Теория Выготского Л.С. о системном строении дефекта. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теория Выготского Л.С. о системном строении дефекта.

2022-10-29 54
Теория Выготского Л.С. о системном строении дефекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системное строение дефекта. Л.С.Выготский выделил в аномальном развитии две группы симптомов: первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и вторичные (третичные и т.д.) нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального развития аномального ребенка. Вторичный дефект, по мнению Л.С.Выготского, является основным объектом психологического изучения и коррекции при аномальном развитии.

 Л.С.Выготский выделил следующие факторы, определяющие развитие проблемн6ого ребенка. 1 фактор – время возникновения первичного дефекта. Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. 2 фактор – степень выраженности первичного дефекта. Различаются два основных вида дефекта. Первый из них – частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Второй – общий, связанный с нарушением регуляторных систем. Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта определяет разные условия аномального развития. Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции.

 Системно-структурный анализ дефекта при аномальном развитии ребенка, предложенный Л.С.Выготским, позволяет оценить все многообразие аномального развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованную психокоррекционную программу.

 В зависимости от характера нарушений одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично корригироваться, а некоторые – только компенсироваться.

Коррекция (лат. correctio - исправление) - система специальных психолого–педагогических и медицинских мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

 Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы, проводимой с проблемными детьми, которая организуется с учетом нарушений и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа с детьми, тем успешнее преодолевается дефект.

Компенсация - (лат. compensaio - возмещение, уравновешивание) - это сложный многообразный, многоуровневый процесс приспособляемости организма, включающий возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.

 Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия). Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов и других структур за счет выполнения ранее неосвоенных им функций. Так, компенсация функций зрительного анализатора у ребенка, родившегося слепым, возможна преимущественно через развитие осязания, т. е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализаторов.

 Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера. С точки зрения А.Адлера человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии у ребенка, какого-либо физического или сенсорного дефекта. Самоощущение неполноценности является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т.е. дефект, неприспособленность – не только минус, но и плюс, источник силы, стимул к сверхкомпенсации.

 В то же время сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка.

 В связи с тем, что дети с проблемами в развитии весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям, компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Возникает так называемая декомпенсация.

 

4. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом.

Россия.

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время входит в круг особо важных. Приходиться констатировать неутешительные данные:

  1.  доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 г. снизилась с 48,3 до 36,5%.
  2. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% - имеют перинатальную патологию.
  3.  Кроме того, необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии.

Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого- медико - педагогического консультирования детей дошкольного возраста в Институте коррекционной педагогики РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна:

1. предупредить появление вторичных отклонений, в развитии.

2.обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала

3.для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального образования.

В последнее десятилетие в системе образования сложились условия для обеспечения психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям.

В России действуют:

  1. более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся психолого – педагогической и медико – социальной помощи.
  2. психолого – медико- педагогическая комиссия (ПМПК) осуществляющих комплексной, целостное и системное изучение ребенка, у которого родителями, врачами, психологами выявлены заметные отклонения в развитии. Комиссии определяют для него пути получения образования, консультируют родителей и педагогов
  3. Правительством РФ разработаны и утверждены типовые положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, об учреждениях санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении.
  4. увеличилось количество диагностических и реабилитационных центров, осуществляющих комплексную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь ребенку.

В специальных и оздоровительных учреждениях и специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ психолого – педагогическую и медико – социальную абилитацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют:

свыше 83тыс.педагогов – психологов,4 тыс. медицинских работников,свыше 2 тыс. врачей различных специальностей.

Эффективность разработанных отечественными и зарубежными учеными приемов коррекционно – педагогической работы возможна лишь при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры дефекта, характера ведущего нарушения, особенностей вторичной патологии.

Сегодня помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья находится в ведении трех министерств: Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социального развития РФ, в связи, с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и некие негативные тенденции. Это прежде всего:

  1. Недостаточность взаимодействия этих структур.
  2. Нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
  3. Малый объем знаний по проблемам специальной психологии и специальной педагогике в системе подготовки педагогических кадров для ДОУ.
  4. Отсутствие нормативно-правовой базы интеграции. Принятие ребенка в ДОУ часто зависит от личной позиции руководителя и педагогического персонала.
  5. 5. Вопросы организации и содержания работы на практике решаются вариативно, без достаточного обеспечения методической и нормативной литературой, отражающей современные взгляды на цели и задачи специального дошкольного образования.
  6. 6. Недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
  7. 7. Роль социального педагога как связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств (образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты) до сих пор не усвоена социумом и не закреплена в нормативных правовых документах.

За период с 1999 по 2002 г. было создано свыше 40 центров ранней помощи детям с проблемами в развитии.На состоявшейся в ноябре 2002 г. коллегии Минобразования было принято решение о разработке проекта программы развития службы практической психологии, включающей раздел ранней помощи детям с особыми потребностями.Главное условие успешности осуществления задачи создания системы ранней помощи детям - взаимодействие всех заинтересованных министерств и ведомств.

Опыт организации ранней помощи за рубежом

Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства.

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).
Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:
время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев;
интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка;
создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша;
охват программой различных сфер развития ребенка;
учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков;
поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.
Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.
В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

Вывод:

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.