Типические традиционные формулы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типические традиционные формулы

2022-10-29 22
Типические традиционные формулы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Типические традиционные формулы, описывающие излюбленные для Б. сюжетов положения Б. героев или Б. обстановку (таковы напр. типические описательные формулы поклонов богатыря при входе в терем, просьбы благословения у матери, седлания богатырского коня, сватовства богатырей, посольства и т. п.).

Эти Б оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около
2) в центре события князь Владимир.
3) основная тема – защита рус. земель от кочевников.
4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси.
5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом. Пропп выделяет еще более ранний слой былин. К таким былинам он отнес былину «О Волхе». Пропп ясно сказал о том, как складывается жизнь и получается, что догосударственному времени отнесен не только сюжет, но и сама былина, ее создание, затем древний сюжет захвата женщин и территорий в былине обрастал чертами эпоса позднего 12вв. Волх получает задание идти в поход. Образ пира, как совета.

«Былина о великом богатыре Святогоре». Пропп: в ней отразилась смена представл-й об огромном мире, как идеале, о разуме земледельца. Идеал землевладельчества, а не охотника, как было раньше. Из всех князей выдвинут князь Владимир – он положит. образ, т. к. он объединил русские земли. При нем было принято христианство. Он привлекал в дружину из разных слоев общества.

Одна из поздний былин «Бунт Ильи против князя Владимира». Полчища татар надвигаются, а князь Владимир перед этим обидел Илью на пиру. В поздних былинах Владимир наделен уже более жесткими, строгими чертами, но способен оценивать свои ошибки.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике «Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием (о камском побоище, о гибели богатырей, о Василии Игнатьевиче и Батыге);

былины соц.-быт. - социальные конфликты стоят на первом месте (Вольга и Микула, Илья в ссоре с Владимиром, Дюк, Чурила),

былины о сватовстве (Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин).

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, пр дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри. Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского. Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой. Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. По пути он совершил свои первые подвиги: разбил вражеские войска под Черниговом, освободил дорогу от соловья-разбойника.

После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве. Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

Богатырский подвиг Добрыни изображает былина «Добрыня и змей» - рассказ о том, как на Пучай-реке Добрыня одной шляпой отбился от змеи, отшиб у нее три хобота. Змея взмолилась и предложила заключить мир. Добрыня отпустил змея, но потом увидел, как тот схватил княжескую дочь и отправился ее выручать. В этот раз бой был долгим, но Добрыня одержал победу.

 

Исторические песни

 

Исторические песни – это эпические или лирико-эпические произведения, изображ-е события или эпизоды из жизни исторической лиц. Исторические песни – сюжетн. жанр, сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду, действие развив-ся быстро, нет стремл-я к замедл-ю повеств-я,не использ-ся приемы, способств. ретардации.
Факты истории присутствуют в них в поэтич.преображенном виде, хотя историч.песни стремятся к воспроизвед-ю конкр. событий. Исторические песни имеют черты, сходные с былинами, но они являются качеств. новой ступенью в развитии нар. поэзии. События перед-ся в них с большей историч. точностью, чем в былинах.
Первые записи относятся к 17веку, они вошли в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В дальнейшем продолжались записи и публикации произведений этого жанра, в наст.время иссл-ли полностью представляют, как создавались и исполнялись исторические песни. В фольклористике их относили к былинному эпосу, считая московским или казанским циклом. Но надо учитывать, что между былинами и историческими песнями есть принципиальное отличие в способе отражения действительности.

Как жанр истор. песни сформир-сь в эпоху Моск. Руси, но первые проявились хронологич. раньше, в XIII веке. Можно говорить о появлении небольш.группы песен, связ. своим содерж-м с героич.подвигом жителей Рязани, пытавшихся остановить полчища Батыя (рязанский цикл). Эти песни характ-ся поисками новых путей историч. песенного повеств-я – отраж-м в произвед-х историч. конкр-ти или использ-я историч.темы для создания обобщ. Патриотич. образа, как в «Авдотье Рязаночке».
Исторические песни складывались обычно вскоре после описываемых событий. В историч. песнях может присутс-ть вымысел, но он не играет определяющей роли; возможно преувелич-е, но почти нет гиперболиз-и. В историч. песнях достоверно раскрыв-тся психология, переживания, мотивы поступков персонажей, их внутр. мир.

Циклы исторических песен:
13 век. Рязанский цикл. (об Авдотье Рязаночке, о «татарском полоне») по поэтике сближа-ся с былинами, можно встретить зачин и запев, характ-й для былевого эпоса замедл-ть действия, создаваемую троекратными повторами и т.д.
16 век. Цикл песен об Иване Грозном (о взятии Казани, о женитьбе Грозного на Марии Темрюковне и о гневе царя на своего сына.) + циклпесен о Ермаке Тимофеевиче («Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу», «Ермак в казачьем кругу»). уменьшение роли гиперболы, теперь гипербола используется не для обозначения действий одного человека, а для обозначения действий коллектива. В песне заметна тенденция к реалистической детали, к высвобождению содержания от фантастического вымысла.
17 век. Исторические песни откликнулись на «смутное время», на смерть сына Ивана Грозного Дмитрия, появление Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, походы казаков на Азов, на восстание под предводительством Степана Разина. Песни о Степане Разине являются самым крупным циклом 2й пол. XVII века. В песнях этого цикла поэтич. сторона изображ-я заметно преоблад- над конкретностью политич. проблематики. Как предполагает исследователь исторических песен Б.Н.Путилов, «разинский цикл» способст-л тому, что в русс. историч. песне лирич.начало получило значит. развитие и стало равнодействующим с повествоват-м. Построянн. эпитеты, рисующие образ Разина, тождеств.эпитетам, применямым и к обрисовке безымянных разбойников, они подчерк-т нар.любовь к «ясным соколам». В этом цикле песен активно использ-ся прием олицетв-я, природа – активн.участник событий: «помутился славный тихий Дон». Песни 17 века находятся под б. влиянием лирич. песенной поэзии, в них рассказ-ся об одном эпизоде, но повествуется эмоционально.
18 век. Цикл песен о петровском времени. В песнях нач.18 века появл-ся новый герой – солдат, а жанр пополн-ся солдатской историч. песней. Суворов, его жизнь и деят-ть дали фактич. материал для создания образа нар.героя. Песни об Емельяне Пугачеве. Песни этого цикла близки к разинск. циклу, хотя нек. сюжеты перераб-ся, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева, нар.поэтич. сознание почти не отделяет этих борцов друг от друга.

19 век. Цикл персен об отечественной войне 1812года. О Платове, о Кутузове. Характ-й особ-ю более поздн. песен, в т.ч. песен о войне 1812 года, является использ-е отдельн. формул, строк, целых эпизодов и даже готовых военно-историч.песен о прошлых войнах. Солдатские историч. песни по размеру стан-ся короче, их напев приближ-ся к походному, маршевому, использ-ся военная лексика, они приоб-т музык.-ритмич. формы. Можно отметить в песнях XIX века и влияние лит. поэзии, что подтверждает мысль о том, что нар.поэзия в эту эпоху искала новых форм поэтич.выражения.

Во 2й пол.XIX века окончат-но прекращается создание новых циклов устных историч. песен.

Изучение историч. песен началось сравнительно поздно, что связано с тем, что жанр не отгранич-ся от былин. Первым отделил историч. песни от былин Белинский, в статьях о нар. поэзии он употр. термин «историч. песни». Белинский дал оценку известных ему песен, гл.образом из сб.Кирши Данилова. Особенно плодотв. было изуч-е историч.песен в конце XIX – начале ХХ в., когда они привлекли внимание таких иссл-й, как Веселовский, Миллер, Буслаев и др. В ХХ веке продолж-ся публикация и изуч-е историч.песен, осн.внимание – историч.песням, в к-х отразилась борьба нар.масс за свое освобождение.

19 Слияние песни и игры имеет начало из глуб. древности – из первых форм синкретичного фольклора. Тогда одной из форм К деят-ти первоб.людей было игрище – изнач. название нар. языч. обрядов, имевших магические ф-ии, связанные с солнечн. циклом, аграрными праздниками. Позднее это обрядовый комплекс, в котором Гусев выделяет карнавальные и хороводн. игрища. Карнавальные - публичные, яркие (и в фольклорных текстах, и в костюмах – ряженые), в которых участвовали все желающие (Масленица). Хороводные – лирико-драм. тональности, на окраине села, без посторонних зрителей (молодёжь) им свойств. однотонность худож.-изобразит.средств (хореографич. форма, а-капел. хоровое пение, праздничная, но бытовая одежда).
В синкретич. единстве со словом, напевом, музыкой, игрой изначально выступал и хореографич. фольклор. Ранние формы хореографич. ф-ра были неотделимы от трудовой деят-ти людей и закреплялись в календ-х обрядах. Архаичным песенно-хореограф-м действом был когда-то хоровод – обряд в честь солнца. В хореограф.действах прис-ли сюжетные моменты, которые придавали изначальной хореографии театральность, (присутств-ю и сегодня и в народном танце), а в посл-и образовали отдельный род ф-ра – драму.
Народная игра, песня и хореография были слиты воедино и выполняли ряд функций:
Коммуникативная

Компенсаторная (отдых от труда)

Воспитание и обучение

Социализирующая (возможность заявить о себе)

 

Игровые песни

 

Игровые песни имели древнее обрядовое происх-е Когда-то они были эл-ми обрядовых действ, а позже приобрели самостоят. статус. Игровые и хоров-е песни исполн-сь во время различ. молодёжн. игр и в хороводах; в них описывались и сопровожд-сь имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство), их отличит. признаком является игровое действие. Среди игровых выделяется особая разновидность – «поцелуйные песни». По месту в общей композиции хороводного или посиделочного развлечения игровые песни разделяются на
наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали). Каждая песня представляла собой самостоят. игру, законченное худож. произведение. Связь с древними заклинат. обрядами обусловила образный строй этих песен и тематич.направленность песенно-игрового фольклора – мотивы аграрного или промыслового хар-ра и любовно-брачные мотивы. Нередко они объединялись, н-р, в песне «А мы просо сеяли, сеяли».

Кол-во эпизодов песни может быть от трех до двадцати. Игра предпол-т общение, поэтому игровые песни часто диалогичны, хотя возможны и небольшие монологи-обращения. Диалоги перемежаются монологами. Драматургия песни предпол-т вопросы и ответы различных групп играющих, изображ-х не т-ко антропоморф. персонажи, но и животных, птиц. Действенность, динамичность этих песен приводит к особому образн. строю, в к-м отсутствует описат-ть, но моделир-ся движ-я, часто связанные с трудовыми проц-ми. Например, с обрядами весеннее-летнего периода связаны молодёжные игровые песни, которые дополнялись пластическим изображением полевых работ («а мы просо сеяли», «вейся ты вейся капустка»). Подраж-е повадкам животных прослеж-ся в песне «Заинька», имитация трудовых проц-в в их последоват-ти в песне «а мы сеяли, сеяли ленок». Для игровых песен более хар-ны короткие, в мелодич. отнош-и повелит-восклицат интонации. Эмоц. фон игры всегда веселый, радостный, именно он доминирует и в мелодике этих песен. Рассказ о трудовых проц-х и иных действиях в оптимистич.ключе также имеет заклинат. значение, предвосхищая оптимистич. результаты – хороший урожай, приплод домашних животных, удачную охоту и т.д. Игровые песни предпол-т синкретизм исполнения. Они зрелищны благодаря игровым движениям и передаче содержания самого игрового процесса.

Древнейш.песни-действия со временем эволюц-ли в игровые, рекреативные системы, в которых участв-т преимущ-но молодое поколение. Позднее смыслом испол-я этих песен становятся не магич. составл-е, а забава и развлеч-я. Более поздние образцы игровых песен вообще отвлек-ся от магич. мотивов, в них исчезают образы прир. происх-я (представители растит. и животн. мира), и на первый план выходят соц-бытовые проблемы, связанные с трудом и семейными традициями человека.

Также к игровому песен.фольклору можно отнести и др. обрядовые песни – ритуальные, величальные, корильные, т.к. они присутст-ли на свадебн. обряде, к-й сам по себе был игрой, отработанной до мелочей.

Песенно-игров. форма также имела проявл-е в детском фольклоре. Так, первые песенно-игровые формы ф-ра ребёнок получал от матери ещё на первом году жизни. Это пестушки и потешки.

2 осн. группы. 1 – производств.-бытовые мотивы, поэтич. реминисценции из повседн. трудовой деят-ности ("Пашенка"; "Просо"; "Белый ленок" — эти песни прослеж-т судьбу льна от сеяния до одаривания молодца холстом; "Посею конопельку"; "Мы капустоньку пололи..." и др.). 2 группа Х. П. посвящ. молодым людям — надеждам на счастл.брак, возможности выбора по любви("Вдоль да по речке, речке по Казанке..."; "Во лузях, во лузях"; "Я по сенюшкам хожу");Хороводн.песни исполнители отчетл. разд-т на весенний, летний и осенне-зимний циклы. Содержание хоровода мб по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содерж-е песни, то внутри круга разыгр-ся какой-либо традиц. сюжет.

Хороводными называются в весенние игры-пляски с песнями. +аналогичные обрядности иного названия представляют собой остатки первоб. синкретизма поэзии, предш-го ее дифференц-и. В Х. элементы песни, драматического действия и пляски соединены еще неразрывно. Содержанием игры бывает как символизация явлений природы (напр. перелет птиц), так и подражание явлениям обыденной жизни (земледельческие работы, сватанье, брак). Х. водится во всякое время года даже зимой (в избах), но более всего весной и летом. Сходные игры приуроч. к весне и более всего к пасхальной неделе.
Два представления - весны и любви-брака - являются основными в весенних хоровых играх обрядового характера, равно как и в хороводных. Детские игры часто являются результатом обветшания хоровой обрядности.

 

Голос:
– частые (частый ритм, в унисон, 2 полухория) – частушка
– романс (конец XVIII – нач. XIX вв.) – из городских письменных лит. традиций. Простой музыкальный состав, 4 стиха, рефрен (поэтическая структура).
– протяжные – сложные многоголосные, слова почти невозможно услышать.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.