Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

2022-10-27 24
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У страха глаза велики

 

                                                                                   Автор: педагог-психолог

                                                                                   СПДС «Иволга» Г. Жигулёвска

                                                                                   высшей категории

                                                                                   Зинченко Галина Ивановна

                                                                                   8 904 709 51 45

                                                                                         [email protected]

                                                                      445366 Самарская область,

                                                                                 г. Жигулёвск, ул. Никитина, 15-16

 

г.о. Жигулёвск, 2013 г.


Содержание

                       

Аннотация                                                                                                                        4

Учебный план                                                                                                                  7

Учебно-тематический план игровых сеансов                                                              7

Учебная программа                                                                                            10

- Пояснительная записка                                                                                         10

- Методические рекомендации                                                                              13

- Основное содержание. Игровые сеансы                                                            14

- Список литературы                                                                                                          31

Приложение:                                                                                                              32            Отзыв на коррекционно-развивающую программу «У страха глаза велики» администрации СПДС «Иволга»                                                                                         32

Отзывы участников образовательного процесса о коррекционно-развивающей программе «У страха глаза велики»                                                                                  36

Фотогалерея коррекционно-развивающей программы «У страха глаза велики»    38

Благодарственное письмо за участие в областном конкурсе психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации детей»                     44

 

 

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа

 

Зинченко Г.И., Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 структурное подразделение детский сад «Иволга», г.о. Жигулёвск

                                                                  Воспитание – великое дело:

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Аннотация

Психологическое здоровье детей последнее время стало первостепенной задачей. Всё больше внимания уделяется этой проблеме.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья, физического здоровья и успешной обучаемости детей. Страхи являются одним из показателей неблагополучия развития дошкольников.

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной слабости малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Не бывает в мире ребёнка, который бы не испытывал страха. Некоторые страхи сопровождают определенный период развития, и со временем проходят, другие страхи могут быть связаны с каким-то жизненным событием. Задача взрослого - вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним. Важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Известно, что страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Составленная программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими такие виды эмоционально-волевых нарушений, как тревожность и страхи. Данную программу можно использовать и как психопрофилактическую. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются подобные упражнения. Некоторые состоят только из перечня игр и упражнений, некоторые сложны и требуют большой предварительной подготовки, некоторые не подходят к определённому контингенту детей. Каждый специалист ищет эффективное решение вопросов преодоления страхов. Программа «У страха глаза велики» представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи и включает в себя комплекс практических методов и приёмов, направленных на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

· Соблюдение интересов ребёнка.

  Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать                                проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

· Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

· Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

· Вариативность.

      Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)

психическом развитии.

· Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о коррекционно-развивающей работе.

Программа коррекционной деятельности образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает коррекционный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий.

Программа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии воспитанника.

Состоит их 3 этапов, которые решают поставленные задачи. 1 этап «Настроение и я» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности настроения, понять, что он уникален, как каждый человек (1-4 сеансы). 2 этап «Уверенность и страх» - обучение детей способам преодоления страхов (5-12). 3 этап «Символ победы» - направлен на понимания положительных эмоций без страха, закрепление материала (13-16 сеансы)

Программа является перспективной и необходимой и потому, что составлена с учётом возрастных особенностей детей 5 – 7 лет и ведущей их деятельности – игры. Программа «У страха глаза велики» будет интересна для психологов, социальных педагогов, воспитателей, так как включает этюды, игры и упражнения, не требующие большой подготовки, но в комплексе имеющих большую практическую ценность в коррекционно-развивающей и профилактической деятельности.

Программа предназначена психологам, социальным педагогам, работающих с детьми, имеющими нарушения социально-эмоционального характера.

Цел ь программы – направление воображения детей в менее болезненное русло, обучение их самостоятельному творческому выходу из сложившихся ситуаций по преодолению страха, тревожности.

Задачи программы:

1. Создать положительное эмоциональное состояние.

2. Дать почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком.

3. Учить устранять плохие мысли, определяя причины страхов.

4. Учить способам устранения тревожности, страхов.

5. Разблокировать подавленную систему путём творческого поиска.

Учебный план игровых сеансов

Цел ь программы – направление воображения детей в менее болезненное русло, обучение их самостоятельному творческому выходу из сложившихся ситуаций по преодолению страха, тревожности.

Задачи программы:

1. Создать положительное эмоциональное состояние.

2. Дать почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком.

3. Учить устранять плохие мысли, определяя причины страхов.

4. Учить способам устранения тревожности, страхов.

5. Разблокировать подавленную систему путём творческого поиска.

Тема игрового сеанса

Всего часов

В том числе

Контроль

практических теоретических
1 «Это Я!» 25 минут 20 минут 5 минут наблюдения
2 «Я и имя» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
3 «Настроение» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
4 «Моё настроение» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
5 «Наши страхи» 25 минут 20 минут 5 минут наблюдения
6 «Маски страха» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
7 «Какого цвета страх» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
8 «Имя для чудовища» 25 минут 17 минут 8 минут рефлексия
9 «Заклинание» 25 минут 20 минут 5 минут наблюдения
10 «Коробка со страхами» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
11 «Вылеплялки» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
12 «Я больше не боюсь!» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
13 «Волшебство» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
14 «Шкатулка» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия
15 «Дерево счастья» 25 минут 20 минут 5 минут наблюдения
16 «Солнце в ладошке» 25 минут 20 минут 5 минут рефлексия

Всего:

6 часов 40 минут

 

Учебно-тематический план игровых сеансов

Цел ь программы – направление воображения детей в менее болезненное русло, обучение их самостоятельному творческому выходу из сложившихся ситуаций по преодолению страха, тревожности.

Задачи программы:

1. Создать положительное эмоциональное состояние.

2. Дать почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком.

3. Учить устранять плохие мысли, определяя причины страхов.

4. Учить способам устранения тревожности, страхов.

5. Разблокировать подавленную систему путём творческого поиска.

 

Всего часов (в минутах)

В том числе (минут)

Форма контроля

теоретических практических
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 «Здравствуйте, это Я!» Приветствие «Здравствуй…» Упражнение «Какой я?» Упражнение «Качели» Упражнение «Встаньте, у кого..» Упражнение «Художники» Этюд «Росточек под солнцем» Прощание «Хоровод» 25 20 5 наблюдения
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 «Я и имя» Приветствие «Имя». Упражнение «Узнай по голосу»  Игра «Моё имя»  Игра «Цепочка» Рисование самого себя. Упражнение «Доверяющее падение» Этюд «Котёнок спит» Прощание «Хоровод» 25 20 5 рефлексия
3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 «Настроение» Приветствие «Простучи» Упражнение «Неваляшка» Упражнение «Превращения» Рисование на тему «Моё настроение» Упражнение «Закончи предложение»  Этюд «Пружинки» «Хоровод» 25 20 5 рефлексия
4 4.1 4.2 4.3   4.4 4.5   4.6 4.7 4.8 Моё настроение Приветствие «Прошепчи» Упражнение «Злые и добрые кошки» Игра «На что похоже моё настроение?»  Упражнение «Ласковый пальчик» Упражнение «Угадай, что спрятано в мешке?» Рисование на тему «Автопортрет» Этюд «Отдых»           Прощание «Хоровод» 25 20 5 рефлексия
5 5.1   5.2 5.3 5.4   5.5 5.6 5.7 «Наши страхи» Приветствие «Пропой имя и поприветствуй» Упражнение «Петушиные бои» Упражнение «Расскажи свой страх» Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким» Упражнение «Чужие рисунки»  Этюд «Снежинки»    Прощание «Горячие ладошки» 25 20 5 наблюдения
6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 «Маски страха» Приветствие «Комплименты»  Игра «Закончи предложение» Игра «Маски страха» Игра «Наш дом». Релаксация «Берёзка». Прощание «Хоровод». 25 20 5 рефлексия
7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 «Какого цвета страх» Приветствие «Комплименты» Игра «Страшный зверь» Упражнение «Нарисуем страх».  Игра «Клубочек» Этюд «Морщинки» Прощание «Игра со свечой» 25 20 5 рефлексия
8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 Имя для чудовища Приветствие «Не отпускай» Игра «Самый могучий волшебник». Беседа «Один дома». Игра «Жмурки». Этюд «Тропинка». Прощание «Хоровод» 25 17 8 рефлексия
9 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 Заклинание Приветствие «Эхо». Игра «Приведения». Игра «Большое животное». Упражнение «Дом ужасов» Этюд «Картинки в уме». Игра «Хоровод» 25 20 5 наблюдения
10 10.1 10.2 10.3 10.5 10.6 Коробка со страхами Приветствие «Тик-так» Игра «Страшные проблемы» Игра «Пещера» Этюд «Тропинка». Прощание невербальным способом 25 20 5 рефлексия
11 11.1 11.2 11.3 11.4 11.5 11.6 «Вылеплялки» Приветствие «Говорящие зеркала» Игра «Поймай ведьму» Игра «Вылеплялки» Игра «Динозаврики» Этюд «Цветок». Прощание «Свеча». 25 20 5 рефлексия
12 12.1 12.2 12.3 12.4   12.5 12.6 12.7 12.8 «Я больше не боюсь!» Приветствие «Привет» Упражнение «Смелые ребята» Упражнение «Азбука страхов» Упражнение «Страшная сказка по кругу» Упражнение «На лесной полянке» Упражнение «Прогони Чудище» Этюд «Морщинки» Прощание «Спасибо» 25 20 5 рефлексия
13 13.1 13.2   13.3   13.4 13.5 13.6   13.7 13.8 «Волшебство» Приветствие «Мяч по кругу» Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.» Упражнение «Неопределённые фигуры» Игра «Тропинка» Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебство»  Этюд «Картинки в уме»       Прощание «Горячие ладошки» 25 20 5 рефлексия
14 14.1 14.2 14.3 14.4 14.5   14.6 14.7 «Шкатулка» Приветствие «Тик-так» Игра «Шкатулка» Упражнение «Конкурс боюсек» Игра «Принц и принцесса» Рисование на тему «Волшебные зеркала» Этюд «Цветок» Прощание «Хоровод» 25 20 5 рефлексия
15 15.1 15.2 15.3   15.4 15.5 15.6   «Дерево счастья» Приветствие «Пещера для знакомства.  Создание композиции «Дерево счастья». Упражнение «Советы Гномикам». Этюд «Упражнение Пирракса». Прощание «Ладошки». 25 20 5 наблюдения
16 16.1 16.2 16.3 16.4 16.5 16.6 16.7 16.8 «Солнце в ладошке» Приветствие «Комплименты» Упражнение «Неоконченные предложения» Игра «Баба - Яга» Игра «Комплименты» Упражнение «В лучах солнышка» Упражнение «Солнце в ладошке» Прощание «Горячие ладошки» 25 20 5 рефлексия

 

 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Основное содержание программы «У страха глаза велики»

ИГРОВОЙ СЕАНС 1.

«ЭТО Я!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.

1. Приветствие «Здравствуй…»

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которое нужно прохлопать в ладоши.

2. Упражнение«Какой я?»

Дети в кругу, каждый говорит по очереди, какие они, что любят, что не любят…

3. Упражнение«Качели»

Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачи­вает. Далее меняются.

4. Упражнение«Встаньте те, у кого…»

Психолог называет какое-либо качество человека, дети встают, у кого есть это качество. Например: «Встаньте те, у кого голубые глаза» - встают эти дети и т.д..

5. Упражнение«Художники»

Дети рисуют совместный рисунок по теме «Мы».

7. Этюд«Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватыва­ют колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

8. Прощание«Хоровод»

Дети держатся за руки, смотрят друг на друга и улыбаются, делятся своими впечат­лениями, чувствами.

 

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 2.

«Я И ИМЯ»

 Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Материалы: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.

Приветствие «Не говори».

Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя

выразительные движения или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание)

Игра «Имя»

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

Психолог говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня

 вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, и имя подрастёт вместе

с вами и станет полным, например: Маша – Мария; Дима – Дмитрий т.д.»

Игра «Цепочка»

Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведет, закручивая цепочку, а последний запоминает путь и должен будет восстановить цепочку.

Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

в зелёном - такими, какими они представляются себе;

в голубом – какими они хотят быть; в красном – какими их видят друзья.

6. Упражнение «Доверяющее падение»

Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт и падает спиной на сцепленные руки.

Этюд «Котёнок спит».

Ведущий предлагает детям лечь, говоря: «Котёнок удобно ложится на ковре и засыпает. У него поднимается и опускается животик: вдох, выдох. Приятно чувствовать своё дыхание, спокойное и ровное. У котёнка прекрасное настроение, он дружно и весело играл с другими котятами. Хороший котёнок и другие котята тоже хорошие. Котёнок отдохнул, потянулся (1, 2, 3), выгнул спину и встал».

Прощание «Хоровод»

Дети держатся за руки, смотрят друг на друга и улыбаются, делятся своими впечат­лениями, чувствами.

ИГРОВОЙ СЕАНС 3.

«НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.

Приветствие «Простучи»

Дети встают в круг, простукивают в ладоши, выражая радость от встречи.

Упражнение «Неваляшка»

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.

Упражнение «Превращения»

Психолог предлагает детям: нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда; улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Этюд «Пружинки»

Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

Прощание «Хоровод»

Дети держатся за руки, смотрят друг на друга и улыбаются, делятся своими впечатлениями, чувствами

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 4.

«МОЁ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.

Приветствие «Прошепчи».

Дети ходят по кругу и шепчут на ухо друг другу слова приветствия, называя друг друга по имени.

Этюд «Отдых»

Дети лежат на ковре или сидят за столами, звучит музыка, психолог говорит: «А теперь, все отдыхаем, Отдыхаем и мечтаем О волшебных берегах, О невиданных краях».

Прощание «Хоровод»

Дети держатся за руки, смотрят друг на друга и улыбаются, делятся своими впечатлениями, чувствами.

 

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 5.

«НАШИ СТРАХИ»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Материалы: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

1. Приветствие «Пропой имя и поприветствуй».

Дети пропевают своё имя и слово «здравствуйте».

Упражнение «Петушиные бои»

Дети разбиваются на пары – петушки. Они, стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что - бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Упражнение «Чужие рисунки»

Детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.

Этюд «Снежинки».

Дети представляют, что они снежинки, которые медленно летают в воздухе, кружатся, и каждая в своём темпе садится на пол, спина и плечи у него расслаблены, голова наклоняется вперёд, всё тело как бы обмякло. Далее дети чувствуют своё дыхание, как оно становится постепенно тихим и плавным.

7. Прощание «Горячие ладошки»

Дети прикасаются ладошками спины сверстника, стоя друг за другом. Ведущий предлагает закрыть глаза детям и ощутить тепло товарищей и чувство надёжности. Потом дети поворачиваются лицом друг к другу, описывают свои чувства и говорят «До свидания».

 

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 6.

«МАСКИ СТРАХА»

Цель: Снижать скованность, боязливость, напряжение, развивать чувство единства

Материал: персонажи Тим и Дин, релаксационная музыка, канат, цветная бумага, ножницы, карандаши

Приветствие «Комплименты»

Педагог объясняет, как можно с помощью слов показать другому, что он хороший. Дети выполняют задания, произнося комплименты товарищам.

Игра «Закончи предложение»

Взрослый знакомит детей с куклами и говорит, что Дин и Тим хотят с ребятами поиграть в игру.

Дети по очереди заканчивают предложения:

Я хочу…, Я боюсь…, Я смогу…

Игра «Маски страха»

Педагог просит детей сделать маску страха (или кого-то страшного), которой дети потом по очереди пугают друг друга. Эту игру необходимо проводить на большом эмоциональном подъёме, не скупясь на шутки, смех, чтобы заглушить чувство страха, которое может возникнуть вначале.

 Нельзя давать ребятам перевозбуждаться, не допускать агрессивности

Игра «Наш дом».

Дети садятся в круг, сделанный из каната. Ведущий предлагает закрыть глаза и представить, что это дом, где всем есть место и ничего не страшно, также предлагает сесть поближе друг к другу, чтобы ощутить тепло своих соседей. Дети закрывают глаза, а педагог через минуту говорит, что до кого он дотронется, может открыть глаза и выйти из круга, кто почувствует, что сосед уходит, тоже может уйти.

Релаксация «Берёзка».

Наконец, после долгой холодной зимы наступила тёплая весна.

Белоствольные берёзки расправили свои нежные листочки, потянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись берёзки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил берёзкам поиграть. Удивились берёзки, но согласились. Закачали берёзки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом всё сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун-ветер принёс с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились берёзки. Обняли себя веточками, чтобы согреться. А тут ещё дождь закапал, вымокли берёзки до последней нитки. Повисли ветви, как плети. Испугался ветер, что берёзки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и берёзки радостно вздохнули.

Прощание «Хоровод».

Психолог предлагает детям подарить друг другу улыбки, оценить чувства и попрощаться.

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 7.

«КАКОГО ЦВЕТА СТРАХ»

Цель: учить предупреждать причины страха, воспитывать уверенность

Материал: текст стихотворения «Страшный зверь» В. Семерина, карандаши, краски, клубок ниток, свеча.

Приветствие «Комплименты»

Ведущий предлагает детям встать парами и поиграть в игру. Каждый должен сказать своему партнёру много хорошего, начиная со слов: «Мне нравится в тебе…». Дети меняются партнёрами и игра продолжается.

Игра «Страшный зверь»

Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту:

Прямо в комнатную дверь проникает страшный зверь!

У него торчат клыки и усы топорщатся,

У него горят зрачки – испугаться хочется!

Хищный глаз косится, шерсть на нём лоснится…

Может, это львица? Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул: «Рысь!!!»

Храбрый мальчик крикнул «Брысь!!!»

Игра «Клубочек»

Ведущий предлагает всем взяться за руки, чтобы получилась ниточка, закреплённая на катушке (катушка – один из детей) и говорит: «Я возьму за руки последнего и буду водить всех вокруг (имя), пока вся ниточка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте, какой из вас получится крепкий, дружный клубочек. Давайте немножко поживём в нём. Руки не отпускайте, я снова беру за руку последнего ребёнка, и мы начинаем разматываться.

Этюд «Морщинки»

Ведущий предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть, хвалит их и предлагает улыбнуться своему соседу справа, слева и наморщить лоб – удивиться, нахмурить брови – рассердиться, наморщить нос и представить, что что-то не нравится. Просит детей расслабить мышцы лица, поднять и опустить плечи.

Прощание «Игра со свечой»

Педагог зажигает свечу. Дети передают её друг другу, делятся впечатлениями и говорят: «До свидания».

 

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 8

«ИМЯ ДЛЯ ЧУДОВИЩА»

Цель: знакомить с действенными способами устранения страхов, продолжать уточнять причины страхов.

Материал: «волшебные» плащ и шляпа», текст стихотворения «Храбрец» Сидорова А., платок или шарф.

Беседа «Один дома».

Прочитать стихотворение «Храбрец» Сидорова А.

«Ничего я не боюсь: пусть шипит сердито гусь,

Бородой козёл трясёт, град по крыше звонко бьёт,

Барабанит дождь в окно, а на улице темно.

Не боюсь я грома,… если мама дома»

Тим и Дин очень боялись одни оставаться дома, но теперь всё по-другому. Они хотят и вам помочь избавиться от страхов.

Попросить детей слепить или нарисовать то, чего можно бояться одному дома. Рассказать об этом. Предложить использовать волшебные предметы.

Игра «Жмурки».

Предложить играть в слабо освещённой комнате, подводя детей к тому, что им бояться нечего, они защищены волшебством.

5. Этюд «Тропинка».

Дети ложатся на коврики. Взрослый говорит: «Вы на полянке. Впереди тропинка. Спокойно идём по тропинке.…Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Птицы поют,…шелестят листья.… Вдруг на тропинке появились лужи.… Одна.… Вторая.…Третья.…Снова спокойно идём по тропинке… перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идём по тропинке… Тропинка прошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз.… Два.… Три.… Четыре.… Перешли болото, снова идём спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно идём! Ух! Наконец – перешли.… Идём спокойно по тропинке… Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней.… Еле-еле отдираем ноги от земли.… А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево.… Вот и пришли! Молодцы!

Прощание «Хоровод»

Дети берутся за руки, сообщают о своём настроении и улыбаются друг другу.

 

 

ИГРОВОЙ СЕАНС 9.

«ЗАКЛИНАНИЕ»

Цель: учить преодолевать страх, развивать смелость, уверенность.

Материал: бумага, ткань для изготовления привидений, куклы-персонажи, релаксационная музыка.

Приветствие «Эхо».

Тот, кто сидит слева от ведущего, называет своё имя и прохлопывает по слогам в ладони. Все должны повторить. Так все по порядку называют своё имя.

Игра «Привидения».

Ведущий с куклами – гномами предлагает поиграть в приведения.

Вместе с детьми изготовить привидения из бумаги и кусочка ткани. Необходимо, чтобы привидения были забавными, а не пугающими. 1 вариант – назначить привидения помощниками добрых рыцарей. Положительный герой должен сначала испугаться, а потом подружиться с привидением. 2 вариант – драматизировать сказку Уайльда про Кентервильское привидение. 3 вариант – инсценировать эпизод из повести «О Малыше и Карлсоне». Изображая привидение, следует подчеркнуть их слабости, смешные недостатки, чтобы не создавалось впечатление неуязвимости и непобедимости.

Упражнение «Дом ужасов»

Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

Игра «Большое животное».

Ведущий предлагает встать в круг и взяться за руки. Животное большое и доброе, но оно боится. Детям предложить послушать, как оно дышит: громко, прерывисто. Ведущий предлагает успокоить животное, говоря: «Давайте подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад. Наше животное успокоилось. Давайте послушаем, как бьётся его сердце. Стук – шаг вперёд. Стук – шаг назад».

5. Этюд «Картинки в уме».

Под спокойную музыку ведущий тихим голосом говорит:

«Сядьте удобно, плечи опустите, руки свободно положите на колени, голову чуть наклоните вниз. Дышите ровно и спокойно. Представьте, что вы боретесь со своим страхом и справились. Вы испытали гордость, вам приятно и вы говорите себе: «Я знаю, что бояться нечего». От этих слов силы наполняют вас ещё больше и плечи ваши выпрямляются, голова гордо поднимается, вы, словно растёте. Откройте глаза и скажите 3 раза».

Я могу справиться со страхом, я не боюсь». Затем ведущий предлагает поучиться перед сном рисовать в уме картинки, где они сильные и смелые.

Игра «Хоровод».

Дети берутся за руки, делятся впечатлениями и улыбаются друг другу.

ИГРОВОЙ СЕАНС 10

«КОРОБКА СО СТРАХАМИ»

Цель: снизить чувство страха, тревожности, ознакомив со способом решения проблемы.

Материал: мяч, коробка с прорезью, как у почтового ящика, листы бумаги, карандаши.

Приветствие «Тик-так»

Дети сидят на стульчиках, образуя круг. Ведущий находится в центре круга с мячом. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Тик». Тот, у кого в руках мяч, должен сказать: «Моего друга слева зовут… Он…». Если ведущий говорит: «Так», то тот, который имеет мяч, должен сказать: «Моего друга справа зовут…»

Игра «Страшные проблемы»

Гномы рассказывают, как они избавляются от своих страхов.

В крышке коробки проделывают прорезь типа почтового ящика, чтобы можно было туда засунуть лист бумаги. Затем взрослый предлагает детям нарисовать свой страх и спрятать рисунок в коробку, т.е. спрятать проблему. Затем спросить детей, что сделать с ящиком: выкинуть, сжечь, поломать.

Игра «Пещера»

На полу раскладывают большие покр


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.262 с.