника использовались следующие принципы:  - вопрос может относиться только к одной форме агрессии.                            - вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8.Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю несогласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

  1. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  2. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  3. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  4. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  5. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  6. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  7. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  8. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  9. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  10. Неудачи огорчают меня
  11. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  12. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  13. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  14. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  15. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
  16. Я ругаюсь только со злости
  17. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
  18. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
  19. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
  20. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
  21. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
  22. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
  23. Я часто думаю, что жил неправильно
  24. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
  25. Я не огорчаюсь из-за мелочей
  26. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
  27. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
  28. В последнее время я стал занудой
  29. В споре я часто повышаю голос
  30. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
  31. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

 

Ключ к тесту:

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

 "да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

"нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

 "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69.

    4. Негативизм:

 "да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

    5. Обида:

"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

"нет" = 1, "да" = 0: 44.

    6. Подозрительность:

"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

"нет" = 1, "да" = 0: 65, 70.

    7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

"нет" = 1, "да" = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

 Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

 

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

 

Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)

 

Цель: выявление в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.

Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением он должен в карте опроса.

 в соответствующем квадрате поставить знак "плюс" ("да"), при несогласии — знак "минус" ("нет").

Тестовый материал.

1.    Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2.    В спорах я всегда стараюсь перехватить инициативу.

3.    Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

4.    Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

5.    Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

6.    Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

7.    Я часто злюсь, когда мне возражают.

8.    Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

9.    Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

10.  Мнение, что "нападение — лучшая защита", правильное.

11.  Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

12.  Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

13.  Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

14.  Я считаю, что добро эффективнее мести.

15.  Каждый человек имеет право на свое мнение.

16.  Я верю в честность намерений большинства людей.

17.  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

18.  В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему свою точку зрения.

19.  Я часто обижаюсь на замечания других, даже если понимаю, что они справедливы.

20.  Если кто-то изображает из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.

21.  Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

22.  Я считаю, что утверждение (из мультфильма) "Зуб за зуб, хвост за хвост" справедливо.

23.  Если я все обдумал, то не нуждаюсь в советах других.

24.  С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог бы ожидать, я держусь настороженно.

25.  Если кто-то выводит меня из себя, то я не обращаю на это внимания.

26.  Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

27.  При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.

28.  Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

29.  Я не люблю поддаваться в игре, даже с детьми.

30.  В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

31.  Я уважаю людей, которые не помнят зла.

32.  Утверждение "Ум — хорошо, а два — лучше" справедливо.

33.  Утверждение "Не обманешь — не проживешь" справедливо.

34.  У меня никогда не бывает вспышек гнева.

35.  Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

36.  Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет.

37.  Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.

38.  Я стараюсь избегать обострения отношений.

39.  Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

40.  Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

41.  Я осуждаю недоверчивых людей.

42.  Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

43.  Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

44.  Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если эти шутки злые.

45.  Иногда я предоставляю возможность другим взять на себе ответственность за решение важного для всех вопроса.

46.  Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

47.  Я верю, что на зло можно ответить добром, и действую в соответствии с этим.

48.  Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

49.  Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

50.  В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

51.  Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им "рта не даю открыть".

52.  Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

53.  Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

54.  В решении любой проблемы я предпочитаю "золотую середину".

55.  У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

56.  Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, потому что отвечать за все ему.

57.  Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

58.  Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

59.  Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

60.  Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

61.  Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

62.  Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

63.  Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

64.  Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

65.  Я подозреваю, что многие поддерживают знакомство со мной из корысти.

66.  Я не умею сдерживаться, когда меня несправедливо упрекают.

67.  При игре в шахматы или в настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.

68.  У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

69.  Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре кажется правильной — моя или чужая.

70.  Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

71.  Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

72.  Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

73.  Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.

74.  Обычно меня трудно вывести из себя.

75.  Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.

76.  Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

77.  Будь я продавцом на базаре, я не стал бы уступать в цене за свой товар.

78.  Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.

79.  Мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить другую, справедливо.

80.  Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

81.  Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Обработка результатов. Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы ("да", "нет") заносили в карту опроса.

Карта опроса

№№ Да Нет №№ Да Нет №№ Да Нет №№ Да Нет
1     21     41     61    
2     22     42     62    
3     23     43     63    
4     24     44     64    
5     25     45     65    
6     26     4     66    
7     27     47     67    
8     28     48     68    
9     29     49     69    
10     30     50     70    
11     31     51     71    
12     32     52     72    
13     33     53     73    
14     34     54     74    
15     35     55     75    
16     36     56     76    
17     37     57     77    
18     38     58     78    
19     39     59     79    
20     40     60     80    

        

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: "вспыльчивость", "наступательность", "обидчивость", "неуступчивость", "компромиссность", "мстительность", "нетерпимость к мнению других", "подозрительность". За каждый ответ "да" или "нет" начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Интерпретация результатов.

Ответы "да" по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы "нет" по позициям 25, 33, 41, 57, 73 свидетельствуют о склонности к вспыльчивости.

Ответы "да" по позициям 2,10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы "нет" по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.

Ответы "да" по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы "нет" по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.

Ответы "да" по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы "нет" по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.

Ответы "да" по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы "нет" по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности.

Ответы "да" по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы "нет" по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.

Ответы "да" по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы "нет" по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости ко мнению других.

Ответы "да" по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы "нет" по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к подозрительности.

Сумма баллов по шкалам "наступательность, напористость", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам "нетерпимость к мнению других", "мстительность", дает показатель негативной агрессивности субъекта, Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности.

 

 

         Методика «Несуществующее животное»

Цель: выявление показателей агрессивности у подростков.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

   Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево—тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а)    основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б)    поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

    При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

• рот с зубами;• присутствие на голове дополнительных деталей (рога — защита, в
сочетании с другими признаками агрессии);

• когти, иглы, щетина;

• контур фигуры выполнен в острых углах.

  Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака (см. таблицу 1).

      Высокой считается агрессивность, если количество её показателей у подростка 3-4. 2 признака агрессивности свидетельствуют о среднем, ближе к норме, показателе. Низкий уровень агрессивности предполагает количество показателей 0-1.  

 

 

Таблица 1

Бланк фиксации показателей агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное»

Показатели агрессивности

Ф.И.О. подростков

1.Рот с зубами                    
2. Присутствие на голове дополнительных деталей (рога - защита в сочетании с другими признаками агрессии)                    
3.когти, иглы, щетина                    
4.контур фигуры выполнен в острых углах                    
Количество показателей агрессивности                    

 

Приложение 2


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.