Сакмара, Яик, Ик, Касмара, Уран, Умирка, Урай, Турай, Тургай, правюл (правь), Бужан, Ростошь, Орь, Белая, Ток — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сакмара, Яик, Ик, Касмара, Уран, Умирка, Урай, Турай, Тургай, правюл (правь), Бужан, Ростошь, Орь, Белая, Ток

2022-10-28 27
Сакмара, Яик, Ик, Касмара, Уран, Умирка, Урай, Турай, Тургай, правюл (правь), Бужан, Ростошь, Орь, Белая, Ток 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сакмара, Яик, Ик

 

Исток Самары и устье реки Сакмары на одной широте и отделяются небольшим расстоянием. Текла себе Сакмара с севера на юг, потом на восток, но до Рось‑Волги не дошла, пала в Яик, рядом с устьем Камыш‑Самары. Зато в считанных километрах от устья Сакмары на восток пошла река Самара.

Яицкие казаки времен Емельяна Пугачева разделяют Яик и Урал (одну реку) и не разделяют Самару и Сакмару. В песне про «Ленбурх» (Оренбург) поется, что город стоит на трех речушках:

 

«…На трех речушках да на устьицах.

Да первая речушка течет Самарушка,

Другая речушка – Яик‑река,

Третья речушка – Урал‑река».

 

Оренбург построен в первой половине XVIII в. на стрелке рек Яик и Сакмара. Правда, тут еще знали малую речку Камыш‑Самара. Но относительно крупную реку Сакмару в песне не поминают. А реку Яик, в наказание казакам царицей переименованную в Урал, вспоминают, но как разные реки.

И все же сквозь тысячелетия, через нашествия азиатских орд имя Сакмара дошло до наших дней.

Для древних жителей региона Самара и Сакмара – реки разные, но составляющие одно целое, продолжающие развитие определенной традиции…

Действительно, в имя Самара вставлена одна буква, но звучит по‑другому. Если Самара‑Самарка‑Самарга‑Семарга – поток, посвященный Огнебогу, то что же за имя Сакмара?

Посмотрим на Сакмару, имеющую один корень с Самарой, – «мара».

У Самары и Сакмары есть одинаковые притоки, что говорит о еще большем родстве этих памятников гидронимии. У Самары есть правый приток Кинель с рекой Ик. И у Сакмары есть приток Большой Ик (с Малым Иком). Ик – имя явно не тюркское и не азиатское. Еще один Ик с той же Бугульминской возвышенности течет в священную Каму. Ик исключает всякую случайность. Все Ики имеют и региональное, и корневое родство с Яиком – священной рекой воинских братств и козаков. Они звали Яик не иначе как Яик‑Горыныч. В позднейшей архаике Горыныч – воин горнего места, святого места.

Есть в России, в Поволжье река Сакма. Сакма не Сакмара, но первая часть похожа. Слово «сакма» трактуют как татарское. Тут имеем классический пример искажения коренного русского слова, подмену одной буквы другой, а затем норманисты и евразийцы начинают выстраивать свои фальшивые теории.

Подобный пример искажения русского слова «козак» на «казак» породило сотни (!) публикаций, повторяющих лжеверсии, пустые версии о происхождении слова «козак» от восточных «каз» и «казан», а возвращая букву «о» на свое место (см. кн. автора «Записки о самоназвании русского народа и о национальности казаков»), получаем реальную картину. То же в украинском слове «сичь»: заменили лжепереводчики буковку «и» на «е» – и появилась «сечь»; урочище соколов, коршунов превратилось в Засеку. И «пошла писать губерния», в т. ч. и украинские этнографы.

У Даля «сакма» («сокма») – брод по росе, путь, которым прошли пешие или конные, летний след зверя. В. Даль тут в плену (дает пометку «вост.») устоявшегося представления (и ваш автор одно время того не отрицал), но дает в скобках – «сокма». Без буквы «а» вся восточность тут совершенно исчезает и проступает русское ведическое начало. Действительно, в старинных документах в России писали «сокма». И это меняет всю картину. Это потом норманисты, плохо знавшие русский язык (иные из них его так и не выучили), но сидевшие в высоких кабинетах, стали заводить новую моду на правописание.

Сокма. Сок‑ма. Что имеем? Имеем ритуальную реку, и во главе корень, обозначающий ритуальный напиток, который изливали в реку. Но тут не Раса, не Сура, не Квасура, не Квас, а Сок. Именами священных жертвенных напитков называли реки, что в духе ведической традиции россов. Реки Сок и Самара текут в параллельном направлении, к священной реке Раса, к культовым Девичьим горам, к Самарской луке, т. е. к одному священному месту, к острову Буяну.

Вернемся к Сокме. У В. Даля намеренно выделим те определения Сокмы, что позволяют заострить внимание на связи слова «сокма» с летом, с росой: «сокма – брод по росе, летний след». Сокма и роса соединены в одном образе. Роса (раса) – небесное млеко. Видим, что роса (рось‑рась) и сокма соседствуют, и объединяет их образ небесного млека, молока. Среди священных напитков (см. след. главу) у россов были и растительные напитки. И до сих пор в русском языке сок есть сок. Прежде всего это священный березовый (чисто русская традиция весной добывать сок из березы; заготавливали его впрок в горшках в погребах, в морозильных ямах со льдом). Очевидно, этот сок и использовался в ритуальных целях. В данном случае имеем сок трав, надломленных копытами коней и источающих сок… Отсюда Сокма. Неслучайно имеем и куст рек – Сок, Сокма и Сокмара. Не только Сокма, но и Сакмара (Сокмара) содержит в своем имени корень «сок». Сакмара – это Сокмара. Причем в случае с Сокмарой «мара» не дает усомниться в точности выводов.

Сокмара – это сок богини Мары, сок марутам. Культовые реки зачастую невелики и находятся в горних, священных местах – по сути, истоки, приближенные к священным родникам, к роду, к пращурам. Присмотримся к малым притокам Самары и Сакмары, идущим с предгорий и хребтов Каменного пояса – посоха Великого Пастыря.

О Савруше, Бугуруслане и ряде других – отдельные рас‑сказы.

Река Дема (связана с мифическими персонажами) останется за пределами повествования, но то, что этот гидроним имеет историю в несколько тысячелетий, не вызывает сомнений. Название не немецкое, не тюркское, а русское.

Остановимся на самых культовых речках. У Са(о)кмары есть приток Касмара.

 

Касмара

 

Волхвы‑звездочеты, и никто другой, поименовали один из самых загадочных притоков Сакмары подчеркнуто мистическим, ритуальным именем Касмара. Можно заметить, что все непростое различие у двух рек в перевернутой первой части имени. «Сак» перевернули на «Кас» при сохранении второй части – «мара». По аналогии с древним именем Сокма, Сокмара и тут букву «а» заменим на «о» (ибо древние переворачивали «сок» на «кос» – (мару). Получим Космара. И опять все становится вполне очевидным. Имеем еще один из многочисленных примеров, когда два архаичных слова не составляются, как в позднейшей архаике, но накладываются друг на друга. Космара – это косма‑мара. При таком лингвистическом анализе все становится еще яснее.

«Коса», «косма» – русские слова, хорошо известные и в быту, и по поговоркам, приметам и загадкам: «Коса – девичья краса», «Девичья коса на всю деревню краса», «У девушек нрав косою закрыт», «Сидит петух на воротах: косы до полу, голос до неба?» (колокол). Еще коса – мера красной рыбы от конца щипца (носа) до косы. Рыбный промысел у россов в числе главных.

Еще интереснее в данном случае слово «косма». Именно оно употреблено в имени Космара.

Косма – прядь, коса распущенных волос.

Для волхвов, которые слыли звездочетами, в поименовании реки Космарой нет случайностей. Тут прямое обращение к богу пастухов Велесу. Известно, что Бог и Божественное начало, как его ни назови, Велес (Волос) или Христос, любят пастухов и покровительствуют всем праведным пастухам, всем, кто хотя бы в детстве шел по богару с посохом‑палкой и котомкой за плечами, оберегал коров; как боги гонят «хмари» небесные, так пастухи гонят, пасут, оберегают коров.

В любом европейском издании найдете, что слово «космос» – мир, вселенная – есть греческое слово. Но нам известно, что греки (это автор неоднократно отмечал со ссылками на самих греков и собственные аналитические данные) взяли у пеласгов Аркадии и у истринских дако‑росолан все таинства, богов Вакха, Ладо(на) и Велеса‑Волоса – косматого, как символ мира, космоса. И такие топонимы на Балканском полуострове есть. Достаточно твердо можно заявить, что «космы» и «космос» – слова русские, употреблявшиеся во времена создания вед, за тысячелетия до нашей эры, и сохранившие свое значение в словах «космы», «косы», «коса», «косить», «косАрь».

«Космос» состоит из двух русских слов, наложенных друг на друга ведическим способом образования культовых, знаковых слов таинственного языка волхвов. Космос – есть косм‑мос, косм(атый) – мос(кА). Косматый Велес (Волос) и моска (ритуальная маска для исполнения «москалюдства» – ритуала, посвященного ведическому богу).

Не менее интересно и слово «косма»: кос(а) – ма(ры), космос богини Мары. Мару, Маруту, Марину мы хорошо знаем по русскому фольклору, по уцелевшим ведическим праздникам. И по ведам Ригведы знаем богину Мару и марут(сов).

Столь же интересно, что старинное русское слово «косма» (космос) сохранилось до наших дней в народных былинах и сказках в том же космогоническом значении. В русских былинах явлены космос и солнце в их зооморфном образе мифического коня (савра): «сивушко‑бурушко», «сивушко‑косматушко» («Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1904 гг.». М. 1904, стр. 488, 492). Интересно, что «косматушко» – образ космоса, который нельзя разрушать. По сказам, если у коня остричь гриву и хвост (т. е. разрушить космос, связь с космосом), то волшебный конь потеряет силу.

Слова «косма», «косматый» до сего дня живут в бытовом языке россов. Сохранились в России и ведические гидронимы с образом космоса.

Перевернутое имя Сокмара в Космару есть подчеркнутое, ритуальное разделение на мир нижний и верхний, на Явь и Правь, на Землю и Космос.

Важнейшая деталь этой тамги (если хотите, шифрограммы) в том, что Сокмара и Космара в одной водной системе, сливают свои воды в единый поток… Причем Космара (мир верхний) находится там, где и должно ей быть, на севере, правый приток, т. е. выше Сокмары.

Попробуем найти дополнительные подтверждения в соседних топонимах и гидронимах. А есть ли они? А как же. Космос – он и есть Космос.

 

Уран

 

У Самары есть притоки, причем два (у ведических рек часты повторы имени) – Большой Уран и Малый Уран. На прежних примерах (и на последующих) видим, что большинство рек в лесостепной зоне Средней Волги, Урала (да и в других местах) носят не случайные имена, а посвященные богам, боготворимым напиткам и космосу россо‑ариев.

Таковы и две реки Уран. Не только Космос, Велес, Ладон, Вакх, но и Уран заимствованы греками в русской культуре. У греков Уран – бог неба и отец титанов. Урания – муза астрономии. Для греков Уран чужой и чуждый бог, доставшийся от пеласгов Аркадии. Потому и не прижилось это слово у греков. И о греческой реке Уран автору тоже ничего не известно.

А вот якобы дикие племена ямно‑срубной культуры оставили нам гидронимы, подтверждающие признания древнегреческих писателей о том, что все таинства, вакханалии и многие искусства и ремесла они переняли у росолан.

Самарские археологи Ю. Колев, П. Кузнецов («Древности и средневековье». Самара, 1997 г.), хоть и пишут об «абстрактных» арийцах, но мыслят в том же направлении:

«Некоторые арийские боги имеют прямые соответствия с греческими богами: бог солнца Сурья – древнегреческий Гелиос, Варуна – Уранас…», «Бог Варуна владел всем небосводом и объезжал его на колеснице».

Только опять уточним: именно на широте Самары‑Сакмары, в их бассейнах и проживали люди, изобретшие первые конные колесницы, первые конные повозки, создавшие гужевой транспорт в полном смысле слова и новую армию с новыми боевыми построениями. Отсюда в Ирак, в Грецию, в Египет, а не наоборот, попадают изделия из бронзы и колесницы.

А то, что Варуна – русский, и оспорить невозможно. Варево, варить, свара и т. д. – все производные от Варуны. И руно тоже от Варуны. Хоть тресни, а от Варуны и от росолан. Это не замажешь и не спрячешь. Этимология имени Уран тоже русская, ведическая, более древняя, чем греческая. Лишь раз, но виден Уран в Ригведе:

 

«Адхварью! Кто убил Урану,

Растопырившего девяносто девять рук»

(РВ, II, 14‑4).

 

Тут же есть и образ Варчин, в русском языке сохранившийся в слове «варчун». Уран по корневой основе близок к реке, называемой в Авесте Рангха, которая служит для иранцев краем света: «Исток и устье которой пребывают далеко (отсюда)». А для россо‑ариев Раса‑Рангха – родная река, матушка. Вместе с тем родовые капища, храмы россов чаще всего у родников, в истоках малых рек, в горних местах. Потому часто малые реки носят божественные имена.

 

 

Река Уран

 

Для индусов Уран и другие древнейшие персонажи мировой (русской) мифологии – малознаемые и малопамятные боги, которых не известно, как толковать.

В имени Уран видим древнее ведическое словообразование, произведенное наложением двух священных слов: ур‑ран. Ур – творец, небо и ран – князь, царь ранов, царь россов, царь неба. Уран – творец царства ранов, небесный царь.

Уран в прямом родстве с образом Урай (см. далее). Несомненно, Уран в ближайшем родстве и с русским боевым кличем «Ура!». К национальному воинскому кличу обращался в книге «Записки о самоназвании русского народа…». В русском звучании «ура» – это не столько запугивающая нота, а призывающая и торжествующая, по смысловому звучанию близкая словам‑образам «да здравствует», «бей здорово», «наша берет». Возгласом «Ура!» войска на парадах приветствовали царей, генералов… Разве не так восклицают наши современники в случае удачи? Ура – есть приветствие бога УРАН(а).

Уражай, урабить – без сомнения, из однокорневых слов не только с кличем «Ура!», но и с ведическим образом Уран. Небесному царю, творцу неба россы кричали «Ура!». И реку посвятили Урану.

Очень важно, что Уран находится в букете, большом букете рек с ведическими, божественными именами. И это исключает всякую случайность и подчеркивает ведические традиции россо‑ариев, звездочетов. От них Уран попал в Грецию, где имеет продолжение в образе Урании – музы астрономии.

Один из переводчиков Ригведы рядом со словом «Уран» поставил слово «баран», не поясняя родства. А связь есть, хотя только косвенная. Баран – животное жертвенное и потому в имени своем содержит ведические знания. Баран – это б(рахманы) – ар(иев) – ран (княжеская жертва). Культовое слово, составленное путем наложения трех культовых слов. Богам (и Урану) приносили в жертву напитки, зерно, жир, масло и мясо жертвенных животных. Образ Урана жив вместе с нашими боготворимыми реками.

 

Умирка

 

У притока Самары, у реки Кинель, есть приток Умирка. Тоже непростая река, с именем, близким всему кусту поволжско‑уральских рек.

По В. Шуклину («Мифы русского народа»), у русских известен мифический образ Умрана, соответствующий Упырю». Определение не совсем точное, но отражающее близость к миру умерших родичей. И понятно: в Умране опять видим древнейшую архаику – наложение двух русских слов одно на другое: Умр‑ран. Умран – умерший от ран; умершие ране (князья, владетели, цари). В букве «р» два слова соединились.

В соответствии с ведической традицией «Умирка» можно читать и как наложение двух культовых слов ум‑мир(кА). Тут опять образ космоса, но уже в слове «мир». А «мир» в русском языке имеет два разноуровневых, но весьма родственных образа: мир – согласие (в т. ч. и в семье, и в народе, и между народами), а еще мир – упорядоченная вселенная. Умирка (Ум‑мир) – мир умерших предков, родичей, а это у россов обожествляемый космос (роду, предкам молились). Умирка – это и Ум‑мир‑р(е)ка, т. е. умерших предков река.

Космара, Уран, Умирка – есть мировой порядок, космос, мир, воплощенный в сакраментальных именах. Известно, что волхвы не в последнюю очередь превращали хаос в космос с помощью былин и музыкальных инструментов (среди которых свирели, дудки, гусли и самары).

 

Урай

 

А что с Сакмарой (Сокмарой) и Касмарой (Космарой)? Тут все не менее интересно.

У Сокмары есть приток Салмыш с горней рекой Урай. Моления волхвов проходили в священных горних местах, возвышенностях. В древнерусском языке рай – это Вирий, Ирий, Урай. И тут стопроцентное Урай!!! И не поселок, а река – предмет святой и боготворимый древними россами. В сочетании рек от Бога до Богорослана, от Расы до Суры, от Сока до Урай… виден космос, где текут молочные реки с кисельными берегами, сказочно богатые рыбой, а главное – боготворимые.

Исток реки Урай в сказочно откровенном месте, на Красной горе. Очень хорошо известен древнерусский обычай на горке проводить моления солнцу, встречать весну, чествовать ушедших предков (отсюда мир в семьях). Тут катали крашеные, красные яйца и творили тризну, оставляли наполовину очищенные яйца на Красных горках.

Урочищ с названием Красная горка в России и не перечесть. Почти в каждом селении своя Красная горка. Обычай почитать родителей на Красную горку жив и в XXI веке. Традиции этой, как ведам, многие тысячелетия. Реки Уран, Умирка, Урай, Космара, Самара… столь же древние, как и имя Раса, Сура. Имена эти имеют и свой космос, и свой строй, и подчеркнутую русскость, а не «общеарийскость».

Не будет ошибкой обратить внимание на близость образов Уран, Урай, Ура и Урус. Урус – это русский. Вместе с тем имеем Ур‑рус: ур (творец, небо) и рус (росс), то есть русское небо, русские творцы. И здесь видим и русское самоназвание, русские языковые формы, и древнейшую историю. Имя урус известно с древнейших времен у многих народов от Швейцарии до Монголии, и везде оно обозначало россов – русских.

 

Турай, Тургай

 

В Самарской области у культовой реки Сок (параллельно Самаре течет к Рось‑Волге) есть урочище, ручей Тургай. В тридцатых годах ХХ века тут возникло село Тургай, из татар, сходцев другого села. После революции частное владение земли прекращено, и «на барские» земли пришли советские колхозники.

Урочищу и его имени несколько тысячелетий. Тургай – это Тур‑гай, туров лес. Недалеко есть река со столь же древним и сходным именем Мочегай (Моче‑гай), т. е. мокрый лес. Названия идут от росолан, от тех, кого еще звали савроматы, арии.

Тур – первородный дикий бык, дальний родственник зубра. Исчез в первой половине II тысячелетия н. э… Охоту на тура описывают летописи и русский, славянский фольклор. Тур – символ мощи, и наряду с конем, козлом, оленем являлся зооморфным символом солнца. Считалось, что на рогах большого тура покоится солнце. Крест – символ солнца и рога – символ месяца образуют древний ведический знак – солунь. Профессор Б. А. Успенский («Крест и круг». М., 2006 г., см. иллюстрации) приводит изображение быка с крестом как раннехристианский символ.

В первые века христианства ведические символы активно использовались. Многие из них и сейчас используются.

Тура почитали. Тура и в жертву приносили, поклонялись древним богам.

Вообще в России очень много рек, урочищ и селений с культовым именем Тур. Что исключает всякие инородные толкования. Быка‑тура, зооморфного символа солнца, на земле уже нет, а память осталась. Автору известны многие десятки топонимов с корнем «тур» по всем славянским землям: Туроверово (в Ростовской области), Турбанка, Турань, Туркуим, Турпатка, Турусиново, Турша (в Нижегородской области), Тургай (в Самарской обл. и Северном Казахстане), Туренев, Турищево, Туросна (в Брянской области), Турабьево, Тураево, Тураково, Турбичево, Тургиново, Турино, Турлатово, Турово (в Московской области), Тура и Туринск (в Свердловской области). Этот список можно пополнять и пополнять российскими, польскими, чешскими, украинскими, сербскими и т. д. топонимами.

Особо выделим ведическую форму имени, образованную путем наложения двух культовых слов: Турусинов (тур‑русин), Туросна (тур‑рос). Имена Туроверово и Турай (тур‑рай) тоже говорят сами за себя. В них и самоназвание именователей, и их вероисповедание, и язык. Причем язык чистый, прямой, не требующий особой расшифровки.

Отметим и Тургай. Данный топоним – река Тургай – есть отражение россо‑арийской лесостепной культуры и природы. В Казахстане данное имя пытаются подогнать под свою лексику, изменяя буквы в историческом имени. Тур – не тор. Тургай – он и есть туров лес. Иргиз – восточное. И никто на это не покушается.

Рядом с Тургаем другая река, поименованная россо‑ариями Аркалык, то есть Арко – солнце.

За тысячи километров от «казахского» Тургая, в междуречье Сока и Самары (Кинеля), в дремучих лесах в XIX веке мои прадеды Михаил и Максим рубили непроходимый сокско‑самарский тургай. Никаких казахов тут не было. А святые криницы волхвов были.

Где Тургай, там земля россо‑ариев. России совершенно не нужно претендовать на далекие земли. С казахами надо иметь добрые отношения. А вот на свою историю плевать россам тоже не надо.

Ведический символ со времен неолита превратился в распространенное русское имя:

«Тур, Тура, Тураш, Турашин, Турба, Турбалин, Турбен, Турберн, Турбид, Турбик, Турд, Турена, Туренок, Туреня, Турин, Турица, Туриша, Турище, Турл, Турлин, Туробид, Туровец, Туровой, Турубид, Турубодан, Турыга, Турыш, Турьяк, Турьян, Турьянец, Туряк, Турян – от «тур»: «буйвол, бык». В «Слове о полку Игореве» уп. как символ мужской силы, воинской мощи. Уп. в IX–X вв. (Тур), князь в Турове; 944: (Тур – с этим именем два князя) князья русских земель, имели своих послов (Прастена и Каршева) в посольстве князя Игоря в Византию, (Турберн, Туробид) купцы русские в этом же посольстве; 980 (Тур), лучанский князь; 1097 (Турьяк, Туряк) во Владимире‑Волынском в Софийской 1 летописи; 1211, 1240, 1248, 1433 (Тура, Турашин, Турба, Турбик, Турица, Турлич), сербы; 1484 (Турена), боярин московский; 1492 (Турьян), посол русский в Рим; XV–XVII вв. (Туренок, Турище, «на Турыша Курьянова сына») на Руси Великой; 1495 (Турыга) в Новгороде; 1565 (Тур) в Каменце; 1607 (Турьянец), отчинник кольский; 1614 (Турин), черкасский сотник; 1639 (Турбалин), болгарин; 1664 (Туровец) в войске Запорожском; 1684 (Туровой), опочский стрелец и др.» (А. Баженова. «Исторические родокорневые имена», стр. 466).

Вполне естественно, что Тур в разных вариантах стал топонимом по всей России и за ее пределами, там, где проживали россы в незапамятные времена.

Недалече, в соседней Башкирии, на границе с Оренбургской областью есть село Самарцево и рядом древний ведический гидроним росолан река Большой Турай. В основе имени Турай опять видим архаичный, ведический прием словообразования путем наложения двух священных слов: «тур‑рай». И одно это ставит значимость Турая выше Тургая. Россы – солнце– и рекопоклонники. В их стиле дать реке (воде) имя солнца (его символа – тура). Что видим в разных вариантах по всей России (Арко, Сура, Яро и т. д.).

У О. Н. Трубачева (с которым можно спорить по ряду позиций) есть вывод, принимаемый без возражений: «Рай – место за текущей водой, заречное пространство». В исполнении волхвов‑брахманов, создателей вед, все даже глубже и интереснее. Турай – солнечный рай, рай солнечного Тура.

Недалеко, на берегу священной, особо священной Сакмары есть гора – Кабан‑Турай. И тут два зооморфных символа солнца и три русских слова (у восточных народов кабан зовется «чушка»).

В русских былинах: «Тур ходит по горам, а турица по долам». Тут приносили жертвы Огнебогу, Маре, Солнцу. И этот топоним нужно отнести ко временам как минимум до гуннского нашествия. Но скорее всего, и этот топоним времен строительства Аркаима и создания Ригведы и Авесты. И этот корень, этот солярный символ найдем в гимнах Ригведы. Но в отличие от Индии именно в России эти символы превращены в гидронимы и до сего дня живут в разговорном языке русского народа.

 

Правюл (Правь) и Бужан

 

И в этом нас убеждает еще один уникальный гидронимический памятник, который имеет прямое отношение к образу трехуровневого мира и к образу мирового древа с его тремя мирами: Навью (подземным миром мертвых), Явью (земным миром живых) и Правью (миром небесным). Нам не хватает только таблички, прибитой волхвами, с надписью «Правь». Да вот же она, табличка – карта с именем «река Правюл», приток Касмары (Космары). Это и есть Правь. Причем Правь, объединенная (стоящая выше) с Космарой, с Космосом и Марой. Стоит только переправиться через воды Космары, тут и Правь. Тут верхний мир, Правь, рай. Видим целый куст райских рек. Параллельно Правюлу в Касмару течет Бужан. Еще одно архаичное имя. В. Даль в словаре дает пояснение слову «бужать»: будить. Еще дополнение с вопросом: бужва – биение жил, пульс (?). У слова «бужан» есть и другие близкие слова‑родственники, ведущие нас к ведическому миру. Гидронимы лесостепного региона дают нам достаточно обширную и недвусмысленную картину исторического прошлого россо‑ариев.

 

Ростоши

 

В главе «Священная река Раса (Волга) и символ Лабарум» рассмотрено происхождение имен рек Ростошь, Росташи, состоящих из двух русских слов – «рос» и «таши». Таких рек немало. Есть Ростоши и в кусте космогонических имен Южного Урала и Среднего Поволжья.

Ещё Ростоши, приток Яика (Урала). Тут корень «рос» лишний раз отчетливо указывает, что самоназвание народа, поименовавшего здешние реки, было россы. Есть селение Ростошь в бассейне Самары, около реки Кувай. Букет священных рек, многие из которых имеют подчеркнуто русские имена, не дают нам свернуть ни влево, ни вправо.

 

Орь

 

Продолжим собирать букет россо‑арийских рек. Посмотрим на реку Орь (приток Яика), давшую название двум крупным городам – Орску и Оренбургу. Вначале центр крупного региона (Оренбургской экспедиции) был построен на стрелке рек Яик и Орь. Однако потом Оренбург перенесли достаточно далеко, на стрелку рек Яик и Сакмара, притом имя города Оренбург сохранилось. А на стрелке Яика и Ори остался город Орск.

Река Орь заслуживает внимания лингвистов и космологов. Академик А. Фаминцын в труде «Божества древних славян» немало места уделил Хорсу, одному из имен солнца, богу Света (Солнцу полуденному. – Прим. Бажанова). Академик существенно проясняет историю имени реки Орь.

От Хорса выстраивается цепочка знаковых слов: хорваты, хорохориться, хоровод, хорошо. А. Фаминцын присматривается к урочищам, но больше к городам и селениям в местах древнего проживания славяно‑россов: «от Адриатического моря на Север, к Скандинавии, встречаем многочисленные названия деревень, местечек, округов, рек, гор, произведенные от Hors, Hrus».

Действительно, видим Horschowitz, Hrassani (Rassane), Hrusova, Hrosinkau, Horsdorf, Horsmar…

Далее А. Фаминцын делает два интересных вывода (в том числе со ссылкой на «Географический словарь» Головацкого):

«Сюда (к Хорсу. – Прим. Бажанова) следует причислить и немногочисленные, впрочем, местности, названия которых происходят (без начальных букв), каковы города Орс или Орск (Оренбургская губ.), Орса и Орша в Могилевской губ., последняя при впадении Оршицы в Днепр…»

«Орсова (=Херсова) у сербов называется Ржава, а река Русь в России в старину называлась Рша: по аналогии названию Rsali соответствовало бы Орсали и Русалии, т. е. названия, каким пятидесятница ныне именуется в Румынии».

От Хрс произошло хрсалка, русалка, т. е. обрядовая кобылка, которую еще недавно в деревнях водили и чествовали, как высокое полуденное солнце (переход к лету, в июне). Хорса чествовали в июне. Выскажу предположение, что образ Хрс близок к символу Лабарум и библейским образам.

Итак, река Орь напрямую связана с Хорсом, обрядовыми русалиями, да и (косвенно) с самоназванием россов.

А. Фаминцын обратил все внимание к Хорсу. Хорса академик отражает только в образе коня, хотя зооморфных образов солнца много: тур, олень, козел, баран, добавим сюда сокола и соловья. Фаминцын уклонился от пристального взгляда на священные напитки и священные реки. Однако через исследование слова «хорс» он достаточно глубоко и убедительно говорит и о национальности хорсопоклонников – людей, живших в том числе и на реке Орь, да и о культовости этого места, включая «Orosz‑Var» – «русский город».

Фаминцын приводит большое число подобных топонимов в Венгрии, а также в других странах, где жили россы:

«Отсюда можно было бы вывести, что «орос» (=хръс) или «русский» имеет значение «конский», вероятно, в смысле «солнечный». Достойно внимания, что «русские» (орос) местности, по словам Головацкого, в большом числе встречаются не только в северных, но и в средних и южных уездах Венгрии; где русских вовсе нет, да и вообще в западно– и южно‑славянских местах, даже вовсе не принимая во внимание Галиции и Венгрии, где живут русские, в местах, где влияние русского имени как названия народа немыслимо, – встречаем массу «русских» мест, напр., Russichi в Далмации, Ruschowa, Ruszinocz в Австр. Сербии, Russ (Reussen, Rusch), Russdorf в Семиградии, Russane, Russevo в Словении, Russbach в Крайне (1 селен.) и в Австрии (4 селен.), Rousinow в Моравии, Rusko в Чехии, Russdorf (несколько селен.), Russdorf, или Rusdorf, Russeina в Саксонии, Russen в Ганновере, Russen, Russenau, Rusiec, Rusko, Ruszkowo, Russoczyn в Пруссии и многое др.» (стр. 216).

«Должно заметить, что в Скандинавии (откуда привыкли производить варяго‑русов норманнов) в географических названиях форма Ros почти не встречается, напротив того, мы часто находим ее в названиях местностей славяно‑германских, в том числе и на Балтийском поморье, где прежде жили славяне. Так, например, в нынешнем герцогстве Мекленбургском, возникшем на месте прежних поселений бодричей, встречаем в разных местах названия Rosenow (в актах XIII века: Rosenowe, Rosenow), именно в округах, носящих мифические названия: 1) Гадебушском (Gadebusch = «Божья роща»), 2) Штернбергском (Sternberg = «Звездная гора») (стр. 212).

«Замечательно еще, что в герцогстве Мекленбургском, т. е. в стране, где жили бодричи, изобилующей, как видно, названиями местностей, производными от Ros и Rus, неизвестно названий, произведенных от имени Hors или Hros, в этом первоначальном его виде, вследствие чего можно сделать предположение, что здесь имя это очень рано стало выговариваться Ros или Rus. К западу же, в Шлезвиге и Голштинии, а также далее на юге, именно на широкой полосе, начиная от герцогства Мекленбургского, вплоть до Адриатического моря и потом на восток, по течению Дуная, как видно из вышеприведенных многочисленных географических названий, оно сохранилось до сих пор как в форме Ros и Rus, так и преимущественно в форме Hors, Hörs, Hers, Hirs, хърс, орс (орш)» (стр. 213).

«Это еще более убеждает нас в том, что под именем Рус или Рос скрывается какое‑то древнее общеславянское слово, в основании которого, после всего вышесказанного, можно, кажется, с некоторою вероятностью предположить слово хръс или хърс как эпитет бога солнца.

Итак, не выходя из пределов славянских земель, мы можем с убедительною наглядностью проследить весь цикл постепенных видоизменений свойственного всем, преимущественно же западным и юго‑западным, славянам названия бога солнца, т. е. коня или Хорса‑солнца (Хърс, Хорс, Херс, Хирс, Хръс, Хрос, Рос, Рус, Орс, Орш, Рш), оставившего глубокие следы в многочисленных географических названиях, которые (вместе с производными от того же корня названиями народов: хорватов и руси) находятся, следовательно, в теснейшей связи с наиболее распространенным в среде западных (и юго‑западных) и восточных славян культом солнца, в образе быстрого, как солнечный свет, светлогривого коня – Хорса. Вспомним о сохранившемся до сих пор в народных преданиях южных и западных славян представлении о белых солнцевых конях» (стр. 216).

Построения Фаминцына базируются на сравнении топонимов Hors и Hros, однако ошибочно сводить оба слова к образу коня. «Конского» тут как раз и очень мало. У обоих слов есть свои языковые, словесные цепочки. Имя Hors (Хорс) в русском языке породило цепочку – хор, хоровод, хорошо и т. д. Ритуальные действа, посвященные солнцу и символизируемые кругом, кольцом. Хрос уже ближе к образу Орос, Рос, Раса. Раса (роса) тоже солярный образ. Но все же другой. Раса (роса) – река вечности, река времени, река неба, небесное млеко богов. В росе отражается восходящее солнце, через это имеем родство. Образ коня лишь один из образов солнца. А слово «рос, орос, орс, орь» есть росс – русский. И это имя мы встречаем у россов и по сей день. Так, в Сербии, где проживает большая группа русин (русских), в городе Руски Крестур (Русский крест Господен) в ходу имя Орос, что означает русский. Данное имя носит река Орь, как и много других подобных рек.

Вместе с тем Фаминцын близко подходит к определению того, кто сидел на священных реках:

«Обращаюсь к названиям местностей: Орс, Орша, Оршица, Орсова и т. п. Имена эти на Руси возвращают нас к имени Рос или Рус: в Древней Руси село Оршанское именовалось также Ршанское или Рша; в то же самое время одноименная этому селу река Рша (Киевск. губ.) называлась также Рось или Русь, окрестности этой реки назывались Поросье или Порусье, а жители этой области – поршане» (стр. 215).

Однако опять начинает искать компромиссы у норманистов и вообще в Германии. Не понимая, что обожествление родников, истоков и рек – это таинства русского народа и русских волхвов. Надо понять и то, что имена священным рекам часто давались по названиям священных напитков. Названия эти живы в нашем языке и сегодня.

Добавим посылы, идущие к священным напиткам, приносимым в дар богам и играющим столь значительную роль в жизни русского народа. В Поволжско‑Уральском регионе эта традиция видна отчетливо, как нигде более.

Вспомним о росе (расе) – млеке небесном. Роса – священная влага, бликующая на заре (правильно бы писать, как в старину и говорили, и писали, – зоря, зорька). Зоря, Солнцева сестра, Девица красная, солнечная, то есть имеющая отношение и к Хорсу. В слове «зорька, зоря» тоже есть корень «орь». Именно на за(о) – ре выпадает роса (раса).

И все же вспомним о словах «оросить» (оживить влагой) и «моросить» (морить влагой), где в соответствии с древним приемом наложены друг на друга две обожествляемые стихии: ор‑росить, (х)ор(с) – солнце и рос(а).

Река Орь тоже имеет отношение к Солнцу и к божественной влаге раса, приносимой в жертву, и одновременно к словам: «орий, арий, росс». Слова «зорник» и «зорница» и сегодня означают мужчину и женщину бодрствующих, работающих на зо(а)ре. Тут связь реки Орь, солнца, росса и русского языка прямая и недвусмысленная.

Вместе с тем предлагаю посмотреть на реку Орь как на место, где происходили богослужения Солнцу, Хорсу. «Ор» (орать) значит голосить, горланить, то есть производить песнопения. Ор производился хОРом.

Хор, хоровод – ритуальное пение в движении по кругу, символизирующему Солнце‑Хорса. «Ор» и «хор» слова однокорневые и односмысловые.

Русский язык даже позволяет понять у кого и когда зародился образ ор, когда поименована река Орь. Подсказку дают слова: «говор (гов‑ор)»; «говядина (го‑в‑ядина)» – коров ядение; «говеть (го‑завет)» – благоговеть, уважать, поститься перед исповедью; «говен (го‑вен)» – коровий пастушок венд.

Слова «ор, говор, говеть, говен, хор, хоровод» и божественные песнопения родились в среде пастухов россо‑ариев задолго до создания Ригведы. Не зря говорится, что Бог любит пастухов.

 

Белая

 

Исток Самары соседствует с бассейном реки Белая. «Белая» в древней мифологии означает «молочная» (читай святая). Кроме того, А. С. Фаминцын высказал следующее: «Слово «белый» в старину служило не только обозначением белого цвета, но выражало… то, что ныне означает «красный», т. е. красивый». Это высказывание дополняет представление о значимости рек с именем Белая.

Еще эта река в народе называлась Белая Воложка, хотя приставка Воложка, конечно, более поздняя, чем название Белая. Тем не менее гидроним Белая Воложка говорит о преемственности мифологических традиций и подтверждает, что в определенный период существовало представление о том, что Кама и Белая составляли исток Расы (Волги). Река Белая берет начало у одной из крупнейших вершин Каменного пояса (Урала).

Гидроним Белая знаем в качестве притока священных рек Сок, Кама, Калитва, Кубань (причем имена Кама и Кали(тва) известны в качестве богов Ригведы), которые, несомненно, поименованы задолго до создания Ригведы. Молочная река – Белая – есть не что иное, как жертва богам, жертвенные воды, жертвенный поток.

Еще одна Белая – Лаба – после истребления полабских россов немцами зовется Эльбой. Есть Лаба (приток Кубани) в России, в Красно<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.