Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-11-27 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, НС) или научения (наблюдение, непосредственный опыт).
Агрессия провоцируется неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги), инструкциями (приказы).
Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением (наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других), механизмами саморегуляции (гордость, вина).
Психологические особенности детской агрессивности
(по Смирновой Е.О. и Гузеевой Г.Р.)
Как указывают Смирнова Е.О. и Гузеева Г.Р., те или иные формы агрессии характерны для всех детей. Агрессия как устойчивая форма поведения может переходить в устойчивое качество личности. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Выраженная склонность к агрессивности
1. Высокая частота агрессивных действий (в течение часа не менее 4 актов);
2. Преобладание прямой физической агрессии над вербальной;
3. Наличие агрессивных действий, имеющих целью причинение боли или страданий.
Дети склонные к агрессии могут отличаться сниженным уровнем саморегуляции, неразвитостью игровой деятельности, недостаточным развитием интеллекта, коммуникативных навыков. Но их главной отличительной чертой является отношение к сверстнику: другой ребенок выступает для них как враг, противник.
Виды агрессивности у детей
1. Импульсивно-демонстративный. Агрессия выступает как средство привлечения внимания. Характерна физическая агрессия, враждебные действия быстро угасают. Дети имеют невысокий статус в группе, низкий уровень интеллекта, низкий уровень развития игровой деятельности.
|
2. Нормативно-инструментальный. Агрессия выступает как норма поведения в общении со сверстниками, как средство достижения конкретной цели. Деятельность отличается целенаправленностью и самостоятельностью. Занимают статус предпочитаемых или звезд, обладают высоким уровнем интеллекта, хорошими организаторскими способностями.
3. Целенаправленно-враждебный вид. Нанесение вреда другому выступает как самоцель. Дети имеют низкий социальный статус в группе, их боятся.
Развитию агрессивности у ребенка способствуют авторитарный и попустительствующий стили воспитания.
Авторитарный стиль характеризуется жестким навязыванием правил без их объяснения, силовыми методами дисциплинирования, недостатком теплоты и заботы. Ребенок вырастает боязливый, тревожный, легко раздражающийся, в его поведении часто чередуются агрессивность и избегающее поведение.
Попустительствующий стиль характеризуется непоследовательностью поведения родителей. Дети таких родителей упрямы, несговорчивы, агрессивны и импульсивны.
Предпочтителен авторитативный стиль воспитания, характеризующийся четким определением правил и сообщением их ребенку, использованием положительного и отрицательного подкрепления, последовательностью воспитания в целом. Ребенок уверен в себе, обладает высоким уровнем энергии, самоконтролем.
Выводы
1. В структуре эмоциональных состояний доминируют эмоции. В зависимости от действия на человека эмоциональные состояния могут быть положительными или отрицательными.
2. Эмоциональные состояния одновременно разнообразны и трудно различимы.
3. Повторяясь, эмоциональные состояния могут становиться характерными для человека и переходить в личностные черты: тревога в тревожность, агрессия в агрессивность, что подтверждает взаимосвязанность психических явлений между собой. Такие черты сложившиеся в детстве остаются устойчивыми и сохраняются на протяжении дальнейшей жизни человека.
|
4. Проявление эмоциональных состояний меняется в зависимости от внешних и внутренних условий.
Вопросы для самоконтроля
1. Как отличаются между собой следующие понятия:
– страх и тревога,
– страх и паника,
– тревога и тревожность,
– агрессия и агрессивность,
– агрессивность и враждебность.
2. О каком виде агрессии (враждебная, инструментальная) идет речь в примерах:
– ребенок стучит кулаками по столу, чтобы «настоять на своем»,
– группа подростков нападает на прохожего, чтобы отнять деньги,
– подростки просят сигарету у прохожего, а когда ее не оказывается, избивают его.
3. О какой по глубине охвата панике идет речь в каждом из примеров:
– задержка транспорта,
– небольшая транспортная авария,
– паника на «Титанике»,
– внезапный не очень сильный сигнал,
– скупка товаров при слухах о повышении цен.
4. О какой по длительности панике идет речь в каждом из примеров:
– автобус, потерявший управление,
– не очень длительное и сильное землетрясение,
– длительные боевые операции.
5. К какому аффективному феномену тревожного ряда принадлежит приобретение значимости ранее нейтральными стимулами?
6. Приведите пример приобретения агрессии с помощью научения и ее регуляции с помощью викарного подкрепления.
7. Как тревога и страх различаются по условиям возникновения?
8.Что может меняться в эмоциональном состоянии при изменении выражения лица?
9. Какие особенности попустительствующего стиля воспитания способствуют появлению у ребенка агрессивности?
Литература
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
2. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы) // Психологический журнал, 1992, № 2.
3. Психические состояния. Хрестоматия под ред. Куликова, — СПб., 2000.
4. Смирнова Е.О., Гузеева Г.Р., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии, 2002, № 1.
Лекция 4
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!