Оглушение звонких согласных в конце слова. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Оглушение звонких согласных в конце слова.

2022-10-27 30
Оглушение звонких согласных в конце слова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.Ю. Варламова

ВОДНО-ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС

РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ- ИНОСТРАНЦЕВ

Учебное пособие

Москва Издательство Российского университета дружбы народов

2001


Утверждено

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов.

Варламова И. Ю. Водно-фонетический курс русского языка для студентов-иностранцев: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001.

Вводно-фонетический курс представляет собой пособие для занятий по фонетике на начальном этапе изучения русского произношения иностранными студентами-иностранцами из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, арабских стран, Кипра. Курс предназначен для работы в интернациональных группах и построен на основе системы русского языка с учетом произносительных трудностей указанных контингентов учащихся.

Для иностранных студентов подготовительных факультетов.

Подготовлено на кафедре русского языка №1 подготовительного факультета.

©Издательство Российского университета дружбы народов, 2001г.

3


Предисловие

Предлагаемый вводно-фонетический курс предназначен для иностранных студентов, начинающих изучать русский язык, и представляет собой начальный этап элементарного уровня предвузовского обучения.

Цель курса - заложить основы русского произношения. Задачи курса: постановка звуков по методике сознательного управления процессом артикулирования; работа над ударением и редукцией безударных гласных, над ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4; развитие фонетического слуха; овладение техникой чтения элементарного текста; обучение письму (первичные навыки); ознакомление с необходимыми фонетическими знаками.

Решение поставленных задач в рамках ВФК обеспечивает в дальнейшем возможность более быстрого формирования лексико-грамматических навыков.

Курс предназначен для работы в интернациональных группах. В связи с этим отбор фонетического материала и его введение производятся, исходя из фонетической системы русского языка с необходимым учётом трудностей основных контингентов иностранных студентов. Таким образом, в пособии представлены упражнения, как общие для всех, так и упражнения для определённого контингента студентов. Упражнения последнего типа помечены в пособии символами: Аф - для африканцев; Ар - для арабов; Л - для латиноамериканцев; ЮВА - для студентов из Юго-Восточной Азии; Кипр - для киприотов, К – для китайцев.

Данный ВФК разработан на основе «Образовательной программы по русскому языку как иностранному. Предвузовское обучение. Элементарный уровень», М., 2001.

Курс состоит из шести уроков и Приложения, включающего в себя: таблицы твердых-мягких, глухих-звонких согласных; основных значений ИК; словарь лингвистических терминов. Работа по пособию расчитана на 36-48 часов.

Каждый урок содержит: 1) описание артикуляции звуков и её ощутимых моментов; 2) постановочные и тренировочные упражнения, направленные на отработку произношения изучаемых звуков для всех студентов; 3) постановочные и тренировочные упражнения для определённого контингента студентов; 4) упражнения для обучения письму; 5) упражнения для отработки ритмических моделей; 6) упражнения для тренировки слитности чтения; 7) упражнения для отработки основных типов ИК, включающие предложения, микротексты, диалоги; 8) грамматические комментарии; 9) словарь с переводом на английский, испанский и французский языки.

4


Каждый урок, начиная со второго, открывается рубрикой “Повторяем каждый день”, которая содержит упражнения для повторения пройденного на предшествующих занятиях материала. Сначала предлагаются упражнения, общие для всех студентов, далее -упражнения для определённого контингента учащихся.

Материалы и упражнения, предназначенные для дополнительного изучения, отмечены знаком “ * ”.

Лексической основой курса послужил лексический минимум элементарного уровня, представленный в «Образовательной программе по русскому языку как иностранному» 2001г.

Для активного усвоения предлагаются языковые единицы предложений, микротекстов и диалогов. Вся остальная лексика предназначена для пассивного усвоения. Лексика в словарях избыточна, окончательный отбор активной лексики остаётся за преподавателем.

Грамматические комментарии содержат объяснения словоформ, в звуковом облике которых представлены фонетические явления, изучаемые в данном курсе.

Автор пользуется возможностью выразить благодарность к.ф.н. И. М. Суркановой и к.ф.н. М.Б. Будильцевой за помощь, оказанную при подготовке рукописи; а также к.п.н. Н.К. Венедиктовой и к.п.н. Е.В.

способствующие

Сорокиной   за   критические   замечания, совершенствованию данного пособия.


Аа Бб Вв Гг Дд Ее

Ёё Жж

[а] [бэ] [вэ] [гэ] [дэ] [е]

[ё] [жэ]

[зэ] [и]

Зз

Ии

Йй

[и краткое]


Русский алфавит

Кк   [ка]

Лл   [эль]

Мм  [эм]

Нн   [эн]

Оо   [о]

Пп   [пэ]

Рр Сс

Тт Уу Фф

[эр] [эс]

[тэ] [у] [эф]


Хх    [ха]

Цц    [цэ]

Чч    [че]

Шш  [ша]

Щщ  [ща]
Ъъ

(тветдый знак)

Ыы   [ы]
Ьь

(мягкий знак)

Ээ     [э]

Юю  [ю]

Яя    [я]


5


УРОК 1.

Буква и звук. Гласные звуки [а], [у], [o], [и], [э], [ы]. Твердые согласные. Согласные звуки [м], [п], [б], [к], [г], [х], [й]. Глухие и звонкие согласные. Слог. Словесное ударение. Редукция безударных гласных а, о в начале слова и после твёрдых согласных. Буквы я, е, ё, ю в начале слова, после гласных и после букв ъ и ь.

Буква и звук.

При изучении русского языка необходимо различать буквы и звуки. Мы пишем буквы, а произносим звуки. Одна буква в русском языке может обозначать один звук или сочетание звуков. Сочетанию двух букв может соответствовать один звук. Есть буквы (ъ и ь), которые не обозначают звуков.

Из-за отсутствия однозначного соответствия между буквами и звуками для записи произношения слов используется звуковое письмо – фонетическая транскрипция, каждый знак которой соответствует определенному звуку и пишется в квадратных скобках: [ ].

Гласный звук [а]. Буква Аа

При произнесении гласного звука [а] рот широко открыт, кончик языка опущен, лежит за нижними зубами и не касается нижних зубов. Язык занимает плоское положение, т.е. почти такое же положение, как в момент молчания. Губы не округляются и не вытянуты.

1. Слушайте и повторяйте: [a] а-а-а. Смотрите и пишите:

Гласный звук [у]. Буква Уу

При произнесении гласного звука [у] губы сильно вытянуты вперёд и округлены. Весь язык отодвинут назад как можно дальше так, что опущенный кончик языка отходит

6


от нижних зубов. Задняя часть спинки языка высоко поднята к задней части нёба.1

2. Слушайте и повторяйте: [y] у-у-у а-у-а у-а-у.
Смотрите и пишите:

Гласный звук [о]. Буква Оо

При произнесении гласного звука [о] язык отодвинут назад так, что опущенный кончик языка далеко отходит от нижних зубов, но меньше, чем при произнесении [у]. Задняя часть спинки языка поднята к задней части нёба в меньшей степени, чем при произнесении [у]. Губы напряжены, округлены и вытянуты вперёд, но в меньшей степени, чем при [у], гласный [о] более открытый, чем [у].

3. Слушайте и повторяйте. Читайте. Различайте гласные
[о] и [у]:
у-о-у у-у-у о-у-о о-о-о а-о-у у-о-а
Смотрите и пишите:

Гласный звук [и]. Буква Ии

При произнесении гласного звука [и] весь язык сильно продвигается вперёд. Кончик языка опущен и упирается в нижние зубы. Передняя и средняя части спинки языка высоко поднимаются к твёрдому нёбу. Края языка прижаты к верхним боковым зубам. Рот немного открыт, губы растянуты, как при улыбке.

4. Слушайте, повторяйте. Следите за изменением степени
раствора ротовой полости и положением языка.

[и] и-и-и а-и-а и-а-и и-о-и и-у-и и-у-о-а Смотрите и пишите:

Гласный звук [э]. Буква Ээ

При произнесении гласного звука [э] рот открыт шире, чем при [и], но не так широко, как при [а].Губы слегка

1 Вместо термина “мягкое нёбо” здесь и далее используется термин “задняя часть нёба”, чтобы при постановке мягких звуков не было смешения понятий.

7


растянуты. Весь язык продвинут вперёд так, что кончик языка касается основания нижних зубов. Средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу, но в меньшей степени, чем при произнесении [и]. Края языка прижаты к верхним боковым зубам.

5. Слушайте, повторяйте. Прижмите руку к нижней
челюсти и произнесите последовательности звуков, ощущая
изменение раствора рта:
и - э - а а - э - и э - э - э.

6. Слушайте, повторяйте. Читайте. Различайте гласные
[э]-[а], [э]-[и]. Помните, что при произнесении [э] рот
раскрыт шире, чем при [и]:
а-э-а-э э-а-э-а и-э-и-э э-и-э-и
Смотрите и пишите:

Гласный звук [ы]. Буква ы

При произнесении гласного звука [ы] весь язык оттянут назад, как при гласном [у]. Опущенный кончик языка отходит от нижних зубов. Задняя часть спинки языка поднята к задней части нёба, как при гласном [у], но губы не вытянуты и не округлены. Звук [ы] имеет низкий тембр.

7. Слушайте: ы - ы - ы

8. Произносите долгий [у]. Постепенно прекращайте
вытягивание губ вперёд и их округление. Переводите губы в
нейтральное положение, не изменяя положения языка.
Вместо звука [у] должен получиться звук [ы].

у - у - у       ы - ы - ы           у - ы - у - ы

9. Ар, ЮВА, Аф. Слушайте, повторяйте. Различайте [ы]-
[э]. Помните, что при [ы] рот открыт меньше, а язык
напряжён больше, чем при [э]:
э - ы - э - ы   ы - э - ы - э.

10. Слушайте, повторяйте. Читайте. Различайте звуки [ы]-
[и]. Помните, что при [ы] весь язык оттянут назад, кончик
языка отходит от нижних зубов, губы чуть-чуть
выдвигаются вперёд; а при [и] весь язык сильно продвинут

8


вперёд, опущенный кончик языка упирается в нижние зубы,
губы растянуты в улыбке:
и - ы - и - ы        ы - и - ы - и.

11. Читайте.

и-э-а   а-о-ы и-ы-у у-ы-э  о-у-а у-о-ы

ы-э-а   а-о-у  и-ы-о а-ы-э  а-о-у      ы-о-у

Смотрите и пишите:

Слог.

В русском языке каждый гласный звук, изолированный или в сочетании с согласными, образует слог. Например, а, ма, ам, мам – это слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. Например, бум – 1 слог, мама – 2слога. Твёрдые согласные. В русском языке согласные делятся на твёрдые и мягкие. При образовании твёрдых согласных язык отодвигается назад, а задняя часть спинки языка слегка приподнимается. Твёрдые согласные имеют ы-образную окраску. На письме буквы а, о, э, у, ы, ъ указывают на твёрдость предшествующего согласного.

Твёрдый согласный звук [м]. Буква Мм

Чтобы произнести твёрдый согласный звук [м], нужно плотно сомкнуть губы. Опущенный кончик языка немного отходит назад. Губная смычка раскрывается напором воздушной струи. Воздух частично проходит через нос. Звук [м] - носовой звонкий согласный.

12. Слушайте, повторяйте. Читайте.

[м] ма-ам мам мо-ом мом му-ум мум мы-ым мым Смотрите и пишите:

Глухие и звонкие согласные.

Русские согласные делятся на глухие и звонкие. Глухие согласные произносятся без участия голоса, т.е. голосовые связки не напряжены и не вибрируют. Звонкие согласные произносятся с участием голоса, т.е. голосовые связки напряжены и вибрируют. Дрожание голосовых связок легко проверить, если приложить руку к горлу.

9


Большинство согласных образуют пары по признаку глухости-звонкости (см. Приложение).

Твёрдые согласные звуки [п] и [б]. Буквы Пп Бб

Чтобы произнести твёрдые согласные звуки [п] и [б], нужно плотно сомкнуть губы. Опущенный кончик языка немного отходит назад. Губная смычка раскрывается напором воздушной струи. При произнесении глухого [п] воздушная струя сильнее, чем при произнесении звонкого [б]. Звуки [п]-[б] образуют пару по признаку глухости-звонкости.

13. Слушайте, повторяйте, читайте. Помните, что при
произнесении [п] в конце слова напор воздушной струи
прекращается после раскрытия смычки.

[п] па - ап     по - оп       пу - уп     пы-ып-ип

14. Слушайте, повторяйте. Читайте. Помните, что
согласный звук [б] - звонкий.

[б] а-ба а-бо      а - мба - ба     а - мбу - бу

а-бу а-бы   а - мбо - бо   а - мбы - бы

Словесное ударение.

Один из слогов слова произносится с большей силой и длительностью. Этот слог, как и гласный этого слога, называется ударным. Слоги, не имеющие ударения, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах произносятся слабее и короче, чем ударные гласные. 10


Ударение в русском языке разноместное, т.е. не закреплено за каким-то определённым слогом. Надо запоминать место ударения в слове, т.к. изменение места ударения в слове может изменить или разрушить его смысл. Ударение обозначается знаком “ ` “. Например: пáпа, мáма.

16. ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте звуки [ п ] -
[б].Обратите внимание на ударение.

áмба-áба-áпа      абá-апá               бапá ба-пэ

óмба-óба-óпа     абó-апó               бапó бо-пу

ýмба-ýба-ýпа      абý-апý               бапý бу-пы

17. Ар, Л, К. Различайте звуки [п]-[б]. Обратите внимание
на ударение.

па - ба   апá - абá   пабá   áпа - áба

по - бо   апó - абó   пабó  óпа - óба

пу - бу   апý - абý   пабý ýпа - ýба

18. Читайте слова. Следите за ударением: мáма, пáпа, мы .
Смотрите и пишите:

Твёрдые согласные звуки [к] и [г]. Буквы Кк Гг

При произнесении звуков [к] и [г] задняя часть спинки языка плотно прижата к задней части нёба в зоне артикуляции гласных [о], [у]. Опущенный кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя разрывает смычку языка с нёбом. При произнесении глухого [к] воздушная струя сильнее и продолжительнее, чем при произнесении звонкого [г]. Звуки [к]-[г] образуют пару по признаку глухости-звонкости.

19. Слушайте, повторяйте, читайте. Помните, что при
произнесении [к] в конце слова напор воздушной струи
прекращается после раскрытия смычки.

[к] ка - ак - как      ко - ок ку - ук   ык ик

20. ЮВА, Кипр, К. Слушайте, повторяйте. Читайте.
Помните, что согласный звук [г] - звонкий.

а-га а-го а-гу  а-мга-га а-мго-го а-мгу-гу

11


21. Читайте. Различайте звуки [к]-[г].

[г] ка - га      ка - ка - га        га - аг [ак]

го - ог [ок]
ку - гу        ку - гу - ку        гу - уг [ук]

22. ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте звуки [к]-[г].
Помните, что звук [г] - звонкий.

áга-áка                агá-акá                гакá га-кэ

óга - óка             агó-акó               гакó го-ку

ýга - ýка              агý - акý             гакý гу-ко

23. Л. Читайте. Помните, что в интервокальном
положении звук [г] произносится так же, как в начале слова
с плотной смычкой задней части языка и задней части нёба.

го - óга           го - агó

гу - ýга           гу - агý

га - áга            га - агá

Твёрдый согласный звук [х]. Буква Х х

При произнесении твёрдого согласного звука [х] кончик языка опущен, напряжённый язык оттянут назад, как при произнесении звуков [о], [у], [к], [г]. Задняя часть спинки языка поднимается к задней части твёрдого нёба и образует щель, а не смычку (в отличие от звука [к]), через которую проходит сильная воздушная струя. [х] - глухой согласный.

24. Слушайте, повторяйте. Читайте.

[х] у...ху  ку - ху ук - ух ху - ух

ко - хо ок - ох хо - ох ка - ха ак - ах

25. Читайте.

ó ка- ó ха-ух   áка-áха-ах   ук-ух ак-ах кок - мох

ка-ха-ох   и ´ка- и ´ха-их  ок-ох ик-их Смотрите и пишите:

Редукция безударных гласных а, о в начале слова и после твёрдых согласных.

12


Изменение безударных гласных в русском языке называется редукцией.

[ъ] [ъ] [Λ] Мáм а ýх о о бóи

Правило редукции №1. В начале слова и в первом предударном слоге после твёрдых согласных на месте букв а, о без ударения произносится более короткий и менее напряжённый, чем под ударением, звук [а], который обозначается как [Λ]. В других безударных слогах произносится ещё более короткий и закрытый звук, близкий к [ы], обозначаемый знаком [ъ]:

начало 3  2  1 á 1   2

[^]- [ъ]- [ъ]- [Λ]-  [ъ]- [ъ]

ó

26. Слушайте, повторяйте. Читайте. Помните, что
ударные гласные произносятся с большей силой и
длительностью, а на месте букв
а, о без ударения
произносятся краткие звуки [Λ ] и [ъ].

´ [ъ]           [Λ] ´

Ока

как

Согласный звук [й]. Буква Й й

При произнесении согласного звука [й] кончик языка прижат к нижним зубам. Средняя часть спинки языка высоко поднята к средней части твёрдого нёба, выше, чем при произнесении гласного звука [и].

Боковые края языка прижаты к зубам. Голосовые связки вибрируют, воздушная струя сильнее, чем при образовании гласного звука [и].

[й] - звонкий согласный.

27. Слушайте, повторяйте. Читайте. Различайте звуки [и]
- [й]. Помните, что согласный звук [й] произносится более
напряжённо, чем гласный звук [и]. Обратите внимание на
ударение.

и - й - йа áи - ай майá - май  мой-мый-мых и - й - йэ ó и - ой майó - мой  бой-бый-бых

13


и - й - йо ýи - уй май ó - муй  пой-пый-пых и - й - йу ии - ий йий

Буквы я, е, ё, ю в начале слова, после гласных и после

букв ъ и ь.

На месте букв я, е, ё, ю произносятся соответственно два звука я [йа], е [йэ], ё [йо], ю [йу] в позициях:

1) в начале слова: ем [йэм], я [йа]

2) после гласных: мо я [майá]

3)после букв ъ и ь: -мья [м’йа], -бъя- [бйа].

28. Слушайте и повторяйте. Читайте.

я [йа] а - я     я - е я - ё - ю - е ем - ям

ё [йо] о - ё    е - ё я - ю - ё - е ём - юм

ю[йу] у - ю   ё - ю я - е - ё - ю ем - им

е [йэ] э - е     ю - я я - ё - е - ю

Смотрите и пишите:

29. Слушайте, повторяйте. Читайте слова по ритмическим
моделям.

_´ [ъ]         [Λ ] _´           [Λ ] _´ _´ [ ъ ] _´ _´ [ъ]

моя мама мой папа
моё           [Λ] _´ _´ [ъ] _ _ [ъ]

мой                                мои          мои мама и папа

Грамматический комментарий. Я, мы - личные местоимения I лица. Мой, моя, моё, мои - притяжательные местоимения мужского, женского, среднего рода и множественного числа. Например: мой папа, моя мама, моё ухо, мои мама и папа.

Слова урока 1.

and (comparison) y (comparación) et (comparison)

and                 y                    et

how                cómo              comment

мáма               mummy, mother mamá          maman

мой, моя, моё   my, mine       mío, mía, mío, mi mon, ma, le mien,

la mienne

nosotros, nosotras nous

п á па               daddy             papá              papa

I                     yo                  moi je

14


УРОК 2.

Твёрдые согласные звуки [т], [д], [н], [р], [ф], [в]. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкие согласные звуки [ м ’], [п ’], [б’], [ф’], [в’], [к’], [г’], [х’]. Интонация. Интонация простого повествовательного предложения (ИК-)

Повторяем каждый день.

1. Читайте. Различайте звуки [и] - [ы]. Помните, что при
[ы] весь язык отодвинут назад, кончик языка отходит от
нижних зубов, а при [и] весь язык сильно продвинут вперёд,
опущенный кончик языка упирается в нижние зубы, губы
растянуты в улыбке.

ы-и-ы           и-пы          ык-ик-их

и-бы           ып-ип

ым-им

2. Ар, ЮВА, Кипр. Читайте слоги. Различайте звуки [o] -
[y]. Помните, что согласные [п] и [к] в конце слов
произносятся с сильным взрывом и напор воздушной струи
сразу прекращается после раскрытия смычки.

мок-мук  кок-кук   моп-муп  коп-куп
бок-бук   гок-гук боп-буп   гоп-гуп

пок-пук                         поп-пуп

3. Ар, Л. Читайте, различайте звуки [п] - [б]. помните, что
[п] и [б] произносятся одинаково во всех позициях - с
плотной смычкой между губами.

па - ба             апá - абá    пáба

по - бо            апó - абó    пóба

пу - бу            апý - абý    пýба              пу - уп

пы - бы          ап ы - аб ы    п ыба             пы - ып

4. ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте звуки [п] - [б].
Помните, что звук [б] - звонкий.

áмба-мба-áба áба - áпа      бапá              ба - па

óмба-мбо-óба óба - óпа       бапó              бо - по

ýмба-мбу-ýба ýба - ýпа       бапý              бу - пу

15


5. Л, ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте звуки [к] - [г].
Помните, что [г] - звонкий звук и произносится одинаково в
начале слова и между гласными - с полной смычкой между
задней частью спинки языка и задней частью твёрдого нёба.
áка - áга         агá - акá        ка - га

óка - óга        агó - акó        ко - го

ýка - ýга        агý - акý         ку - гу          кму - гму

6. Аф. Читайте. Различайте звуки [х] - [й]. Помните, что
при [х] щель образуется между задней частью спинки языка
и задней частью нёба, а при [й] щель образуется между
средней частью спинки языка и средней частью нёба и весь
язык продвинут вперёд.

май - мах      мой - мох      муй - мух      мый - мых

Твёрдые согласные звуки [т], [д], [н]. Буквы Тт Дд Нн

Чтобы произнести звуки [т], [д], [н], нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к верхним зубам (к внутренней стороне верхних зубов). Кончик языка опущен и касается нижних зубов. Воздушная струя взрывает смычку между передней частью языка и верхними зубами при образовании согласных [т] и [д]. При образовании [н] смычка не взрывается, воздух проходит через нос; [н] -носовой звук. При произнесении глухого [т] воздушная струя сильнее и продолжительнее, чем при произнесении звонкого [д]. Звуки [т]-[д] образуют пару по признаку глухости-звонкости.

7. Слушайте, повторяйте. Читайте. Помните, что звук [н]
- взрывной во всех позициях.

на - ан           но - он          ну - ун          ны-ын-ин

8. Слушайте, повторяйте, читайте. Помните, что при
произнесении [т] в конце слова напор воздушной струи
прекращается после раскрытия смычки.

[т] та-ат то-от-тот ту-ут-тут ты-ыт-ит тэ-эт-это

16


9. ЮВА, Кипр, К. Слушайте, повторяйте. Читайте.
Помните, что звук [д] - звонкий.

[д] а-да  а-нда-да а-ду а-нду-ду

а-до  а-ндо-до а-ды   а-нды-ды

10. Читайте. Различайте звуки [т] - [д].
та-да       та-та-да          да-ад [ат]
то-до      то-до-до   до-од [от]

ту-ду             ту-ду-ту                  ду-уд[ут]

ты-ды     ты-ды-ты

11. ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте [т] - [д].
Помните, что звук [д] - звонкий.

áнда-áда-áта адá-атá датá да-тэ дáта óнда-óда-óта адó-атó датó до-ту тудá ýнда-ýда-ýта  ады-аты даты ду-ты дом

12. Л. Читайте. Помните, что в интервокальном
положении звонкий звук [д] произносится так же, как в
начале слова - с плотной смычкой между передней частью
языка и верхними зубами.

да-адá-когдá                      да-áда-нáдо

ду-ад ó -удá-тудá-кудá      ду- ó да

до-ад                                   до-да - погóда

13. Л. Читайте. Помните, что звонкий звук [н]
произносится одинаково во всех позициях - с плотной
смычкой между передней частью языка и верхними зубами.
на - тна - дна - анá - ан           кна - óкна

но - тно - дно - анó - он         кно - окнó

ну - тну - дну - анý - ун

14. Л. Читайте. Различайте звуки [м] - [н].

мам - ман      мом - мон     мум - мун     мно - мнóго

15. Читайте.

то-ту-ты     тот-тут-ты

до-ду-ды    дом-дум-дым

но-ну-ны Смотрите и пишите:

17


16. Слушайте. Читайте слова по ритмическим моделям.
_   _     _ [ ъ ]               [Λ ]_              [Λ ] _ [ъ]

да дом       дома              потом            погода

ты там

мы тут         много

он банк

Грамматический комментарий. 1) Я, ты, он, она, оно - личные местоимения. 2) В русском языке существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому (в конце слова - твёрдый согласный), женскому (в конце слова -а), среднему ( в конце слова ).

он   дом
онá мáма
онó окнó

17. Читайте слитно словосочетания.

мой дом, мой пáпа     моя мáма         моё окнó

18. Читайте, следите за произношением союза “и” в разных
позициях.

[и]           [и]            [и]               [и]

1) Я и ты, ты и я, мáма и пáпа, онá и он.

[ы]                  [ы]                   [ы]

2) Он и онá, Антóн и Анна, дом и банк.

Интонация.

В русском языке есть 4 основных типа интонационных конструкций – ИК: ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-41. Эти интонационные конструкции (ИК) являются средством различения смысла звучащих предложений.

В ИК, как и в слове, можно выделить предударную, ударную и заударную части. Ударная часть состоит из одного слога и является центром ИК. Движение тона в центре ИК вверх или вниз является главным различительным признаком интонационной конструкции. Предударная и заударная части могут состоять из одного слога, слова и нескольких слов, которые произносятся слитно.

1 Интонационные конструкции (ИК) даны по системе Е.А. Брызгуновой

(см. Русская грамматика. Т.1 М., 1980)

18


Это моя мá ма.

Предударная Центр Заударная
часть                         часть

Слово или словосочетание, выражающее определенную мысль, образует синтагму – интонационно нечленимый речевой отрезок, который произносится с определенным типом ИК. Слова в синтагме читаются слитно. Членение речи на синтагмы называется синтагматическим членением.

Это моя мама / и мой папа.

Твёрдые и мягкие согласные.

В русском языке согласные делятся на твёрдые и мягкие.

При образовании мягких согласных язык продвигается вперёд, а средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу. Мягкие согласные имеют и-образную окраску.

22


Буквы я, е, ё, ю, и, ь указывают на мягкость предшествующего согласного. Например, согласный [м] в сочетаниях: ма, мо, мэ, мы, му, мъ - твёрдый; мя, мё, ме, ми, мю, мь - мягкий.

В фонетической транскрипции мягкость обозначается знаком [’] после согласного: [т’].

Большинство согласных образуют пары по признаку твёрдости – мягкости (см. Приложение стр. 71).

Мягкие согласные звуки [м’], [п’], [б’].

Чтобы произнести мягкие согласные звуки [м’], [п’], [б’] нужно плотно сомкнуть губы, слегка растянув их в стороны, и высоко поднять среднюю часть спинки языка при опущенном к нижним зубам кончике. Необходимо затем продвинуть вперёд поднятую часть спинки языка. Язык принимает положение, как при произнесении звука [и]. Следует запомнить, что для образования мягкого согласного к основной артикуляции необходимо добавить дополнительный подъём и продвижение вперёд средней части спинки языка. Звуки [м] - [м’], [п] - [п’], [б] - [б’] образуют пары по признаку твёрдости - мягкости.

36. Слушайте, повторяйте.

и-ми мя-ме ма-мя áми-амь и-ме ми-мё мэ-ме éми-емь и-мя  ме-ми  мы-ми и´ми-имь мир

37. Слушайте, повторяйте.


и - пи пя - пе па - пя и - пе пи - пе пэ - пе и - пя  пе - пи пы - пи

38. Слушайте, повторяйте.
и-би     бя-бе     ба-бя

и-бе      би-бё   бэ-бе


апи - апь   ыпи - ыпь ёпи - епь   упи - упь ипи - ипь  опи - опь


23


и-бя бе-би бы-би

39. Читайте, различайте [п’] - [б’].

пя-бя бя-пя бя-бя-пя обéд [т] пе-бе бе-пе бе-пе-пе пи-би би-пи би-пи-би

40. Читайте.

[ма]-[м’а]-[м’йа] [мo]-[м’o]-[м’йо] [мy]-[м’y]-[м’йy]

ма - мя - мья           мо - мё - мьё        му - мю - мью

ба - бя - бья          бо - бё - бьё       бу - бю - бью

па - пя - пья          по - пё - пьё       пу - пю - пью

C мотрите и пишите:

Мягкие согласные звуки [ф’], [в’].

При произнесении мягких согласных [ф’], [в’] губы слегка растянуты в стороны, нижняя губа касается верхних зубов, образуя узкую щель, через которую проходит воздушная струя. Весь язык продвинут вперёд так, что кончик языка касается нижних зубов. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдому нёбу, как при произнесении звука [и]. Звуки [ф]-[ф’], [в]-[в’] образуют пары по признаку твёрдости - мягкости.

41. Слушайте, повторяйте.

и-фи   фя-фе фы-фи áфи-афь кóфе и-фе  фи-фё фэ-фе éфи-ефь буфéт и-фё  фе-фи фо-фё и´фи-ифь

42. Слушайте, повторяйте.

и-ви  вя-ве  ва-вя  тви-тве отвéт и-ве  ви-вё  вэ-ве  дви-две и-вя  ве-ви  вы-ви кви-кве

43. Читайте. Различайте [ф’] - [в’].

фи-ви  ви-фи   ви-фи-ви фя-вя-вья фе-ве  ве-фе   ве-фе-фе фе-ве-вье

24


фё-вё   вё-фё вё-вё-фё  фё-вё-вьё

44. Л, ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте звуки [ф’] -
[п’] и [в’] - [б’].

фи-пи-пи фи-пи  ви-би ви-би-би вья-бья фе-фе-пе фе-пе  ве-бе ве-ве-бе  вью-бью фё-пё-фё фё-пё   вё-бё вё-бё-вё  вьё-бьё

45. Ар, ЮВА. Читайте. Различайте звуки [и] - [э].
фи-фе     ви-ве       фи-фе-фе  ви-ве-ви

би-бе       пи-пи-пе   бе-би-бе

ми-ме                              ми-ме-ми

Смотрите и пишите:

46. Читайте слова по ритмическим моделям.

кофе         буфет       комната

обед ответ

Мягкие согласные звуки [к’], [г’].

При произнесении мягких согласных звуков [к’] и [г’] весь язык продвигается вперёд так, что кончик языка прижимается к нижним зубам. Средне-задняя часть спинки языка образует смычку с твёрдым нёбом в более передней части ротовой полости, чем при произнесении соответствующих твёрдых согласных [к] и [г]. Воздушная струя разрывает смычку. Губы слегка растянуты. Звуки [к]-[к’], [г]-[г’] образуют пары по признаку твёрдости -мягкости.

47. Слушайте, повторяйте, читайте.

и - ки   и - ке   ке - ки ки - ке кинó

48. Слушайте, повторяйте, читайте.

и - ги ге - ги   ке - ге   вги - вге гитáра

и - ге ги - ге   ки - ги  фки - фке Смотрите и пишите:

25


Мягкий согласный звук [x’].

При произнесении мягкого согласного звука [x’] весь язык продвигается вперёд так, что кончик языка прижимается к нижним зубам. Средне-задняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и образует щель в более передней части ротовой полости, чем при произнесении соответствующего твёрдого согласного [x]. Губы слегка растянуты. Звуки [x]-[x’] образуют пару по признаку твёрдости - мягкости.

49. Слушайте, повторяйте.

и - хи и - хе ки-хи  ке-хе хе-хи хи-хе химия Смотрите и пишите:

50. Читайте слова по ритмическим моделям.

их   химик кино         химия                  гитара

Грамматический комментарий. Множественное число существительных образуется путём: 1)присоединения окончания к твёрдой основе слов мужского рода; 2) замены окончания женского рода на ; 3)замены окончания ср еднего рода на -а.

-ы -а - -ы -о - -а

буфéт + ы - буфéты гитáра + ы - гитáры окн ó + а   - ó кна


51. Читайте слитно словосочетания.

1) твой обéд - твои ´ обéды; 2) твоя гитáра - твои ´ гитáры; 3)твоё окнó - тво и ´ óкна.

52. Читайте предложения.

х имик.

1) Это буф ет. Вот твой об ед. Вот твой к офе.

2) Это моя к о мната. Тут мой друг В иктор. Он

Слова урока 2.

банк              bank                banco             banque

брат              brother             hermano          frére

бýква             letter                letra                lettre

буфéт             buffet              cantina            buffet

вода              water               agua               l'eau

вот                here is, here are he aquí           voilá, voici
26


 

вы yor

vosotros, Usted es vous

*гитара guitar guitarra guitare
гóрод town,city ciudad ville
грýппа да group, class yes grupo sí groupe oui
два дом two house dos casa deux maison
дóма at home en casa á la maison
друг friend amigo ami
их their, theirs suyos, suyas, sus leur, leurs
кинó cinema cine cinéma, ciné
кóмната room habitación chambre, pièce
кóфе coffee café café
кто who quién qui
много much, many mucho beaucoup
обéд dinner almuerzo déjeuner
окнó window ventana fenêtre
он, онá he, she él ella il, elle
онó it ello, eso

pronom personnel

neutre

reponse

отвéт answer respuesta
парк park parque parc
погода weather tiempo temps
подрýга (girl-)friend amiga amie
потóм then luego, después puis, après
там there allí là, là-bas
твой, твоя,твоё your tu,, tuya, tuyo ton, ta
тут here aquí ici
ты you toi, tu
урóк lesson lección leçon
фóто photograph fotografía photo
химик chemist quimico chimiste
химия chemistry quimica chimie
это this esto, esto es c’est

УРОК 3.

Твёрдые согласные звуки [c], [з], [ш], [ж]. Мягкие согласные звуки [p’], [т’], [д’], [н’]. Редукция безударных гласных я, е после мягких согласных и в начале слова. Интонация вопросительного предложения с вопросительным словом (ИК-2).

27


Повторяем каждый день.

1. Читайте. Различайте твёрдые и мягкие согласные. ма-мя-мья па-пя-пья ба-бя-бья ва-вя-вья фа-фя мо-мё-мьё по-пё-пьё бо-бё-бьё во-вё-вьё фо-фё мы-ми   пы-пи бы-би вы-ви фы-фи

2. Ар, Л, Кипр, К. Читайте. Различайте парные глухие и звонкие согласные.

áмба-áмпа    áба-áпа        абá-апá  ба-па бар-пар

áнва-áнфа    áва-áфа       авá-афá  ва-фа ватт-факт

áнда-áнта     áда-áта         адá-атá  да-та дам-там

áнга-áнка     áга-áка         агá-акá  га-ка гам-Кáма

3. Л, ЮВА, Кипр, К. Читайте. Различайте звуки [п]-[ф],
[б]-[в].

па - па - фа           ба - ба - ва              факт - пакт

по - фо - фо          бо - во - во             фóто - по


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.283 с.