Тема 10. Фразеология русского литературного языка — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 10. Фразеология русского литературного языка

2022-11-24 83
Тема 10. Фразеология русского литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1

 

Термин «фразеология» употребляется в двух значениях: 1. Совокупность фразеологизмов (фразеологических единиц) языка, 2. Раздел языкознания, изучающий фразеологические единицы.

 

Как раздел языкознания фразеология квалифицируется по-разному: одниученые считают ее самостоятельной отраслью лингвистики, другие подразделом лексикологии, так как у слова и фразеологической единицы имеются общие системный свойства.

 

Фразеологизм (фразеологическая единица) является сложной междисциплинарной единицей, в форме и номинации которой взаимодействуют единицы разных языковых уровней.

 

С одной стороны, фразеологизмы близки единицам синтаксического уровня языка, поскольку с точки зрения структуры фразеологизмы могут представлять собой словосочетания, среди которых можно выделить расчлененные (закадычная дружба, скоропостижная смерть) нерасчлененные (собаку съесть, во всю ивановскую), и даже предложения (афоризмы, цитаты, пословицы: кот наплакал, век живи – век учись).

 

C другой стороны, фразеологизмы, близки словам – единицамлексического уровня языка. Фразеологизм со словом сближают общие признаки:

1. воспроизводимость в речи;

2. целостность значения, смысла и номинативной функции;

3. постоянство состава, т. к. фразеологизм состоит из строгофиксированных частей, как и морфемный состав слова.

4. непроницаемость для большинства фразеологизмов.

 

Фразеологизм – воспроизводимая единица языка из двух или более ударных компонентов словного характера, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре.

 

2

 

В качестве рабочей рассматриваем классификацию фразеологизмовакадемика В. В. Виноградова.

 

Основным признаком, на основании которого строится классификация Виноградова, является семантическая слитность – зависимость значения всего оборота от суммы значений всех слов, в него входящих.

 

Исходная категория классификации – свободное словосочетание.

 

Виноградов выделяет 4 основных типа фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания и фразеологические выражения.

 

1. Фразеологические сращения.

 

Обладают семантической слитностью, т.е. общий смысл фразеологизма не зависит от суммы лексических значений слов, входящих в его состав. Например, общий смыл фразеологизма «съесть собаку» быть профессионалом в своем деле не выводится из лексического значения глагола «съесть», суммированного с лексическим значением слова «собака».

 

Смысловые связи фразеологических сращений затемнены, их внутренняя форма не прослеживается. С позиции современного носителя языка мы не можем определить, почему используются именно эти слова («съесть» и «собаку») для выражения смысла «быть профессионалом».

 

Внешние границы между словами – компонентами фразеологизма сохраняются, что свидетельствует о том, что подобные словосочетания были когда-то свободными, расчлененными. В настоящее же время они нерасчлененные и несвободные.

 

Причины возникновения фразеологических сращений семантические иэкспрессивные.

 

Семантические ФЕ выражаются в затемнении образа, которые изначально лежал в основе фразеологизма. Со временем забываются факты, события, поверья, которые дали толчок к возникновению фразеологизма. Например, во фразеологизме «узнать подноготную» мы уже не усматриваем связь с видом средневековой пытки, когда под ногти пленникам загоняли раскаленные предметы с целью получения информации; «верста коломенская» (верста верстовой столб, в Коломне располагалась резиденция царя, поэтому верстовые столбы там были выше, чем во всей стране).

 

Экспрессивные выражаются в виде застывших эмоциональныхвыражений типа «черта с два!», «вот так клюква!», «и никаких!».

 

2. Фразеологические единства.

 

Тоже неделимые в семантическом и синтаксическом отношении обороты, целостные по смыслу. Но здесь ощущается некоторая мотивированность значения целого, которое воспринимается как образное, метафорическое. Значения могут быть частично мотивированно лексическим значением слов в его составе.

Например, «выносить сор из избы», «первый блин комом», «плыть по течению» могут быть восприняты и в прямом, и в переносном значении (у сращений такое невозможно).

Эти единства нельзя видоизменять, они целостные. Слова, как и в сращениях, нельзя рассматривать изолированно. Они возникли из свободных словосочетаний, но сейчас употребляются в строго фиксированной форме и в определенной синтаксической функции.

3. Фразеологические сочетания.

В отличие от предыдущих двух типов, их значение складывается из суммы значений, входящих в их состав слов. У них нет семантической слитности. В их составе обязательно есть слово с фразеологически связанным значением (когда сочетаемость только с определенным словом:карие глаза).

«Плакать навзрыд», «закадычный друг» – это расчлененные обороты аналитического типа. Синтаксические связи соответствуют нормам современного русского литературного языка. Они легко заменяются свободными словосочетаниями, синонимами: вороной конь – черный конь.

4. Фразеологические выражения.

Их основной признак – воспроизводимость в речи как готовых устойчивых оборотов. Они состоят из слов со свободными значениями, понимаются буквально, нет переносного смысла. Значительная часть крылатые выражения: «униженные и оскорбленные», «в здоровом теле – здоровый дух», «на Бога надейся, а сам не плошай». К ним примыкают составные термины: сравнительное языкознание, органическая химия, молекулярная биология и др.

 

3

 

Фразеологизмы в русском языке, как и слова, могут быть однозначными (моносемичными) и многозначными (полисемичными). Между значениями(фразеолого-семантическими ФСВ) многозначной вариантами фразеологической единицы имеются отношения метафоры и метонимии, т.е. те же смысловые отношения, что и между значениями полисемичного слова.

 

В многозначной фразеологической единице возможны цепочечные, радиальные и параллельные связи между значениями. Так, фразеологизм «скалить зубы» имеет три ФСВ, обусловленных цепочечной полисемией: 1. «сердиться, злиться, защищая кого-либо»: Он чуть что зубы скалит, попробуй тронь его. 2. «смеяться»: Расселись – да и знай ржут, скалят зубы – весело. 3. «насмехаться»: Игнаша зубы скалит да людей подковыривает.

 

Значения 1 и 2 связаны метафорически – на основе внешнего мимического сходства. Значения 2 и 3 объединены метонимической зависимостью – обозначают действие и его целевую направленность.

 

Развитие фразеологической многозначности может идти по пути радиальной полисемии ФСВ, когда все значения зависят от одного, основного. Например, фразеологизм «валять дурака» имеет 5 ФСВ: 1. «делать глупости, поступать не так, как надо»: Его давила мысль о том, что он свалял дурака… 2. «притворяться глупым, непонимающим»: Не проще ли будет не валять дурака на суде. 3. «бездельничать»: Ты ведь знаешь, что за жизнь я прожил – валял дурака, марал бумагу. 4. «паясничать»: Вечером Карабанов свалял дуракаи валялся между кроватями как без. 5. «оттягивать время»: Что же это мы дурака валяем? Надо спешить!

Значения 1 и 2 – синекдоха. Значение 3 развивается на основе метонимии – пояснении значения 1. Значение 4, как и значение 3, имеет метонимические отношения со значением 1. Значение 5 объединено с 1 целевой зависимостью.

 

СобственнофразеологическойзависимостьюФСВявляется параллельная полисемия. Параллельная связь означает, что все ФСВ многозначной фразеологической единицы находятся в равноправных (независимых друг от друга) смысловых отношениях. Пример: фразеологизм «ни жива ни мертва»: 1. «быть сильно испуганным». 2. «находиться в расстроенных чувствах». 3. «быть в состоянии крайней усталости».

Словари фразеологизмов: Михельсон «русская мысль и речь», Максимов «Крылатые слова», Ашукин и Ашукина «Крылатые слова» и другие.


 

 


 

Упражнения

 

1. Выделите неологизмы и определите их сферу употребления и стилистическую окраску.

 

1. Американская пресса и вообще общественное мнение страны проявили гораздо большую толерантность и к своему президенту, и к проблеме взаимоотношений двух стран. 2. Речь в упомянутом распоряжении идет о так называемом внутреннем толлинге, при котором нерезидент закупает российское сырьё и передаёт его в качестве давальческого на переработку российскому же алюминиевому заводу. 3. Беспрецедентная встреча топ-модели с журналистами началась всего через пять минут после заявленного времени. 4. Около 700 миллионов рублей новыми ушли как срочные трансферты в регионы. 5. Если хоккеист выиграет тяжбу, то клуб обязательно поменяет его в ближайшее время. Возможный трейд сенсационен, но он не единственный. 6. Тема наша – «третья власть», судебная. Судебная система в новом качестве уже формируется. Цель создать независимый суд, подчиненный только закону. 7. На каждую сотню петербуржцев – 40 абонентов и 2,5 владельца радиотелефонов, или так называемых «трубок». 8. Национально-государственная, патриотическая идея активно использовалась оппозицией. В качестве «державников», сторонников «Великой России» выступили демократы-государственники и коммунисты-патриоты.

 

2.Выделите окказиональные неологизмы.

 

1. Нагаев был не в духе. Его всегда сощуренные, щелястые глаза с воспалёнными от зноя и песчаной пыли веками смотрели высокомерно и зло. 2. Так бы они не нашли друг друга, если бы не старый Ата-Мурад, верблюдчик. 3. – Нет, позвольте! – кричал он. – Как это вы вернётесь? Это не по-игрецки! Я иди с вами! 4. В голосе Беки звучала угроза, он опять задирался. В нём тоже бродила нервность. Все были нервные в тот вечер. 5. На дворе рембазы стояло 45 скреперов, тракторы у которых были отняты и переделаны в бульдозеры, и это мёртвое скреперное стадо слегка тревожило его, Хорева, главинженерную совесть. 6. Жорка Туманян приехал из Челекена и привёз отличный очерк о нефтяниках, о бригаде вышкостроителей. 7. А внизу тянулась бесконечная, в полулуньях барханов песчаная степь, которую пересекал странный узкий рубец.

 

3.Укажите среди приведенных неологизмов лексические исемантические.

 

Отксерить – снять копию; отток – массовый отъезд, пароль – в информатике: слово или совокупность знаков, предъявляемые пользователем компьютеру для получения доступа к данным и программам; перестройка – осуществлявшиеся в СССР в 1985 – 1991 гг. реформы и преобразования в области экономики, общественной и государственной жизни, направленные на развитие демократии, гласности, на выход страны в мировое сообщество; пират – тот, кто занимается незаконным производством и распространением аудио- и видеопродукции,компьютерных программ, книг; подвижка – положительное изменение, успех на пути развития, прогресса в социально-экономической и политической сферах жизни; подкармливать – дополнительно финансировать кого-л., рассчитывая на их поддержку, подкупать; позитив – позитивный, положительный результат каких-л. действий; приватизатор – занимающийся приватизацией; пришельцы – в уфологии: гипотетические жители других планет, прилетающие на Землю.

 

4. Укажите архаизмы и определите их значение.

 

1. Опять я в деревне. Хожу на охоту. Пишу мои вирши – живётся легко. 2. То не ветер гонит меня по городу. Ох, уж третий вечер я чую ворога. 3. Гляди: глаголь, добро, есть. – Это что? – Добро. – Попал! Это? Глаголь. 4. – Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это всё не то. 5. Я не могнесколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. Отвечать батюшке я был нев состоянии; а чтобы успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.

 

5. В каком значении употреблены выделенные слова? Являются ониисторизмами или архаизмами?

 

1. Ибрагим видел Петра в сенате, разбирающего важные вопросы законодательствав адмиралтейской коллегии, утверждающего морское величество России. 2. Я здесь с коляской, но и для твоего тарантаса есть тройка, – хлопотливо говорил Николай Петрович.3. – Чудо я, Саша, видал: // Горсточку русских сослали // В страшную глушь, за раскол. Волю да землю им дали; // Год незаметно прошёл – // Едут туда комиссары, // Глядь – уж деревня стоит. 4. Попрыгунья Стрекоза // Лето красное пропела. 5. Я вам поведал неземное. // Я всё сковал в воздушной мгле. // В ладье топор. В мечте – герои // Так и причаливал к земле.


 

1. Укажите между приведенными словами парадигматические связи.

 

Замечательный, подлинник, великолепный, помогать, прекрасный, подделка,выдумка, радовать, изобретение, мешать, открытие, огорчать.

 

2. Укажите случаи ошибочной лексической сочетаемости.

 

1. – Я много прожил, я больше тебя понимаю, что в таких случаях играет значение. 2. Подошла вожатая, стриженая девчуха. – Ты чего тут, товарищ? Адресуйся ко мне. 3. Сэкономить за счёт бережного расходования материалов. 4 Аманов испуганно кричал издали: – Живой? Сердце бьёт? – Да бьёт, бьёт, – отвечал Иван. 5. Несчастные случаи бытовали на шахте: не проходило месяца, чтобы не хоронили шахтёров. 6. Я мотаюсь благодаря тому, что я нервничаю. Шутка л сказать, что случилось. 7. Христофоров с удовольствием выдыхает, это волнительный для него букет.


 

1. Укажите прямое и переносное значения данных слов и словосочетаний.

Выйти на авансцену – 1. Выйти на переднюю часть спины, 2. Оказаться на передовой происходящих событий.

Аккорд – Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство. Взять аккорд. 2. Заключительное, завершающее действие: Заключительный аккорд

Амплуа – 1. Тип актёрских ролей. Амплуа героя-любовника 2. Тип поведения. Ты в своём амплуа

Анекдот – 1. Небольшой смешной рассказ. Рассказать анекдот. 2 Смешное происшествие. Сним случился анекдот.

Арена – 1. Большая круглая площадка в цирке. 2. Областьдеятельности, поприще. На литературной арене.

Сдать в архив – 1. Учреждение для хранения старых документов. Передать документы в архив. 2. Упразднить, признать устаревшим, негодным.

Пойти в атаку – 1.Стремительное нападение. 2. Быстрое и решительное наступление в споре, работе, игре. Атака на вирус.

Окружающая атмосфера – 1. Газообразная оболочка вокруг Земли (например). 2. Окружающие условия, обстановка. Дружеская атмосфера.

Базар – 1. Место для торговли. 2. Поднять шум, крик. Устроитьбазар.

Банк – 1. Финансовое учреждение. 2. Поставленные на кон деньги. Держать банк.

Безграмотный – 1. Не умеющий читать и писать. 2. Невежественный. Технически безграмотный.

 

2. Укажите, в прямом или в переносном значении употребленывыделенные слова в словосочетаниях.

Сладкий сахар (), гвоздь всей программы (), полное ведро (), пшеничное зерно (), пыльная дорога (), Дом быта (), пионерское звено (), ранняя весна (), передать книгутоварищу (), набор карандашей (), влипнуть в историю (), глубокий анализ (), недалёкий человек (), во время сна (пр), буйный нрав (пр), рассказывать басни (пр и перен), вручить юбиляру адрес (перен.), войти в роль (перен), жить в деревне (пр).

 

3. Определите признак, по которому произошёл метонимический перенос значения в следующих словах: разведка, наклейка, зажим, облицовка, обстановка, объезд, обход, замазка, укладка, закваска, открытие, посадка, заезд, тенор, почта.


 

4. Определите тип переноса значения в следующих словах.

Блюдо (предмет посуды) – блюдо (кушанье)

зерно (семя злаков) – зерно (небольшой предмет, зародыш чего-либо)

серебро (металл) – серебро (посуда)

голова (человека) – голова (поезда)

яблоко (плод) – яблоко (глазное)

дом (здание) – дом (учреждение) – дом (семья)

круг (окружность) – круг (спасательный) – круг (друзей)

лента (шёлковая) – лента (фильм)

молодой (человек) – молодой (задор)

удар (резкий, сильный толчок) – удар (звук от такого толчка)

рог(коровы) – рог (охотничий)

труд (деятельность) – труд (печатный).

 

5. Определите способ переноса значения и признак, лежащий в основепереноса:

стальная игла – игла сосны

берег моря – море флагов

бронзовая монета – бронзовый загар

воет волк – воет буря

подошва туфель – подошва горы

светлая аудитория – внимательная аудитория

работа на производстве – сдать работу

произведение Чехова – читать Чехова

штык винтовки – отряд в тысячу штыков


 

1. Сгруппируйте следующие слова в синонимические ряды.

 

Извещение, ругать, щедрый, состоятельный, сохранять, убедительно, частность, мыслить, старый, стеснительный, изобильный, крепкий, сообщение, размышление, застенчивый, охранять, прежний, стыдливый, доказательно, деталь, информация, богатый, чихвостить, пушить, оберегать, подробность, древний, обильный, костить, конфузливый, имущий, давнишний, беречь, крыть, кумекать, обеспеченный, сберегать, уведомление, утюжить, справный, костерить, мелочь, давнопрошедший, веско, оповещение, греть, мозговать, честить, стародавний, давний, помышлять, робкий, раздумывать, незапамятный, тонкость, думать, хранить, бранить, денежный, зажиточный.

 

2. Найдите доминанту в синонимических рядах:

 

1. Молоть, пороть, трепаться, трепать, плести, нести, болтать. 2. Животрепещущий, жизненный, актуальный, живой, злободневный. 3. Супруга, половина, хозяйка, баба, жена, благоверная, супружница, жёнка. 4. Противник, враг, супостат, неприятель. 5. Волокита, ловелас, ухажёр, донжуан, ухаживатель. 6. Долговязый, высоченный, высокий, длинный, рослый. 7. Швырять, метать, пускать, шибать, запускать, кидать, бросать. 8. Подсунуть, подкинуть, подложить, подметнуть, подбросить.

 

1. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов:

 

Сухая земля – сухая фигура – сухой стиль – сухой человек. Чистая посуда – чистая совесть – чистое поле – чистая правда – чистая работа. Верная мысль – верная гибель – верный друг – верная опора.

 

4. В следующихпредложенияхнайдитесинонимы, классифицируйте их на языковые и контекстуальные. На какой основе произошло сближение контекстуальных синонимов?

 

1. И как-то ещё светлее, теплее и радостнее казалось в нашем углу. 2. На небе было ясно, холодно и бледно. 3. Всё было как-то смиренно, тихо, заброшено, пусто. 4. Письма из дому приходили тихие, добрые, и, казалось, всё уже было прощено и забыто. В мае после экзаменов она, здоровая, весёлая, поехала домой и на пути остановилась в Москве, чтобы повидаться с Сашей. Он был всё такой же, как и прошлым летом: бородатый, со всклокоченной головой, всё в том же сюртуке и парусиновых брюках, неё стеми же большими прекрасными глазами, но вид у него был нездоровый, замученный, ой и постарел, и похудел, и всё покашливал. И почему-то показался Наде серым, провинциальным. 5. За окнами и небо было серое, скучное. 6. Он только что кончил учиться в городской школе и считал себя человеком взрослым, серьёзным. 7. – Ты, пожалуйста, слушай, как я произношу слова, и учись. Нельзя говорить – тыща, надо – тысяча! И не говори – коли, надо говорить – если. 8. Но лицо отца было твёрдо и сурово. Он решил. Не проси и не моли! – говорил он непреклонно. 9. Грянул гром аплодисментов, галёрка ревела, стучала, неистовствовала, в общем диком рёве ничего нельзя было разобрать. 10. Хотелось простить ей всё зло и мучительства, которые она мне причинила, сказать ей искренние, сердечные слова, готовые сорваться с языка. 11. Вероятно, я показался ей суровым и бесчувственным, злопамятным человеком, не забывающим и не прошедшим обед. 12. Зло и угрожающе скрипел мёрзлый снежный наст, 13. Теперь ей было хорошо тепло и даже какую-то минуту благостно на душе 14. Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! 15. Больше об этих делах друг у друга мы не спрашиваем. Кончено. Пройдено, Прожито. Крест.


 

1. Подберите антонимы к разным значениям следующих слов.

 

Свежая булка – свежая рыба, мелкий горох – мелкая река, богатый урожай – богатый купец, пустой чемодан – пустая книга, короткая нить – короткая память, горькое лекарство – горькая судьба, мягкий диван – мягкий человек, чуткий сон – чуткий человек, низкий забор – низкий поступок.

 

2. Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Укажитеязыковые и контекстуальные антонимы.

1.Не ноги меня несли, не лодка меня везла; меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 2. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенчики засмеялись. 3. Ветер весёлый, и зол, и рад. 4. Эх ты, горе-горькое, сладкое житьё! Рваное пальтишко, австрийское ружьё, 5. Всё чаще она указывала ему разницу между ним, мужиком, и ею, женщиной образованной, и нередко эти указания обижали Илью, 6. Несколько секунд они молча разглядывали друг друга – один, заинтересованный и чем-то довольный, другой – равнодушный, спокойный. 7. Она смотрела на него виноватым взглядом, а он на неё снисходительным и смешливым. 8. На полу, судорожно цепляясь худыми, тонкими руками за мясистые руки жены приказчика, извивалась и стонала моя соседка… 9. – Надо стремиться писать так, чтобы могло читаться с одинаковым интересом как профессором, так и кухаркой. 10. В бытовой жизни старой Москвы то и дело встречались резкие контрасты, противоречия; рядом с блеском и роскошью – грязь и нищета, рядом с высокой культурой, с огромными талантами – нравственное убожество и пошлость, подъём и падение.

 

3. Среди приведенных слов подберите антонимические пары.

 

Абстрактный, авангардный, альтруизм, альфа, банально, бедлам, конкретный, оригинально, бесплодие, ведрено, оптом, пигмей, арьергардный, эгоизм, порядок, гигант, диалектика, статика, дух, омега, плодородие, ненастно, в розницу, метафизика, динамика.

 

2. Определите тип лексической парадигмы.

 

Исполнительский – исполнительный, версия – гипотеза, прокурор – обвинитель, завод (предприятие) – завод (от заводить), лирический – лиричный, аксиома – истина, есть (принимать пищу) – есть (быть), лучевой – лучистый, версификатор – стихотворец, вояж – турне, методический – методичный, ограниченный – ограничительный.


 

1. Определите: омонимия или полисемия?

Благотворительный (связанный c благотворительностью и предназначенный в качестве помощи), блок (объединение государств, партий и набор, комплект однородных предметов), боевик (член вооруженного формирования и жанр фильма), братство (братские отношения и община верующих), валюта (деньги иностранного государства по отношению к данной стране и денежная единица государства, лежащая в основе его денежной системы), дайджест (периодическое издание и краткое изложение содержания художественного произведения).

Заводской клуб и клуб дыма, затопить печь и затопить корабль, крутой берег и крутой кипяток, вид моря и вид глагола, серебряный подстаканник и серебряный иней, противотанковая мина и грустная мина, лунное затмение и лунный пейзаж, ключевая вода и ключевая позиция, ветка вишни и спелая вишня.

 

2. Определите: омонимия или омонимичное явление?

Мех животного – мех кузнечный, везти – вести, пари (спор) – пари (глагольная форма императива), крона (дерева) – крона (денежная единица), па́рить – пари́ть, ток (электрический) – ток (место для молотьбы) – ток (птиц), луг – лук, шашка (оружие) – шашка (кубик взрывчатого вещества), вести́ -–ве́сти, пол (мужской) – пол (паркетный), метр (единица измерения) – метр (стихотворный размер) – метр (наставник).

 

3. Определите: полные или частичные омонимы?

Валить (заставлять падать, с силой опрокидывать: валить деревья) и валить (падать, лететь массой: снег валит), венгерка (жен. к венгр) и венгерка (танец), верховой (относящийся к передвижению верхом) и верховой (находящийся, действующий наверху), ветреница (жен. к ветреник) и ветреница (травянистое лесное растение), взвод (небольшое войсковое подразделение) и взвод (действии по глаголу взводить).

 

4. Найдите в данных предложениях паронимы и укажите их значения.

 

В домике охотничьей базы, возле которой был мой огород, ещё спали. – Метеорология, Иван Андреевич, наука-легкомысленная, – сказал он шутливо. – А геология основана на прочном базисе – твёрдой земной коре. 2. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. – Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую или ещё более будничную. 3. Сосновые сухие леса на её берегах перемешивались с вековыми дубовыми рощами. – Полина Ивановна упрятала письма в шкаф на вечное хранение. 4. Ветреная декабрьская ночь чернела над станицей и степью с рассыпанными созвездиями по всему небу. – В безветренные годы пустыня даёт всё же 70 процентов ветровой энергии по сравнению со средним ветреным годом. – Вдали, где на холме виднелась ветряная мельница, перебегали, пригнувшись, чёрные в туманной дымке фигуры людей. 5. Вблизи обрыва по степи тянулась Великая стена, когда-то ограждавшаястрану трудолюбивых земледельцев от набегов воинственных кочевников. – Мысли Самгина принимали всё более воинственный характер. – Цветаева была женщиной с деятельной, мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой. 6. Ко всему была готова Оксана и всё же не ожидала столь сухого, даже враждебного приёма. Против двенадцати полков его корпуса стягивалось двадцать два вражеских полка. 7. Он указывал на то, что в течение года программу заводу меняли пять раз, и требовал гарантийного решения основных вопросов программы. – Тридцать тысяч за серию статей и книгу с гарантированным тиражом.

 

5. Укажите синтагматические возможности паронимов, составляющих пару.

 

Великий – величественный, военный – воинский, выплатить – заплатить, дефект – дефектность – дефективность, демонстративный – демонстрационный, дипломатический – дипломатичный, драматический – драматичный – драматургический.

 

6. Сгруппируйте следующие слова в синонимические ряды.

 

Извещение, ругать, щедрый, состоятельный, сохранять, убедительно, частность, мыслить, старый, стеснительный, изобильный, крепкий, сообщение, размышление, застенчивый, охранять, прежний, стыдливый, доказательно, деталь, информация, богатый, чихвостить, пушить, оберегать, подробность, древний, обильный, костить, конфузливый, имущий, давнишний, беречь, крыть, кумекать, обеспеченный, сберегать, уведомление, утюжить, справный, костерить, мелочь, давнопрошедший, веско, оповещение, греть, мозговать, честить, стародавний, давний, помышлять, робкий, раздумывать, незапамятный, тонкость, думать, хранить, бранить, денежный, зажиточный.


 

2. Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Укажитеязыковые и контекстуальные антонимы.

 

1. Не ноги меня несли, не лодка меня везла; меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 2. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенчики засмеялись. 3. Ветер весёлый, и зол, и рад. 4. Эх ты, горе-горькое, сладкое житьё! Рваное пальтишко, австрийское ружьё. 5. Всё чаще она указывала ему разницу между ним, мужиком, и ею, женщиной образованной, и нередко эти указания обижали Илью. 6. Несколько секунд они молча разглядывали друг друга – один, заинтересованный и чем-то довольный, другой – равнодушный, спокойный. 7. Она смотрела на него виноватым взглядом, а он на неё снисходительным и смешливым. 8. На полу, судорожно цепляясь худыми, тонкими руками за мясистые руки жены приказчика, извивалась и стонала моя соседка… 9. – Надо стремиться писать так, чтобы могло читаться с одинаковым интересом как профессором, так и кухаркой. 10. В бытовой жизни старой Москвы то и дело встречались резкие контрасты, противоречия; рядом с блеском и роскошью – грязь и нищета, рядом с высокой культурой, с огромными талантами – нравственное убожество и пошлость, подъём и падение.

 

3. Среди приведенных слов подберите антонимические пары.

 

Абстрактный, авангардный, альтруизм, альфа, банально, бедлам, конкретный, оригинально, бесплодие, ведрено, оптом, пигмей, арьергардный, эгоизм, порядок, гигант, диалектика, статика, дух, омега, плодородие, ненастно, в розницу, метафизика, динамика.

 

4. Определите тип лексической парадигмы.

 

Исполнительский – исполнительный, версия – гипотеза, прокурор – обвинитель, завод (предприятие) – завод (от заводить), лирический – лиричный, аксиома – истина, есть (принимать пищу) – есть (быть), лучевой – лучистый, версификатор – стихотворец, вояж – турне, методический – методичный, ограниченный – ограничительный.


 

8. Подберите синонимы к разным значениям многозначных слов:

 

Сухая земля – сухая фигура – сухой стиль – сухой человек. Чистая посуда – чистая совесть – чистое поле – чистая правда – чистая работа. Верная мысль – верная гибель – верный друг – верная опора.

 

9. В следующихпредложениях найдите синонимы, классифицируйте их на языковые и контекстуальные. На какой основе произошло сближение контекстуальных синонимов?

 

1. И как-то ещё светлее, теплее и радостнее казалось в нашем углу. 2. На небе было ясно, холодно и бледно. 3. Всё было как-то смиренно, тихо, заброшено, пусто. 4. Письма из дому приходили тихие, добрые, и, казалось, всё уже было прощено и забыто. В мае после экзаменов она, здоровая, весёлая, поехала домой и на пути остановилась в Москве, чтобы повидаться с Сашей. Он был всё такой же, как и прошлым летом: бородатый, со всклокоченной головой, всё в том же сюртуке и парусиновых брюках, всё с теми же большими прекрасными глазами, но вид у него был нездоровый, замученный, он и постарел, и похудел, и всё покашливал. И почему-то показался Наде серым, провинциальным. 5. За окнами небо было серое, скучное. 6. Он только что кончил учиться в городской школе и считал себя человеком взрослым, серьёзным. 7. – Ты, пожалуйста, слушай, как я произношу слова, и учись. Нельзя говорить – тыща, надо – тысяча! И не говори – коли, надо говорить – если. 8. Но лицо отца было твёрдо и сурово. Он решил. Не проси и не моли! – говорил он непреклонно. 9. Грянул гром аплодисментов, галёрка ревела, стучала, неистовствовала, в общем диком рёве ничего нельзя было разобрать. 10. Хотелось простить ей всё зло и мучительства, которые она мне причинила, сказать ей искренние, сердечные слова, готовые сорваться с языка. 11. Вероятно, я показался ей суровым и бесчувственным, злопамятным человеком, не забывающим и не прощающим обид. 12. Зло и угрожающе скрипел мёрзлый снежный наст. 13. Теперь ей было хорошо, тепло и даже какую-то минуту благостно на душе. 14. Настоящая женщина! Не кислятина, не размазня, а огонь, порох, ракета! 15. Больше об этих делах друг у друга мы не спрашиваем. Кончено. Пройдено. Прожито. Крест.

 

10. Определите: абсолютные или относительные синонимы?

 

7. Абзац – отступ – красная строка.

8. Абориген – туземец – автохтон.

9. Аккомпанемент – сопровождение.

10. Актёр – артист – лицедей.

11. Активный – деятельный – энергичный – инициативный.

12. Аномалия – отклонение – неправильность – ненормальность – странность.

 

11. Подберите антонимы к разным значениям следующих слов.

 

Свежая булка – свежая рыба, мелкий горох – мелкая река, богатый урожай – богатый купец, пустой чемодан – пустая книга, короткая нить – короткая память, горькое лекарство – горькая судьба, мягкий диван – мягкий человек, чуткий сон – чуткий человек, низкий забор – низкий поступок.


 

Тест

 

Фамилия, имя____________________________________________

 

1. Раздел науки, изучающий словарный состав языка, называется

А. лексика

Б. лексикология

В. семасиология

Г. фразеология

Д. лексикография

 

2. Раздел науки, изучающий словари и занимающийся их составлением, называется

А. лексика

Б. лексикология

В. семасиология

Г. фразеология

Д. лексикография

 

3. В каких словарях фиксируется лексическое значение слова?

A. в орфографических

Б. в орфоэпических

B. в толковых

Г. во фразеологических

Д. в словарях синонимов

E. в словарях антонимов

 

4. В этимологических словарях определяется

А. правильное написание слова

Б. правильное произношение слова

B. происхождение слова

Г.словообразовательная структура слова

 

5. Словник – свыше 85 000 слов, Первый том этого словаря вышел в свет в 1935 году, последний – в 1940. В его составлении приняли участие В. В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский. Структура словаря определялась стремлением отразить в нем живые процессы в современном языке. Отпадала устарелая лексика, связанная со старым бытом и понятиями, но удерживались архаизмы, стилистически оправданные в современном языке. Широко включались новые образования, не находили себе места диалектизмы или просторечные элементы, лишённые экспрессивной ценности в составе стилей литературной речи. Получили известное ограничение специальная терминология узкого употребления (научная, техническая, ремесленная и т.п.) и заимствованная лексика. Заслугой составителей словаря была разработка стилистических помет.

 

Описание какого словаря приведено выше?

 

A. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова

Б. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова

B. Академический 4-томный «Словарь русского языка»

Г. Академический 17-томный «Словарь современного русского литературного языка»

Д. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

 

6. В этом словаре каждое из выделенных значений слова, как правило, иллюстрируется многочисленными примерами из литературных произведений, что делает словарь незаменимым справочником при самых разнообразных лингвистических исследованиях. Составителей этого словаря упрекали в некоторой непоследовательности словарных определений, непоследовательном использовании стилистических помет. Например, в словаре отсутствуют пометы «книжное», «высокое», «официальное».

 

Описание какого словаря приведено выше?

 

A. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова

Б. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова

B. Академический 4-томный «Словарь русского языка»

Г. Академический 17-томный «Словарь современного русского литературного языка»

Д. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

 

 

7. Этот словарь включает около 200 000 слов, причем около 80 000 слов было собрано самим автором. При объяснении значений даются не только толкования, но и пояснения этнографического характера, а во многих случаях и целые ряды синонимов. Особенно это относится к заимствованным словам. Слова в словаре расположены по гнёздам, при этом не всегда правильно оценено подлинное этимологическое родство слов. Основное значение этого словаря в обилии включенного в словарь лексического материала, в интереснейшем иллюстративном материале, активном отражении фактов народной речи, мимо которых проходили прежниесловари.

 

Описание какого словаря приведено выше?

 

A. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова

Б. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова

B. Академический 4-томный «Словарь русского языка»

Г. Академический 17-томный «Словарь современного русского литературного языка»

Д. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.