Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков

2022-11-14 22
Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                                                                                                                                   Таблица 2

Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков по методике  «Диагностика показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки»

Ф.И.О.

формы агрессии

общие шкалы

физическая агрессия

Косвенная

агрессия

склонность к раздражению

негативизм

обида

подозрительность

вербальная агрессия

чувство вины

общая шкала агрессивности

общая шкала враждебности

1

А.З.З.

6

7

3

3

7

6

7

9

16 н

13 в

2

А.К.А.

5

5

9

0

5

3

12

8

26 в

8 с

3

А.Р.Ш.

8

4

6

3

3

6

8

7

22 с

9 с

4

Б.Е.И.

8

5

6

4

5

5

7

8

21 с

10 с

5

Б.К.Н.

3

4

7

5

8

7

10

8

20 с

15 в

6

З.Д.Е

9

7

4

3

7

8

7

8

20 с

15 в

7

Л.Д.В.

6

7

9

5

2

6

10

6

25 с

8 с

8

Л.Е.А.

7

4

7

4

5

5

11

6

25 с

10 с

9

М.Д.Р.

7

4

4

4

0

2

12

2

26 в

2 н

10

М.М.П

6

5

7

3

7

9

9

9

22 с

16 в

11

М.Р.С.

3

4

2

2

1

2

2

7

7 н

3 н

12

Н.А.И.

9

4

7

3

5

6

11

0

27 в

11 в

13

Н.В.И.

4

3

3

1

5

3

8

6

15 н

8 с

14

П.М.В.

9

4

9

4

4

5

11

4

29 в

9 с

15

С.А.Р.

4

2

3

1

3

8

4

8

11 н

11 в

16

С.К.А.

7

2

2

1

3

4

10

7

19 с

7 с

17

С.Я.Е.

9

6

8

4

4

7

10

9

27 в

11 в

18 Т.И.С. 3 5 7 0 4 7 2 0 12 н 11 в
19 Х.О.Н. 6 6 8 5 5 6 9 2 23 с 11 в
20 Ю.А.Т 5 5 6 8 6 6 7 3 18 с 12 в

Примечание: н-низкий уровень, с-средний уровень, в-высокий уровень.

 

Итого: 1) Агрессивность

         У 5 учеников (25%) – низкий уровень.

         У 10 учеников (50%) – средний уровень.

         У 5 учеников (25%) – высокий уровень.

 

2) Враждебность

У 2 учеников (10%)– низкий уровень.

            У 8 учеников (40%)– средний уровень.

            У 10 учеников (50%) – высокий уровень.

 

Таблица 3

Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков по методике  «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев)

Ф.И.О.

            Формы проявления агрессивности

Общие шкалы

Вспыльчивость Наступательность Обидчивость Неуступчивость Копромиссность Мстительность Нетерпимость к мнению других Подозритель- ность Позитивная  агрессивность Негативная агрессивность Конфликтность
1 А.З.З. 8 5 9 6 2 7 7 8 11 в 14 в 27 в
2 А.К.А. 4 4 5 4 3 6 6 3 8 с 12 в 15 с
3 А.Р.Ш. 6 3 5 7 4 7 5 2 10 в 12 в 17 с
4 Б.Е.И. 2 1 1 2 5 3 5 3 3 н 8 с 11 н
5 Б.К.Н. 9 4 5 7 3 5 5 6 11 в 10 в 23 в
6 З.Д.Е 4 5 5 3 3 2 4 3 8 с 6 н 15 с
7 Л.Д.В. 1 1 4 3 6 3 4 2 4 н 7 с 10 н
8 Л.Е.А. 8 6 3 5 1 5 4 8 11 в 9 с 20 в
9 М.Д.Р 5 5 2 2 1 5 4 4 7 с 9 с 12 н
10 М.М.П 4 2 3 3 6 2 0 2 5 н 2 н 15 с
11 М.Р.С. 3 6 4 3 4 1 2 1 9 с 3 н 12 н
12 Н.А.И. 9 5 6 8 1 7 7 8 13 в 14 в 24 в
13 Н.В.И. 4 5 2 2 6 1 2 1 7 с 3 н 13 н
14 П.М.В. 5 3 6 3 3 2 5 4 6 с 7 с 18 с
15 С.А.Р. 5 4 5 3 5 4 6 3 7 с 10 в 18с
16 С.К.А. 7 3 7 4 6 5 5 5 7 с 10 в 25 в
17 С.Я.Е. 2 3 5 4 3 4 3 5 7 с 7 с 15 с
18 Т.И.С. 1 1 4 2 3 3 2 2 3 н 5 н 10 н
19 Х.О.Н. 7 6 4 6 2 6 5 5 12 в 11 в 18 с
20 Ю.А.Т 3 8 3 4 3 1 3 1 12 в 4 н 10 н

Примечание: н-низкий уровень, с-средний уровень, в-высокий уровень.

 

Итого: 1) Позитивная агрессивность

У 4 учеников (20%) – низкий уровень.

У 9 учеников (45%) – средний уровень.

У 7 учеников (35%) - высокий уровень.

 

2) Негативная агрессивность

У 6 учеников (30%) – низкий уровень.

У 6 учеников (30%) - средний уровень.

У 8 учеников (40%) - высокий уровень.

 

3) Конфликтность

У 7 учеников (35%) - низкий уровень.

У 8 учеников (40%) - средний уровень.

У 5 учеников (25%) – высокий уровень.

 

       Таблица 4

Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков по проективной           методике «Несуществующее животное»

Показатели агрессивности

Ф.И.О.

А.З.З.   А.К.А.   А.Р.Ш.   Б.Е.И.   Б.К.Н.   З.Д.Е   Л.Д.В.   Л.Е.А.   М.Д.Р.   М.М.П   М.Р.С.   Н.А.И.   Н.В.И.   П.М.В.   С.А.Р.   С.К.А.   С.Я.Е.   Т.И.С.   Х.О.Н.   Ю.А.Т  
1.Рот с зубами/клюв +   +   + + +     +   +     + + + +   +
2.присутствие на голове дополнительных деталей + +     + +   +       +   +     +      
3. когти, иглы, щетина + +   + +     + +     +   + + + +   + +
4.контур фигуры выполнен в острых углах + + +   +     +       +   + + +   + +  
Количество показателей агрессивности

Примечание: н-низкий уровень, с-средний уровень, в-высокий уровень.

 

Итого по показателям агрессивности: У 6 человек (30%) – низкий уровень.

                                                            У 5 учеников (25%) – средний уровень.

                                                            У 9 учеников (45%) – высокий уровень.

 

 

Таблица 5

 

Результаты исследования агрессивного поведения старших подростков по трем методикам

Ф.И.О.

Опросник Басса- Дарки

«Личностная агрессивность и конфликтность»

РНЖ

Общий показатель агрессивности в поведении

Агр Вражд Позит агр Негат агр Конфл Агрессивность
1 А.З.З. н в в в в в в
2 А.К.А. в с с в с в вс
3 А.Р.Ш. с с в в с с с
4 Б.Е.И. с с н с н н нс
5 Б.К.Н. с в в в в в в
6 З.Д.Е с в с н с с с
7 Л.Д.В. с с н с н н нс
8 Л.Е.А. с с в с в в вс
9 М.Д.Р. с н с с н н нс
10 М.М.П. с в н н с н с
11 М.Р.С. н н с с н н н
12 Н.А.И. в в в в в в в
13 Н.В.И. н с с н н н н
14 П.М.В. в с с с с в вс
15 С.А.Р. н в с в с в вс
16 С.К.А. с с с в в в в
17 С.Я.Е. в в с с с в в
18 Т.И.С. н в н н н с нс
19 Х.О.Н. с в в в с с вс
20 Ю.А.Т с в в н н с с

Примечание: н-низкий уровень, нс – уровень ниже среднего, с-средний уровень, вс – уровень выше среднего, в-высокий уровень.

 

Итого по уровню агрессивности: У 2 человек (10%) – низкий уровень.

                                                    У 4 человек (20%) – уровень ниже среднего.

                                                     У 4 человек (20%) – средний уровень.

                                                    У 5 человек (25%) – уровень выше среднего.

                                                    У 5 человек (25%) – высокий уровень.

 

                                                                                                                                

 

 

Приложение 3

Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков

Цель программы: коррекция агрессивного поведения старших подростков.

Задачи коррекционной программы:

1) Знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами борьбы с агрессией;

2) Снижение эмоционального напряжения, развитие саморегуляции.

3) Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё.Оборудование: реквизит для занятий, бумага, карандаши.

 

Занятие №1.

Цель: знакомство, настрой на положительное отношение друг к другу, заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы.

     Вводная часть.

Приветствие.

1.Упражнение «Клубок».

Цель: знакомство участников.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю. Отлично! Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку на пол..          

2. Обсуждение и принятие групповых правил.

Цель: знакомство с правилами поведения на занятиях.

Ведущий рассказывает детям о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определённые правила поведения на занятиях. Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

1.    Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.

2.    Правило "Стоп": если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать "стоп".

3.    Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге.

4.    Правило "Здесь и теперь", говорить только о том, что происходит внутри группы.

5.    Активность.

6.    Искренность в общении.

7.    Оценивается только поступок, а не личность человека.

     Основная часть.

3.Упражнение "Змейка".

Цель: сплочение коллектива, снятие группового напряжения.                            

Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник и т.д.

4.Упражнение "Комплимент".

Цель: установить положительное отношение детей друг к другу.

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия "Комплимента":

1.    Обращение по имени.

2.    Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

5. Упражнение "Прогноз погоды".

Цель: сделать атмосферу в группе более гармоничной, научить подростков считаться с настроением друг друга.

Материалы: Бумага и фломастеры..

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и фломастеры, и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

  Пожалуйста, поощряйте использование "прогнозов погоды" детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в группе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный "прогноз погоды", что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

     Заключительная часть.

6.Упражнение "Самопохвала".

Цель: позволить участникам осознать и поделиться своими достижениями за прошедшее занятие.

Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.

Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд.

Рефлексия занятия. Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось), ваши пожелания участникам группы, себе самому, ведущему.

 

     Занятие №2.

Цель: победить стеснение и страх открыто говорить о том, что не нравится.

Вводная часть.

Приветствие.

1.Упражнение "Зеркало".

Цель: снятие мимических и телесных зажимов.                        

Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие либо действия, например причесывается, а другой зеркально повторяет их.

     Основная часть.

2.Упражнение "Камушек в ботинке".

Цель: побудить даже самых стеснительных учеников рассказывать о своих заботах и проблемах.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте подросткам поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.

3.Упражнение «Уверенный - наглый - робкий».

Цель: научить подростков ставить себя на место другого по характеру человека.

     Педагог предлагает взять одну из трёх карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой – «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача- изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает участник.

Заключительная часть.

4.Упражнение "Самопохвала".

Цель: позволить участникам осознать и поделиться своими достижениями за прошедшее занятие.

Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.

Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд.

        

             Занятие №3.

Цель: научиться справляться с гневом и обидами, научиться воспринимать себя с юмором.

  Вводная часть.

Приветствие.

1.Упражнение «Тень».

Цель: почувствовать состояние другого человека.

 Основная часть.

2.Упражнение "Спустить пар".

Цель: научить детей беззлобно реагировать на негативную обратную связь.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

3.Упражнение "Шутливое письмо".

Цель: устранение трудностей в общении.

Материалы: Каждому подростку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

1.    Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

2.    Что было при этом труднее всего?

3.    Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

4.    Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

5.    Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

6.    Когда полезно смеяться над конфликтом?

     Заключительная часть.

4.Упражнение «Комплименты».

Цель: позитивная обратная связь.

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия "Комплимента":

1.    Обращение по имени.

2.    Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

             

            Занятие №4.

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.

      Вводная часть.

Приветствие.

1.Упражнение «Обзывалки».

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов "А ты…". Например: "А ты - морковка!"

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!"

Примечание: Игра полезна, если проводить ее в быстром темпе.

Основная часть.

2.Упражнение «Датский бокс».

Цель: показать подросткам, что агрессивность может быть и конструктивной.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.

3.Упражнение «Я-высказывание».

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью

«Я - высказываний».

Педагог объясняет группе. Что одним из способов открытого выражения желаний и чувств может служить приём «Я - высказывания». Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности. Общая схема проговаривания в рамках этого приёма такова:

Событие- Реакция – Причина напряжения.

 

 Событие  Реакция  Причина напряжения
Когда вы кричите, (говорите, делаете)… Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникает проблема)… Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы.

 

Предлагаются ситуации. Например:

- сосед по парте во время теста заглядывает к вам в листок и тем самым навлекает на вас неприятности;

- подруга взяла у вас книгу и не вернула вовремя;

- ваш друг разбил любимую вашу чашку.

Заключительная часть.

4.Рефлексия.

Цель: обратная связь, обмен впечатлениями от занятия.

1. Что нового для себя вы сегодня узнали?

2. Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим человеком?

              

                    Занятие №5.

Цель: снижение напряжения и снятие агрессии, исследование собственного и чужого агрессивного поведения.

Вводная часть.

Приветствие.

1.Упражнение «Путаница».

Цель: сплочение группы.

Участники становятся в круг

Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три".

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на "распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться можно всегда". Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2.Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3.Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Упражнение сплачивает группу, однако в силу того, что оно предполагает тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью. Если тренер предполагает, что у кого-то из участников в результате проведения упражнения возрастет напряженность, следует воздержаться от его проведения.

Основная часть.

2.Упражнение «Зоопарк».

Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии.                           

Ведущий: Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного. А во-вторых, услышать, кто ещё кричит так же, и слиться с ним голосами.

Карточки: собака, кот, гусь.

3.Упражнение «Агрессивное поведение».

Цель: разобраться в том, что подразумевается под агрессивным поведением, исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому подростку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите учеников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

1.    Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?

2.    Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

3.    Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

4.    Как ведет себя жертва агрессии?

5.    Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

6.    В чем проявляется равноправие между детьми?

7.    Как бы ты описал свое собственное поведение?

     Заключительная часть.

4.Рефлексия.           

Цель: обратная связь, обмен впечатлениями от занятия.

1.Что нового вы сегодня узнали?

2.Расскажите о своих пожеланиях друг другу и ведущему.

            

                 Занятие №6.

Цель: научиться не чувствовать себя жертвой, быть благодарными.

  Вводная часть.

Приветствие.

1.Упражнение «Разминка с мячом».

Цель: позволить участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы.

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.

Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы.

Основная часть.

2.Упражнение «Безмолвный крик».

Цель: помочь детям понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения.

Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорат


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.251 с.