Тема 2. Лексика как языковой уровень — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2. Лексика как языковой уровень

2022-11-24 35
Тема 2. Лексика как языковой уровень 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1

 

Мы определили лексикологию как раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка. Словарный состав языка есть лексика языка. Иначе говоря, все слова языка есть его лексика.

Что является основной единицей фонетического уровня языка? Фонема.

Каким образом фонема реализуется в речи? Через звуки.

Что является основной единицей лексического уровня? Слово. Каким образом слово реализуется в речи? Через словоупотребление. Словоупотребление – это слово, примененное в одном из его значений.

Например, слово «земля», будучи языковой единицей, может иметь два значения: 1. почва, 2. планета. Но в речи, выстраивая речевую последовательность, цепочку единиц, мы будем использовать это слово только в нужном для нас значении. Рассмотрим два контекста: рыть землю и Земля вращается. Слово одно, а словоупотреблений 2.

В науке до сих пор нет общепринятого определения слова. Было предложено несколько сотен определения этой единицы, и среди них нет ни одного, которое удовлетворило бы если не всех, то по крайней мере большинство лингвистов. С первого взгляда это кажется, как минимум, странным, ведь слово – это не только базовая единица лексики, слово – это основная единица языка. И если однозначно не определено основное понятие лингвистики как науки, может показаться необоснованным существование такой науки вообще.

Но так кажется только на первый взгляд. Дело в том, что слово – этоуникальная единица языка, которая представляет собой явление фонетическое (оно имеет звуковое оформление), и словообразовательное (оно состоит из разных частей), и морфологическое (оно принадлежит к определенному классу), и лексико-семантическое (оно имеет значение и часто не одно), и синтаксическое (так как является предельным минимумом предложения). Будучи такой целостной в своей многоаспектности единицей, оно может быть охарактеризовано с разных сторон. Именно поэтому очень трудно составить научное определение слова, учитывающее всю специфику и универсальность этой языковой единицы.

Запишем и проанализируем несколько определений слова.

Первое из них принадлежит П.С. Кузнецову и изложено в его работе«Опыт формального определения слова»:

1. Звуковая последовательность, могущая быть ограниченной паузами любой длины, есть звуковая последовательность, которая содержит по крайней мере одно самостоятельное слово.

2. Звуковая последовательность, определенная указанным выше способом, внутрь которой не может быть вставлена другая звуковая последовательность, определенная таким же способом, и есть отдельное самостоятельное слово.

Второе определение возьмём из работы А. И. Смирницкого «К вопросу о слове». Смирницкий делит проблему отдельного слова на 2 основных вопроса:

A) вопрос выделимости слова (различие между словом и частью слова:

основой, аффиксом, частью сложного слова…);

Б) вопрос цельности слова (различие между словом и словосочетанием).

 

«Если в каком-либо языковом образовании АВ единица А (или В) есть часть слова, и, напротив, если А (или В) есть слово, то и В (или А) есть по меньшей мере слово, т.е. либо слово, либо более сложное образование эквивалент слова: например, фразеологическая единица».

Автор третьего определения М. В. Панов в работе «О слове как единице языка» пишет: «Слова – это смысловые единства, части которых не составляют свободного сочетания… Всё, что отвечает этому требованию, есть слово», следовательно, и фразеологизм тоже (не видно ни зги) несвободное словосочетание, имеющее целостное значение.

Проанализируем эти определения. Прочитайте определение Кузнецова, найдите ключевые слова (звуковая последовательность). Какой признак слова лежит в основе этого определения? Его звуковая оформленность. Как вы считаете, этого критерия достаточно? Ведь получается, что любая звуковая последовательность, ограниченная паузами, может считаться словом. Вот я напишу на доске произвольную звуковую последовательность КЫЗОН. Это слово? Нет. Почему? Потому что у него нет лексического значения. Получается, что в этом определении учтена форма слова (его звуковая оформленность), но не учтено его содержание (лексическое значение).

Прочитайте определение Смирницкого. Какой признак слова здесь является определяющим? Его грамматическая оформленность. B определении рассматривается отличие слова, с одной стороны, от части слова, с другой – от словосочетания. Опять же нет речи о смысловом содержании слова (его лексическом значении).

На каком признаке базируется определение М. В. Панова? Признак семантической целостности. Как главный признак слова здесь рассматривается его лексическое значение (семантика), но ничего не сказано о форме (ни о фонетической, ни о грамматической оформленности).

Вывод: определения Кузнецова и Смирницкого учитывают форму выражения слова: фонетическую и грамматическую. Определение Панова основано на содержании слова.

Можно предположить, что для создания определения слова оба эти критерия надо объединить, ведь любое явление, с философской точки зрения, – это единство формы и содержания, следовательно, и слово – единица двусторонняя.

Итак, мы выделили форму и содержание слова. Форма – это его звуковое выражение и грамматическая структура. Содержание – это его лексическое значение. Но каждая единица языка, помимо формы и содержания, должна иметь свою функцию. Например, фонема имеет смыслоразличительную функцию, морфема – конструктивную.

Какую функцию имеет слово? Номинативную: слово в первую очередьназывает, именует что-либо.

Учитывая все эти факторы, Д.Н. Шмелев дал следующее определениеслова (мы будем использовать его в качестве рабочего):

Слово – это единицанаименования,характеризующаяся цельностью, оформленностью (фонетической играмматической) и идиоматичностью (невыводимостью значения целого из значения составныхчастей).

Скажите, как в этом определении выражены форма, содержание ифункция слова.

Н. М. Шанский выделил основные признаки слова:

(1) фонетическая оформленность(как звуковой комплекс)

(2) семантическая валентность (валентность – потенциальная возможность сочетаться с другими словами)

(3) непроницаемость

(4) недвуударность

(5) лексико-грамматическая отнесённость (слово обязательнопринадлежит к определенной части речи)

(6) постоянство звучания и значения

(7) воспроизводимость

(8) цельность и единооформленность

(9) преимущественное употребление в соединении слов

(10) изолируемость

(11) номинативность

(12) идеоматичность (фразеологичность)

 

2

 

Общее понимание языка как системы вроде бы предполагает распространение соответствующего взгляда и на лексический уровень языка. Однако признание лексики очень долгое время встречало ряд возражений. Нельзя отрицать то, что лексика включает в себя неопределенное, неисчислимое множество единиц (в отличие от других уровней языка) и в рамках этого множества очень трудно выявить универсальные системные отношения. Слова номинируют явления окружающей действительности, отражая всё их многообразие и сложность. Этот факт позволял В.М. Жирмунскому, например, утверждать, что в лексике нет никакой системности, кроме той, которая обусловлена отношениями между явлениями самой действительности. Иными словами говоря, если в действительности можно установить системные отношения между теми или иными предметами, то и в лексике это отразится, если в действительности таких отношений нет, то и в лексике быть не может. То есть, по мнению Жирмунского, системные отношения в лексике могут быть обусловлены только внеязыковыми (экстралингвистическими) принципами. Например, тематическую группу слов можно считать системой, потому что системностью характеризуется совокупность предметов и явлений, обозначенных словами, входящими в эту тематическую группу. Например, тематические группы слов «Спорт», «Город», «Театр»…можно считать примерами системности в лексике, потому что системность соответствующих предметов существует в реальности.

Пример словообразовательных объединений слов – групп слов, образованных от одной и той же основы: три, тройка, троиться. Ассоциативных: дом – очаг, изба, квартира, тепло, уют…

Вспомните, что такое парадигматика и синтагматика. Это те самые связи, которые превращают простую совокупность элементов в систему. Парадигматика подразумевает наличие общего, объединяющего элемента для ряда вариантов. Синтагматика представляет собой линейную зависимость, законы сочетаемости элементов. Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их единовременной последовательности (слова как совокупность морфем в определённой последовательности).

Когда мы пользуемся языком, т.е. имеем дело с речью, мы не задумываемся над тем, что мы осуществляем: 1. Выбор необходимых нам языковых единиц (таким образом реализуются парадигматические связи). 2. Сочетаем эти единицы друг с другом (реализуя тем самым синтагматические связи).

Каким образом представлена парадигматика в лексике?

Группа глаголов: просить, упрашивать,умолять, советовать, рекомендовать, убеждать, увещевать, требовать, приказывать. Что объединяет эти глаголы? Сема волеизъявления (побуждения) к каким-либо действиям.

Ещё одна группа; ехать, идти, плыть, лететь, катить, нести, вести,везти.

Объединяющим элементом является сема движения. Можно ли считать эти группировки лексическими парадигмами? Можно, потому что есть варианты: волеизъявление в первом случае и движение – во втором инварианты, которые в первом случае отличаются степенью категоричные волеизъявления, а во втором – способом движения.

Это были примеры лексико-семантических групп.

Группа слов: берёза, дуб, сосна, ель, пальма. Что объединяет эти слова? Сема «дерево». Такие отношения называются родовидовыми, где слово «дерево» выражает родовое понятие (гипероним), а сами названия деревьев – видовые понятия (гипонимы).

Это парадигма. Можно считать это объединение слов лексико-семантической группой? Нет, потому что группировка осуществляется на внеязыковых принципах классификации, следовательно, это тематическая группа.

Ещё один ряд слов: хороший, прекрасный, великолепный, замечательный. Это ряд можно считать парадигмой т.к. инвариант – хороший, остальные соотнесены с инвариантом, отличаясь друг от друга оттенками значения.

Ещё пример хороший – плохой. Парадигма? Да, противопоставление в самой «семантической теме» – сама идея противопоставления является инвариантной, + варианты.

Лексическая синтагматика может быть относительно свободной, а может быть ограниченной: коричневый – широкая синтагматика, поэтому образуются новые словосочетания; карий – только глаза, поэтому образуется несвободноесловосочетание.


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.