Формы воспитательной работы, их классификация. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Формы воспитательной работы, их классификация.

2022-11-27 42
Формы воспитательной работы, их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формы воспит раб. - организованная структура педагогических действий, мероприятие, в котором реализуются задачи, методы и содержание воспит. Процесса.

Классификация: 1)по кол-ву участников: индивидуальная, групповая,массовая. 2)По основному виду деят.: познавательные, эстетические,трудовые. 3)в зависимости от метода: словесные, практические и наглядные.

Современные исследователи делят формы воспит. По воспит-м задачам:1.Управление и самоуправление школьной жизнью. 2.развлекательные формы. 3. Познавательные формы

Титова предлагает классификацию и называет 3 типа форм: 1. мероприятие- событие, занятие,ситуации, содержащие исполнительный характер, руководитель взрослый или старший(презентация, концерт, конференция). 2.дела-общественные работы, в которых учувствуют все(фестиваль, ярмарка, демонстрация). 3. Игра-реальная или воображаемая деятельность, организуемая с целью отдыха или развития(чгк, игра-викторина, конкурсы).

Отличия форм: количество участников, виды деят., субъект орг., результат.

Функции: 1.Организационая (отражает логику действий и взаимод.)2.Регулирущая (регулирует отн между участниками) 3.информативная (новая инфа, актуализация имеющейся)

Схема характеристики форм: название, подготовка, количество участников, организаторы, характер влияния, результат.

Сегодня важны психологич.формыры воспит. Работы: тренинги, беседы, консультации, упражнения, психологич.воспит, занятия.

           19.     Коллектив как средство воспитания.

Коллектив с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом понимается: 1) любая организационная группа; 2) высокий уровень развития группы. Основные признаки коллектива: 1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства; 2) общая совместная деятельность.

Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность. В любом коллективе различают типы отношений: 1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или антипатиях; 2) деловые – совместные решения каких-либо социальных задач.

В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую цель и общую деятельность для достижения этой цели. В каждом коллективе имеются свои правила и нормы поведения, которые регулируют деятельность коллектива.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов).

Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. Вторая стадия — усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.На сегодняшний день есть неоднозначные взгляды на развитие индив в коллективе. Азаров считает что личность в коллективе невелируется. Модели взаимоотношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм);2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

    20. Методика работы с детским коллективом.

Детский ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Признаки: 1- Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства. 2- Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели.. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности. 3- Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение). 4- Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива. Что должен уметь педагог при работе с ДУК? Должен уметь проводить диагностику, стимулировать разные виды д – ти, сочетать руководство взрослого с самоуправлением, применять адекватные методы влияния, уметь управлять. Особо подчеркивается роль самоуправления, в каких формах оно осуществляется- парламенты: общ детские движения, создание детских активов. Позиции педагога: организатор, консультант

       

21.Проблема содержания воспитания.

— совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры об­щества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в ин­дивидуальный внутренний мир личности. 

Интериоризация- перевод из вне во внутрь. Подходы к св: 1- традиционный (сложилось в совет время) СВ опред целью и конкретизированно в задачах и направлениях. 2- в 90е годы возникает подход, описывающий СВ как элементы базовой культуры личности. 3- ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. СВ должны стать ценности, ценностные отношения к значимым жизненным явлениям.

Гражданское воспитание

(ГВ)молодёжи как полиструктурность.

ГВ -система восп работы по функционированию качеств, необходимых члену государства: политич., культурн., патриотизм, культ.межнациональных отношений.

Элементы психической структуры гражданской культуры:знания,оценки отношений, поведение

Средства: уроки по общим дисциплинам, изучение различных аспектов работы власти, участие в общественной жизни, участие в политике и общественных акциях, участие в самоупр.

Задачи: функционирование гражданской и политической активности, учавствовать в жизни страны, участие в выборах.

Патриотизм- соц. Чувство, нравственный и политический принцип в содержании которого любовь к отечеству, преданность, стремление защищать интересы, гордость за прошлое и настоящее.

Задачи школы: -разъяснять сущность патриотизма, удержать от ненависти к другим народам.

Правовая культура - знание о правовой системе страны, об основных юрид.нормах, стремление их соблюдать, быть законопослушным гражданином отечества.

Совр. Подходы к модели ГВ: поощерительное отношение к самой идее к активизации ГВ., Полная свода выбора(методическая,образовательная, идиологическая). Учет реальных особенностей жизни в воспиании гражданственности. Интенсивная социотерапия, разработка граждансковедческих курсов и внеурочных воспит. Мероприятий. Уважение прав и свобод. Ответственность за свои поступки.

            23. Формирование мировоззрения личности.

Мировоззрение — система философских, научных, социально-полити­ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра­жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен­ность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направ­ленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире как достовер­ные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убежде­ний являются научные знания. Важно формировать убеждения – это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Убеждения, которые склад под влиянием традиций, привычек – это стихийное мировоззрение. Научное мировоз – это суждения, умозаключения, гипотезы, факты. Возрастные особенности форм мировоз: 1- начальные классы- познаются общие законы развития и движения, начальные представления о мире, соц противоречиях. 2- подростки – более глубоко анализир закономерности, но взгляды и суждения неустойчивы. 3 – юношеский возраст – готовы к усвоению мировоз полно и глубоко. Компоненты мировоз: интеллектуальный- система знаний углубляется, обновляется, расширяется; эмоциональный – связан с волей; практический – действенный, учеба, общ д-ть, общение. Средства форм мировоз реализуются: 1- в учебной и внеклассной работе (учебная д-ть как средство); 2- межпредметные связи в изучении учебных дисциплин; 3 – позиция педагога (соц и проф); 4- внеучебная работа (воспитательные мероприятия разной направленности).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.