Обследование аутичных детей. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Обследование аутичных детей.

2022-10-29 20
Обследование аутичных детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.

На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано.

 В целом в процедуре обследования выделяются три этапа:

1) сбор психологического анамнеза, где важнейшее значение имеют сведения о матери и других близких;

 2) определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы;

3) изучение особенностей познавательной сферы. Аутичные дети первых двух групп (по классификации О.С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения, на первых двух этапах реально установить лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только при появлении у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.

Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение. Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение. Оценивая особенности эмоционально- волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутичного ребенка, следует опираться на основные критерии, выделенные О.С. Никольской, В.В. Лебединским, М.К. Бардышевской. О.С. Никольской, В.В. Лебединским, М.К. Бардышевской.

 

Первый тип аутистического дизонтогенеза уровень полевой реактивности: повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов; повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов; выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее); выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее); отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает); отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает); наличие «полевого» поведения; наличие «полевого» поведения; мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера; мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера; вычурность двигательных поз. вычурность двигательных поз.

Второй тип уровень стереотипов: Второй тип уровень стереотипов: выраженная чувствительность к внешним стимулам силе голоса, света, температуре, прикосновениям; выраженная чувствительность к внешним стимулам силе голоса, света, температуре, прикосновениям; активное отторжение мира в виде аутостимуляций; активное отторжение мира в виде аутостимуляций; обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии; обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии; проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.); проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.); наличие страхов; наличие страхов; автономная игра. автономная игра.

Третий тип уровень экспансии: Третий тип уровень экспансии: проявление выраженной конфликтности поведения; проявление выраженной конфликтности поведения; быстрая пресыщаемость в любой деятельности; быстрая пресыщаемость в любой деятельности; выраженная избирательность в контактах; выраженная избирательность в контактах; наличие немотивированных страхов; наличие немотивированных страхов; безадресная речь, не направленная на собеседника; безадресная речь, не направленная на собеседника; отсутствие использования местоимений первого лица; отсутствие использования местоимений первого лица; взгляд «сквозь» человека. взгляд «сквозь» человека. Четвертый тип уровень эмоционального контроля: проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах; проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах; потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке; потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке; симбиотическая связь с близкими (с матерью); симбиотическая связь с близкими (с матерью); речь может носить затухающий характер; речь может носить затухающий характер; визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер. визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.

 

Объективная оценка нарушений аффективной сферы требует наблюдения динамики ее развития, степени возрастания или убывания проявлений аутистических признаков, а также изменений способов адаптации ребенка. Позитивная динамика характеризуется возникновением в психике ребенка признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы и упрощением способов компенсаторной аутостимуляции. При регрессе ребенок становится более замкнутым и отрешенным, имеющиеся связи и контакты с миром нарушаются. Ребенок переходит в группу детей с более элементарной и ригидной организацией эмоционально-волевой и коммуникативно- потребностной сфер.

Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения, адекватных их возможностям Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения, адекватных их возможностям В целом процедура обследования должна сложиться естественно, плавно перейдя из стадии установления контакта с ребенком в игру с ним. Некоторые задания могут быть предложены в виде тестовых, например, корректурная проба, шифровка и др., основная же часть диагностики строится в виде продолжения игры с ребенком. Прекращение работы может произойти не из-за переутомления, а из-за неадекватной реакции на стимульный материал немотивированного страха перед ним, поэтому рекомендуется предварительно положить некоторые пособия и тестовые задания в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним привык и они не казались ему чем-то новым и неизвестным.

При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов. При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов.

 

 

14. Организация и содержание психолого-педагогической диагностики (этапы, требования к методикам, к пользователям методик, соблюдение спец условий).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.