Психолого-педагогическое изучение дошкольного возраста. Обследование речевого развития детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Психолого-педагогическое изучение дошкольного возраста. Обследование речевого развития детей дошкольного возраста.

2022-10-29 21
Психолого-педагогическое изучение дошкольного возраста. Обследование речевого развития детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дошкольное детство — большой и ответственный период жизни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания для этого возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В этот возрастной период у детей формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и служат основой для овладения элементарными счетными операциями и математическими понятиями.

 

Важное качественное приобретение дошкольного возраста — появление игры как первого и основного вида совместной деятельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развиваются так называемые продуктивные виды деятельности.

 

Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.

 

Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным развитием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

 

- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

 

- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;

 

- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

 

- игровой характер заданий;

 

- учет уровня развития познавательной деятельности.

 

Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.

 

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.

 

Важной задачей обследования детей 4 —5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.

 

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий:

 

- хаотические действия;

 

- перебор вариантов;

 

- целенаправленнее пробы;

 

- практическое примеривание;

 

- зрительная ориентировка.

 

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 — 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях — методом зрительной ориентировки.

 

Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.

 

Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).

 

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

 

- принятие задания;

 

- понимание условий задания;

 

- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);

 

- обучаемость в процессе обследования;

 

- отношение к результату деятельности.

 

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе.) Анализ выполнения заданий позволяет оценить характер деятельности ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как проблемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

 

Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу) коррекционного обучения для каждого ребенка.

 

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.

 

Важным условием психологической готовности к школе является также владение некоторыми элементарными учебными навыками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.

 

Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.

 

Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.

 

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра — ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А.Н.Леонтьева:

 

- внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;

 

- в ней перестраиваются частные психические процессы;

 

- от нее зависят основные изменения личности в данный период.

Оцениваются:

 

- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);

 

- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

 

- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

 

- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

Оцениваются:

 

- проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);

 

- выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

 

- адекватность использования игрушек, т.е. соответствие использования предмета его назначению (неадекватное использование: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

 

- возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.

 

Планируя обследование, логопед должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речевом развитии, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, обследование ребенка целесообразно проводить в несколько приемов, с использованием специального красочного наглядного материала. Также можно в одном виде деятельности за короткое время выявить различные умения и навыки и при этом заполнить несколько пунктов речевой карты. Например, предлагая рассказать сказку, логопед фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом, отмечает, какие предложения использует ребенок.

 

Все данные, полученные в результате обследования, анализируются, обобщаются и вносятся в соответствующие графы речевой карты. Для удобства и экономии времени рекомендуется оформлять на каждого ребенка речевую карту, совмещенную с протоколом, представляющим собою таблицы, в которых выставляются отметки (+, - и др.).

 

Обследование проводится индивидуально, можно также обследовать одновременно и двух-трех детей.

 

В.И.Нодельман предлагает такую схему исследования речи [5, 21].

 

Последовательность исследования экспрессивной речи.

 

Исследование словарного запаса.

 

1. Называние изображенных на картинках предметов.

 

2. Называние изображенных на картинках действий.

 

3. Называние признаков и качеств изображенных на картинках предметов.

 

4. Называние предмета по его описанию.

 

5. Подбор синонимов, родственных слов.

 

6. Называние обобщенных слов по группе однородных предметов

 

7. Составление предложений с данными словами.

 

8. Составление предложений по простым сюжетным картинкам.

 

9. Добавление в незаконченное предложение одного-двух слов (самостоятельно или по выбору из данных экспериментатором).

 

10. Исправление ошибочного употребления слов в данных предложениях.

 

11. Составление осмысленного словосочетания.

 

12. Выявление степени владения многозначными словами.

 

13. Исследование грамматического строя речи.

 

14. Составление рассказа на заданную экспериментатором тему.

 

15. Составление рассказа по сюжетной картине.

 

16. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

 

17. Составление рассказа по картине и опорным словам.

 

18. Составление рассказа по серии картин и опорным словам.

 

19. Составление предложения с заданным словом (по картинке; из слов, данных в нужной форме; из слов, данных в исходной форме).

 

20. Закончить сложносочиненное предложение по данному главному.

 

21. Составление сложноподчиненного предложения по двум простым.

 

22. Выявление умения употреблять имена существительные в разных падежах.

 

23. Образование формы родительного падежа существительных во множественном числе.

 

24. Умение использовать предложное управление – составление предложений по картинкам.

 

25. Вставка пропущенного предлога в данный текст (предложение).

 

26. Выявление возможностей в согласовании через подстановку в предложение пропущенных слов из ряда предлагаемых.

 

27. Выявление возможности в дифференцированном использовании форм единственного и множественного числа существительных.

 

28. Преобразование имен существительных из формы единственного числа во множественно и наоборот.

 

29. Выявление умения соотносить число глаголов.

 

30. Согласование имени прилагательного с существительным.

 

31. Выявление уровня владения категорией рода.

 

Словообразование.

 

1. Образование новых значений слов с помощью суффиксов.

 

2. Образование новых слов от данных.

 

3. Преобразование существительных в прилагательные.

 

4. Преобразование глаголов в существительные

 

Исследование импрессивной речи.

 

Исследование фонематического слуха.

 

1. Повторение звуков или пары звуков (не имеющих акустико-артикуляционного сходства и звуки, близкие по звучанию и артикуляции).

 

2. Повторение слоговых сочетаний.

 

3. Услышать заданный звук среди других звуков, слог с заданным звуком среди слогов.

 

4. Распределение картинок, в названиях которых первым является заданный звук.

 

5. Опознание картинок, названиями которых являются слова-паронимы.

 

Исследование понимания слов.

 

1. Показ предметов или их изображений по названию экспериментатора.

 

2. Показ действий, изображенных на картинках.

 

3. Показ названной экспериментатором картинки из двух «конфликтных».

 

4. Актуализация значений слов (подбор к существительным прилагательных, к глаголам существительных и т.д.).

 

5. Подбор слов противоположного значения.

 

6. Заканчивание предложений.

 

7. Составление словосочетаний.

 

8. Вставка слов из ряда предлагаемых в текст.

 

9. Выявление особенностей понимания слов, имеющих семантическую и фонетическую близость.

 

Исследование понимания предложений.

 

1. Выявление возможности выполнения разного рода речевых инструкций.

 

2. Анализ содержания фразы, воспринятой на слух.

 

3. Исправление предложения с нарушенными семантическими связями.

 

4. Выявление особенностей понимания предложений, отличающихся одним словом.

 

Исследование понимания текста.

 

1. Свободные ответы на вопросы после прослушивания текста.

 

2. Воспроизведение текста.

 

Исследование звукопроизношения.

 

1. Повторение звуков, слогов, слов за логопедом.

 

2. Называние предметов, изображенных на картинках.

 

Таким образом, обследование речи по указанному плану дает возможность дифференцировать нарушение речевого развития, с одной стороны, с другой, – дает возможность выявить дополнительные данные для психологической диагностики ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.