Оглушение звонких согласных перед глухими. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Оглушение звонких согласных перед глухими.

2022-10-27 44
Оглушение звонких согласных перед глухими. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В русском языке в середине слова или на стыке слов
звонкие парные согласные перед глухими произносятся как
соответствующие глухие звуки:
д [т] - рé дк о     в [ф] - зá вт ра     г [к] - нó гт и

б [п] - р ы бк а   з [c] - скá зк а ж [ш] - лó жк а

48. Читайте. Помните об оглушении парных звонких согласных перед глухими и в конце слова.

1) Зá вт ра, а вт óбус, по-арá бс ки, зá вт рак, скá зк а, нó жк а, рé дк о.

2) Тетрá д ь, этá ж, завó д, дру г, зу б, расскá з.

3) Ахмé д говор ит по-ар а бс ки.

Озвончение глухих согласных перед звонкими.

Перед звонкими согласными (кроме в, м, н, р, л) в середине слова и на стыке слов глухие парные согласные произносятся как соответствующие звонкие:

49


п [б] - cу п д óма c [з] - ва с з овýт     ш [ж] - на ш д ом

т [д] - отдыхáть ф [в] - шка ф з десь к [г] - э кз áмен

49. Читайте. Помните об озвончении глухих согласных
перед звонкими.

1) О тд ыхáть, они о тд ыхáют, фу тб óл, э кз áмен. 2) Ва ш б рат, ва ш д руг, на ш ж урнáл.

3) Вот ва ш з ав од. Здесь рабóтает ва ш д р уг.

50. Читайте слова. Помните, что глухие согласные перед в ,
м, н, р, л не озвончаются.

тр уд- др уг   сл óво- зл о  кл асс- гл ас св ет- зв ук

51. Читайте глаголы по ритмическим моделям.

_____                  _ _ _ __                       _ _      _ _ _ _ _ _

я отдыхаю       он отдыхает  она отдыхает вы отдыхаете

ты отдыхаешь мы отдыхаем они отдыхают

52. К., Л. Читайте. Следите за произношением [р] [б].

_ _ __ _                _ _ __ _            _ _ _ __ _          ______

я работаю        он работает   она работает вы работаете

ты работаешь мы работаем они работают

53. Читайте диалоги и текст. Обратите внимание на
произношение подчёркнутых согласных.

1) - К2 ак вас зовут? 2) - Это ваш зав од?

- Ив ан.                        - Д а, зав од.

3) Это наш университ ет, а это наш факульт ет. Вот нáша аудитория. Здесь нáша группа. Это преподаватель, а это студенты. Они работают. Преподавáтель говорит по-русски Студéнты тоже говорят по-русски. Потóм они о тд ыхают.

54. Составьте диалоги по модели, используя слова:
поликлиника, библиотéка, преподавáтель, факультéт,
телефóн, пальтó.

Модель: Это кл уб? - Д а, кл уб. 50


Слова урока 4.

библиотéка     library

ваш, вáше, вáша, your, yours
вáши

восемь            eight

газéта             newspaper

доскá             blackboard

журнáл           magazine

зáвтра            tomorrow

здесь              here

извин и´(те)     excuse me

или                or

клуб               club

лáмпа             lamp

*магазин        shop

мáсло             butter, oil

молокó           milk

музéй             museum

наш, нáша, нáше, our, ours
нáши

отдыхáть        to relax, to be

on holiday

пальтó            overcoat

письмó           letter

по-англ и´йски    in English

по-арáбски     in Arabic

пожáлуйста    please

поликл и´ника    out-patient

hospital, clinic

прáвильно      it is correct,

correctly

преподавáтель teacher

рабóтать        to work

семь               seven

семья´              family

сестрá            sister

скаж и´(те)         tell me

словáрь          dictionary

vocabulary

слóво             word

спаси´бо           thank you

стол               table


biblioteca suyo, suya, suyos

ocho periódico pizarra revista ma n аna aquí

disculpa(e) o

club lámpara tienda mantequilla leche museo

nuestro, nuestra, nuestro, nuestros(-as) descansar

abrigo carta en inglés en árabe por favor policlínica

correctamente

profesor

trabajar

siete

familia

hermana

di(ga) me

diccionario

vocabulario

palabra

gracias

mesa


bibliothéque votre, vos

huit

journal

tableau

revue

demain

ici

pardon

club

lampe

magasin

beurre

lait

musée

notre, nos

se reposer

paletot

lettre

en anglais

en arabe

s’il vous (te) plaît

clinique

c’est juste

professeur

travailler

sept

famille

soeur

dis, dites

dictionnaire

vocabulaire

mot

merci

table

51


столóвая        dining-hall     comedor             café

стул               chair             silla                    chaise

телефóн         telephone      teléfono              téléphone

университет    university      universidad          université

факультéт      department    facultad              faculté

физик             physicist        fisico                  physicien

физика           physics         física                  physique

хорошó          well              bien                  bien, bon

шкóла            school          escuela               école

УРОК 5.

Твёрдый согласный звук [ц]. Редукция безударного гласного е после твёрдого согласного [ц]. Мягкий согласный звук [ ч ’]. Редукция безударных гласных a, e после мягкого согласного [ч’]. Интонация неполного вопросительного предложения с сопоставительным союзом “а” (ИК-4). Повторяем каждый день.

1. Читайте. Различайте [ы] - [и], твёрдые и мягкие
согласные.

лы - ли   стол ы - поликл иника            прáвильно - говорят

ны - ни  телефóны - извин и           зáвтра - нельзя

ры - ри   дворы - говор и

сы - си   сын -спас ибо

зы - зи    язык - магаз ин

2. Читайте. Различайте [т] - [т’], [д] - [д’]. жду-жди он п и ´шет-писáть библиотéка   теплó идý-ид и ´  он слýшает-слýшать преподавáтель факультéт

3. Читайте сочетания согласных, различайте парные глухие и звонкие согласные.

кла - гла        пла - бла       шна - жна     шта - жда

тла - дла        фла - вла       шма - жма

сла - зла        шла - жла      шва - жва      шпа - жба

4. Читайте, различайте звуки [л] - [л’].
ла-ля-лья-стýлья стол - соль              говор и ´л-говор и ´ли
ло-лё-льё          Ялта - факультéт   рабóтала-рабóтали
лу-лю-лью        волнá - прáвильно  отдыхáла-отдыхáли

52


5. Ар, ЮВА, Кипр. Читайте, различайте [э] - [и], [o] - [y].
[э] - [и] лес-лис    [о] - [у] стол-стул

пели - п или                 тоже - дружба

[э] - [ы] уже- жить                 слово - слушать

6. Ар, Кипр. Читайте, различайте [п] - [б].

лампа       пальто     правильно   пожалуйста
дружба     писать       _ _ _               _ _

рубашка       преподаватель

библиотека

7. Ар, ЮВА, Кипр, К. Читайте, различайте глухие и
звонкие согласные.

_ _ _       _ _ _

жарко      журнал    карандаш холодно

можно     словарь   отдыхать

здесь        физик      друзья      извини

8. Л, Кипр. Читайте, различайте [c] - [з]. Помните. что
перед звонкими согласными
м, н, р, л, в звуки [c] и [з] не
изменяются.

сла - зла  сма - сва   снова - знать
сна - зна  сра - зра  свет - звук

сва - зва                           слово - злой

9. Л, ЮВА, К. Читайте, различайте звуки [б] и [в].
вот-бот       зовут-обут        преподаватель-рубашка
ваш-башня словарь-собака библиотека-правильно

10. К. Читайте слова по ритмическим моделям.

_ _ _   _ _ _ _ _

дружба страна правильно  перерыв преподаватель
завтра тетрадь здравствуйте хорошо
сестра                                          карандаш

11. Читайте глаголы по ритмическим моделям.

53


_ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _

я пишу     он пишет я слушаю     он слушает

ты пишешь мы пишем ты слушаешь мы слушаем

12. Читайте предложения. Обратите внимание на использование ИК-3 перед сопоставительным союзом “а” и соединительным союзом “и”.

1) Я пишý письм о / и слушаю р адио. Я пишý письм о, / а ты

1 п ишешь т екст.


2) Преподавáтель говор ит, а мы слушаем и пишем диктант. Мы п ишем по-р усски. Мы п ишем пр авильно.

13. Читайте диалоги.

1) - Ты сл ушаешь рáдио? 2) - Ты хорошо пишешь по -
- Д а, сл ушаю.                         р ý сски?

-

Н ет, пл охо.

Твёрдый согласный звук [ц]. Буква Цц

Звук [ц] - это сложный звук, аффриката. Чтобы произнести согласный звук [ц], нужно немного приоткрыть передние зубы, слегка растянув губы. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка плотно прижимается к верхним зубам, образуя смычку, как при произнесении взрывного звука [т]. Кончик языка опущен. В следующий момент язык мгновенно отходит от зубов, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, и произносится щелевой звук [c]. Эти элементы артикуляции очень быстро следуют друг за другом, в результате чего получается единый сложный звук [ц].

Помните, что отсутствие полного контакта между языком и зубами в первый момент артикуляции приводит к появлению звука [c] вместо звука [ц]. Если передняя часть языка не отходит от зубов, то вместо [ц] получится звук [т]. Если не будет мгновенного перехода от контакта к щели. то вместо звука [ц]появятся два звука [тс].

54


Звук [ц] во всех позициях глухой и твёрдый. Буква и после ц чита ется, как з в ук [ы], а б уква е - как звук [э]. [Пишем | цы, ци | це '

Читаем | [цы]   [ цэ ]

14. Слушайте.

ца-ац ци-иц центр  концéрт цо-оц це-ец  цирк   стáнция

15. Слушайте, повторяйте. Читайте.
та-са-атсá-атцá-ца                ца-це[э] ца-ац
ту-су-атсý-атцý-цу                цу-ци[ы] цу-уц
ты-сы-атсы-атц ы[ы]-ци[ы]   ци[ы]-це[э] ци[ы]-иц

16. Слушайте, повторяйте. Различайте [т] [т’] [c] [c’] [ц]. та-ца ти-ци[ы] ат-ац ить-иц цирк отéц су-цу се-це[э] ус-уц есь-ец центр

17. Слушайте. Читайте. Различайте звуки [ш], [c], [ц].
ша-са-ца  ши-сы-ци  яйцó- сто что[што]
шо-со-цо шу-су-цу

Редукция безударного гласного е после твёрдого согласного [ц].

Правило редукции № 3 (продолжение). После твёрдого согласного [ц] безударный гласный е произносится как

краткий звук [ыэ]: цена[цыэнá], Солнце[coнцыэ].

18. Читайте слова по ритмическим моделям. помните о
редукции безударного
[е] после [ц].

_ _  _ _        _ _ _ _ _ _

[э]        [ы]                      [э]                [ы]                                                   [ы]

центр цифра концерт станция столица   интонация

[ы]   Солнце цена   улица

цирк

19. Читайте предложения. Обратите внимание на
использование ИК-3 в предложениях с перечислением.

1) Это гóрод Москв а. Это ц ентр. Вот ц ирк. Вот стáнция

55


1 метр о.

2) Это мо я семь я: мо я м ать, мой от ец, мой бр ат, мо я сестр а.

3) Мы много раб отаем: сл ушаем, п ишем и говорим по-р усски

20. Читайте диалоги. Различайте ИК-1, ИК-2.

[ш]

1) - Кт о это?               2) - Чт о это?

- Это мой от ец               - Это стáнция метрó “Юго-

- Кт о он?                         З ападная”.

- Он инжен ер.

21. Читайте диалоги. Различайте ИК-1 и ИК-3.
1) - Это ц ентр?          2) - Это ц ирк?

- Д а, ц ентр.                   - Н ет, это не ц и 1 рк. Это те атр. 3) - Это тв ой отéц? 4*) - Это твой от ец?

- Д а 1, м о 1 й.                   - Н ет, это не от ец, а д ядя.

22*. Составьте диалоги по модели, используя слова: поликлиника - библиотека, тетрадь - словарь, студент -преподаватель, подруга - сестра, магазин - аптека, журнал -газета, музей - школа, отец - дядя.

Модель: Это ц ирк? - Н ет, это не ц ирк, а те атр. Смотрите и пишите:

Мягкий согласный звук [ч’]. Буква Чч

Звук [ ч ’] - это сложный звук, аффриката. Чтобы произнести звук [ч’], нужно слегка выдвинуть вперёд губы, обнажив верхние и нижние зубы. В первый момент артикуляции кончик языка и передняя часть спинки языка плотно прижимаются к альвеолам и началу твёрдого нёба, образуя смычку. Средняя часть спинки языка поднимается, как при артикуляции мягкого [т’]. В следующий момент артикуляции язык отходит от нёба. образуя щель, через которую проходит воздушная струя. Края языка прижаты к боковым зубам. Эти элементы артикуляции очень быстро

56


следуют один за другим, в результате чего образуется единый сложный звук [ч’].

Чтобы не смешивать звук [ч’] со звуком [т’], нужно помнить о различном положении кончика языка: при [ч’] он поднят вверх и прижат к альвеолам и началу твёрдого нёба, а при [т’] - опущен к нижним зубам, в то время как передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам.

Звук [ч’] - глухой и мягкий согласный во всех позициях. после букв ы ч никогда не пишутся б у квы я и ю.

Пишем    I ча I чё, чо   I чу

Читаем  | [ч’a] | [ч’ o]   [ ч ’y]

23. Слушайте.

ча - ач чи - ич чай дочь рýчка чё - оч че - еч час врач учéбник чу - уч

24. Слушайте, повторяйте. Читайте.

[ ч ’] ичи-чи чи-ич чей     áчка  пáчка

ичé-че че-еч  учéбник óчка       тóчка

ичý-чу чу-уч  час      ýчка р ó чка

ичё-чё чё-оч  чай     óчта    пчта

ичá-ча ча-ач  чайник

25. Слушайте, повторяйте. Читайте. Различайте звуки
[т’], [c’], [ц] и [ч’]. Помните, что в отличие от [т'], [c’],
[ц] при произнесении [ч’] кончик языка поднят вверх

ти-чи  тихо-числа  ать-ач  брать- врач

те-че   тело-чей       ить-ич бить-бич

се-че   семь-чем      ось-оч ось-дочь

ци-чи  цифра-чисто ец-еч   отéц-течь

Редукция безударных гласных а,е после мягкого согласного [ч'].

Правило редукции №4. После ч безударные гласные а, е во всех позициях произносятся как краткий звук [и]. Например: чет ыре [читыри], час ы [чисы]. В конечных слогах

57


безударные гласные произносятся отчётливее, чем в других безударных слогах тýча[тýч'ъ].

26. Читайте слова по ритмическим моделям. Помните о
редукции безударных а,е после ч.

_ ´ _   ´ _ __ _ _  ´

чай           ручка  точка     сейчас учебник изучать

очень  чашка    читать четыре

чей           почта  чайник  часы

Пишите:

27. Слушайте, повторяйте. Читайте числительные от 1 до
10 по ритмическим моделям.

2 два              6 шесть         1 один           8 восемь

3 три              7 семь                                       9 девять 5 пять                                      4 четыре          10 десять

28. Читайте предложения. Обратите внимание на ИК-3
перед союзами
“а”, “и”.

Это Ивáн Ив анович и Н ина Ив ановна. Он вр ач. И он а врач.

Это Влад имир Петрович и Тамáра Ив ановна. Он инженер, а

онá вр ач.

29. Слушайте, повторяйте. Читайте.

я-чья [ч’йá]  ю-чью [ч’йý]   ча - чья чу - чью

ё-чьё [ч’йó]  и-чьи [ч’йи] чё - чьё       чи - чьи

Грамматический комментарий. 1)Вопросительные слова чей, чья, чьё, чьи согласуются в роде и числе с существительными так же, как и притяжательные местоимения мой(-я,-ё,-и), твой(-я,-ё,-и), наш(-е,-а,-и),ваш(-е,-а,-и). Например: Чья это книга? Чей это словарь? Чьё это пальто? Чьи это учебники?

30. Читайте вопросы с ИК-2 и ответы с ИК-1. Обратите внимание на согласование вопросительных слов с существительными.

1) - Чь я это книга?                   2) - Ч2 е й это словарь?

- Мо я                                           - М ой.

58


2) - Чь ё 1 это письмо?              4) - Чь и это учебники?

- Мо ё.                                          - Мо и

31 Читайте                                 окончания глаголов. Помните о редукции
безударного
е.

чáю - тáю               чáет - тáет              чáете - тáете

чáешь - тáешь        чáем - тáем            чáют - тáют

32. Читайте глаголы по ритмическим моделям.

_ _ _ _                _ _ _ _   _ _ _ _ _             _____ _ _

я читаю         он читает      я изучаю       он изучает

ты читаешь  мы читаем   ты изучаешь мы изучаем

33. Читайте предложения. Обратите внимание на ИК-3
перед союзом
“и”.

Я изучáю русский яз3 ы к и читáю по-р усски.

Мы изучáем русский яз ык и читáем по-р усски.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.