Введение. Нужна ли вам эта книга? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Введение. Нужна ли вам эта книга?

2022-10-27 39
Введение. Нужна ли вам эта книга? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мила Наумова

Учимся рисовать карандашом

 

 

Мила Наумова

Учимся рисовать карандашом

 

 

Дальше пойдет нужная информация только для тех, кто получает удовольствие от процесса, а вот с другими двумя пунктами – проблема.

Сейчас я вам скажу банальную, но очень важную вещь: чтобы получать удовольствие от результата, надо учиться рисовать! Но учиться не долгие годы, как думают некоторые, а учиться всю жизнь!

О‑о‑о! Вот это я вляпался! Так долго?

 

Не пугайтесь так. Основную базу можно усвоить гораздо быстрее, за год‑два, а как найти места, где этому быстро научат, я вам тоже секрет открою.

Учиться всю жизнь вы будете сами, вам это будет в кайф, потому что рисование – как наркотик, все время хочется и хочется, а чтобы получать драйв – удовольствие от процесса, надо постоянно усложнять себе задачу. И это не остановить.

Так где же можно быстро научиться рисовать? Куда бежать за знаниями?

Туда, где обучение системно‑поэтапное!

Фу, какое скучное слово!

 

Лучше всего учиться в знаменитых художественных учебных заведениях в разных столицах мира.

Но туда трудно поступить. Не все могут переехать в столицу. Нужны деньги не только на учебу, но и на «пожить» в течение нескольких лет!

Хорошо, если вам такой вариант не подходит, присмотрите то, что ближе к дому. Институт, университет, колледж, в конце концов, художественную школу.

Но сразу хочу предупредить, что в учебных заведениях в глубинке, особенно в России, студенты часто варятся в своем соку – учатся друг у друга, в то время как поставивший задачу преподаватель ушел «покурить чаю» или выполнить очередной заказ за деньги. Преподавателей и винить‑то трудно – попробуй, проживи на нищенскую зарплату, а им еще семью кормить надо. А работаешь шесть дней в неделю, а не пять, как все нормальные люди, когда деньги зарабатывать?

И куда тогда любителю податься, чтобы выучиться и гордо без стеснения называть себя Художником? Где учиться, чтобы быстро освоить точные науки: рисунок, живопись, композицию, скульптуру? Чтобы, используя эти технические знания, легко выполнять сюжеты, которые посещают в фантазиях, будоражат воображение, вдохновляют на творческие подвиги! Как написала на нашем форуме PSLANA: картины, которые я вижу «за закрытыми глазами».

Где?

В следующей главе вы не узнаете где, но я напишу о том, как пришлось добывать знания мне.

 

А по книгам?

Можно самостоятельно учиться по книгам? Конечно, можно. Но только не по тем, где тебе показывают, как поэтапно картину КОПИРОВАТЬ, типа сначала тут линию проведи, потом тут, а вот тут закрась таким‑то цветом. Это, извините, обучение не художественному ТВОРЧЕСТВУ, а бездумному копированию. А для таких случаев у нас сканеры уже существуют. Самовыражение в таком обучении напрочь отсутствует. И если посадить такого копира перед настоящим пейзажем, вряд ли он поймет, как его рисовать, ведь учился он не с натуры писать, а картину чужую копировать, часто вместе с чужими ошибками. А в настоящем Художнике ценно как раз то, что он не копирует чужие картины, а СОЗДАЕТ свои, и в его картинах видно личность Художника, характер Художника, настроение Художника. А проще говоря, на картинах Художника зритель может прочувствовать то, что чувствовал Художник, что так зацепило взгляд Художника в обычном окружающем мире, почему Художнику захотелось это увековечить, о чем он мечтал или фантазировал, когда создавал это окно в новый мир.

А вот от тех книг, по которым стоит учиться, Любителя обычно в сон клонит. Потому как оказывается, что рисунок и живопись являются более точными и подчас скучными науками, чем Любитель ожидал: различные перспективы, построение композиции, динамика линий и пятен, цветоведение – и это только крошечная часть того, что следует изучить в теории и подкрепить практикой.

Так почему же я утверждаю, что научиться рисовать самостоятельно можно?

Потому что можно, НО… зная главные отличительные принципы правильного обучения.

Обучение должно быть СИСТЕМНО‑ПОЭТАПНЫМ!

Опять это скучное слово?

 

Что же оно обозначает?

 

Оно обозначает то, что обучение должно идти от простого к сложному, при этом в системе (тут имеется в виду систематичность и комплексность: рисунок, живопись, композиция, цветоведение и хотя бы чуть‑чуть уроков скульптуры в комплексе).

И второе условие правильного обучения – оно должно отрывать от штампов и шаблонов!

Прежде чем вы перевернете страницу, пройдите маленький тест.

Быстро нарисуйте карандашом одну конфетку, только пока не нарисуете, не заглядывайте на страничку 22.

 

Глава 9. Меткий глаз

 

Вот еще одно препятствие на пути Начинающего Художника – неразвитый глазомер. Часто слышу такое мнение, что глазомер или есть или нет. Действительно, есть люди с точным глазомером и чаще всего их профессии связаны с определением расстояний или размеров чего‑либо. Есть люди, у которых глазомер не развит. В любом случае его можно развить. И если вам кто‑то скажет, что глазомер развить нельзя, не верьте.

Для проверки и развития глазомера есть одна веселая игра, в которую можно играть как одному, так и с ребенком. Называется игра «Меткий стрелок». Думаю, многие в детстве играли в подобную игру.

Берете лист белой бумаги, сгибаете ровно пополам. На одной половине рисуете любые маленькие мишени: танки, яблоки, что угодно (рис. 22).

Рис. 22. Мишени на листе

На другой половинке листа пытаетесь так «выстрелить» – нарисовать мягким карандашом точку, чтобы при сгибании листа эта точка отпечаталась на мишени (рис. 23).

Рис. 23. «Выстрел» точкой

Разворачиваете лист и проверяете свою меткость (рис. 24).

Рис. 24. Проверка на меткость

Бумагу, конечно, лучше брать чистую, без клеточек и полосок. Когда научитесь попадать точно в «яблочко», то мишени можно уменьшить по размеру до точки. То есть на одной половинке листа рисуете точку, а на другой «стреляете» точкой другого цвета, чтобы видно было, попали вы в точку‑мишень или нет. Если играете в эту игру с ребенком, то каждый участник игры рисует свои мишени на своей половинке листа и «стреляет» тоже на своем «поле» в мишени противника. После «выстрела» сгибаете лист и проверяете меткость, продавливая точку‑выстрел обратной стороной карандаша или ручки.

Стали легко попадать по точкам? Переходим на следующий этап развития глазомера. Теперь игру можно назвать не «Меткий стрелок», а «Нарисуй отражение».

Точно так же, как в игре «Меткий стрелок», делим сгибом лист пополам и на одной половинке рисуем любую линию или загогулю, а на другой половинке надо нарисовать симметричное отражение этой линии или загогули так, чтобы при сложении листа эти элементы совпали (рис. 25).

Рис. 25. «Нарисуй отражение»

Проверить совпадение линий можно, посмотрев сложенный лист на просвет. Если получается рисовать простые зеркальные элементы так, чтобы они совпадали, значит, у вас уже замечательный глазомер.

 

Глава 10. Точная рука

 

Пару слов о постановке руки. Многие начинающие художники несерьезно относятся к совету научиться правильно держать карандаш. Не хочу быть занудой, сама раньше не верила, что это может улучшить технику рисунка, но оказывается, если научиться держать карандаш правильно, а не так, как ручку при письме, линии получаются более точными и ровными. В идеале при рисовании бумага должна быть в вертикальном положении закреплена на мольберте. Но, как известно, мольберт – редкая мебель в обычных домах, поэтому достаточно организовать планшет из ДВП под наклоном, а бумагу прикрепить тесьмой‑резинкой или кнопками. На всякий случай уточняю: мы учимся правильно держать карандаш для рисования на наклонной поверхности как художники. Если вы рисуете сидя за столом, то держите карандаш обычно, как раньше, эти упражнения только для рисования на наклонной поверхности.

Я повторю слово «научиться». Не просто взять правильно, а выработать привычку так его держать. Когда рука привыкнет именно так держать карандаш, вы удивитесь, насколько легче стало проводить ровные линии.

Так что же значит – держать правильно?

Просто положите карандаш на ладонь (рис. 26).

Рис. 26. Карандаш на ладони

Рис. 27. Карандаш прижат большим пальцем

Прижмите его большим пальцем (рис. 27). Вот в принципе и всё! Остальными пальцами можно легко, не напрягаясь, придерживать карандаш, чтобы он не двигался в ладони, когда вы будете проводить линии (рис. 28).

Рис. 28. Пальцы придерживают карандаш

Рис. 29. Рисование прямых линий

При проведении ровных линий рука не должна двигаться только в запястье, следите, чтобы она работала полностью, так сказать, от плеча – и в плечевом и в локтевом суставе. Если рука будет двигаться только в запястье, линии получатся не прямыми, а дугообразными. Как выработать такую привычку? Очень просто!

Тренируйте руку несколько дней подряд. Возьмите лист бумаги и проводите линии в разных направлениях, не поворачивая листа (рис. 30).

Рис. 30. Рисование линий

Рис. 31. Рисование дугообразных линий в разных направлениях

Слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, различные наклонные линии, короткие, длинные и т. д. Не напрягайте руку, старайтесь проводить линии легко, не сжимайте карандаш, он не убежит, не давите на бумагу, линии должны быть легкими. При проведении дугообразных линий в зависимости от величины дуги рука работает или в локте, или в запястье. Если дуга большая, то центром, вокруг которого будет проводиться дуга, станет локоть (только не прижимайте локоть к бумаге). А если дуга нужна небольшого размера, то руку поворачиваем в запястье, как показано на фото. На фото не видно, но, рисуя все эти линии, я ни разу не коснулась листа рукой. Нельзя опираться рукой о бумагу, так и линии будут ровнее и рисунок чистым, ведь карандаш имеет ужасное свойство размазываться. В крайнем случае, если совсем трудно работать на весу, можно опираться на мизинец (рис. 31).

Каждый день берите в руку карандаш и привыкайте так его держать. Надо, чтобы это стало так же привычно, как держать ложку, не задумываясь, автоматически. Обычно на это уходит три‑четыре дня тренировки. Проводите на листе линии в разных направлениях до тех пор, пока они не станут ровными и красивыми, но даже если под рукой нет листа бумаги, проводите линии в воздухе на воображаемом листе и привыкайте держать карандаш правильно.

Обычно во время рисования мы проводим линии не просто так, куда попало, а от одной точки к другой. И поэтому, как только ваша рука привыкнет правильно держать карандаш, выполните следующее тренировочное упражнение для улучшения точности линий. Оно достаточно легкое. Для упражнения нам понадобятся листы любой бумаги и карандаш, и никаких линеек!

Поставьте по всему листу бумаги точки в произвольном порядке. Для тех, кто любит точность, точек должно быть около 30 штук, можно больше.

Закрепите лист вертикально или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем задании, и начинайте проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их. Сначала соединяйте близколежащие точки, но постепенно выбирайте пары точек, расположенные все дальше и дальше друг от друга. Старайтесь, чтобы линии были ровными, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получится даже у художников, если они не рисуют несколько лет. Это упражнение получается после некоторой тренировки.

Самое главное: при выполнении этого упражнения не пользуйтесь линейкой и не поворачивайте лист, а то толку не будет. Весь смысл в том, чтобы приучить руку выполнять то, что вы ей приказываете. Старайтесь научиться проводить линии в разные стороны.

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разным, ведь мы ставили точки как попало. Иногда получается что‑то симпатичное.))

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии можно перевернуть лист и снова приняться за работу.

 

Глава 11. Тоновая азбука

 

Чтобы научиться писать и читать, мы учим буквы, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте – учим ноты, чтобы научиться рисовать, придется выучить тоновую «азбуку» – тоновую шкалу.

По большому счету тоновая шкала нам нужна для левого полушария, чтобы наш мозг запомнил и научился отличать разные тональности серого цвета. Для этого надо создать собственную тоновую шкалу и немного с ней поупражняться. Как я писала ранее, для начинающего художника достаточно научиться различать и передавать с помощью карандаша 12 тонов от белого до глубокого серого тона. А потом во время рисования глаза художника развиваются, и постепенно он начинает улавливать очень тонкие нюансы изменения тона.

Предупреждаю, для упражнений не нужна какая‑то общая шкала, выполненная с помощью компьютера. Нужна шкала, сделанная вручную с помощью простых карандашей. Выполняя такую шкалу собственноручно, вы не только развиваете свое художественное зрение, запоминаете разные тона серого цвета, учитесь их определять, но также узнаете, на что способны ваши карандаши. Есть ли среди ваших карандашей такие, которыми легко передавать светлые оттенки, и есть ли такие, которые могут передавать очень темные, приближенные к черному тона. Светлые тона легче передать твердыми карандашами, которые обозначаются буквой «Т»; если рядом с буквой стоит цифра, то она обозначает степень твердости, например «2Т» – двойная твердость, «3Т» – тройная твердость. На карандашах иностранных производителей вместо буквы «Т» стоит буква «Н», а цифры точно так же обозначают степень твердости. Чем больше цифра, тем тверже грифель, тем светлее рисует карандаш.

Буква «М» на карандашах российских производителей обозначает мягкость, цифра возле этой буквы – ее степень; чем больше цифра, тем мягче грифель, тем темнее линию может произвести карандаш. У европейских производителей мягкость обозначается буквой «В», некоторые наши российские производители тоже используют такое обозначение (рис. 32).

Рис. 32. Обозначение мягкости

Если на карандашах стоит обозначение из двух букв, «ТМ» или «НВ», это значит, что карандаш твердо‑мягкий. Вот обозначения степени твердости простых карандашей российских производителей, от самого твердого до самого мягкого:

4Т, 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М, 3М, 4М, 5М, 6М, 7М, 8М, 9М.

Аналогично обозначается степень твердости и мягкости грифеля на карандашах европейских производителей:

4Н, 3Н, 2Н, Н, НВ, В, 2В, 3В, 4В, 5В, 6В, 7В, 8В, 9В.

Есть еще более твердые карандаши, начиная от 8Т(Н), но такая твердость обычно не требуется для рисования. Для профессионального рисунка достаточно иметь карандаши от 4‑й степени твердости.

Часто задают вопрос: одним карандашом выполнять тоновую шкалу или несколькими?

Удобнее несколькими карандашами разной мягкости. Потому что при всем своем желании твердым карандашом даже с большим нажимом вы не получите очень темное пятно. Для темных тонов лучше использовать мягкие карандаши. Но если у вас один‑единственный карандаш, не стоит откладывать выполнение упражнения. Сделайте шкалу им, добиваясь плавного перехода от самого светлого тона к самому темному, насколько это возможно.

Итак, первое задание практического курса.

Создаем тоновую шкалу от 0 до 12, где 0 – всегда белый или чистая бумага, а12 – всегда самый темный тон. Во время создания такой шкалы очень развивается тональная чувствительность глазок у начинающих художников.

Начертите 13 небольших квадратиков произвольного размера и обязательно пронумеруйте от 0 до 12.

Квадратик под номером 0 оставляем чистым, 1‑й покрываем, лишь слегка касаясь карандашом бумаги, во 2‑м нажим немного увеличиваем, в следующем – увеличиваем еще больше. Для более темных тонов используем более мягкий карандаш (рис. 33).

Рис. 33. Создание тоновой шкалы

Шкала должна выглядеть так, что если вы отойдете от нее на 3–4 метра, то тона сольются в одну полосу с плавным переходом от светлого к темному. Затонированые квадратики можно растушевать растушкой, чтобы тон был более однородным. Или при определении тона можно расфокусировать взгляд (прищуриться) так, чтобы штрихи сливались в одно пятно (рис. 34).

Рис. 34. Тоновая шкала

Если сразу не получилось сделать плавный переход тона на 12 квадратиков, то делайте до тех пор, пока не получится. Умение отличать и передавать тон – основа основ рисунка, этому надо обязательно обучиться. Для тренировки выберите одну‑единственную шкалу, которая, по вашему мнению, получилась лучше всего. Эта шкала будет вашим личным эталоном тонов для карандашного рисунка. Обрезаем кромку, чтобы она не мешала при прикладывании к нужному пятну на фото или рисунках (рис. 35).

Рис. 35. Отрезаем верхнюю кромку

Как тренироваться со шкалой? Возьмите любое черно‑белое фото или репродукцию, выберите на изображении любое однотонное пятнышко и постарайтесь определить, какого оно тона, по вашей личной шкале (рис. 36). Потом поднесите к этому пятнышку свою шкалу и проверьте себя.

Рис. 36. Работа со шкалой

Вот я выбрала пятнышко, и оно по моей личной шкале будет 4‑го тона. А это пятно будет 1‑го тона (рис. 37).

Рис. 37. Пятно 1‑го тона

После того как научитесь безошибочно определять тон на глаз на черно‑белом фото, переходите к цветным. Как научиться определять тон на цветных изображениях?

Делаете одну фотографию в двух вариантах, в черно‑белом и цветном. Выбираете пятно на цветном фото и определяете тон, потом проверяете с помощью шкалы это же пятно, но только на черно‑белом варианте фотографии. Пока не научитесь определять тон по своей собственной шкале, к следующему заданию курса не переходите.

 

Глава 12. Линии и пятна

 

Надеюсь, вы уже научились различать 12 тоновых градаций и определять тон на черно‑белых и цветных фотографиях. Все упражнения этого курса выстроены таким образом, что пропустив одно, нет смысла переходить к следующему. Поэтому, если с определением тона у вас еще не все получается, то лучше не торопитесь, потренируйтесь лишний денечек с тоновой шкалой.

Так вот, если вы научились определять тон пятен по черно‑белым и цветным фото, продолжайте развивать свои глазки, рассматривая окружающие предметы. Все, что нас окружает, все предметы состоят из пятен определенного тона. Но этот тон зависит от освещения. Для примера возьмем вазу, стоящую на подоконнике. Утром она попадает под прямые солнечные лучи, и со стороны освещения будет очень светлого тона. Днем солнце поднялось над крышей, на вазу падает рассеянный дневной свет. Если вы это четко представите, то поймете, что ваза будет иметь более темные тона на своей освещенной части. Если эту же вазу мы увидим вечером в сумерках, то она будет еще более темных тонов. Опять же в солнечную погоду и в пасмурный день тональность пятен на вазе будет сильно различаться. Все тона наших предметов напрямую зависят от освещения. Как падает свет, сколько света попадает на предмет – это одни из самых важных вопросов. Поэтому, наблюдая окружающие вас предметы, замечайте, как изменяется тон от освещения. Под каким освещением наиболее выразительна форма предмета, какое освещение лично вам, как художнику, нравится больше.

Учимся входить в правополушарное состояние.

Если вы еще не смогли уловить момент перехода работы мозга из одного режима в другой, то в этом вам может помочь знаменитая ваза Рубина (рис. 38).

Рис. 38. Ваза Рубина

Посмотрите внимательно на картинку, что вы видите? Вы видите белую вазу на черном фоне? А видите ли вы черные силуэты лиц на белом фоне?

Попробуйте уловить момент, при котором происходит переход от состояния видения вазы в состояние видения лиц, или наоборот. Запомните именно это ощущение перехода, когда вы не видите ни вазу, ни лица, вы видите просто три пятна – черное‑белое‑черное – разной формы, нарисованные на бумаге. Вот когда вы уже не видите вазу, но еще не увидели лица, – это состояние Наблюдателя. Именно такое состояние вашего мозга надо тренировать: когда вы не узнаёте объекты, а видите пятна. Ведь согласитесь – это не лица и не ваза – это три пятна определенной конфигурации на листе бумаги. В данном случае пятна, напечатанные на странице книги. Но наше левое полушарие – наш Логик – не хочет видеть пятнами, ему легче видеть объектами, которые имеют название и которые можно классифицировать в нашем сознании и памяти.

Повторяю, это состояние – особый ключ к быстрому обучению! Постарайтесь видеть пятна, а не объекты. Ведь на самом деле это не ваза, а просто белое пятно вот такой формы. И это не лица, даже не фотография лиц, – это черные пятна на бумаге определенной формы. Научитесь воспринимать изображения пятнами, и вы поймете главный принцип рисования: художник рисует пятна – зритель видит объекты.

Вот сейчас, в данный момент, я пишу книгу для вас, скажу прямо – это для меня мучительный процесс. Потому что я знаю все барьеры, все внутренние препятствия, которые может испытывать ученик во время обучения рисованию. И если бы я была вашим преподавателем в реальности, то по вашему лицу, по вашим глазкам я бы сразу поняла, с какой проблемой вы столкнулись, и смогла бы точнее объяснить непонятный момент. Жаль, что я не могу выглянуть из книги. Но я изо всех сил стараюсь подобрать самые понятные, самые простые слова и составить книгу так, чтобы вы, читая мои объяснения и выполняя практические задания, к концу обучения стали рисовать намного лучше. Поэтому я иногда говорю об одном и том же разными словами, чтобы вы поняли самые важные моменты в обучении.

А самым важным является:

1) умение видеть пятнами;

2) развитый глазомер;

3) чувствительность тона.

Вот три кита. Поэтому я все время возвращаюсь к этим темам. Но сколько бы я ни повторяла, сколько бы ни объясняла, поймите: теория – это только теория. Ее нужно обязательно подкреплять практикой, без практического выполнения упражнений результатов не будет!

Итак, поболтали чуть‑чуть и давайте проверим ваш глазомерчик. Помнится, я давала вам задание поиграть в «стрелялки» на бумаге. Если вы отнеслись к нему несерьезно – возвращаемся обратно к играм «Меткий стрелок» и «Нарисуй отражение».

Если вы отнеслись серьезно, научились точно попадать в цель и рисовать отражения, тогда я низко вам кланяюсь и говорю: «БРАВО! Вы действительно умница и молодец!»

А теперь проверим ваши успехи, оценку себе поставите сами. Вот половинка вазы Рубина. Нарисуйте ее и дорисуйте отражение. Этот рисунок для правшей (рис. 39).

А этот – для левшей (рис. 40).

Рис. 39. Рисунок для правшей

Рис. 40. Рисунок для левшей

1. Чтобы соблюсти правильную пропорцию, начертите горизонтальный прямоугольник 10 × 15 см. 2. Разделите прямоугольник пополам вертикальной осью симметрии.

3. Нарисуйте профиль с одной стороны листа. Верхний рисунок – для тех, кто рисует правой рукой, нижний – для тех, кто рисует левой рукой.

4. Нарисуйте зеркальное отражение.

Чтобы легче было выполнять зеркальное отражение, старайтесь следить глазами за линией, которую вы нарисовали ранее, и проговаривать про себя (можно вслух, можно мысленно), куда идет линия, например так: «Сейчас немного вниз и ведем к середине листа, теперь больше наклон вниз, плавно загибаем от середины листа…» и т. д. То есть вам надо мысленно следить за движением линии, а на то, что рисует рука, поглядывать быстро, на долю секунды. Это очень важно! Старайтесь как можно меньше смотреть на линию, которую вы ведете: глянули, что получается, и снова следите за линией на образце.

После выполнения задания проверьте себя: сложите прямоугольники по вертикальной линии симметрии и посмотрите на просвет.

А теперь точно так же в прямоугольнике 10×15 см нарисуйте следующий рисунок (рис. 41, 42).

Рис. 41. Рисунок для правшей

Рис. 42. Рисунок для левшей

Сделайте столько копий в правополушарном состоянии: «НАПЛЕВАТЬ, ЧТО ЭТО ЛИЦО, – Я ПРОСТО РИСУЮ ЛИНИЮ», чтобы ваши симметричные профили почти не расходились при проверке на просвет. Проверьте сходство рисунков (рис. 43, 44).

Рис. 43. Рисунок, который рисовали в нормальном положении

Рис. 44. Рисунок, который рисовали вверх ногами

Проверяйте не только похожесть лиц, но и похожесть получившихся ваз, правильной ли они ширины? Если ширина получилась правильная, значит, у вас замечательный глазомер! А теперь вопрос: когда рисовать проще? Когда вы четко узнаете профиль или когда профиль вверх ногами, вы меньше узнаете лицо и стараетесь рисовать линию?

Когда человек меньше узнает то, что рисует, то у него получается более реалистично передать объект. Вот так мы и будем тренировать наше правое полушарие, отключая левое, стараясь рисовать как можно менее узнаваемые для него объекты.

Для тренировки я подготовила три упражнения. Чтобы нашему левому полушарию было трудно узнать, что надо рисовать, я поделила изображение на фрагменты. Ваша задача – нарисовать все фрагменты по очереди, изо всех сил стараясь не узнавать то, что вы рисуете. Гоните от себя все мысли, которые будут лезть вам в голову, все догадки. Разговаривайте со своим внутренним Критиком строго, не разрешайте ему вам мешать.

Вот некоторые комментарии учеников после выполнения первого задания – рисования пятнами – на курсах в Интернете.

SweeRow: «Ничего сложного, оказывается, нет, этот урок разрушал границы, которые я сам перед собой ставил. Конечно же, много недочетов. Но эта работа заставила поверить в себя… рисовалось легко, в кайф, каждый квадрат – очередная порция эндорфинов =)»

MaxRubakov: «Вот, выставляю на всеобщее обозрение свой первый рисунок пятнами. Правда, очень трудно было рисовать‑рисовать и не переворачивать рисунок, дабы убедиться в „правильности“. А как перевернул… сразу ощутил противоречивые чувства: с одной стороны – „ух ты, а ведь что‑то получилось“ и через секунду (думаю, это было левое полушарие, его „акцент“) – мда, а ведь нос‑то поехал, глаза несимметричные, мог бы и получше… После 15‑минутного спора с самим с собой мы (я, левое и правое полушария) пришли к общему заключению – надо работать дальше».

Madam Elen: «Здравствуйте! Мила, после Ваших уроков я хожу по городу и вижу все пятнами (ну как настоящий художник!). Очень интересное состояние. Правда, при рисовании задания очень часто „пробивало“ левое полушарие».

Tatiana: «Я в глубоком культурном обмороке!!!!!!!!!!!!!!!!

Я знаю, что далеко не все тона переданы точно! Не все линии расположены правильно! Даже если мне поставят „2“ за эту работу – я все равно буду собой гордиться!!!!!!!!!!!!!

Но левое полушарие мешает жутко, все равно понимаешь, ЧТО ты рисуешь».

Лика Рудакова: «Я начинаю верить в себя, я начинаю верить в карандаш… Мила, спасибо вам большое, знаю, что впереди еще большая работа, но я начинаю верить в себя, это для меня очень важно)))»

Катерина‑Akalifa: «Безумно понравился процесс, получила истинное удовольствие от самого рисования, а своим результатом очень довольна! Хоть и понимаю, что от идеала он очень далек, но для меня это большой прогресс, большой шаг вперед, даже и не думала, что смогу когда‑нибудь нарисовать человека. Я счастлива! Мила, спасибо вам огромнейшее за то, что вы дали возможность раскрыть себя, поверить в себя, вдохновили на подвиги!

В процессе рисования строго‑настрого запретила себе не только взглянуть на готовую картинку, но и даже смотреть последующие квадраты, пока не нарисую очередной. Рисовать было очень интересно каждый квадратик, не очень трудно, только самый центральный немного вызвал затруднения, наверное, потому что он самый светлый, незначительные переходы в тонах…»

Тамара Шлапак: «Мила! Большое спасибо! Никогда не слышала про такую технику рисования пятнами. Понравилось – слов нет! Я просто в восхищении от самого процесса рисования. Вначале, при рисовании первых 6 квадратов, как мне показалось, я смогла отключить левое полушарие. А последние три квадрата – левое полушарие в отместку издевалось надо мной, как хотело… Домашние были в шоке от моих способностей, да и я тоже».

Вот такие отзывы после первой работы пятнами.

Для примера хочу показать работу одной моей самой любимой ученицы с курса «Учимся видеть и рисовать, как Художник» Галины Кулаго. Восхищаюсь этим человеком. В детстве она пережила блокаду Ленинграда, и всю жизнь у нее не было возможности учиться рисовать, после войны не было ни красок, ни бумаги. Галина писала мне, что она рисовала химическим карандашом на чистых полях книжных страничек. Потом семья, работа, дети, внуки. И вот благодаря Интернету Галина смогла попасть на мой курс «Учимся видеть и рисовать, как Художник».

Вот тестовый рисунок Галины до курса (рис. 45).

Рис. 45. Тестовый рисунок Галины

А вот ее первая работа пятнами (рис. 46).

Рис. 46. Первая работа Галины пятнами

У вас тоже обязательно получится, если вы будете выполнять задание старательно и не спеша.

 

Глава 13. Ура! Начинаем работать пятнами!

 

Большая просьба – во время рисования не старайтесь сознательно угадывать, что вы рисуете, рисуйте пятна. Старайтесь покрыть пятнышками нужных тонов весь квадратик без пробелов. Белыми оставляем только те пятнышки, которые вам кажутся нулевого тона. Помните, что в реальности то, что мы называем белым, не всегда им является. Часто только кажется белым, а на самом деле имеет другой, более темный тон.

Рис. 47. Квадрат 18 × 18 см

Начертите на листе плотной бумаги квадрат со сторонами 18 см, тонкими линиями (чтобы потом они стали почти незаметны) расчертите на клетки по 6 см. И начинайте выполнять тональными пятнами по очереди все квадратики с 1‑го по 9‑й (рис. 47). Левшам, чтобы не размазывать рукой уже нарисованные фрагменты, будет удобнее выполнять эту работу справа налево, то есть начните с 3‑го квадратика, потом 2‑й, потом 1‑й, далее 6‑й, 5‑й, 4‑й и последний ряд – 9‑й, 8‑й, 7‑й.

Будьте внимательны, не перепутайте фрагменты изображения: под каким номером они стоят – в том месте в своей таблице и рисуйте. Помним, что мы не рисуем какой‑то определенный объект, а намечаем линиями форму пятен в квадратике, определяем тон этих пятен и спокойно, без боязни испортить, начинаем тонировать (штриховать) эти пятна, стараемся уловить точную степень светлоты или темноты пятна. Если пятнышко плавно становится светлее или темнее, тоже стараемся это показать.

Можно во время работы с помощью шкалы проверять правильность затонированых пятен. Надо поднести к фото шкалу, определить, какой у пятна тон в этом месте, а потом поднести к своему рисунку и проверить, таким тоном вы покрыли это пятно или нет. Если надо высветлить какие‑то участки, не трите их резинкой, а аккуратно прижмите ее пару раз к нужному месту. Когда мы прижимаем резинку, то на нее налипает часть графита и это место становится светлее. Следите за чистотой резинки, чтобы не замарать рисунок.

Закончив с одним квадратиком, принимаемся за следующий, и так по порядку зарисовываем все 9 квадратиков.

Если не получается красиво тонировать или штриховать карандашом, вы можете чуть‑чуть растереть штрихи растушкой. Или для красоты и аккуратности рисунка можно класть все штришки при рисовании пятен в одну сторону. Получается очень интересно. Для мелких пятнышек или линий используйте острый карандаш. Линии, проведенные тупым грифелем, делают работу неаккуратной.

Не просматривайте все квадратики сразу, а то потом трудно будет отключить левое полушарие. Теперь не торопясь, просто по порядку нарисуйте все квадратики (рис. 48–56).

Рис. 48. Квадрат № 1

Рис. 49. Квадрат № 2

Рис. 50. Квадрат № 3

Рис. 51. Квадрат № 4

Рис. 52. Квадрат № 5

Рис. 53. Квадрат № 6

Рис. 54. Квадрат № 7

Рис. 55. Квадрат № 8

Рис. 56. Квадрат № 9

Делаем самопроверку Прежде всего, проверьте, как линии основных пятен проходят через клетки, потому что часто во время выполнения этого упражнения картинка распадается на клетки. Подравняйте линии. Не забывайте соблюдать их тон, не надо все обводить одной сплошной темной линией, запомните: если тона соседних пятен мало различаются, то и линия будет малозаметной.

Проверив основные линии рисунка, прищуриваемся, чтобы все изображение расплылось в нечеткие пятнышки, и так глядя на фото, определяем самые темные пятна, потом, также прищурившись, смотрим на рисунок – правильно у вас определены самые темные пятна или нет. Если самые темные пятна не совпадают, то вы утемняете или осветляете там, где надо, все время сравнивая с фото.

После этого вновь смотрим на фото прищурившись (расфокусировав зрение), ищем самые светлые пятна на фото, потом сравниваем со своим рисунком, в тех ли местах вы сделали самые светлые пятна или нет. Если нашли ошибки – поправьте, высветлите или затемните (рис. 56, а, б).

Рис. 56, а. Фото для самопроверки (в квадратах)

Рис. 56, б. Фото для самопроверки

 

Глава 14. Второй рисунок пятнами

 

Продолжаем бороться со своими страхами и тренировать правое полушарие. Повторяю все рекомендации, которые писала к прошлому занятию.

Не старайтесь созна<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.