Несказочная проза. Предания, легенды, былички. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Несказочная проза. Предания, легенды, былички.

2022-10-29 31
Несказочная проза. Предания, легенды, былички. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предания, легенды, былички. - вид народной прозы, объединяющий былички, легенды, предания и сказы.

Произведения фольклорной несказочной прозы важны как источник информации, а в отдельных случаях функции предупреждения, назидания. В неск. прозе познават-я и дидактич. фнкц преобладают над худож. Несказоч. проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее прзвед. приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказоч. прозы ха-на невыделенность из потока обыденной речи, недостаток специальных жанровых и стилевых канонов. Ее произведениям свойственна стилистич. характер эпич. повеств-я о достоверном: Старики говорили…; Старичок выксунский рассказывал мне…; Видел я чудеса, представлялись мне…; Говорят, что будто…

Размытость жанровых границ приводила ко взаимод-м жанров несказоч. прозы как между собой, так и со сказками. и тот же сюжет мог принимать разные формы, периодич. выступая в виде былички, легенды, предания иначе сказки.

Предания – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение. рассказ о прошлом. Признаки: говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей. Ретроспективность (обращённость в прошлое). П. даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или сущ-я к-л факта, этим обуслов-ся само возник-е предания. Т.о., предание – широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта. Есть два вида формирования исторических преданий: 1 – Обобщение воспоминаний; 2 – Не только обобщение, но и оформл. по слож. формам. Персонажи в предании социально определены.

Различают исторические предания (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном), топонимические — о происхождении названий (например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Также имеется Церковное Предание.

Легенды – народные рассказы с религиозн. вымыслом, фантастика к-х идёт не от языческой, а от христианства. В своей форме легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Нек. из них приобрели сатирич-е истолкование сюжетов свящ. писания. Отказ от отвлечённо-абстракт. фантастики библ. книг говорит о земной, соц-бытовой основе народных легенд. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Былички – устные рассказы народа о леших, оживших мертвецах и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных сил из воображаемого мира народной религии. Быличка – выражение религиозного сознания. Былички можно разделить на два вида. Первый близок к форме сказа, излаг. в форме рассказа о том, что произошло с рассказчиком или кем-нибудь из его современников. Второй близок к форме предания. Здесь Б. связывает события, о которых говорит, со временем, относительно сильно удалённым от момента сказывания былички. В быличке предполагается торжество добра. Отличите. признак жанра - установка на реальность описываемых событий.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей. Быличка сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

Термин сказ, как и сказание, может также употребляться в фольклористике для обозначения различных не сказочных жанров устной прозы (предания, легенды, былички).

Сказ - вид лит.-худ. повеств-я, подраж-ий фольклорным прзвд стилем, специфич. интонацией и стилизацией речи для воспроизв-я речи сказителя уст.нар. жанров или живой простонародной речи. Характерн. черта — наличие рассказчика, не совпад. с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.

 

Былины

 

Былины — русские народные эпич. песни о подвигах богатырей. Осн. сюжетом былины является к-л героич-е событие, либо примечат. эпизод русс. истории (отсюда нар. Назв=е былины — «ста́рина», «старинушка»: действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как прав., написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русс. народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выраж-я «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Былины художественно обобщили действительность 11- 16 веков. Записывали былины преимущ. в 19 и 20 веках на Русском Севере –в бывшей Архангельской губ., в Карелии, на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодск. области. Кроме того, начиная с 18 века Б записывали среди старожилов Сибири, на Урале, на Волге и в центр. русс.губ-х. Отголоски былин сохр-ли казацк.песни на Дону, Тереке, Нижней Волге, Урале.

Сод-е былин разнообразно. Науке известно ок. 100 сюжетов, всего с вар-ми и версиями запис. более 3000 текстов, значит. часть к-х опубликована. Обычно Б имеют героич. или новеллистич. хар-р. Идея героич. былин – прославл-е единства и независ-ти Русс. земли, в новеллистич. былинах прославлялись супруж.верность, истинная дружба, осужд-сь личностн. пороки. Былины осуждали соц. несправедливость, произвол княжеской власти.

Воспевая в былинах те или иные события, сказители никогда не уподоблялись летописцам, не стремились передать хроник. после-ти событий, а изображ. только центр-е моменты. Былины донесли имена реально сущ-х лиц: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Батыя, Тугоркана). Так эпический князь Владимир Красно Солнышко совместил Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Добрыня Никитич, дядя Владимира Святославича, жил в 10-нач.11 вв. о нем есть летописные упоминания. Например, былинный Добрыня – сват Владимира Святославича. В этой роли исторический Добрыня выступил в 980г, когда Владимир решил жениться на полоцкой княжне Рогнеде.

В 12в. В Новгороде ил купец по имени Сотко. Садко – герой новгородских былин.

Илья Муромец в русских письм. источниках упоминается в 16в, а в нем. устной традиц. он известен с 13в. Согласно нек.преданиям, в Киевско-Печерской лавре наход-сь гробница с мощами И.М. Возвыш-ю И. М. над др.богатырями способст-ло то, что он – выходец из Сев-Восточн. Руси, к-я с 12в среди древнерусс. земель стала играть ведущую роль.

Для объяснения происхож-я и состава былин сущ-т несколько теорий:

мифологическая видит в былинах рассказы о стихийн. явлениях, в богатырях — олицетв-е этих явлений и отождествл-е их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев).

историческая объясняет былины как след историч. событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).

заимствований указывает на лит. Происхожде-е былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский,Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заим-я через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).

односторонние теории уступили место смешанной, допуск. в былинах при-е эл-в нар. быта,истории, литературы, заимств-й восточн. и западных. Первонач.предпол-ли, что былины, к-е группир-ся по месту действия на циклы киевские и новгородские, гл. образом, южнорусского происхождения и позже перенесены на север; по др. былины – явл-е местное (Халанский). В теч.веков былины претерп-ли различн. изм-я, причём постоянно подверг-сь влиянию книжн. и заимств-ли многое из средневек.русс. лит-ры и устн. сказаний Запада и Востока. Приверженцы мифологич.теории делили богатырей русс. эпоса на старших и младших; позже было предложено (Халанским) деление на дотат., времён татарщины и послетат. эпохи.

Вопрос о врем.появления - сложный и не до конца решенный. Истоки эпоса лежат в мифологии. Былины сохр-ли многие черты архаич. сознания. Как жанр склад-ся в период становл-я гос-ва, в период защиты гос-ва от степных кочевников. Самый древн. пласт эпоса как раз и посвящен духовн. революции, к-я происх-ла на этом сломе, — рушилась стена устарелых, но еще очень сильных норм и догм родового общ-ва, освящ. и закрепл-х мифологией; ранние эпические герои — это борцы с традиц-ми божеств. предопредел-ти. Столкн-е сил здесь выраж. в восстании против норм мифологич. мышления и, соотв-но, мифологич. существ.

Ранний эпич.герой крадет у богов и передает людям культур. блага — навыки землед-я и обраб. металлов, мореходства, рыбол-ва и проч. Эпос на этой стадии отражает не столько конкр-историч., сколько более общие духовно-идеологич конфликты своего времени. Т.к.без освобожд-я от уз родовой идеологии двигаться дальше было бы невозможно.

Далеко не всегда эпич. герой —бунтарь, враждебный богам. Он может быть и героич. защитником древних, уходящих в прошлое норм родового права, но уже героич.защитником (исключительность!), и уже — уходящих в прошлое (т. е. слом, крушение древней идеологии и тут налицо).

В дальнейш. все большее вним-е творцов эпоса обращ-ся к подвигам, к воинскому героизму. Эпос на ранне-государств. стадии - это преимущ-но эпос героич. (воинский), с нов. идеями, новыми духовн. устремл-ми.

Былины – героический эпос, т.к. персонажи сражаются с внеш. врагами. Эпич.песни связаны с историей, поэтому их иногда характер-т историческими. Они не явл-ся летописью, по-своему констр-т мир, в к-м происх-т свои историч.события и обитают свои историч.персонажи. Историзм былин носит условн. характер. Персонажи былин – богатыри. Время действ. в былинах –особое эпич-е время. Эпич.время всегда отодвинуто от времени историч, замкнуто и не соотносится ни с прошлым, ни с будущим. Былины – это стихотворные произведения, их напевали особым речитативом в сопровождение гуслей.

 

Историческое развитие былин

 

В своем историч. развитии Былины претерпели изменения не только в своем содерж-и, но и в своей худож. форме. В какой мере крестьянский период жизни Б. сохранил их старин. форму, говорить можно т-ко относит-но. Выраб. в течение веков композицион. и стилистич. приемы создали традиционность Былинной поэтики. Сказитель, обладая запасом таких традиц. формул и комбинируя их, получает возм-ть варьировать Б., то уменьшая, то увеличивая ее, однако не нарушая нисколько самого Б. сюжета.

Поэтич. приемы эпоса явл-ся часто и мнемоническими приемами. Выдержанный эпич. стиль Б. отличается медлительн-ю и спокойствием. Былинный эпос любит медлен. развертывание действий, часто прибегает к различн.видам повторений, с большой обстоят-ю опис-т отдельн. детали и нисколько не боится утомить однообразием своего стиля.

Былины начинаются с запева, не связ. с сод-м былины. Знаменитый запев — «Высота ли высота поднебесная, Глубина-глубина океан море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские»; запев о турицах, увидевших на киевской стене городской плачущую девицу, предчувствующую невзгоду над Киевом; зачин о Скимене-звере или зачины с призывом слушать былину: «Послушайте, вы, люди добрые, Я ли вам да старину скажу, Старину скажу да стародавнюю»; или «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того Илью Муромца» и др.
Следующие за запевами или прямо начинающие собой былины зачины могут быть разделены на несколько типов.
Б.кол-во зачинов мб отнесено к числу географич., т. е. обознач-х место действия или отвеч-х на вопросы, куда и откуда приехал былинный герой. Иногда это место действ. Обознач.в общих чертах — «из-за моря», «поле чистое», «горы», «крест леванидов», большею же частью дается конкр. географич.обозначение (напр: «Из Волынеца города, Из Галича, Из той Волынь-земли богатыя,. Сюда же нужно отнести и зачины о непроезжей дороге, о заставе 11 богатырской и др.
Значит.реже зачины хронолог., обознач-е время действия (ср. «Как доселева Рязань слободой слыла, А как нонече Рязань славен город стал» и пр.).
Запевы и зачины необязательны. Иногда Б. переносят нас прямо in medias res их действия.
Заключения, концовки реже зачинов, но и они характерны: «Синему морю на тишину, Всем добрым же людям на послушанье», «А по тыих мест старинка и покончилась», «То старина, то и де́янье». Или величание хозяина, или пение славы: «Только тому Соловнику славы поют, а Ильина-то слава не минуется».

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.