Общие представления о психических состояниях человека — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие представления о психических состояниях человека

2022-11-27 26
Общие представления о психических состояниях человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к семинару Литература
1 Взаимоотношение понятий «психика»- «психическое состояние», «психическое состояние» - другие психологические категории   1. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.- Горький, 1975 г. - 118 с. 2. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 512 с. 3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
2 Структура психических состояний. Функции психических состояний 1.Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний // Психологический журнал №3, 1994. 2.Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 512 с. 3. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975 г. -118 с.
3 Характеристики состояний 1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с. 2.Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с. 3. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975 г. - 118 с. 4. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний.: СПб.: ЭЛБИ_ СПб, 2003. - 128 с. 5. Прохоров А.О., Прохорова Д.А. Семантические пространства психических состояний // Психол. журнал №2, 2001, с.14-26.
4 Возрастные особенности психических состояний 1. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975 г. - 118 с. 2. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии №5, 2003, с.56-66. 3. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии №4, 1998.  
5 Принципы классификации психических состояний 1.Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с. 2. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975 г. - 118 с. 3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. –  412 с. 4. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал №2, 1999.

Реферирование

1. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал №3, 1996.

2.Шаров А.С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии №1, 2004, с.214-226.

3.Хухлаев О.Е. Психология переживания в контексте культурно- исторической типологии // Вопросы психологии№5, 2005, с.19-27.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Приведите пример одного и того же психического состояния с различной степенью его силы, напряжённости.

2. Приведите конкретный пример и дайте анализ психического состояния, неадекватного ситуации.

3. Какие принципы классификации психических состояний можно считать основными, существенными, какие - второстепенными?

4. В чем различие понятий: «параметры», «характеристики», «принципы классификации» психических состоя­ний?

 

Тест 1

1. Как называется временное состояние сознания и настроения, включающее в себя субъективное отношение к явлению и механизм оценки действительности?

a) Психическое свойство;

b) Психический процесс;

c) Психическое состояние;

d) Эмоция.

2. Какова структура состояния во времени?

a) Неизменна;

b) Относительно постоянна;

c) Динамична;

d) Постоянна в течение дня.

3. Какое психическое состояние является наиболее адекватным ситуации?

a) Отражающее только настоящий момент времени;

b) Центрированное на прошлых переживаниях;

c) Несколько забегающее вперед;

d) Несколько отстающее от наличной ситуации.

4. Каких характеристик психического состояния не существует?

a) Общих;

b) Межвидовых;

c) Видовых;

d) Индивидуальных.

5. К каким психологическим состояниям относится настроение?

a) Временным;

b) Доминирующим;

c) Полярным;

d) Актуальным.

6. Какая функция психического состояния обеспечивает уравновешенность человека с социальной и предметной средой?

a) Регулятивная функция;

b) Формирующая функция;

c) Функция дифференциации;

d) Функция отражения.

7. Каково значение интегрирующей функции психических состояний?

a) Способствует устойчивой взаимосвязи психических процессов и психических свойств, формированию единства психического, его целостности;

b) Определяет величину, частоту, устойчивость и другие параметры связей психических состояний с психическими процессами и свойствами;

c) Способствует образованию более или менее устойчивых свойств личности;

d) Объединяет другие функции.

8. Возможно ли абсолютно точное повторение уже исчезнувшего психического состояния?

a) Нет;

b) Да;

c) Лишь некоторые, наиболее простые состояния;

d) Лишь наиболее сложные состояния.

9. Что отражают тензионные характеристики психических состояний?

a) Тонус или ресурс сил;

b) Продолжительность и стойкость состояния;

c) Определенный уровень напряжения;

d) Степень активации.

10. Когда чаще всего наблюдается возникновение отрицательных психических состояний у подростков?

a) В конце учебной недели;

b) В начале учебной недели;

c) Постоянно;

d) На выходных.

 


Семинар 2

Эмоциональные состояния

Вопросы к семинару Литература
1. Общая характеристика эмоциональных состояний Основная: 1. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова.- СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с. Дополнительная: 1. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростков // Психол. журнал №1, 1998. 2. Гриценко В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психологический журнал №4, 2000, с.22-31.
3 Положительные эмоциональные состояния Основная: 1. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с. Дополнительная: 1. Юдашина Н. И. Счастье как событие в жизни человека // Мир психологии №4, 2000, с.80-86.
4 Состояние тревоги 1. Астапов B. M. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал №5, 1992. 2. Князева Т.С., Пашина А.Х. Связь тревожности и эмоционального фона с особенностями восприятия музыки // Психологический журнал №2, 2001, с.123-135. 3. Нестеренко А.И. и соавторы. Прогноз тревожности у студенток на основании их типологических различий // Психологический журнал №6, 2003, с.37-46.
5 Состояние страха 1.Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000.- 512 с. 2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
6 Состояние паники 1. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с. 2. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журнал №2, 1992.
7 Состояние агрессии 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336 с. (Серия «Мастера психологии»).  2 Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002, № 1.
8. Синдром эмоционального выгорания Основная: 1 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001, № 1, с.90-101. 2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии №2, 2005, с.96-104. 3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журнал №3, 2002, с.85-95.   Дополнительная: 1.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.

Реферирование

1. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии, 1995, № 5.

2. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал, 1999, № 2.

3. Пашина А.Х. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы // Психологический журнал, 2002, № 6, с.98-105.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Как соотносятся между собой понятия «агрессия» - «агрессивность», «агрессивность» - «враждебность», «тревога» - «тревожность»? Какой вид детской агрессивности самый опасный?

2. Что означает выражение: «абсолютно счастливый человек»? Про кого так говорят? Возможно ли состояние вечного счастья?

3. Какого человека в быту называют «паникером»?

4. Прокомментируйте выражение: «Кто сгорел, тот когда-то должен был загореться».

5. Чем, по вашему мнению, характеризуется состояние «панического ужаса»?

Тест 2

1. На какие группы делятся психические состояния в зависимости от того, как эти состояния влияют на переживание и поведение человека?

a) Осознанные и неосознанные;

b) Значимые и незначимые;

c) Глубинные и поверхностные;

d) Случайные и закономерные.

2. При каком типе воспитания у детей менее всего проявляется агрессивность как личностная черта?

a) Авторитарный;

b) Авторитативный;

c) Разрешающий;

d) Пренебрегающий.

3. Что, согласно распространенному мнению, дает сумма «возбуждение + радость»?

a) Эйфория;

b) Любовь;

c) Смех;

d) Утомление.

4. Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию «тревожный ряд»?

a) Последовательность аффективных феноменов, сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревожности;

b) Последовательность аффективных феноменов, сменяющих друг друга по мере снятия тревожности;

c) Последовательный перечень условий, необходимых для возникновения тревожности;

d) Последовательность поведенческих реакций человека, для которого в данный период времени характерно состояние тревоги.

5. По какому принципу различают тревогу и страх?

a) По стимулу;

b) По происхождению;

c) По степени сложности и структуре;

d) По всем вышеперечисленным принципам.

6. Какое действие относится к проявлению вербальной активной непрямой агрессии?

a) Закладка мин-ловушек;

b) Поджог;

c) Отказ разговаривать;

d) Распространение сплетен.

7. Сколько длится пролонгированная паника?

a) Несколько месяцев;

b) Несколько дней, недель;

c) Несколько часов;

d) Несколько лет.

8. Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию «паника»?

a) Индивидуальный страх только перед воображаемой угрозой;

b) Массовый страх только перед реальной угрозой;

c) Массовый страх перед реальной или воображаемой угрозой;

d) Индивидуальный страх только перед реальной угрозой.

9. Какой из перечисленных компонентов входит в структуру эмоционального выгорания?

a) Деиндивидуализация;

b) Деперсонализация;

c) Децентрация;

d) Дезинтеграция.

10. В чем заключается смысл «редукции профессиональных достижений» - одной из составляющих, входящих в структуру эмоционального выгорания?

a) Отрицательное отношение к труду и объектам своего труда;

b) Нежелание выполнять свои профессиональные обязанности;

c) Потеря профессиональных знаний, умений, навыков;

d) Возникновение чувства некомпетентности, осознание неуспеха в профессиональной деятельности.

 


Семинар 3

Тензионные состояния

Вопросы к семинару Литература
1. Состояние фрустрации   1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. - 336 с. (Серия «Мастера психологии», комп. класс) 2. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний.: СПб.: ЭЛБИ_ СПб, 2003. - 128 с. (деканат) 3.Василюк Ф.Е. Психология переживания. -Психологическая типология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчонок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2002. - 592 с.
2 Состояние стресса и дистресса   Основная: 1.Селье Г. Стресс без дистресса - М., 1994. 2. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний.: СПб.: ЭЛБИ_ СПб, 2003. - 128 с. 3. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса // Психол. журнал №1, 2006, с.122-133; Психол. журнал №2, 2006, с.113-123; Психол. журнал №3, 2006, с.106-116. 4. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах проф. деятельности // Психологический журнал, 2005, №6, с.35-44. 5.Леонова А.Б Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004, №2, с.75-85. Дополнительная: 1. Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психологический журнал № 2, 2001, с.27-35. 2.Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии №4, 2002, с.152-160. 3. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора  // Психологический журнал, 2000, № 4, с.32-40. 4. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии, 1997, № 1. 5.Леонова А.Б., Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал, 2006, №2, с.79-93.
3 Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Основная: 1.Тарабрина Н.В. Основные итоги и перспективные направления исследований ПТСР // Психологический журнал, 2003, № 4, с.5-18. 2. Грининг Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии // Вопросы психологии, 1994, № 1. 3. Падун Н.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса // Психологический журнал, 2004, №5. 4. Тарабрина КВ., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал, 1992, №2. Дополнительная: 1.Маклаков А.Г. и соавторы. Особенности оказания медико-психологической помощи родственникам погибших моряков атомной подводной лодки «Курск» // Психологический журнал №2, 2001, с.5-13. 2.Калмыкова Е.С., Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал, 2001, №4, с.70-80. 3. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы // Психологический журнал №5, 2002, с.88-97.
4 Эмоциональное напряжение 1.Ширманова О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей // Психологический журнал №2, 2002, с.88-99.
5. Состояние одиночества 1. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний.: СПб.: ЭЛБИ_ СПб, 2003. - 128 с. 2. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000.- 512 с.

Реферирование

1.Бодалев А.А. О человеке в экстремальной ситуации // Мир психологии №4, 2002, с.127-134.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1.Согласны ли Вы с мнением Г. Селье о том, что человеку одинаково не нравится и полное отсутствие, и избыток стресса.

2. Разведите между собой понятия «эмоциональное напряжение» и «стресс», «фрустрация» и «фрустратор»?

 

 

Тест 3

1. Какое понятие используют психологи для обозначения способности человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологического равновесия?

a) Фрустрационная нечувствительность;

b) Фрустрационное сопротивление;

c) Фрустрационная толерантность;

d) Фрустрационная готовность.

2. Как называется условие окружающей среды, характеризующееся определенной степенью физической и психологической опасности?

a) Стрессор;

b) Фрустратор;

c) Релизер;

d) Стресс.

3. Какие виды стресса выделял Г. Селье?

a) Дистресс и эустресс;

b) Дистресс и собственно стресс;

c) Равновесный и неравновесный стресс;

d) Эндостресс и экзостресс.

4. Как называется эмоциональная реакция на несправедливое отношение со стороны кого-либо, появляющаяся в случае оскорбления, обмана, неоправданных обвинений и упреков в адрес человека?

a) Обида;

b) Разочарование;

c) Досада;

d) Отчаяние.

5. Какой стадии развития стресса не существует?

a) Нарастание напряженности;

b) Снижение напряженности;

c) Собственно стресс;

d) Плато стресса.

6. В каком году посттравматическое стрессовое расстройство было введено в перечень болезней?

a) В 1904;

b) В 1994;

c) В 2004;

d) До сих пор не введено.

7. При каком виде одиночества происходит выключение из ролевой системы одной из ролей?

a) Субъективное;

b) Объективное;

c) Абсолютное;

d) Относительное.

8. Как называется непсихотическая, отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека?

a) Фрустрация;

b) Одиночество;

c) Посттравматическое стрессовое расстройство;

d) Сенсорная депривация.

9. Что облегчает переживание фактора заключения?

a) Долгий, хороший сон;

b) Наполненность времени деятельностью;

c) Снижение «умственной нагрузки»;

d) Снижение «физической нагрузки».

10. Какой из признаков не относится к строгому одиночеству?

a) Сенсорная депривация;

b) Индивидуальная депривация;

c) Фактор заключения;

d) Социальная депривация.

 

 


Семинар 4

Тонические состояния

 

Вопросы к семинару Литература
1 Состояние бодрствования

1. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Л.В. Куликова. - СПб: Издательство «Питер», 2000.- 512 с. Глава 7 (с.299-358).

2. Асланян Е.В., Кирой В.Н.Об индивидуальных особенностях реагирования на действия факторов монотонии // Психологический журнал, 2002, №4, с.82-89.

3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

 

2 Сон как психическое состояние, состояние сонливости
3 Состояния монотонии и пресыщения
4 Состояние работоспособности
5 Состояния утомления и переутомления

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. В чем разница между состояниями утомления и переутомления?

2. Какие условия необходимы для достижения состояния оптимальной работоспособности?

3. Приведите фрагмент любого художественного произведения, в котором описывалось бы состояние сонливости или сна.

4. Приведите примеры выражений, которые обычно говорят люди о состоянии утомления (Пример: я падаю от усталости).

Тест 4

1. В каком году была впервые озвучена проблема монотонии?

a) 1814;

b) 1914;

c) 2004;

d) 2006.

2. Как называется состояние, противоположное стрессу, которое характеризуется сниженным уровнем жизнедеятельности и наступает в результате воздействия однообразных раздражителей?

a) Сон;

b) Монотония;

c) Бодрствование;

d) Состояние сонливости.

3. Сколько фаз выделяют в состоянии сна?

a) Две;

b) Три;

c) Одну;

d) У сна нет фаз.

4. Кто выдвинул следующее предположение: «Долбление постоянного раздражителя в одни и те же нервные клетки приводит к развитию в них запредельного торможения»?

a) Ильин;

b) Сеченов;

c) Пирогов;

d) Павлов.

5. Сколько времени у человека в среднем занимает состояние бодрствования?

a) 2/3 жизни;

b) 1/3 жизни;

c) 1/2 жизни;

d) 1/4 жизни.

6. Сколько приблизительно по времени длится один цикл сна?

a) 1,5-2 часа;

b) Полчаса;

c) 3 часа;

d) 7-8 часов.

7. Какое понятие соответствует следующему определению: «Симптомокомплекс, характеризующийся приступами сонливости, по ЭЭГ-картине и внешним проявлениям почти не отличающийся от сна в монотонных условиях»?

a) Эпилепсия;

b) Монотония;

c) Болезнь Альцгеймера;

d) Нарколепсия.

8. Как называется период, когда утомление уже наступило, а работоспособность еще не снижена?

a) Период компенсированного утомления;

b) Период некомпенсированного утомления;

c) Вспомогательный период;

d) Период предутомления.

9. Кто ввел в употребление понятие «Ночная психика»?

a) Лебедев В.И.;

b) Гримак Л.П.;

c) Вейн А.М.;

d) Ильин Е.П.

10. Выберите определение, соответствующее понятию «дееспособность»?

a) Биологическое понятие, измеряемое физиологическими параметрами;

b) Социальное понятие, оцениваемое трудовой экспертизой;

c) Психологическое понятие, определяющее возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий;

d) Идеальное понятие, отражающее свойство живой системы модулировать процессы во вне.


Семинар 5


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.