Связь логопедии с другими науками. Методология логопедии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Связь логопедии с другими науками. Методология логопедии

2022-11-24 39
Связь логопедии с другими науками. Методология логопедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевая патология – междисциплинарная область знаний. Логопедия – один из разделов междисциплинарной области знаний о патологии речевой деятельности, в тесной связи с другими науками логопедия изучает, предупреждает и устраняет речевые дефекты, но в психолого-педагогическом аспекте. Структура логопедии разносоставна, следовательно, невозможно этот предмет изучать средствами одной науки, изучение предмета требует участия многих наук.

Традиционно связи логопедии делят на внутрисистемные и межсистемные. Внутрисистемные: представлены науками

психологического цикла – психология общая, возрастная, специальная, психодиагностика, речи, инженерная, медицинская и др.;

педагогического цикла – общая, дошкольная, школьная, специальная педагогика и др.

Межсистемные связи логопедии с другими науками, представлены:

науками биологического цикла – генетика, биохимия, биофизика, физиология, физиология ЦНС, медицина, невропатология, психиатрия, оториноларингология и др.;

науками лингвистическогоцикла – языкознание, фонетика, грамматика, психолингвистика, ТРД, семиотика, семантика и др.;

науками техническогоцикла – технические, математические, химические, информатикам и др.

Есть и другая классификация наук, с которыми связана логопедия:

- 1-я группа – науки, изучающие строение и функционирование системы в норме и при нарушении;

- 2-я группа – науки, предупреждающие, выявляющие и устраняющие речевую патологию.

 

В философском энциклопедическом словаре методология определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Исходя из этого определения можно обозначить методологиюлогопедии как научные принципы, на основе которых строится данная наука.

Методология логопедии состоит из 3 взаимосвязанных разделов.

1. Мировоззренческой базой логопедии является философия, она не дает ответов на практические вопросы, общий философский подход позволяет объяснить способ познания явлений действительности.

Один из этих аспектов состоит в том, что логопедия, как и другие науки, заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи философии, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и перевоспитания, понять сущность развития патологии и разрабатывать теоретические основы ее коррекции. Философские идеи и законы, выполняют важную методологическую роль в рассмотрении явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений, в процессе разработки теории науки, помогая в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений.

Например, законы философии и их интерпретация в логопедии:

Закон перехода количества в качество, он действует как в положительном (количество проделанных упражнение – переводит в новое качество говорения и др.), так и в отрицательном (увеличение количества симптомов приводят к возникновению синдрома – нового более тяжелого нарушения речи) проявлениях.

    Закон отрицания отрицания. Он также действует как в положительном (появление симптомов речевой патологии является отрицанием нормального развития речи, при проведении коррекционной работы и устранении симптомов возникает новый способ говорения, который уже является отрицанием нарушенного говорения, таким образом возникает отрицание отрицания), так и в отрицательном (в случаях отсутствия коррекционной работы новый, более худший вариант говорения так же является отрицанием отрицания) проявлениях.

    Закон единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба существуют в каждом явлении, причина развития, внутренний источник движения, которое, как и закон отрицания отрицания, действует в двух направлениях: положительном и отрицательном. Сначала попробуем определить противоположности, в логопедии это может быть нарушение речи возникает в результате взаимодействия противоположностей: повреждающего фактора и защитных сил организма, нарушение речи и норма, возбуждение и торможение в нервных клетках и др.Основным же противоречием можно назвать необходимость исправить нарушение речи и реальной возможностью, это противоречие двигает логопедию вперед, заставляет ее развиваться. Единство предполагает наличие противоположностей в одном процессе, то есть устойчивое взаимодействие определенных явлений и процессов, а борьба– изменение, возникающее в результате их взаимодействия. В философии выделяют различные виды борьбы, на наш взгляд, в логопедии чаще происходят следующие:

- борьба, где одна из сторон одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется, и является стимулом для дальнейшей борьбы (волнообразное течение речевой патологии, стр. 47);

- борьба, где происходит постоянное соревнование, и каждая из противоположностей «догоняет» и переходит на более качественную ступень, что также является стимулом для дальнейшей борьбы (процесс коррекции речевой патологии);

- антагонистическая борьба, когда может выжить за счет полного уничтожения другой (полное исправление нарушений речи).

    Результат борьбы – изменение (движение вверх или вниз, в логопедии – улучшение и ухудшение состояния речи). Противоречия не исчезают, меняется состояние их взаимодействия, которые также можно разделить на гармонию (когда противоречия составляют единство и тождество, конфликт (противоречие).

 

Таким образом, философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки теории логопедии, помогая исследователям в определении исходных позиций при изучении основополагающих вопросов логопедии.

2. Методология наук, с которыми связана логопедия.Один из аспектов состоит в том, что логопедия заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и перевоспитания речи при ее нарушении и разрабатывать теоретические основы.Например, это идеи педагогики – науки об обучении и воспитании; психологии – науки о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей; физиологии – науке об условнорефлекторной деятельности, раскрывающей научные основы изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения;медицина – это наука о лечении и предупреждении болезней и т.д.

3. Методология самой логопедии. Методологии других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных научных проблем в логопедии. Например, наука об обучении и воспитании интерпретируется в логопедии в вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека перерабатывается в логопедии в решение вопросов развития и функционирования речевой деятельности в норме и при патологии, наука об условнорефлекторной деятельноститрансформируется в решение вопросов динамической локализации речевой функции и с формирования речевых умений, навыков; наука о лечении и предупреждении болезней – в учение о предупреждении и коррекции нарушений речевой деятельности.

Вторым аспектом связи логопедии с другими науками является твор­ческое использование их методов исследования.В частности, расширению методов экспериментального исследования при изучении логопедических явлений во многом способствуют такие науки, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Таким образом, в логопедии происходит творческая переработка идей наук, тесно связанных с логопедией, что особенно большое значение имеет в настоящее время, когда человековедение, по справедливому замечанию известного психолога Б.Г. Ананьева, превращается в одну из генеральных проблем современной науки.

 

Вопросы:

1. Проанализируйте связь логопедии с другими науками.

2. Раскройте взаимодействие законов единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицанияв логопедии.

3. Повторите теорию познания в философии и раскройте ее значение для логопедии.

Методы логопедии как науки

 

Логопедия заимствует методы познания объекта и предмета из сферы других наук о человеке и создает свои методы. Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов.

В логопедии можно выделить несколько групп методов:

1. Организационные – сравнение, изучение в динамике, комплексный;

2. Эмпирические – педагогическое наблюдение, наблюдение, эксперимент (лабораторный, формирующий, психолого-педагогический), психодиагностические методы (тесты, анкеты, исследовательская беседа, беседы), социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), биографические (сбор и анализ анамнеза) изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

3. Методы математической статистики – количественный и качественный анализ полученных данных;

4. Интерпретационные – истолкование, объяснение полученных данных; способы теоретического исследования – анализ литературных источников: изучение и обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей изучение медицинской, психологической и лингвистической литературы.

Вопросы:

 

Выбор и использование того или иного метода зависит от характера изучаемого речевого нарушения, содержания, целей и задач научного исследования, этапа коррекционно-логопедического воздействия, возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка и другого. Докажите это на примерах

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.