Профилактика возникновения речевой патологии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Профилактика возникновения речевой патологии

2022-11-24 30
Профилактика возникновения речевой патологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Профилактическая работа – это применение совокупности предупредительных мер, направленных на сохранность речевых функций и предотвращение возникновения речевой патологии; в настоящее время становится все более актуальной.

Профилактическую работу можно разделить на 3 формы: первичная, вторичная, третичная.

 

Первичная профилактика – ее цель предупредить возникновение речевой патологии. Основными направлениями работы логопеда, используемыми при проведении первичной профилактики, являются просвещение и устранение возможных факторов риска возникновения речевой патологии.

Основное значение просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить взрослых, связанных с обучением и воспитание детей любого возраста и лиц – потенциальных родителей, с основными закономерностями и условиями правильного речевого развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших исследований в области логопедии, психологии и дефектологии; 3) формировать стремление к получению новых знаний, желание использовать их в развитии речи ребенка и т.п.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, стенды и др. Практически безграничные, но еще мало реализованные на сегодня, возможности для просвещения предоставляет интернет. Использование той или иной формы определяется конкретной ситуацией, аудиторией слушателей в которой проводится этот вид работы.

Профилактическая работа, направленная на устранение факторов риска, начинается еще до рождения ребенка и предполагает создание для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, после рождения ребенка – это психолого-педагогическое просвещение молодых родителей. Профилактика после рождения ребенка – это еще и целый комплекс пропедевтических мероприятий, в который входят ранняя диагностика отклонений психофизического развития, с этой целью проводится массовая диспансеризация детей, когда кроме профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет – стоматологом, в 3-5 лет – теми же специалистами и логопедом и др. Это позволяет осуществлять раннюю диагностику нарушений психомоторного развития, а также симптомы мозговой недостаточности, вызванные действием биологических и социально-педагогических патогенных факторов на внутриутробном, пери- и постнатальном периодах жизни ребенка. В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов. Ранняя коррекционно-педагогическая работа, проводимая с первых дней жизни такого ребенка, позволит во многом предотвратить задержку формирования речевых и других функций.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается и на мерах социального, педагогического и психологического предупреждения расстройств психических функций, к которым относится оказание влияния на неправильное воспитание:

1. Гипоопека, которая может создать условия для формирования патологического развития личности по типу психической неустойчивости, что часто приводит к замедлению речевого развития ребенка.

2. Гиперопека, которая может создать условия для формирования эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям и трудовой деятельности, что также приводит к нарушению хода речевого развития вследствие ограничения самостоятельной познавательной деятельности и отсутствия необходимости использовать речь как средства достижения цели, поскольку взрослые исполняют желания ребенка сразу же, как только они возникнут.

3. Преобладание авторитарного или жестокого обращения может создать условия для формирования невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности, что может приводить к нарушениям речи по типу заикания или мутизма.

Первичная профилактика проводится в течение всего жизненного периода человека. Наиболее частой причиной возникновения нарушений речи взрослых людей становится острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт). К основным мероприятиям первичной профилактики относятся: контроль артериального давления, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний и др. Таким образом необходимость проведения превентивных мер по предупреждению возникновения нарушений речи необходима на протяжении всей жизни человека.

 

Вторичная профилактика – проводится при имеющемся нарушении речевой деятельности, ее цель предупредить возникновение новых симптомов внутри имеющегося синдрома речевой патологии. Основными направлениями работы логопеда, используемыми при проведении вторичной профилактики, являются:

1) предупреждение дальнейшего развития речевой патологии, т.е. появления новых форм нарушения речи на основе уже имеющихся, например, на основе тахилалии может возникнуть заикание;

2) предупреждение вторичных нарушений речи и нервно-психической сферы личности, например, при имеющемся нарушении фонетико-фонематической стороны речи могут появиться симптомы нарушения лексико-грамматической стороны речи, нарушения фонематического слуха часто ведут к недостаткам овладения навыком письма и чтения;

3) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы.

Для проведения вторичной профилактики используются следующие виды работы:

-раннее выявление нарушений речи и всестороннее обследование ребенка с речевой патологией, на основе обследования – организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия;

-проведение системы игр и упражнений, направленных на развитие компонентов речевой системы, которые могут быть нарушены вторично, на основе первичных симптомов, например, из-за нарушений звукопроизношения и уменьшения объема общения и, соответственно, сокращение использования усваиваемых в этом возрасте грамматических категорий, овладение ими может запаздывать;

-также можно говорить и о психотерапевтическом компоненте во вторичной профилактике, который направлен на раннее выявление и предупреждение психологических осложнений в виде личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта и страх речи;

-следующие мероприятия, относящиеся ко вторичной профилактике, связаны с работой, направленной на предупреждение возникновения вторичных когнитивных расстройств, при имеющихся системных нарушениях речи, что может происходить по причине тесной взаимосвязи речи и мышления, или сужением представлений об окружающем мире, обеднением эмоций и др.

    Третичная профилактика – она имеет следующие цели:

-предупреждение возвращения устраненной речевой патологии, склонной рецидивировать, это заикание, афазия, артикуляторные расстройства и т.д.;

-проведение социально-трудовой адаптации лиц с речевой патологией.

Основными направлениями работы логопеда, используемыми при проведении третичной профилактики, являются:

длительно проводимая поддерживающая логопедическая работа, которая имеет своей целью доведение нового способа говорения (без речевых ошибок) до устойчивого самостоятельного навыка;

    профессиональная ориентация и обучение лиц с нарушениями речевой деятельности, который строится на всестороннем учете личностных возможностей и интересов каждого ребенка, так как некоторые дефекты речи могут ограничивать возможности выбора профессии. Для проведения третичной профилактики, кроме работы логопеда, используются центры психолого-медико-педагогической реабилитации, работа педагогов школ и др.

Вопросы:

 

1. Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.

2. Выделите задачи всех форм профилактики в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Расскажите об оказании профилактической логопедической помощи взрослому населению.

4. Опишите систему профилактики нервно-психических нарушений у детей, являющуюся основой для предупреждения речевой патологии.

5. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы.

6. Раскройте направления, формы и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.

7. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.