Пословицы, поговорки, загадки. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Пословицы, поговорки, загадки.

2022-10-29 21
Пословицы, поговорки, загадки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Загадки.

 

Одним из способов передачи мудрости было загадывание загадок. Особенность их в том, что никакие логические размышления не в состоянии вывести на верный ответ. Вот, к примеру, всем известные загадки: «Без окон, без дверей полна горница людей», или «Сидит краса в темнице, а коса на улице». Не зная ответа, современный человек, обладающий логическим складом ума, вычислить, что это огурец и морковь, не в состоянии. В старину тот, кто отгадывал загадки, должен был упражняться в непосредственном восприятии ответа. Не слова как условия загадки, а сам загадывающий загадку нёс в себе ответ.

Загадка – иносказательное изображение предмета или явления, которые предлагается отгадать.

Истоки загадок уходят к тайной речи первобытного общества - загадки распространенны у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчиной. З. состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки. З. и отгадка органически связаны между собой. В большинстве случаев отгадка называет какой-либо предмет или действие, а загадка является его метафорическим изображением. В З. важно выделить осн., главные признаки загадываемого. Часто З. рифмованы. Харак-м для больш-ва загадок явл-ся сказовый стих. Загадка – древний жанр. На её др. бытование указывает распростр-е загадок у народов с малоразвитой культурой. Загадка может входить в сказку и в песни. Загадки формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незаметно воспитывали. С появл-м новой техники возникали и новые загадки (До чего народ доходит - самовар по рельсам ходит (паровоз);висит груша, нельзя скушать)Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью (звезды).В загадка хиспользованы разнообразные средства и приемы худ. выразительности, н-р, метафора.Социальная основа загадки ощущается в том, с помощью какой метафоры она выражена. Повествоват. загадки - предмет определяется трудовым опытом человека, движением. Загадка звучит повествованием, диалогом, встает метонимией или метафорой.Ярко выступает мироведческая роль загадки в педагогике.Загадка как нельзя больше подходит к жанру считалки, и та и другая играют несообразностями.

 

Пословицы и поговорки - распространенные и жизнеспособные жанры унт.Они имеют самую тесную, непосредственную связь с языком, являясь образными речевыми выражениями, употребляемыми в устной и письменной речи.Пословица – краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически (пословицы были ритмичными, т.к. это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности) организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. К этим свойствам также стоит прибавить народность, поучительность, категоричность утверждения или отрицания. Самый значительный из всех сборников пословиц признан сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Туда вошло свыше 30000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Тайна происхождения пословиц скрыта в них самих. Многие пословицы вторгаются в сферу деловых отношений, обычаев и становятся их принадлежностью. Изначально, существовали краткие изречения («Комары толкутся – к ведру»; «Сухой март, а май мокрый дают хлеб добрый»), выражающие собой советы, бытовые правила, которым приходилось подчиняться. Возникновение поговорок связано с появлением в речи устойчивых образных выражений, служащих для сопоставления сходных явлений. В стрк-м отнош-и поговорка представляет собой образ, определяющий либо лиц(«свинья под дубом» - неблагодарный; «не из храброго десятка» - трус), либо обстоятельства («когда рак на горе свистнет», «после дождичка в четверг»). Содержание поговорки определяет её место в предложении как грамматического компонента – она выступает то подлежащего, то сказуемого, то дополнения, то обстоятельства. На этом основании были предприняты попытки грамматической классификации поговорок.В основной массе посл.и поговорок нашли худ. вопрощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотнош. людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке, знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и моральные качества человека.В пословицах и поговорках нашла отношение любовь русского народа к Родине и готовность отстоять ее от захватчиков: С родной землю умри - не сходи.

 

Сказка

 

Сказка - повествоваельный фольклорный жанр, он характер-ся своей формой бытования. Это повествоват., развлекательный жанр. С– жанр необрядового фольклора, самый др. жанр в фольклоре. С. - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сейчас выделают: 1 – С. кумулятивные; 2 - С. волшебные; 3 – С. о животных; 4 – С. авантюрные; 5 – С. бытовые; 6 – С. новелестические; 7 – С. сатирические; 8 – С. детского драматического жанра; 9 – Анекдоты, небылицы. Под сказкой ср времен Гердера и Братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни.

Нельзя не заметить, что в больш-ве источников определение сказки базируется на признаке вымышленности. Т.о., становится очевидным тот факт, что главным отличит. признаком является ее намеренная неправдоподобность.

Определение ее как одного из жанров унт до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематич. диапазон, многообр-е мотивов и персонажей, несчетное кол-во способов разреш-я конфликтов делают задачу жанрового опред-я сказки весьма сложной.

Расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расцен-ся в ней как основное: установка на вымысел или стремл-е отразить действит-ть посредством вымысла.

 

Нар.сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования: это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, к-я перед-ся путем письма и чтения и не меняется. Лит. сказка может попасть в орбитуру народного обращения и передав-ся из уст в уста, тогда она тоже подлежит изуч-ю фольклориста. Сказка отличается специфич. для нее поэтикой.

Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.

Сказки о животных-Волшебные-Былинные-Исторические сказания-Новеллистические или бытовые-Былички-Народные анекдоты-Докучные-Прибаутки

За вычетом недостатков получается стройная классификация:

Сказки о животных-Сказки о людях:-Волшебные-новеллистические

Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.

Финская школа. Сюжеты. В т.ч. Анти Аарне. Сюжеты в его понимании-нечто органич. цельное, что можно выхватить из ряда других и изучать самостоятельно.

Сказки о животных-Собственно сказки-Анекдоты

Ввел подразряды. Но и тут одну сказку можно сразу отнести к 5 типам, что не есть правильно.

Веселовский: Сюжет- последовательность неких единиц. Мотив – неразлаг-я ед-ца повеств-я.Но мотив не одночленен

Бердье: Постоянные и переменные элементы сказок.

 

Зарождение сказок

 

Сказки о животных - самые др. сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом. Тотемизм - вера в то, что опр. племя, род произошло от опр. родителя - животного. Во многих сказках о Ж., копм. стержень - обман. Но он не осуждался. Это способ достижения превосходства слабого над сильным. В центре - хитрое животное. Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных. Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные- условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара,но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

Развитие, воник-е:

Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества. Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования.

Обычно выделяют две формы, приблизительно соответств-е мифу и сказке. Различие между ними выражает оппозицию сакрального и профанного, профанное является часто результатом деритуализации и потери эзотерического характера. Часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф, а другим — как сказочн. повествование, исключённое из ритуально-сакральной системы.

Пр-е вымысла: Сказки о животных восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы.

Стрк: Сказки о животных аллегоричны. Они интересны своей художественной структурой – простой, незатейливый понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как, впрочем, и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов.

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Изучение композиции обнаруживает два типа сказок:

Законченные, цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Лиса и журавль.

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, кот никогда не рассказываются отдельно. Лиса и волк с прорубями. Эта соединяемость- внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные- нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных.

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Волшебная сказка

 

Волшебная сказка – нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица – дети предбрачного возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом инициации). В В.С. существуют сюжеты, нехарактерные, для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет – разворачивание действия в опр. последовательности. Мотив – действие, происх. в рамках сюжета. По В.Я. Проппу, действия, кот. имеют значения для развития сюжета – функции.

В.С. начинается с завязки (чудесное рождение ребёнка, подход детей к опр. возрасту – инициации). Далее следует действие (начинается с несчастья, беды, кот. пришли внезапно. Отлучка либо старших от младших, либо сильных от слабых. Отлучки часто сопровожд. запретами, которые обязательно нарушаются. Запрет и его нарушение – парные функции.) Нарушение запрета – начальная беда, в результате кот. появляется антагонист (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей), который творит похищение. Но иногда беде соответствует ситуация, когда чего-либо не хватает, недостаёт (герой отправляется искать невесту, молод. яблочки, жив воду и т.д.) Основная функция завязки – отправить героя куда-либо из дома. Когда герой отлучился из дома, его, вскоре, должен встретить даритель, или советчик. Часто, в этой роли выступает (если не антагонист) Баба-Яга (она является, как бы сторожем границы-перехода из одного мира в другой). После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник (часто волк или конь), кот. помогает герою добыть некие волшебные средства, кот. помогут в борьбе с антагонистом. Развязка: либо битва героя с Антаг., либо незаметное похищение искомого (битву или похищение герой совершает сам, но волш. помощник всегда учит, как надо это делать). Похищение – не единственная, но ведущая развязка. После похищения случается женитьба, но не всегда, т.к после развязки часто бывают осложнения: до осложнения должна произойти функция клеймения, которая нужна для дальнейшего узнавания героя. Победа над врагом. Возвр. домой, которое может быть бегством. Бегство стоит в прямой зависимости от похищения, как формы добычи. Формы погони и ухода от неё весьма разнообразны (иногда сопровождается последовательным превращением героев или похитителей в элементы природы). Когда до возвращения остаётся всего –ничего, герой встречает менее удачливых братьев. Он решает отдохнуть. Братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него (сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда). Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника. Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя функция неузнанного прибытия. Но в это время, убийцы уже претендуют на опр. высокое место, выдавая себя за героев. Идёт притязание ложного героя. В сказках, основанных на змееборстве, второго хода быть не может. Перед самой свадьбой, невеста ставит мотив трудной задачи, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию ист. героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание.

 

В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» дает следующее определение волшебной сказке: «это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дает ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве тестя. Это краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Волшебная сказка знает семь типов действующих лиц: герой, т.е персонаж, ликвидирующий беду или недостачу, антагонист, даритель, снабжающий героя волшебным средством или помощником, помощник, царевна (искомый персонаж) и ее отец, отправитель, ложный герой. Вокруг этих персонажей функции логически объединяются по известным кругам, это круги действия лиц. Круг действия в точности соответствует персонажу. Один персона может охватывать несколько кругов действия или один круг действий может распределяться по нескольким персонажам.

Хар-р фантастического. Фанта­стика как одна из форм художественного вымысла требует неправдоподобного воспроизведения жизненных явлений. Фантастическое начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, улавливает закономерности развития объективной действит-ти. Происхождение фантастики имеет свои жизненные корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.