Песни, сопровождающие движение — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Песни, сопровождающие движение

2022-10-29 31
Песни, сопровождающие движение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Песни, сопровождающие движение

– трудовые (синхронизируют общее действие в артелях и др.): бойные, гребные и тягловые,

– игровые – организуют игру, напр., “Ручеек”. Есть определенный сюжет.
– хороводные (танки/ корогодные от слова “город”) – на Пасху и Троицу, по престольным праздникам, поются девушками на выданье, в медленном ритме
– плясовые – быстрые, с переменой мест, короткие тексты.

Необрядовая лирика не привязана к обряду.У нар. лирики нет авторов: это обобщ.подача чувств и эмоций. Она применима к чувствам любого человека. В Л.П. запечатл.отклики народа на события общ.-полит. жизни, выражение соц. эмоций, связанных с взаимоотнош-ми крестьян и их хозяев, принципы семейного и бытового уклада в старой деревне и, наконец, правила неписанной народной морали. Вы-деляют 2 основных типа русск. нар. Л.П.: частые и протяжные.

Частые: наиболее характерная черта этих песен – чёткость ритма в стихе и напеве. Это обусл. тем, что Ч.П. в первоистоках была связана с чётким ритмом пляски, лишь потом она отошла от своей моторной функции, став «весёлой» лирич. песней, к-я могла исполн.я и без движения. Кроме функции весёлой плясовой и шуточной песни, Ч.П. имели ещё один внутренний раздел – песни сатирические, кот. имели свою специфику, свою идейную направленность.

Протяжные: составляют осн. раздел традиц. Крестьянск. лирики; он не только богаче всех других народопесенн.разновидн-й по объёму, но и значит-е их по содерж-ю. В этих песнях глубже, чем в других, отразились осн. соц. проблемы русс.нар. жизни. Мелодия и текст протяжной песни находятся между собой в очень тесной связи. Внутри протяжн. песен намечаются 2 различных способа изображ-я быта и переж-й лирич. героев. В одном случае содерж-е песни связывается с теми или иными событиями обществ. или личн.характера и изла-гается в виде рассказа. Так постр. очень многие любовные и семейные, а также песни с тематикой отдельных соц. групп (рекрутские, ямщицкие). В другом случае Л.П. имеют хар-р интимных высказ-й, раздумий, жалоб, воспомин-й, возник. под влиянием эмоц. порыва и обычно не имеющих конкр-х сюжетных контуров. В песнях любовных, основной мотив, чаще всего – любовная тоска, встречи, разлуки, родительский гнев и запреты, часты темы измены, насильств. замужества. В песнях семейного цикла девушка, выданная замуж за нелюбимого, тоскует и жалуется, упрекая родителей; родители жалеют дочь и сокрушаются её судьбе и т.п. В песнях рекрутских осн. сюжетн.мотивами являются жеребьёвка, забирание в солдаты, горе рекрута, его родных и невесты, прощание с ним. В песнях солдатских – жестокость командиров, бесправное полож-е рядовых, чувство обречённости, охватывающее новобранца, смерть солдата на чужбине. Песни разбойничьи содержат мотивы глубокого соц. протеста и полны реалистич. картин, связанных с тюремным бытом, попытками к бегству, описывается позор публичных наказаний, ссылка солдата на каторгу

Можно разделять по функциям:

Лирические (исповедальные, песни для роздыха (игровые, плясовые и кадрильные), поцелуйные.

Существуют «мертвые песни», они хранятся в памяти, но как их исполнять, неизвестно.

тематическое деление по социальной принадлежности предложил Соболевский

1.Есть девичья- юношеская(любовная)

2.мужская- женская(семейно- бытовая)

3. рекрутские и солдатские

4.разбойничье

5. антикрепостнические

Колпакова предложила жанровое деление:

Песни заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические.

Композиция лирических песен.

Монолог

Диалог(но чистого диалога очень мало)

Повествовательные или описательные(вводная часть, а дальше диалог или монолог)

Особенности поэтики:

Аналогия между природным миром и внутренним миром человека(для всех типов) об этом писал Веселовский - «психологический параллелизм» еще одна разновидность параллелизма- отрицательный (чужая жена- лебедушка… своя- полынь…)

Цепочки - ступенчатая композиция, Антитеза, Зачин- он задает тон, вводит в курс дела, Концовки, Анафора, Тавтология, повторы. Значимы для смысла песни. (например невеста отказывает нескольким женихам) также повторы отдельных слов- лексические повторы. Усиливали худ. Воздействие песни.

Сравнения,

Метафоры. особо значим прием развернутой метафоры.

Гиперболы,

Эпитеты. Постоянные эпитеты. Они поэтически типизировали природу, быт, образ человека.

Уменьшит- ласкат суффиксы, Преобладание глагольных форм.

Логические нарушения привычны для лирических песен:

1.Временная несвязность эпизодов текста(разлучает нас неволя…. Много писем посылала….) временные показатели перепутаны.

2.пространственные нарушения(сад посреди леса)

Связь лирического текста на уровне переживаний, поэтому не очень важно.

Разные лирич. субъекты дают разную оценку ситуации в лирич песне, но т.к объекты едины, они сливаются. (что чужая жена- лебедушка белая, а своя-то жена- полынь горька трава… и тут же: никто травку не сорвет, никто девицу не любит, никто замуж не берет)

В Л.п. используется 2 худож. системы: 1. Описание; 2. Иносказание, постр. на символике. В песнях есть свой условн. язык, к-й сост-т из традиц. формул. Без их знания трудно понять содерж-е Л.п. В песнях внутр. состояние перед-я через внешн.(сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскр-ся в сопост-ие с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представл. символика.Символы устойчивы,песенная символика восходит к архаич.представл-м. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутств-т богатая цветовая гамма.

Конец 20 века. Мальцев, анализируя тексты, пришел к выводу, что природа лир песен представляет собой набор поэтических формул.

Признаки формул: стереотипность, устойчивость и повторяемость. Формула- стабилизирующий фактор. Большую роль играют не внешние, а внутренние связи. Цепочное соединение относится к внешнему.

 

Фольклорный театр

Фольклорный театр - традиц. Драматич. творчество народа. Типы народно- зрелищной культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д.
В истории фольклора принято рассм-ть дотеатральный и театральный этапы нар.драм. тв-ва К дотеатр-м относятся театрализ-е элементы в календарных и семейных обрядах.

1. В календарных: символические фигуры масленицы, Купалы, ярилы, Костромы и проч., разыгр-е с ними сценок, ряженье. Видную роль играла аграрная магия, магические д-я и песни. (на зимние святки по деревне тянули плуг, посевали в доме зерном и т.д) с потерей магич. знач-я обряд - забава.

2. свадебный обряд тоже представлял собой театрализ. игру:распределение «ролей», последоват-ть сцен. Однако свадебный обряд не восприн-ся народом как театр-е действо.

3. в календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. На святки, масленицу, пасху они исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.
4. помимо обрядов, театр элементы сопровождали исполнение многих фольк жанров: сказок, шуточных песен и т.д. например, сказочник не просто рассказывал сказку, а жестикулировал, изменял голос, брал в руки какие-то предметы и т.д. фактически это была игра одного актера.

Народный театр зарождается в тот момент, когда он обособляется от обряда и становится отражением жизни народа.
Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа. Ряжение было непрем. составной частью календарных и семейн.праздников — особенно ряжение в дни святок.

Собственно театральные формы нар драматич. творчества - стадиально более поздний период, начало кот исследователи относят к 17 веку.
Но задолго до этого времени на Руси были комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики: скоморохи. Они объед-сь в бродячие группы и принимали участие в нар обрядах и праздниках. В 17 веке скоморошество было запрещено спец указами. Еще некоторое время скоморохи укрывались на окраинах Руси.
Специфич.признаки фолькл театра: отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной образ.
фольклорный театр должен обладать: 1) фольклор. текстом - т. е. фолькл-м (дописьм.) способом создания, воспроизв-я и передачи текста; 2) этот текст должен быть драматич-м. Но наличие драматич. текста это еще не театр - должно быть условие третье: 3)особая система: актер - зритель.
Пьесы нередко распростр-сь в письм. форме, репетир-сь, что все же не мешало импровизации
В зарождении, функционир-и и распростр-и всех форм и видов нар театра важную роль играли города.

Фолькл.театр - театр, созданный самим народом, бытующий в шир. массах в формах, органич. Связ. с УНТ. Эл-ты драм.действия, содерж-ся в трудовых песнях (ранний фолькл. жанр), в древнейш.играх и обрядах, постепенно обосабливались, развивались и послужили основой различн. видов нар.театра. Со временем выдвинулись особые спец-ты театр. дела: в Др. Греции - мимы, в России - скоморохи, в Зап. Европе - жонглеры, шпильманы и др. Выступл-я актеров чаще всего носили передвижной ("бродячий") хар-р; в одиночку или небольш. группами они переходили от селения к селению, каж.из исполн-й обычно выступал в неск-х ролях, изменяя свой облик при помощи масок или прибегая к простейш. гриму. Предст-я разыгрывались на откр.воздухе (в редких случаях использ-сь закрытое помещ-е - сарай, харчевня, рига и др.). Выступл-я среди шумной толпы, обусловили стилевые особ-ти техники актерск. исполнения: преувелич-е жесты, особая манера голосовед-я и др. Во время действия исполнители устанавливали непоср. контакт со зрителем, реплики часто адресовались прямо к зрителям, к-е отвечали острой шуткой. Нар. актеры в больш-ве своем не были професс-ми, это были особого рода любители, знатоки нар. традиции, к-я переходила по наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению. Выступл-я строились на основе сценариев, которые давали широкие возможности для импровиз-и. Актеры нар. театра часто прибегали к пантомиме, которая иногда комментир-сь чтецом.


Виды народного театра

Во время ярмарок строились балаганы. - на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям. Балаган - центр праздничн.веселья и служил комплексным воплощ-м многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Композиц-й принцип балаганного, и в целом, ярмарочного зрелища — типично гротескный: соединить в одном явлении (по крайней мере, месте) известное, знакомое и необычное, экзотическое (причем последнее нередко достигалось путем открытого обмана и жульничества). Первый балаган был открыт в Москве в 1765 году. В балаганах Санкт-Петербурга в 1870-90-х гг. на всеобщее обозрение выставлялись тело мумии «египетского царя-фараона», дикарь с острова Цейлон, поедающий живых голубей, человек, пьющий керосин и закусывающий рюмкой, «дама-паук», «девочка-сирена» с русалочьим хвостом и многое другое. Обычно игрались спектакли на сказочные и нац. Истор. темы, постепенно вытесн. ранние переводные пьесы. Использ-сь приемы неожиданности, потрясения, чрезмерн-и, так что посетитель уходил ошеломл-й, подавленный избытком эмоций. Создав-сь немыслимое буйство красок, шума, движения. Балаган в целом представлял собой подлинный антимир, полный ярких красок, необычных костюмов, кричащих вывесок трактиров, аттракционов, звучания шарманок, труб, флейт, боя барабанов. Каждый праздник манифестирует собой какую-либо идею; в таком случае идейная подоплека ярмарочных увеселений — демонстр-я победы над монотонней повседн-ти, торжество над ее рутиной. Поэтому всякий элемент ярмарочн. жизни окрашивался в тона, резко контрастир-е с обыденностью: то, что в обычной жизни должно отвечать норме, на время праздника становилось выходящим за границы норм.

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем.

Общие признаки национальных фольклорных театров.
импровизация и вариация.

Полиэлементность-костюм, танец, песня и т. д.

Бифункциональность – применение мифологических сюжетов

Коллективность – главное – общение со зрителем

Национальный характер и своеобразие

Условная природа фольклорного театра – отсутствие сцены, декорации, смещение времени, пространства.

Бытовая детализ-я – использ-ся предст-е предметов быта, точность воспроизв-я трудовых процессов, подчерк-е физич. недостатков через прием гиперболизации (приувел. до больших размеров и наоборот).

Демократизм, выражение интересов народа его эстетических и эпических норм.

Оптимистичность. Утверждение добра посрамление зла. Жизнеутверждающая сила.

Острое сатирическое направление, осмеяние социальной несправедливости. Оздоровление через осмеяние.

Общность бродячих сюжетов и их своеобразие в национальных интропритациях.

Праздничность (обусловлено определенной датой календаря), радость, смеховое состояние.

Связь с обрядовыми и годовыми действ-ми, к-е являются предш-ками народного драм. театра.


Фольклорный театр — наиболее емкое и точное понятие, определяющее народное театр-драм иск-во. Оно включает совокуп-ть театр-х явлений в фольклоре — разыгр-е фолькл-х драм нар. исполнит-ми, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов.

Кукольный театр разделялся на два вида: «Петрушка» и «Вертеп». «Петрушка» получил название по имени куклы; имел огромный нос крючком; смеющийся рот, половину горба, одет в шёлковую рубашку ярко-красного цвета. Имел несколько имён – Петруха, Пётр Петрович Уксусов, Ванька-рататуй. «Вертеп» же – культовый религиозн. театр, к-й пришёл из Польши через Украину, репертуар его основан на теме Св. писания, на теме рождения Христа. Вертепная драма связана с обычаем устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками богородицы, младенца, пастухов, животных, этот обычай пришел в славянские страны из средневековой Европы. В ящике две сцены –на верхней разыгрывались представления на библейские темы; на второй персонажи – обычные люди. В полу сцены существовали прорези, а куклы имели своеобразный вид.

Театр картинок («Раёк» или «Косморама») - небольшая переносная панорама, представл-я собой ящик, к задней стороне к-го приделано как бы возвышение, в виде коробки, Здесь находятся различный картинки, по большей части лубочные, опускающиеся по мере надобн. на шнурке и заменяющие или просто загораж-щие одна другую. В некот. местностях картины, склеенные в одну ленту, перемат-ся с одного вала на другой. Раешник передвигал картинки и давал к ним пояснения. Интерес райка заключался не столько в картинках, сколько в пояснениях, которые отличались остроумием, своеобраз.складом речи. Картинки на ленте вначале были религиозно-церковного содер-я, но постеп.их вытеснили различные светск. изображения: пожаров, заграничных городов, царской коронации и др. Показывая картинки, раешник давал им протяжно-крикливое описание, часто сатирич.характера. Например, «Вот город Париж, как въедешь, так и угоришь, сюда наша знать едет денежки мотать, отправляется с золота мешком, а возвращается на палочке верхом». Хотя раёк возник позже многих других форм народного театра, но все же его влияние проникло в устн.драму, особенно велико воздействие «раешного стиля» на язык нар.драмы.
Театр живого актёра вышел из тех же традиций, что и кукольн.театр, языческие обряды, мистерии. В его осн. лежат карнавал, шествия и рождеств. представления с использ-м масок и костюмов. Этот театр появился на Западе, главная причина появления этого театра – появление школьн. театра; действие соверш-ся в необычн. обстановке, есть фантастич. персонажи, условно-историч. персонажи, много бытовых персонажей, в центре каж. сюжета находится главный персонаж, конфликты обычно не разреш-ся. Персонажи не идут на компромисс, есть комич.сцены, обязат. включены песни, герой обязат. поёт в самый сложный для себя момент.

Тематика и проблематика крупных народных драм сходны с другими жанрами фольклора. Об этом свидет-т прежде всего ее осн.персонажи – вольнолюбивый атаман, разбойник, храбрый воин, непокорный царский сын Адольф. В них народ воплотил свои предст-я о положит.героях, с глубоко привлекат.для их создателей чертами – удалью и отвагой, бескомпромиссностью, стремлением к свободе и справедливости.
Народные драм.произв-я, сложившиеся на основе богатой театральн.традиции, по идейно-тематич.признаку можно подразделить на три группы: 1) пьесы героич., рассказы о бунтарях, выразителях стихийного протеста («Лодка», «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман Буря» и т.д.), 2) пьесы историко-патриотич., выраж.патриотизм русс.народа («Как француз Москву брал», «Царь Максимилиан», «О богатыре и русском воине» и др.), 3) пьесы на бытовые темы («Барин и Афонька», «Барин и приказчик», «Мнимый барин» и др).

«Лодка» – центральное произведение первой группы, по кол-ву записей и публикаций оно принадл. к наиб.известным. Обычно «Лодку» относят к так наз. «разбойничьему» фольклору.

Сюжет пьесы прост: шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул в подзорную трубу оглядывает местность и доклад-т атаману о том, что видит. Когда на берегу попад-ся большое село, разбойники высаж-ся и нападают на помещичью усадьбу. Один из вар-в пьесы заканчивается призывом: «Жги, пали богатого помещика!»

В центре пьесы образ благородного разбойника – атамана, который иногда не имеет имени, а в некоторых вариантах называется Ермаком или Степаном Разиным. Именно образ Разина наиболее полно выражает основной идейный смысл пьесы: соц. Недов-во нар.масс, их протест.

Наиб.любимая пьеса народного театра – «Царь Максимилиан» (30 вариантов). Ряд исслед-ей (И.Л.Щеглов, Д.Д.Благой) утвержд-т, что в этой пьесе отразилась история отношений Петра I и его сына Алексея. Историч.это предположение оправдано. «Царь Максимилиан» – это пьеса, разоблачающая внешнее «благолепие» царизма и показывающая его жестокость и бессердечие. Пьеса, вероятно, сложилась в солдатской среде; в ней выводятся военн.персонажи (воины и скороход-маршал), отраж-ся военный порядок, в речи действ-х лиц употребл-ся военная фразеология, цитир-ся военные и походные песни. Источн.пьесы были разные произвед-я: жития святых, школьные драмы, где есть образы царей – гонителей христиан, интермедии.

Позднетрадиционный фольклор

 

Позднетрадиционный фольклор — это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и подобный среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.

Для позднетрадиц. фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий красивый уровень по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, старый, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением.

К наиболее поздним лирическим жанрам относятся народные романсы, разновидностью которых являются «жестокие романсы» (генетически близкие балладе), песни литературного склада (созданные на основе авторских произведений), песни-переделки (народные карикатуры, созданные на основе популярных песен).

Авантюрные сказки, являясь сатирич., по сути, не достигают соц. обобщений. Здесь высм-ся не обществ., а общечел. пороки. Это сказки о строптивых и болтливых женах, неурядливых и ленивых хозяйках, о супружеской измене, дремучей человеч. глупости, беспредельной наивности и простоте. Эти сказки близки к новелле – краткому занимательному рассказу, сюжет которого взят из реальной жизни, но в тоже время отличается от нее несоотв-м между реальн. сит-й и способ ее разрешения: мужик ищет утонувшую строптивую жену, идя вверх по течению реки, - она мертвая, по его представлению, все наперекор делает. Отсутствие волш. помощников и волш. предметов, а также иная природа сверхъестест-го: «оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически». Лишены мифологич. основы,т.к. позднего происхожд-я, в них запечатлено мировоззрение достаточно цивилиз.человека, к-й уже не слепо верит в черта, а подсмеивается и над ним, и над верой в него.

Анекдот.

альбомная поэзия – письм.фольклор.

Духовные стихи - песни (чаще всего эпич.), на религиозные сюжеты, к-е обычно исполнялись бродячими певцами. Как область духовной культуры, лежащая между письменной церковной традицией и фольклором, русские духовные стихи претерпели на протяжении своего развития существенные изменения - в отношении принципов стихосложения (тонические, эпического склада стихи; затем сложенные в силлабическом размере, - рифмованный стих был занесен на Московскую Русь в ХVII в.; наиболее поздний пласт - стихи силлабо-тонические). Об относительно, древности или новизне стиха, разумеется, свидетельствуют и его музыкальные особенности. Так, близкий к былине стих "Восточная держава" о древнерусских князьях-мучениках; Борисе и Глебе очень далек по своим интонациям от имеющего чуть ли не ритм плясовой песни позднего стиха "Потоп страшен умножался".

Образы показывают нам, как в нар.поэтич.сознании преломлялось церковное предание, что было для него в этом предании наиболее близким. Духовные стихи нельзя без оговорок назвать частью русского фольклора; хотя они и питаются его поэтич.образностью, но сюжеты их восходят к памятникам книжности - церковной и околоцерковной (апокрифы). Передавались от поколения к поколению духовные стихи также двумя способами - устно и письменно, в стиховниках. Темы и образы Ветх. Завета ("Плач Адама", "Плач Иосифа Прекрасн.", стихи о святых - об Алексии человеке, Божием, о Егории Храбром и т.д

Вне общей циклиз-и вокруг князя Владимира остались былины Н цикла, на что были причины как в самой истории вечевой республики — так и в том, что русичи новгородск. произошли от балтийск. ветви поморских славян (венедов). Новгор. цикл былин представляет собой продолж-е общерус. эпич.традиций, но в силу своеобразия обществ.-экономич. и политич. условий жизни Новгорода эти былины отлич-ся особого рода тематикой, сюжетами и типами героев. По-видимому, именно в мифологию венедов уходят истоки былин о Садко (жена из «того мира», магическое умение играть на гуслях и пр. — свидетельства о глубокой древности сюжета). В Новгороде Великом былина подверглась существенной переработке, почти что создалась заново. Были найдены чрезвычайной яркости образные детали, воспроизводящие величие вечевой торговой республики, хотя бы та, что разбогатевший Садко пробует скупить все товары новгородские, но скупить не может. Назавтра же торговые ряды вновь заполняются грудами товаров, привезенных со всего света: «А со всего света товары мне не выкупити! — решает герой. — Пусть же буду не я богат, Садко, гость торговый, а богаче меня Господин Великий Новгород!».

Все это: и неумеренная похвальба, и роскошные палаты бывшего гусляра Садко, и этот грандиозный спор — также воспроизводятся средствами эпического преувеличения, т. е. стиль эпоса не меняется, невзирая на отсутствие в данном случае воинской героики.

Былины о Микуле

Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др. Для новгородских былин характерны социальные темы. Даже когда в былинах основное место занимают личные или семейные конфликты, то и тогда социальная сторона жизни определяет их особенности. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, большого торгового центра, торговля со многими странами. Новгород представлял собой политич. независимую область. Былины новгор. цикла отразили многие особ-ти новгор.о обществ. и частного быта. В них обрисованы 2 части города и соединяющий их мост через реку Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви и крепкие семейные порядки.Новгород Великий основан в начале VIII столетия и возник как союз трех племен: Словен, продвинувшихся с юга, от дунайской границы (они и возглавили союз, принеся с собою племенное имя «русь» на север); кривичей и славян поморских — эти двигались с Запада, теснимые немцами; и местного чудского племени. Каждое племя создало свой центр, образовавший городской «конец»: Славна — на правом берегу Волхова, где была княжеская резиденция и городской торг; Прусский, или Людин, конец — на левом, где позднее возник Детинец с храмом святой Софии; и Неревский (Чудской) конец — тоже на левом берегу, ниже по течению Волхова (позднее выделились еще два конца: Загородье и Плотники). Во время городских смут обычно собирались два вечевых схода по ту и эту сторону Волхова и дрались или «стояли в оружии» на Волховском мосту.

Новгород во многом соперничал с Киевом. Новгородцы гордились своим городом, и это сказалось в былинах: в них нередко он прославляется. В былинах о Микуле и о Ставре киевские князья посрамлены новгородцами. Садко, решивший соперничать с Новгородом, терпит поражение. Новгородский цикл былин не имеет героических сюжетов, т.к. Новгород значительно меньше, чем южн.земли, подверг-ся набегам татаро-монголов и меньше вёл с ними борьбу. Сосредоточ-ть интересов на торг.деят-ти и внутр. конфликтах, а не на борьбе с внешними врагами, определили характер сюжетов этого цикла былин. Удалённость от территорий, подвергавш-ся набегам, широкие торг.связи с другими странами, значит. развитие ремёсел сделали Новгород не только своеобразн.торговой республикой, но и соперником Киева, а затем и Москвы.

К новгородским былинам относятся былины и о Василии Буслаеве, как и о Садко исслед-ли обычно относят к XIV—XV вв., ко времени ушкуйных походов, что ни в коей мере не соотносится с данными сюжета. Легендарный Васька Буслаев, попавший даже в летопись со званием посадника новгородского, по тем же преданиям, жил задолго до татарского нашествия, и собрался он, по былине, совсем не в ушкуйный поход, а на Иордан, присовокупивши при этом: «Смолоду много бито, граблено, под старость надо душа спасать!» А хождения в Святую Землю, неоднократно предпринимавшиеся новгородцами, падают на те же домонгольские XI—XII вв. Т.е. сложение сюжета произошло в те же «киевские» сроки, что и обработка былин о богатырях Владимирова круга.

Освоение новгородцами Севера и Приуралья осущ-сь в осн.отд. дружинами «охочих молодцов», Сбор подобной дружины ярко показан в былине о Ваське Буслаеве, где перечислялись, по-видимому, основные эпические герои Великого Новгорода, «вольница новгородская». (Перечень этот, к сожалению, был уже позабыт сказителями.) Былина о Буслаеве выразит-на в том отношении, что на место обычного во всяком эпосе воинск.героизма, поединков с внеш. врагами, отбивания вражеских ратей и увода красавиц ставит внутренние социальные конфликты вечевой республики, сконцентрированные здесь — по законам былинного жанра — за много веков. Тут и сбор дружин из «охочих молодцов», и бои на мосту Волховском, и «матерые вдовы» — владелицы крупных имуществ (фигура Марфы Борецкой симптоматична именно для Новгорода). Собственно спору двух подобных владетельных боярынь посвящена и третья новгородская былина — «Хотен Блудович.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.