Кафедра общей и юридической психологии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кафедра общей и юридической психологии

2022-11-27 26
Кафедра общей и юридической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Им. К.Э. Циолковского

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей и юридической психологии

Белинская Т.В., Посыпанова О.С.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Учебно-методическое пособие

для студентов дневного и вечернего

отделений факультета психологии,

Обучающихся по специальности 030300 - психология

Калуга, 2007


 

Печатается по решению Совета факультета психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского. Протокол № 9 от 28.05.07.

Рецензенты:

Селиванов В.В., доктор психологических наук, профессор, Смоленский государственный университет

 

Краснощеченко И.П., кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.

Белинская Т.В., Посыпанова О.С.

Психические состояния / Учебно-методическое пособие для студентов факультета психологии. – Калуга, 2007, 145 с.

 

В учебно-методическом пособии представлены краткий текст лекций, задания к семинарским и лабораторным работам и тесты для самопроверки по курсу «Психические состояния» для студентов-психологов. Пособие предусматривает проработку основных понятий и положений данного курса. Освещены подходы к классификации психических состояний, возрастной аспект исследования психических состояний, рассмотрены эмоциональные, тонические, тензионные и активационные состояния.

 

Корректор Григорьева Ю. В. Илья Анатольевич! Не знаю, куда поместить эту фразу.

© Белинская Т.В., 2007

© Посыпанова О.С., 2007

© КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007

© Дизайн обложки – Р. Тарамакин, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса «Психические состояния» 5
Лекции 10
Лекция 1. Общие представления о психическом состоянии 10
Лекция 2. Классификация и возрастной аспект исследования психических состояний 15
Лекция 3. Эмоциональные состояния 19
Лекция 4. Синдром эмоционального выгорания 26
Лекция 5. Тензионные состояния 29
Лекция 6. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) 36
Лекция 7. Тонические состояния 39
Лекция 8. Активационные состояния 46
Лекция 9. «Пограничные» и измененные состояния сознания 50
Задания к семинарским занятиям 58
Задание 1. Общие представления о психических состояниях человека 58
Задание 2. Эмоциональные состояния 62
Задание 3. Тензионные состояния 66
Задание 4. Тонические состояния 70
Задание 5. Регуляция психических состояний 73
Лабораторные работы 76
Раздел 1. Функциональное состояние  
Лабораторная работа 1.  Первичный анализ типичных психических состояний индивида и общества 78
Лабораторная работа 2. Функциональное состояние и его структура 80
Лабораторная работа 3. Самооценка психических состояний 82
Лабораторная работа 4. Рельеф психического состояния личности 85
Лабораторная работа 5. Психические состояния в учебной и педагогической деятельности 91

Раздел 2. Отдельные виды состояний

Лабораторная работа 6. Эмоциональные состояния индивида 96
Лабораторная работа 7.  Рисуночная диагностика эмоционального состояния 99
Лабораторная работа 8. Самооценка уровня тревожности 105
Лабораторная работа 9. Агрессивное состояние и формы агрессии 110
Лабораторная работа 10. Диагностика уровня эмоционального выгорания 115
Лабораторная работа 11.. Выявление нервно-психической устойчивости 121
Лабораторная работа 12. Депрессивное состояние 125

Раздел 3. Регуляция и профилактика комплекса психических состояний

Лабораторная работа 13. Анализ психических состояний в литературных произведениях 127
Лабораторная работа 14. Диагностика эмоциональных состояний коммуникатора 128
Лабораторная работа 15. Анализ комплекса психических состояний в определенной ситуации 129
Лабораторная работа 16. Профилактика и регуляция негативных психических состояний 130
Лабораторная работа 17. Аутотренинг психических состояний методом Куэ 131
Лабораторная работа 18. Аутогенная регуляция психических состояний 132
Примерные темы рефератов 139
В опросы к зачету 140
Литература 142

Программа курса «Психические состояния»

Пояснительная записка

Курс «Психические состояния» входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Он изучается студентами 2 курса, владеющими знаниями о психических процессах и свойствах, полученными в курсе общей психологии. Курс рассчитан на 48 аудиторных часов (24 часа лекций, 10 часов семинаров и 12 часов лабораторно-практических занятий).

Цель курса: Изучение структуры, функций, видов психических состояний и освоение методов их диагностики и регуляции.

Задачи курса:

1. Способствовать формированию представлений о структуре, функциях, видах, способах регуляции психических состояний человека.

2. Содействовать развитию знаний о методах диагностики, внутренних особенностях и внешнем выражении психических состояний человека.

3. Способствовать приобретению навыков саморегуляции психических состояний.

Требования к знаниям и умениям студентов после прохождения программы

Студенты должны знать:

· структуру, функции, подходы к классификации психических состояний,

· методы диагностики психических состояний,

· способы регуляции психических состояний человека.

Студенты должны уметь:

· пользоваться методами диагностики психических состояний,

· использовать методы регуляции и саморегуляции психических состояний.


Тематический план освоения курса

 «Психические состояния»

№ ПП

Темы курса

Аудиторная нагрузка,

количество часов

Самостоятельная работа,

количество часов

Всего аудиторных часов Лекции Семинары Лаб.-практ. занятия
1. Общие представления о психическом состоянии 4 2 1

2

3
2. Классификация психических состояний 4 2 1 2
3. Эмоциональные состояния 10 6 2 2 10
4. Тензионные состояния 10 6 2 2 6     
5. Тонические состояния 6 4 2 - 3
6. Активационные состояния 2 2 - - 1
7. «Пограничные» и измененные состояния сознания 2 2 - - 3
8. Функциональное состояние 2 - - 2 6
9. Диагностика и регуляция психических состояний человека 6 - 2 4 8
10. Контроль самостоятельной работы 4 - - - -
  Итого: 50 24 10 12 40
  Общее количество часов

90


Учебный план курса

Тема 1. Общие представления о психическом состоянии

Взаимоотношение понятий «психика»- «психическое состояние», «психическое состояние» с другими психологическими категориями.

Структура психического состояния: ее сложность, динамичность, ситуативная и трансситуативная составляющие, доминирующие компоненты состояния. Понятие о различной напряженности компонентов психического состояния. Отличия в структуре и силе психических состояний.

Функции психического состояния: регулятивная, интегративная, адаптивная. Роль психических состояний в образовании устойчивых свойств личности.

Характеристики психических состояний: общие, видовые индивидуальные. Временные, эмоциональные, активационные, тонические и тензионные параметры общих характеристик.

Временные характеристики психического состояния. Длительность, продолжительность и границы психического состояния. Относительная устойчивость психического состояния, его течение, направление, необратимость. Вопросы повторяемости, цикличности, периодичности психических состояний. Понятие о прошлом, будущем и настоящем видах времени в соотнесении с  психическими состояниями человека. Влияние психических состояний на оценку времени.

Пространственные характеристики психического состояния. Внешняя экспрессия психического состояния. Пространственная характеристика ситуаций, обуславливаю­щих психические состояния индивида. Влияние психического состояния индивида на восприятие им пространства.

История изучения психических состояний. Развитие представлений о психических состояниях в философии. Современное состояние проблемы.

 

Тема 2. Классификация психических состояний

Разнообразие принципов классификации психических сос­тояний. Философские принципы подхода к изучению явлений и принципы классификации психических состояний. Группы психических состояний, выделенных по временному параметру (по Ильину Е.П., по Сосновиковой Ю.Е.) Группы психических состояний, выделенных по ведущему параметру. Классификация психических состояний по силе влияния на переживания человека, по знаку, по преобладанию ситуативной и трансситуативной составляющих, по степени осознанности, по адекватности ситуации, по характерности для человека.

Возрастной аспект классификации психических состояний. Возрастная специфика психических состояний. Психические состояния в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте: особенности проявления, характерные и нехарактерные состояния.

Тема 3. Эмоциональные состояния

Положительные эмоциональные состояния: диапазон, измерения, источники, физиологическая основа.

Состояние тревоги: определение понятия, источники, тревожный ряд по Ф.Б. Березину.

Состояние страха: определение понятия, соотношение понятий «тревога» и «страх», ситуации проявления, виды, влияние на организм человека.

Состояние паники: определение понятия, принципы классификации.

Состояние агрессии: определение понятия, классификация, теории, соотношение понятий «враждебность» и «агрессивность», особенности детской агрессивности)

Синдром эмоционального выгорания: ситуации появления на примере работы учителя, стадии и факторы развития.

Диагностика эмоциональных состояний личности.

 

Тема 4. Тензионные состояния

Состояние фрустрации: определение понятия, условия возникновения, виды сопротивления, виды конструктивного и неконструктивного поведения, фрустрационный порог.

Состояние стресса: теория Г. Селье, современные представления: определение понятия, виды, стадии развития, физические симптомы стресса.

Посттравматическое стрессовое расстройство: история изучения, определение понятия, диагностические критерии по МКБ - 10, психологические последствия, травматические ситуации, терапия.

Состояние одиночества: определение понятия, виды одиночества, характеристики, признаки строгого одиночества, фактор заключения.

 

Тема 5. Тонические состояния

Состояние бодрствования: определение понятия, характеристики. Сон как психическое состояние, фазы сна.

Состояние сонливости: определение понятия, характеристики, критическая точка, исследование состояния сонливости у операторов.

Состояние монотонии и пресыщения: понятие, виды, характеристики.

Состояние работоспособности: «кривая» работы, оптимальное рабочее состояние.

Состояния утомления и переутомления: определение понятия, типы, виды, психологические симптомы, факторы появления.

 

Тема 6. Активационные состояния

Психическое возбуждение: боевое, предстартовое, эмоциональное.

Состояние вдохновения: определение понятия, характерные черты.

Состояния апатии и скуки: определения понятий, их соотношение, характеристики.

 

Тема 7. «Пограничные» и измененные состояния сознания

Состояние аффекта: подходы к изучению, определение понятия, формы, взаимосвязь понятий «аффект» и «эмоция» в представлениях А.Н. Леонтьева, исследование аффективных реакций. 

Депрессия: история изучения, симптомы, принципы классификации, психологические феномены, диагностика и терапия.

Измененные состояния сознания: определение, классификация, методы изменения состояния сознания.

Тема 8. Функциональное состояние

Первичный анализ типичных психических состояний индивида и общества. Функциональное состояние и его структура. Самооценка психических состояний. Рельеф психического состояния личности.

 

Тема 9. Диагностика и регуляция психических состояний человека

Общие принципы и классификация методов регуляции психических состояний. Концепции регуляции психических состояний. Коррекция и саморегуляция психических состояний в повседневной жизнедеятельности.

Влияние половых и возрастных особенностей на регуляцию психических состояний. Профилактика и регуляция негативных психических состояний. Аутогенная регуляция психических состояний.

 


Лекции

Лекция 1

Выводы

1. Понятия «психика» и «психическое состояние» диалектически взаимодействуют по принципу «часть и целое». Таким образом, психическое состояние может быть рассмотрено и как часть, компонент психики, и как целое по отношению к ней.

2. Психическое состояние может быть определено как конкретное проявление всех компонентов психики, имеющих определенную напряженность и силу, выражающее степень уравновешивания человека с окружающей средой в данный период времени.

3. Психическое состояние – сложная динамичная система, в структуре которой любой компонент психики может становиться доминирующим.

4.Психические состояни я выполняют различные функции, в том числе регулятивную, интегративную и адаптационную.

5. Психические состояния имеют общие, видовые и индивидуальные характеристики. Общие характеристики психических состояний включают временные, эмоциональные, активационные, тонические и тензионные параметры.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры, подходящие для указанных случаев:

– проявление «амбивалентности чувств»,

– состояния, разные по структуре, но одинаковые по силе и напряженности,

– состояние, неадекватное ситуации,

– состояние с преобладанием ситуативной составляющей.

2. О периоде глубокой старости иногда говорят как о периоде «обратного психического развития» и сравнивают его с детством. Насколько оправдано такое сравнение, исходя из представлений о возможности повторения психических состояний? Возможно ли абсолютно точное повторение уже исчезнувшего состояния?

3. Чем можно объяснить следующее наблюдение: сильно возбужденный человек жестикулирует, активно движется, занимает большее пространство, чем испуганный или удрученный печалью? Какие характеристики состояния описаны в наблюдении?

4. Как вы понимаете выражение Ю.Е. Сосновиковой: «В каждом состоянии еще присутствует прошлое и уже существует будущее»?

 


Литература

1. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал, 1994, № 3.

2. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000

3. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.


Лекция 2

Психических состояний

План

1. Принципы классификации психических состояний.

2. Возрастные особенности психических состояний.

Выводы

1. В связи с разнообразием и сложностью психических состояний их универсальная классификация до сих пор не создана, однако есть условные классификации, имеющие оперативное значение.

2. Одним из принципов классификации может выступать возрастной принцип, поскольку психические состояния перестраиваются при переходе от одного возрастного этапа к другому.Т.о. можно вести речь о возрастных особенностях психических состояний.

3. Для дошкольников характерны легкость возникновения,  изменчивость состояний и их подверженность влиянию извне.

4. Общая картина психических состояний детей младшего школьного возраста определяется их быстрой сменой, повышенной выраженностью, и одновременно непрочностью вследствие слабости и утомляемости нервной системы ребенка.

5. Для подросткового возраста характерны как положительные, так и отрицательные состояния. Отрицательные состояния чаще возникают во второй половине дня, в конце учебной недели, при развитии утомления, усталости.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите пример опредмечивания психического состояния. Для какого возрастного этапа характерно данное явление?

2. Охарактеризуйте особенности проявления негативных состояний у подростков.

3. Приведите пример следующих состояний:

– положительно и отрицательно действующих на человека,

– хронических,

– характерных и нехарактерных.

4. Почему невозможно создание универсальной классификации состояний?

Литература

1. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

2. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000.

3. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии №5, 2003, с.56-66.

4. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1998, №4.

5. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал, 1994. № 3.


Лекция 3

Эмоциональные состояния

План

1. Положительные эмоциональные состояния.

2. Состояния тревоги и страха.

3. Состояние паники.

4. Состояние агрессии.

 

Эмоциональными называются состояния, в структуре которых доминируют эмоции (злость, радость и др.). По знаку эмоциональные состояния можно разделить на положительные (радость) и отрицательные(тревога, страх, агрессия).

Состояния тревоги и страха

Тревога – ощущение неопределённой угрозы, характер и (или) время возникновения которой не подвергается предсказыванию (Ф.Б. Березин).

Источники тревоги: недостаточность психических или физических ресурсов для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласования в системе потребностей, опасения по поводу неспособности реализовать свои устремления ( Ф.Б. Березин).

Н.Д. Левитов (1969) дал следующее определение тревоги:

Тревога – психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного.

Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли, когда способствует усилению поведенческой активности, включению механизмов адаптации. В отличие от боли тревога – сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой опасности носит вероятностный характер и зависит от ситуационных, от личностных факторов, определяясь особенностями трансакций в системе человек - среда. Если личностные факторы доминируют над ситуационными, интенсивность тревоги может в большей степени отражать индивидуальные особенности субъекта, а не реальную значимость угрозы. Необходимо различать тревожность – личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и тревогу, входящую в структуру психического состояния.

Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения. Тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и адаптивного поведения, обусловленных стрессом. Тревога часто выступает как слагаемое психопатологических синдромов или как основа формирования психопатологических и психосоматических проявлений.

Виды страха

(А. Кемпински)

1) биологический страх (связан с непосредственной угрозой жизни, угроза может исходить извне или изнутри организма, страх при недостатке кислорода);

2) социальный страх (связан с социальной угрозой);

3) моральный страх (связан с невозможностью ощущения собственного выбора активности);

4) дезинтеграционный страх (связан с нарушениями существующей структуры взаимодействия с окружающим миром).

Страх, как указывает А.О. Прохоров, влияет на течение психических процессов, приводя к ухудшению или обострению чувствительности, низкой осознанности восприятия, путаной речи, снижению волевой деятельности, ухудшению продуктивности мышления и др.

Страх часто сопровождается интенсивными проявлениями со стороны физиологических показателей: учащение дыхания, сильное сердцебиение, холодный пот.

 

Состояние паники

(Моляко В.А.)

Паника – проявление массового страха перед реальной или воображаемой угрозой; состояние периодического испуга, ужаса, нарастающее в процессе взаимного заражения ими.

Классификация паники

1). По масштабам:

- индивидуальная,

- групповая (от двух - трех до нескольких десятков и сотен человек),

- массовая (тысячи и более людей, паника в замкнутом пространстве, когда ею охвачено большинство людей, независимо от их общего количества).

2). По глубине охвата:

- Лёгкая (человек при этом сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешнее выражение паники: легкая удивленность, озабоченность, напряжение мышц);

- Средняя (характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям);

- Полная (характеризуется полной невменяемостью, потерей сознательного контроля над своими действиями).

3). По длительности:

- Кратковременная (секунды, несколько минут);

- Достаточно длительная (десятки минут, часы);

- Пролонгированная (несколько дней, недель).

 

Состояние агрессии

(по Р. Бэрону)

Агрессия – любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Классификация агрессии (по А. Бассу):

1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве);

2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением вреда).

Цели агрессора:

- принуждение (стремление оказать воздействие на другого человека);

- самоутверждение (повышение самооценки).

В психологии принято различать враждебность и агрессивность.

Враждебность – негативная установка к другому человеку, выражающаяся в неблагоприятной оценке своей жертвы.

Агрессивность – стабильная готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях.Агрессивным присуща враждебность, а вот враждебным не всегда свойственна агрессивность.

Виды агрессивности у детей

1. Импульсивно-демонстративный. Агрессия выступает как средство привлечения внимания. Характерна физическая агрессия, враждебные действия быстро угасают. Дети имеют невысокий статус в группе, низкий уровень интеллекта, низкий уровень развития игровой деятельности.

2. Нормативно-инструментальный. Агрессия выступает как норма поведения в общении со сверстниками, как средство достижения конкретной цели. Деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью. Занимают статус предпочитаемых или звезд, обладают высоким уровнем интеллекта, хорошими организаторскими способностями.

3. Целенаправленно-враждебный вид. Нанесение вреда другому выступает как самоцель. Дети имеют низкий социальный статус в группе, их боятся.

Развитию агрессивности у ребенка способствуют авторитарный и попустительствующий стили воспитания.

Авторитарный стиль характеризуется жестким навязыванием правил без их объяснения, силовыми методами дисциплинирования, недостатком теплоты и заботы. Ребенок вырастает боязливый, тревожный, легко раздражающийся, в его поведении часто чередуются агрессивность и избегающее поведение.

Попустительствующий стиль характеризуется непоследовательностью поведения родителей. Дети таких родителей упрямы, несговорчивы, агрессивны и импульсивны.

Предпочтителен авторитативный стиль воспитания, характеризующийся четким определением правил и сообщением их ребенку, использованием положительного и отрицательного подкрепления, последовательностью воспитания в целом. Ребенок уверен в себе, обладает высоким уровнем энергии, самоконтролем.

Выводы

1. В структуре эмоциональных состояний доминируют эмоции. В зависимости от действия на человека эмоциональные состояния могут быть положительными или отрицательными.

2. Эмоциональные состояния одновременно разнообразны и трудно различимы.

3. Повторяясь, эмоциональные состояния могут становиться характерными для человека и переходить в личностные черты: тревога в тревожность, агрессия в агрессивность, что подтверждает взаимосвязанность психических явлений между собой. Такие черты сложившиеся в детстве остаются устойчивыми и сохраняются на протяжении дальнейшей жизни человека.

4. Проявление эмоциональных состояний меняется в зависимости от внешних и внутренних условий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как отличаются между собой следующие понятия:

– страх и тревога,

– страх и паника,

– тревога и тревожность,

– агрессия и агрессивность,

– агрессивность и враждебность.

2. О каком виде агрессии (враждебная, инструментальная) идет речь в примерах:

– ребенок стучит кулаками по столу, чтобы «настоять на своем»,

– группа подростков нападает на прохожего, чтобы отнять деньги,

– подростки просят сигарету у прохожего, а когда ее не оказывается, избивают его.

3. О какой по глубине охвата панике идет речь в каждом из примеров:

– задержка транспорта,

– небольшая транспортная авария,

– паника на «Титанике»,

– внезапный не очень сильный сигнал,

– скупка товаров при слухах о повышении цен.

4. О какой по длительности панике идет речь в каждом из примеров:

– автобус, потерявший управление,

– не очень длительное и сильное землетрясение,

– длительные боевые операции.

5. К какому аффективному феномену тревожного ряда принадлежит приобретение значимости ранее нейтральными стимулами?

6. Приведите пример приобретения агрессии с помощью научения и ее регуляции с помощью викарного подкрепления.

7. Как тревога и страх различаются по условиям возникновения?

8.Что может меняться в эмоциональном состоянии при изменении выражения лица?

9. Какие особенности попустительствующего стиля воспитания способствуют появлению у ребенка агрессивности?

Литература

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

2. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журнал, 1992, № 2.

3. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000.

4. Смирнова Е.О., Гузеева Г.Р., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002, № 1.


Лекция 4

Объективные

ü неблагоприятный климат в коллективе,

ü недостатки в организации деятельности;

Субъективные:

ü высокий уровень нейротизма,

ü наличие рассогласования в ценностной сфере,

ü низкий уровень сформированности осознанной саморегуляции, эмоций, поведения.

 


Выводы

1. Развитию эмоционального выгорания в первую очередь подвержены представители социальных профессий. Группу риска по синдрому эмоционального выгорания составляют учителя, психологи, социальные работники.

2. Существуют субъективные и объективные факторы развития эмоционального выгорания.

3. В развитии эмоционального выгорания могут быть выделены отдельные стадии.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры эмоциогенных особенностей педагогической деятельности.

2. В свете представлений о феномене эмоционального выгорания прокомментируйте выражение: «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким испытанием, как другой человек ».

3. В чем, по Вашему мнению, проявляется снижение уровня собственного участия по отношению к профессиональной деятельности, к другим людям.

4. Как Вы понимаете выражение: «Тот, кто сгорел, должен был когда–то загореться».

 

Литература

1. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал №3, 2002, с.85-95.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии №2, 2005, с.96-104.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001, № 1, с.90-101.

4. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6.

 

 


Лекция 5

Тензионные состояния

План

1. Состояние фрустрации.

2. Состояние одиночества.

3. Состояние стресса.

Тензионные состояния детерминированы особенностями эмоционально-волевой сферы (стресс, фрустрация и др.). Тензионные характеристики отражают степень напряжения.

Состояние фрустрации

Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые (Соловьева С.Л. )

Фрустрация – состояние краха и подавленности, вызванноепереживанием неудачи ( Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998 г.).

Виды фрустраторов

(по Ильину Е.П.)

1. Пассивное внешнее сопротивление (удалённость объекта потребности во времени и пространстве);

2. Активное внешнее сопротивление (запреты или угрозы наказанием со стороны окружающих);

3. Пассивное внутреннее сопротивление (резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения);

4. Активное внутреннее сопротивление («угрызения совести»: оправданы ли средства, моральна ли цель).

 

Состояние одиночества

Как указывают Н.Е. Харламенкова и И.В. Бабанова, можно выделить два подхода к рассмотрению одиночества. С точки зрения первого подхода, одиночество – это переживание состояния отчужденности человека от общества. В таком случае оно выступает как универсальное, устойчивое переживание, присущее свободной личности.

С точки зрения второго подхода одиночество – это временно возникающее ощущение собственной автономности; тогда оно не имеет универсального статуса, переживается лишь в определенные периоды жизненного цикла.

Например, период от 25 до 45 лет – период человека репродуктивного возраста, поэтому одиночество рассматривается в связи с решением проблем образования семьи, рождения ребенка, профессиональным самоопределением.

Виды одиночества

по степени ограничения общения с другими людьми

(Л.П. Гримак)

1. Абсолютное (последствия несчастных случаев: обвал в шахте, происшествия в безлюдной местности);

2. Относительное (виды профессиональной деятельности: летчики- истребители).

Одиночество вызывается недостатком стимуляции физического и социального характера.

Состояние стресса

Теория стресса Г.Селье

Стресс – неспецифичный ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Стресс – это экстремальное состояние организма. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой сталкивается человек; имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке.

Стресс подразделяется на:

· дистресс (неприятный, вредоносный);

· эустресс (связан с положительными эмоциональными реакциями).

По мнению Г. Селье, даже в состоянии расслабления человек испытывает стресс. Полная свобода от стресса означает смерть.

Большинству людей одинаково не нравится и отсутствие стресса, и его избыток. Необходимо найти оптимальный уровень стресса.

Виды стресса

· конструктивный – способствует повышению адаптационных сил человека в условиях дискомфорта или опасности;

· деструктивный – приводит к повышению внутреннего напряжения человека, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного разрушения.

Стадии развития стресса

· нарастание напряжённости;

· собственно стресс;

· снижение внутренней напряжённости.

Физические симптомы стресса: учащённый пульс; одышка; головная боль; чрезмерное потоотделение; расстройство пищеварения; частые простуды; повышенное кровяное давление; жар;повышенная чувствительность к шуму и запаху;мышечные судороги; потеря сексуального влечения; нарушение сна.

Выводы

1. Человек использует конструктивные или неконструктивные формы поведения в состоянии фрустрации в зависимости от уровня фрустрационной толерантности.

2. В зависимости от условий состояние одиночества может выступать как сильный фрустрирующий фактор или как условие восстановления сил человека, его саморазвития.

3. Стресс может оказывать как конст


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.