Эстетическое воспитание, его место в духовном развитии личности. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эстетическое воспитание, его место в духовном развитии личности.

2022-11-27 25
Эстетическое воспитание, его место в духовном развитии личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «эстетика» происходит от греческого слова asthetikos – чувственный. Целью эстетического воспитания является формирование разнообразных эстетических отношений. Эстетическое воспитание развивает чувства, способность к переживаниям, оценкам, суждениям, пониманию прекрасного и отделения его от посредственного. К задачам эстетического воспитание относится так же формирование идеалов, вкусов, потребностей в красоте, способность окружать себя красивыми, эстетическими вещами, строить свою жизнь соответственно эстетическим понятиям. Эстетическое воспитание будит чувство прекрасного и облагораживает личность, оно неразрывно связано с нравственным воспитанием.

Эстетические отношения формируются в процессе воспитательной деятельности. Способность к эстетическому восприятию мира доступна уже с раннего детского возраста. Ее развитие и совершенствование достигается посредством эмоций, чувств, переживаний. Воспринимая различные предметы искусства и, реагируя соответствующим образом на их содержание, человек развивает в себе стремление жить по законам прекрасного. Средством эстетического воспитания могут выступать самые разные стороны жизни: труд, природа, искусство и т. д. от средств зависит и содержание конкретных воспитательных этапов. Природа является одним из наиболее естественных и доступных средств эстетического воспитания. При любом удобном случае стоит обращать внимание детей на гармоничное сочетание природных линий и красок, обсуждать особенности прекрасного в зависимости от времени года, погоды, находить свою прелесть в состоянии осеннего леса или замерзшей речки, усматривать прекрасное во всех природных явлениях и не переставать удивляться и восхищаться ими вместе с воспитанниками. Хороший эффект имеет организация творческой деятельности с использованием природного материала: поделки из шишек и желудей, гербарии, аппликации из осенних листьев и т. д. Развить любовь и уважение к природе помогают экскурсии в лес, организация кружков юных натуралистов, обществ по защите окружающей среды. Эстетическое воспитание включает воспитание соответствующего отношения к трудовой деятельности. Видеть прекрасное в труде помогает анализ и обсуждение результатов труда, понимание цели конкретной трудовой деятельности, видение прекрасного в предполагаемом результате и как результат, возникновение стремления к созданию этого прекрасного. Неисчерпаемым источником средств эстетического развития является искусство. Предметы искусства создают в сознании человека образ прекрасного, являются легкими и доступными для восприятия, и тем самым привлекают внимание человека.

Поддержание порядка и чистоты окружающей среды тоже является частью эстетического воспитания. Организовывая деятельность воспитанников по уборке территории или помещения, важно обращать их внимание на конечный результат их работы, отмечать красоту и привлекательность чистого и опрятного и выражать негатив и брезгливость к неряшливости и загрязненности. Беседуя на темы чистоты и порядка, следует затрагивать темы экологии, акцентируя внимание детей на то, что земля – наш общий дом, и мы должны заботиться о его состоянии, поддержании в нем чистоты и гармонии.

 

              27.  Трудовое воспитание школьников.

Трудовое воспитание школе, семье, в обществе — это система форми­ рования работника, человека, который понимает необходимость труда, ува­ жает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудо­любия, добросовестности, инициативы и др..

Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профес­сия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопре­деление не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе соци­ального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах.

Труд яв­ляется и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Идея включения труда в учебный процесс зародилась еще в XVII—XVIII вв., раз­вивалась в XIX в., трудовое обучение как часть образовательного процесса стало почти везде обязательным в XX в. Советская школа строилась на принципе связи обучения с трудом учащихся, она называлась единой тру­довой школой, а затем и политехнической, и в ней были и есть уроки тру­дового и профессионального обучения. На этих уроках ученики начальных и средних классов получают навыки работы с бумагой, тканями, деревом, металлом, знакомятся с бытовой электротехникой, домоводством. Стар­шеклассники получают начальные знания и умения по ряду профессий, со­став которых зависит от возможностей школы и базовых предприятий: автодело, делопроизводство, машинопись, компьютер, модельер, парикмахер и др.

Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд — «такая сво­бодная и согласная с христианской нравственностью деятельность челове­ка», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни».). Кроме уроков труда в школе, сложились такие виды труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд. Надо помнить, что основной труд школьника ум­ственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса. Производительный труд учащихся (работа по производству реаль­ного продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Педагоги должны также знать, что часть школьников работает се­годня во время учебы и летом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное станов­ление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается. Уже в школе нужно учить умению рационально ре­шать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдален­ной жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.