Теоретические основы и организационные принципы здравоохранения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Теоретические основы и организационные принципы здравоохранения.

2022-10-29 28
Теоретические основы и организационные принципы здравоохранения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система здравоохранения - это совокупность взаимосвя­занных мероприятий, которые содействуют укреплению здоро­вья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих мес­тах, в общинах, в физическом и псuxосоциальном окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах.

Существует 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная, частная. Областные больницы – государствены, городские – муниципальные, частные – криотерапия, стоматологические фирмы.

Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.

                       

4. Существуют три органа управления здравоохранением:

1. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Ведает ЛПУ и аптеками. 2. Госкомитет по сан-эпид надзору (ведает службой санэпид благополучия). 3. РАМН (научно исследовательские центры и их филиалы. Например, в Томске и Новосибирске не только научные центры, но и центры высоко квалифицированной мед помощи.

МЗ включает в себя: - Коллегия; - Главное управление: 1. Оказание помощи взрослым (в составе есть главный специалист) 2. Оказание помощи женщинам и детям (главный педиатр и главный акушер гинеколог). 3. Профилактическая медицина 4. Кадров 5. Учебных заведений МЗ РФ. - Госфармацевтический комитет – без него не может быть выпущено ни одно лекарство.

В Омской области МЗ при администрации Омской области по всем административно – хозяйственным вопросам подчиняется главе администрации, по мед вопросам – МЗ РФ. В городе – департамент здравоохранения по адм-хоз вопросам подчиняется мэру, по мед вопросам – МЗ. Главный врач района по адм-хоз вопросам – администрации района, по мед вопросам – департаменту.

Особенность управления: МЗ касается только мед вопросов. Вопросы назначения решаются на местах. ОГМА – федерального подчинения (МЗ РФ), на месте подчиняется номинально комитету по высшему образованию, комитет не может снять с руководящей должности. Административные назначения в МЗ.

Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные (республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства здравоохранения, которые несут ответственность за состояние и развитие медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению, организации первичной медицинской помощи населению и др. Органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечивают единство методов и организационных принципов.

Под управлением здравоохранением принято понимать структуры, определяющие условия и формы принятия организационных решений, а также содержащие элементы организации (планирование, координация, анализ) и контроля. Информацию, необходимую для контроля, подразделяют на медико-статистическую (о здоровье, кадрах, материальной базе, деятельности медицинских учреждений), экономическую (финансовую) и научно-медицинскую информацию о материально-техническом и лекарственном обеспечении. Министерство здравоохранения имеет в структуре управления отделы, которые осуществляют организационно-методическую, статистическую и планово-финансовую деятельность, координируют работу по подготовке и усовершенствованию кадров и др.

Местные комитеты и органы здравоохранения функционально подчиняются Министерству здравоохранения, а координацию работы по осуществлению медицинской помощи на местах проводят под управлением местной администрации. В структуре местных комитетов по здравоохранению имеются управления и отделы амбулаторно-поликли­нической помощи, стационарной помощи, педиатрической, скорой и неотложной помощи, статистические бюро, организационно-методи­ческие и информационно-вычислительные центры. В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения имеются:

— лечебно-профилактические учреждения (больницы, амбулатории, поликлиники, диспансеры, учреждения по охране материнства и детства, учреждения скорой и неотложной помощи и др.);

—санитарно-противоэпидемические учреждения (центры ГСЭН);

—учреждения судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в подчинении местной администрации;

— аптечные учреждения.

5. Основы законодательства РФ по охране здоровья граждан

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

В августе 33 года верховный совет принял "Основы законодательства об охране здоровья граждан". Первое законодательство об охране здоровья граждан было принято в 1970 году. Эти основы регулируют взаимоотно­шения граждан и системы здравоохранения. Т.О. Законодательство РФ состоит из: Конституции РФ, конституций республик в составе РФ. Основа законодательства РФ об охране здоровья граждан - 16 разделов и 60 статей.

Статья 2 декларирует основные принципы охраны здоровья граждан.

Новые "Основы" провозглашают Существование 3 форм здравоохранения:

Статья 12. Государственная (областные органы. управления и областные ЛПУ).

Статья 13. Муниципальная (городские ЛПУ).

Статья 14. Частная система здравоохранения.

Статья 19. Граждане имеют право на получение своевременной и достоверной информации о факторах способствующих сохранению здоровья, оказывающих вредное влияние. Реклама табачных и алкогольных изделий в средствах массовой информации запрещена в интересах охраны здоровья граждан. Слабость этой статьи в том, что не установлена ответственность за нару­шение этой статьи.

РАЗДЕЛ 5. Статья 22. Забота об охране членов семьи. Одному из родителей или другому члену семьи предоставлено право в ин­тересах лечения ребенка пребывать в стационаре на весь срок пребыва­ния, не зависимо от возраста ребенка с выдачей листка нетрудоспособности. Если ребенку до 7 лет - то по уходу выдается пособие по листку нетру­доспособности. Ребенку старше 7 лет на период не более 15 дней, если по мед. заключению не требуется больше срока.

Статья 27. Право об инвалидах, детях инвалидах, инвалидах с детства. Для ухода за детьми инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет, одному из работающих родителей или лиц, заменяющих предос­тавляется 4 дополнительных оплачиваемых дня в месяц.

Статья 30. Права пациента. При обращёнии за мед. помощью пациент имеет право:

1. На уважительное и гуманное отношение со стороны мед. персонала.

2. На права выбора врача - семейного, лечащего с условием его согласия, а так на выбор ЛПУ в соответствии с страховыми договорами.

3. На обследование, лечение и содержание в условиях соответствующих сан. гиг. требований.

4. На проведение по его просьбе консилиума других врачей и специалистов.

5. На облегчение боли связанной с заболеванием или мед. вмешательством доступными способами и средствами.

6. На сохранение в тайне информации о факте обращения за мед. помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений.

7. На информированное добровольное согласие на мед. вмешательство.

8. На отказ от мед.. вмешательства в соответствии со статьей 33.

9. На получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии здоровья.

10. Право на получение дополнительных мед. услуг в рамках добровольного мед. страхования.

11. Право на возмещение ущерба в случае, причинения вреда здоровья.

12. На допуск адвоката и иного законного представителя для защиты его прав

13. На допуск священнослужителя, на комнату в больничных условия для отправления религиозного обряда.

Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья, включая сведения об обследовании диагнозе, прогнозе, методах лечения, возможных последствиях. Граждане не достигшие 15 лет: информация о здоровье и т.д. передаётся родителям или законным представителям. Информация не может быть предоставлена против воли пациента. В случае неблагоприятного прогноза - сообщать в деликатной форме паци­енту или членам его семьи, если пациент не запретил. Пациент имеет право непосредственно знакомится с мед. документацией, отражающей состояние здоровья, получать информацию из нее, консультации по ней других специалистов. По требованию специалиста можно давать копию документа. Информация мед. документации составляет врачебную тайну.

Статья 32. Согласие на мед. вмешательство.

Статья33. Отказ от мед. вмешательства. Предварительное условие – добровольное согласие гражданина.

Статья 34. Оказание мед. помощи без согласия, граждан.

1. Если заболевание представляет опасность для окружающих (инфекционное)

2. Лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами.

3. Лицам, совершившим преступное деяние, решение о проведении мед. помощи без согласия пациента, принимается консилиумом, решение о госпитализации принимается судом.

РАЗДЕЛ 7. Мед. деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.

Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона. Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на им­плантацию эмбриона и искусственное оплодотворение, осуществляемое в учреждениях получивших на это лицензию при наличии письменного согласия супруга. 

Статья 36. Искусственное прерывание беременности. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – до 22 недель, при наличии мед. показаний прерывание беременности проводится не зависимо от срока беременности.

Статья 37. Мед. стерилизация. Мед. стерилизация, как метод контрацепции производится только по пись­менному разрешению гражданина, не моложе 35 лет и имеющего не менее 2 детей. По мед. показаниям и согласию гражданина — не зависимо от возраста и количества детей.

Статья 43. Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения лекарственной средствами. Можно пользоваться методами и лекарственными средствами только разрешенными. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении методы диагностики, лечения, препараты могут использоваться с получения письменного согласия пациента. Статья регламентирует проведение биомедицинских исследований. Любое ис­следование проводится с привлечение человека только с письменного согласия его.

Статья 45. Запрещение зфтаназии. Т.е. удовлетворение просьбы об ускорении смерти. В том числе отключение средств, поддерживающих жизнь. Лицо, которое побуждает больного к эфтаназии или осуществляющее эфтаназию несет уголовную ответственность.                  

Статья 47. Изъятие органов или тканей человека для трансплантации. Изъятие органов или тканей человека для трансплантации допускается, но не может быть предметом купли-продажи или коммерческих сделок. Лица, участвующие в этих сделках несут уголовную ответственность.

Статья48. Проведение патологоанатомических вскрытий. По религиозным или иным мотивам в случае письменного заявления близких родственников, членов семьи, законных представителей умершего, заявления умершего при жизни - патологоанатомическое вскрытие не производится. По требованию членов семьи может быть проведена независимая мед. экспертиза /обращаться в мед. ассоциацию/.

РАЗДЕЛ 9. О мед. экспертизе.

РАЗДЕЛ 10. Права и социальная защита мед. и фармацевтических работников.

Статья 54. Право на занятие мед. и фармацевтической деятельностью имеют лица, имеющие высшее или среднее медицинское или (фармацевтическое образование, диплом и право на определенного вида деятельность/ лицензию/ и сертификат специалиста.

Лица, не имеющие законченного высшего мед. образования могут быть прив­лечены в качестве средних мед. работников. Врачи или провизоры, не рабо­тавшие 5 лет по специальности могут быть допущены к работе после подтвер­ждения квалификации либо 'на основе, мед. комиссии /комиссии, мед.ассоциа­ции/. Лица, получившие мед. подготовку в других государствах, приступают к работе при наличии договора о признании их диплома, лицензии. Если у специалиста нет договора с иностранным государством, то он должен полу­чить лицензию. Лицензии выдаются специальными лицензионными комиссиями, куда входит представители органов управления, мед. ассоциации высших мед. вузов, на определенный вид деятельности.

Статья 56. Право на частную мед. практику. Имеют все врачи. Если у них есть лицензия, диплом и сертификат.

Статья 57. Право на занятие народной медициной. Этим правом обладают граж­дане России получившие диплом целителя от органов управления. Решение принимается на основании заявления и представления профессиональной мед. ассоциацией, имеет силу только на территории органа управления.

Статья 61. Врачебная тайна. Не разглашать никаких сведении. Исключение:

1. в целях лечения и обследования гражданина, который не может изъявить свою волю

2. при угрозе распространения инфекционного заболевания, массовых отравлений и поражений

3. по запросу органов дознания и следования

4. в случае оказания помощи несовершеннолетнему (до 16 лет)

5. при наличии оснований полагать, что вред здоровью населению нанесён на основе противоправных действий (огнестрельное ранение)

Статья62. Профессиональные мед. ассоциации.

1. принимают участие в разработке норм мед. этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм

2. в разработке стандартов качества мед. помощи

3. лицензировании мед. деятельности

4. в соглашениях по тарифам на мед. услуги

5. осуществляет профессиональную защиту мед. работников

6. защита в случае гибели работников государственных и муниципальных органов здравоохранения при исполнении обязанностей или научных исследованиях. Семье выплачивается единовременное пособие – 120 месячных должностных окладов.

6. 7. Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”.
Добровольное медицинское страхование.

Для реализации закона разработаны и утверждены положения о медицинских страховых организациях, о порядке выдачи лицензий на право заниматься медицинским страхованием, базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС) и другие нормативные документы.

Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление ответственности и заинтересованности населения и государства, предприятий и организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь. Закон состоит из 5 разделов и 28 статей.

- В разделе “Общие положения” отмечено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования — гарантировать при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

- Во втором разделе “Система медицинского страхования” представлены объекты медицинского страхования (страховой риск), дана структура договора о медицинском страховании, страхового полиса, раскрыты права граждан, права и обязанности страхователя, фондов здравоохранения и страхования и др.

- Третий раздел содержит статьи о задачах, правах и обязанностях страховых медицинских организаций, о порядке выдачи лицензий на право заниматься медицинским страхованием и др.

- Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования отражена в четвертом разделе, где подробно анализируются права и обязанности медицинских учреждений, вопросы организации работы по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, программа обязательного медицинского страхования. Договор о предоставлении лечебно-профилактической помощи и тарифах на медицинские услуги направлен на обеспечение рентабельности их деятельности.

- В пятом разделе “Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования”координируются ответственность сторон, право страховой медицинской организации на возмещение расходов и др. Разработано положение о порядке выдачи лицензий на право заниматься медицинским страхованием. Страховые компании и медицинские учреждения (лаборатории) обязаны иметь лицензию (документ) на право заниматься медицинской деятельностью по обслуживанию застрахованных. Эти учреждения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, иметь диагностическое оборудование, лечебные комплексы с современными методами профилактики, диагностики и лечения.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.