Флиндерс Петри и его методика — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Флиндерс Петри и его методика

2022-11-27 39
Флиндерс Петри и его методика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее выдающимся археологом, работавшим в Египте одно­временно с Масперо, был англичанин Флиндерс Петри (1853—1942). Деятельность Флиндерса Петри в Египте начинается с 80-х годов открытием в дельте Нила греческого города Навкратиса, известного по письменным источникам, с храмами в честь Аполлона, Геры, Диоскуров, Афродиты и с большим количеством самых разнообразных вещей. Затем он раскапывает город Танис, бывший одно время столицей Египта. В Танисе он открывает дом юриста по имени Бекиеху с множеством папирусов. Далее следуют раскопки в Фивах, Крокодилополе, Фаюмском оазисе. Флиндерс Петри окончательно устано­вил местонахождение Меридова озера, о котором шли споры, и дока­зал, что оно было не искусственным, а естественным. Он наконец нашел долго отыскиваемый археологами знаменитый Лабиринт, опи­санный Геродотом. Близ Меридова озера Флиндерс Петри открыл го­род Кахун—«город пирамиды». Это рабочий поселок, возникший при строительстве пирамиды, а затем покинутый. Город разделен на две неравные части: большую—для знатных.руководителей постройки и меньшую—для строителей. В 1895 г. Флиндерс Петри открыл мо­гильник в Негаде, со скорченными костяками, относящийся к пере­ходному времени от неолита к энеолиту.

Флиндерс Петри—один из самых удачливых археологов. Он на­ходил замечательные памятники там, где другие уже отказывались копать. Но, кроме того, он был одним из самых добросовестных и талантливых археологов, одним из творцов научных методов археоло­гических исследований. Свои научные принципы раскопок Флиндерс Петри сформулировал в 1889 г. В основном они сводятся к следую­щему: 1) внимание к раскапываемому памятнику с целью сохранения его для будущих исследований и для посетителей, 2) скрупулезное внимание к расколкам и собирание всех без исключения вещей, 3) точ­ные чертежи всех сооружений и всего раскопа с указанием на плане места каждой найденной вещи, 4) полная, исчерпывающая публика­ция всех раскопок.

Собственно ничего нового в этих принципах Флиндерса Петри не было, как и у Артура Эванса, но это не умалаяет их заслуг, ибо они, пускай в деталях, обогащали методику раскопок и строго придер­живались выработанных правил, чего нельзя сказать о многихих современниках.

Принципиально нова у Флиндерса Петри методика анализа ве­щей. Он первым указал на значение неукрашенной керамики (глиня­ной посуды) для датировки памятников. До него на керамику как на археологический хронометр обратил внимание еще Эдуард Гергард при своих расколках в Вульчи и широко использовал для той же цели археолог Фуртвенглер, но они имели в виду только расписную и вооб­ще богато орнаментированную керамику. Флиндерс Петри занялся изучением простой керамики, на которую до него не обращали долж­ного внимания и которая после него стала важнейшим материалом в исследованиях археологов. Теперь при раскопках не выбрасывается ни один черепок и тысячи тонн их хранятся в кладовых музеев всего мира. Оказалось, что это простая, неорнаментированная или бедно орнаментированная керамика может дать археологу очень много. По ее форме, по материалу, по качеству обжига, по способам изготовле­ния и пр. определяется время и место ее производства, назначение, общая степень культуры людей, ее производивших, ареал распростра­нения и т. д. Флиндерс Петри указал на значение египетских и грече­ских вещей для перекрестной датировки сравнительным методом. Именно этот метод, предложенный Флиндерсом Петри, позволил впоследствии Эвансу установить абсолютную хронологию крито-микенской культуры. Кроме того, Флиндерс Петри имеет заслуги и в организации коллективных исследований. В 1884 г. он основал Археологическое общество, преобразованное в 1905 г. в Британскую археологическую школу в Египте. Флиндерс Петри много внимания уделял истории ремесла. Одной из важнейших его работ было изда­ние атласа орудий труда всех времен и народов, поныне единственного пособия подобного рода.

В первой половине XX в. в Египте было сделано множество архе­ологических открытий, среди которых наиболее эффективно открытие гробницы фараона Тутанхамона лордом Карнарвоном и Картером в 1923 г. Продолжаются открытия и поныне. Так, сравнительно не­давно египетские археологи нашли вблизи пирамиды Хеопса священ­ную ладью, на которой фараон должен был путешествовать в загроб­ном мире.

Но все эти открытия, дающие интереснейшие материалы для му­зейной экспозиции, для изучения истории Египта имеют, пожалуй, меньшее значение,чем внешне малоэффектные открытия, относящиеся к эпохе додинастического Египта, к эпохе неолита, и проливающие свет на вопрос о происхождении египетской цивилизации. Это пре­имущественно раскопки английских ученых в Фаюме, Бадари, Хаммамате и других пунктах, произведенные в 20-х и 30-х годах текущего. столетия.

ШУМЕРИИСКАЯ КУЛЬТУРА

Значительные открытия были сделаны во второй половине XIX и в начале XX в. в Месопотамии, в Персии и в Малой Азии. Наиболее интересные из них принадлежат французскому археологу де Сарзеку. В низовьях Тигра и Евфрата, на месте современного Телло, де Сарзек открыл не известную до него шумерийскую культуру, более древ­нюю, чем вавилонская, и предшествующую ей. В Телло де Сарзек откопал в 1877—1900 гг. шумерский город Лагаш. Шумеры—самый древний народ, который известен нам по письменным источникам. Они населяли Месопотамию и создали там свою высокую культуру до нашествия семитических племен, носителей ассиро-вавилонской культуры.

Шумеры говорили на языке, родство которого с другими языками пока не установлено. Влияние шумерийской культуры на ассиро-вави­лонскую, египетскую, крито-микенскую и на другие древние культуры несомненно. Это обстоятельство дало основание многим ученым сде­лать Шумер единственным очагом, откуда пошла вся общечеловече­ская культура.

Открытый де Сарзеком город Лагаш, середины III тысячелетия до н. э., успешно претендовал на гегемонию в Шумере. Правитель (патеси) Лагаша Эаннотум (около 2470 г. до н. э.) в жестокой битве разгромил своих противников и по восточному обычаю увековечил свою победу хвалебной надписью. Камень с надписью Эаннотума через четыре с лишним тысячелетия откопал де Сарзек. Камень этот, называемый «Стелой коршунов», представляет собой большую пли­ту, с обеих сторон покрытую рисунками и надписями. Рисунки изобра­жают: бога-покровителя Лагаша, накинувшего сеть на вражеское вой­ско, Эаннотума во главе войска, поле битвы, усеянное трупами врагов, на которое слетаются коршуны, погребения павших в бою, жертво­приношения и убиение пленных. Надписи сообщают о количестве убитых врагов (3600), о рождении и юности Эаннотума, содержание мирного договора, некоторые исторические сведения и т. п. «Стела коршунов»—ценнейший исторический источник. В Лагаше найдено много статуй и других произведений искусства, всевозможных соору­жений — жилых и хозяйственных и, что особенно важно, несколь­ко тысяч глиняных табличек с письменами. Это главным образом отчетные документы по управлению храмовым и царским имуще­ством.

Раскопки де Сарзека не отличались особой научностью по сравне­нию с раскопками Петри и Эванса, не отличались они и организован­ностью. Тысячи вещей были расхищены и распроданы.

В Ниппуре — главном религиозном, культурном и политическом центре древнейшей Вавилонии — вела исследования американская экспедиция. Важнейшим результатом было открытие храма Энлиля, или Бела, при котором находилась богатая библиотека из глиняных табличек, содержащих тексты на шумерском языке. В 80 раскопанных комнатах библиотеки было найдено около 50 тыс. текстов.

Одновременно в Месопотамии велись раскопки многими француз­скими, английскими и немецкими археологами, в результате которых было накоплено огромное количество вещественных и письменных источников.Изучение письменных источников показало, что Библия вовсе не оригинальная книга, что она только повторяет в несколько иных вариантах предания и легенды шумеров и вавилонян: мифы о сотворении мира, о потопе и даже идею единобожия. С другой стороны, источники подтвердили многие фактические свидетельства Библии и показали, что и она, очищенная от фантастической и божественной шелухи, может служить прекрасным историческим источ­ником.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.