C овременные теории конфликтов. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

C овременные теории конфликтов.

2022-10-29 23
C овременные теории конфликтов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Социально-биологическая теория. Конфликт присущ человеку и всем животным. Исследователи этого направления опираются на теорию естественного отбора Ч. Дарвина. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Г. Спенсер - состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта - всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:

· территориальная агрессия;

· агрессия доминирования;

· сексуальная агрессия;

· агрессия родителей;

· агрессия ребенка;

· моралистическая агрессия;

· агрессия грабителя;

· агрессия жертвы по отношению к грабителю.

2. Социально-психологическая. Объясняет конфликт посредством теории напряженности. В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального

общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушаетсяравновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.

Причина напряженности – фрустрация (дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или уходе в себя.

3. Классовая (теория насилия). Утверждение: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. конфликт в обществе происходит из-за разделения людей на классы. Конфликт в этом случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.

Функционалисты.

Конфликт - социальная аномалия, «бедствие», которое необходимо преодолевать.

По мнению функционалистов, в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен находить почвы в обществе.

5. Диалектические концепции:

Конфликт - неизбежная частью целостности социальных взаимоотношений людей. Не патология и слабость поведения. Конфликт не есть противоположность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созидательном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликтов.

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

- конфликт помогает прояснить проблему;

- конфликт усиливает способность организации к изменениям;

- конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

- конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

- конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;

- конфликты повышают качество принимаемых решений;

- конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

- конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

 

17 Понятие конфликта и конфликтной ситуации. Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.

Конфликтная ситуация включает:

1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.

Таким образом, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект.

 

18. Диагностика конфликта. Управлению конфликтом должна предшест вовать стадия его диагностики для определения основных составляющих конфликта, его причин. Для проведение диагностики необходимы следующие критерии определения: выяснение источников конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов борьбы, противоречия мнений, событий, потребностей и интересов; изучения «биографии» конфликта, т.е. его истории, фона, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии; определения участников конфликтного взаимодействия: лиц, групп, подразделений; выяснение позиций и отношений между сторонами, их взаимозависимости, ролей, ожиданий определение исходного отношение к конфликту - хотят ли и могут ли стороны сами решить конфликт, их надежды, ожидания, установки, условия, или конфликт спровоцировано специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

Этапы анализа конфликтов. Процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из нескольких этапов. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов. Информационный подход к изучению конфликтов. Все типы конфликтов принадлежат к тому классу явлений, в саморазвития и исследовании которых информация играет ключевую роль.Можно сформулировать исходные требования, обеспечивающие системность информационного анализа конфликтов. В проблеме изучения и регулирования конфликтов существует четыре основные сферы. В каждой из них применения информационного подхода имеет особенности.

Центральным регулятивной звеном возникновения, развития и завершения конфликта являются модели ситуации, имеющиеся в психике участников конфликтного взаимодействия. Ядро конфликта составляет его объект. Он имеет множество характеристик. У каждого участника конфликта формируется собственное субъективное представление об объекте конфликта, его модель. Единственным источником формирования моделей объекта конфликта является информация. Участники конфликта ведут себя не в соответствии до реального объекта конфликта, опираясь на его информационные модели. Закономерности формирования моделей объекта конфликта в оппонентов чрезвычайно важны для понимания причин борьбы между людьми. Эти закономерности носят информационный характер. Важно знать, какая информация, как и почему влияет на формирование модели объекта конфликта. Часть имеющейся существенной информации об объекте конфликта оппонентами не учитывается. Какая это информация, почему она не влияет на модель объекта конфликта? Ответ на все эти важные вопросы может дать системно-информационный анализ конфликта.

У участников конфликта формируются информационные модели конфликтной ситуации в целом; мотивов и возможных действий противоположной стороны в конфликте; своих мотивов и возможностей в конфликте; представлений других людей о нем; целей всех сторон, участвующих в конфликте, и др. Сам процесс конфликтного взаимодействия представляет собой ничто иное, как обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками конфликтной ситуации. Информационный влияние участников конфликта друг на друга производится с целью коррекции поведения сторон в нужном направлении. Ключ к пониманию конфликтов лежит в исследовании информационной среды, в условиях и под влиянием которого они возникают, развиваются и завершаются.

Стереотипы поведения людей в конфликтах является результатом информационного воздействия опыта предыдущего жизни человека. Стереотипы, сформировавшиеся в процессе жизни, часто играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации. Какая информация и какой образ влияет на закрепление определенных стереотипов социального поведения? Какую роль играет личный жизненный опыт человека? Какое влияние имеет опыт других людей, что его смотрит человек? Какая информационная роль культуры, искусства, религии в конфликтном поведении людей? Можно ли с помощью информации спровоцировать или, наоборот, предотвратить возникновение конфликтов? Когда и как это делается? Как влиять на средства массовой информации с целью минимизации их деструктивного влияния на конфликтность отдельных людей, социальных групп, общества в целом? Ответы на эти вопросы может дать системно-информационный анализ внешнего отношении конфликтов среды, объективных и организационно-управленческих причин возникновения конфликтных ситуаций.

Влияние третьей стороны на конфликт с целью его конструктивного решения носит информационный характер. Вся деятельность руководителей по предотвращению и разрешению конфликтов представляет собой информационное воздействие на их участников. Эффективность управления конфликтами повысится, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, которому участнику конфликта сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Руководитель должен также знать, какую информацию необходимо собрать для того, чтобы его вмешательство в развитие событий не принесло вреда, было обоснованным. Качественное информационное обеспечение управления конфликтом - важное условие успешной работы руководителя.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.